ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБВОДОВ КОРПУСА/font size>


§ 6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБВОДОВ КОРПУСА

Теоретический чертеж. После того как главные размерения и водоизмещение определены, приступают к проектированию обводов модели — к вычерчиванию теоретического чертежа. Так как от обводов подводной части судна зависят его главные свойства — сопротивление движению, остойчивость, качка и другие, теоретический чертеж является одним из главных судостроительных чертежей. При вычерчивании теоретического чертежа модели необходимо помнить главное условие, а именно: объем подводной части корпуса (от киля до КВЛ) должен быть равен выбранному объемному водоизмещению модели. Если это условие не будет выполнено, то осадка построенной модели будет отличаться от заранее определенной расчетом осадки.

Теория корабля вместе с многовековым опытом судостроения разработала наиболее подходящие для различных судов типы обводов. Поэтому при вычерчивании теоретического чертежа модели следует стремиться воспроизводить обводы существующих судов, для чего необходимо подобрать подходящие примеры (прототипы).

Теоретический чертеж строится по правилам проекционного черчения и представляет собой три вида, (три проекции) с сечениями корпуса судна: вид сбоку, вид сверху и вид с кормы (сзади).

Вид сверху вычерчивается под видом сбоку, а вид с кормы — справа от вила сбоку. Нид сбоку носит название «бок?, вид

— fiO —

сверху — «полуширотавид с кормы — «корпус». На рис. 36 показано расположение проекций на теоретическом чертеже.

Вычерчивание теоретического чертежа начинают с разбивки (вычерчивания) сетки (рис. 37). На горизонтальной линии, назы-

ьик

( ВИД СБОИ!/)

ПОЛУШИР0ТА

(ВИД СВЕРКУ)

Рас. 36, Расположение проекций на теоретическом

чертеже

СЕТКА ДЛЯ БОКА

ДЛЯ КОРПУСА

СЕТКА ДЛЯ ПОЛУШИРОТЫ

10 9 8 7 6

ПЛОСКОСТИ Б (СТО НС О В

X

4 3 2}

ДИАМЕТРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ

Рис. 37. Сетка для теоретического чертежа

шаемой основной линией, откладывают в выбранном масштабе рас-^ четную длину модели L и делят ее па десять равных частей. Перпендикулярно к основной линии па вертикали откладывают величину осадки Т и делят ее горизонталями на три—четыре равные части. Выше горизонтальной линии, проведенной на уровне осадки Г, надо провести две — три дополнительные горизонтальные линии для вычерчивания надводной части корпуса. Верхняя из них

Теоретический чертеж модели следует чертить в масштабе 1: 1 или 1 ; 2.

- 61 -

может быть проведена на высоте борта Н. Затем проводят вертикальные линии через все одиннадцать делений «основной линии» и горизонтальные — через все деления вертикальной линии, чем заканчивают разбивку сетки для вычерчивания проекции «бок».

Для вычерчивания сетки проекции «корпус» расчетную ширину модели делят вертикальными прямыми на четыре или шесть равных частей. По высоте сетку разбивают так же, как и сетку для проекции «бок».

Так как все суда симметричны по ширине, то на проекции «полуширота» вычерчивают лишь одну половину (по ширине) судна. Поэтому при вычерчивании сетки для проекции «полу-широта» по вертикали от диаметральной плоскости отклады-

„ В

ваюг половину расчетной ширины модели и делят ее горизонтальными прямыми на дае или три равные части соответственно делениям сетки «корпуса».

Сетки для теоретического чертежа должны быть вычерчены очень точно; вертикальные и горизонтальные линии должны быть строго перпендикулярны друг к другу. Расстояния между вертикальными линиями сетки «бока» должны быть равны не только друг другу, по и расстояниям между вертикальными линиями сетки для «полушироты». Расстояния между горизонтальными линиями сетки «бока» должны быть точно равны тем иге расстояниям на сетке для «корпуса». Расстояния между горизонтальными линиями сетки для «полупшроты» должны быть точно равны расстояниям между вертикальными линиями на сетке для «корпуса».

После вычерчивания сеток все нанесенные линии нумеруются, как это показано на рис. 37. Проверив сетки, можно приступить к вычерчиванию на них обводов. . Вычерчивание обводов надо начинать с вычерчивания продольного очертания (контура) корпуса на сетке «бока» (рис. 38). Это очертание

БОК КОРПУС

Рис. 38. Вычерчивание нулевого батокса, мидель-шпангоута и КВЛ

- 62 -

' называется сечением по диаметральной плоскости или нулевым батоксом и располагается носом вправо. Кроме нулевого батокса, на этой же проекции надо показать линию пересечения борта с палубой (бортовую линию) и линию фальшборта.

Для вычерчивания нулевого батокса надо пользоваться подходящими образцами. На рис. 39 и 40 приведены носовые и кормовые очертания пулевого батокса различных типов судов. Основное, на что следует Обратить внимание при вычерчивании нулевого батокса, это то, чтобы очертания его оконечностей проходили точно через соответствующие точки пересечения конструктивной ватерлинии (КВЛ) с носовым и кормовым перпендикулярами.

После вычерчивания нулевого батокса на сетке для «полу-широты» надо вычертить конструктивную ватерлинию — контур корпуса на уровне воды. Для вычерчивания КВЛ также надо пользоваться подходящими образцами. На рис. 41, а и б показаны примеры носовых и кормовых очертаний конструктивных ватерлиний некоторых типов судов. При вычерчивании КВЛ следует помнить, что ее крайняя носовая и кормовая точки должны точно находиться у делений 0 и 10 (у носового и кормового ; перпендикуляров). Перенеся с проекции «бок» крайние точки палубы и фальшборта на проекции «пол уши рота», надо наметить Очертания фальшборта и палубы.

После того как КВЛ вычерчена, на сетке для проекции «корпус» надо вычертить контур средней части корпуса, наиболее широкий. Этот контур называют теоретическим мидель-шпангоутом. Для вычерчивания мидель-шпангоута надо пользоваться подходящими образцами. На рис. 42 и 42а приведены примеры мидель-шпангоутов и других шпангоутов для судов различных типов.

На мидель-шпангоут^ надо показать высоту фальшборта и точки пересечения палубы с мидель-шпангоутом.

При вычерчивании мидель-шпангоута надо следить за гем, чтобы он был симметричен и чтобы высота борта и фальш-борта соответствовала бортовой линии и линии фальшборта на проекции «бок» (на шпангоуте 5).

Все три контура, которые мы вычертили — нулевой батокс, конструктивная ватерлиния и мидель-шпангоут,— для построенного уже судна представляют собой три очертания, которые могут быть получены рассечением - корпуса по трем взаимно перпендикулярным плоскостям: нулевой батокс — рассечением по продольной вертикальной плоскости, проходящей посередине ширины судна и называемой диаметральной плоскостью (ДП); конструктивная ватерлиния — рассечением по горизонтальной плоскости, проходящей на уровне воды; мидель-шпангоут — рассечением по вертикальной поперечной плоскости, проходящей посередине длины судна (рис. 43).

- 63

Рис, 39. Носовые очертания судов («бок») ,

і — грузовое судно; 2 — грузовое судно; 3 — грузовое суяно; 4 — грузо-пассажирское судно; 5 — пассажирское суяно; 6 — пассажирское судно; 7 — морской буксир; 8 — морской буксир; 9— ледокол 10 — ледокол „Ермак“; 11 — рыболовный траулер; 12 — китобойное суяно; 13 — зверобойное судно; 14 — речное пассажирское судно; 15 ~ пассажирский экспресс канала имени Москвы; 16 — буксирно-грузовое рейдовое речное судно; 17 — речной винтовой буксир; /5 — баржа несамоходная; 19 — речная баржа— ложкообразный нос; 20 — подводная лодка; 21 — эсминец; 22 — торпедный катер; 23 — торпедный катер; 24 — линкор; 25 — линкор; 26 — линкор; 27 — авианосец; 28 — авианосец; 29 — крейсер; 30— крейсер; 31 — парусное судно; 32 — парусная яхта — ложкообразный нос; 33 — парусная яхта — ложкообразный нос; 34 — парусная яхта — клипперский штевень; 35 — моторная яхта

64 —

Рис. 40. Кормовые очертания («бок»):

1 — грузовое судно (двухвинтовое); 2 — грузовое судно (двухвинтовое); 3 — малое грузовое су,то; 4 — грузо-пассажирское судно: 5 — грузо-пассажирское •судно; 6 - одновинтовое пассажирское судно; 7 — двухвинтовое пассажирское судно; 8- двухвииювие пассажирское судно; 9 — пассажирское судно; }0 — ледокол; 11 - ледокол; 12— буксирное судно; 73— морской буксир; 14 — речной буксир; 16 — речной буксир, 16 — пассажир: кое рейдовое судно; 17 — речное тоннельное судно; 73 — пассажирский экспресс канала имени Москвы; 19 — речное тоннельное грузовое судно. 20 - рыболовный траулер; 21 - китобойное судно; 22 — зверобойное судно; 23— подводная лодка; 24 — подводная лодка; 25— авианосец: 23— авианосец; 27 — линкор; 28 — линкор; 29— килевая варусцая яхта; 31 — эсминец; 32 — торпедный катер

Морской моделизм

65 —

Рис. 41. Примеры горизонтальных очертаний КВ Л, палубы фальшборта:

слева — носовые; справа — кормовые

1 ГРУЗОВОЕ СУДНО

ГРУЗОВОЕ СУДНО

ФА ЛЬШБОРТ-^^-^-- ' -1

ПАЛУБА^^в^^---7

Н8Л (

ПАССАЖИРСКОЕ СУДНО

ПАССАЖИРСКОЕ СУДНО

ПАЛУБА --І

РЕЧНОЙ БУН СИР

КРЕЙСЕР С ТРАНЦЕВОЙ КОРМОЙ

ФАЛЬШ50^___^^^ і.—-j

ПАЛУБА }

у<ЙЙ<Йквл )

/у Л-нвл і

((ПАЛУБА /_ )

1---------і

ЛИНКОР

ПАРУСНАЯ ЯХТА

ПАЛУБА -----1

As^KSB ^

, ^

ПАРУСНАЯ ЯХТА

ПАРУСНОЕ СУДНО 1

ПАЛУ5А-\___——^ ?

ФАЛЬШБОРТК^^^^-!

ҐАсту<^

І

ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР

Рис. 42. Примеры очертаний теоретических шпангоутов

5*

— 67 —

ЛЕДОКОЛ

ПАССАЖИРСКОЕ

РЫБОЛОВНЫЙ

ПАССАЖИРСКОЕ

ГРУЗОВОЕ

РЕЧНОЙ ДВУХВИНТОВОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ЭКСПРЕСС

Рас, 42а. Примеры очертаний теоретических шпангоутов

Для того чтобы достаточно полно изобразить обаоды корпуса, этих трех сечений, недостаточно. Необходимо аычертигь еще несколько сечений корпуса по горизонтальным и вертикальным (продольным и поперечным) плоскостям.

Сетка теоретического чертежа (рис. 37) и представляет собой следы плоскостей, по которым рассекают корпус, чтобы получить нужные сечения. Линии (контуры), получаемые при сечении корпуса по продольным вертикальным плоскостям, параллельным диаметральной плоскости, называются б а-токсами (рис. 44, а); на проекции «бок» эти линии изо-

- 68 -

Сражаются кривыми. Рассекая корпус по плоскостям, параллельным КВЛ (выше и ниже ее), получим сечения, называемые ватерлиниями (рис. 44, б), а рассекая поперечными вертикальными плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута, получим теоретические шпангоуты (рис. 44, в).

После того как нулевой батокс, КВЛ и мидель-шпангоут вычерчены, вычерчивание теоретического чертежа можно Про-

Рас. 43. Три воображаемые взаимно перпендикулярные плоскости, рассекающие корпус судна

изводить в следующем порядке. На проекции «корпус» вычерчиваются от руки, на глаз, по соответствующему образцу все шпангоуты. Так как шпангоуты симметричны относительно диаметральной плоскости, то достаточно вычертить лишь одну половину (одну ветвь) каждого из них. В правой половине сетки «корпус» вычерчивают носовые шпангоуты (0—5), а в левой—кормовые (5—10). Для вычерчивания шпангоутов можно пользоваться примерами, приведенными на рис. 42. Па проекции «полуширота» вычерчивается одна из ватерлиний, лежащих ниже КВЛ. На проекции «бок» вычерчивается один из батоксов, лежащих в плоскости, расположенной между диаметральной плоскостью и бортом. Затем вычерчиваются остальные ватерлинии и батоксы.

При вычерчивании шпангоутов надо помнить, что ширина каждого шпангоута на высоте, равной осадке Т, должна быть равна ширине КВЛ на соответствующем шпангоуте (на проекции «полуширота»), а наиболее высокая и наиболее низкая точки шпангоута должны соответствовать очертанию нулевого батокса иа проекции «бок».

Наметив на КВЛ (на проекции «корпус») ширину шпангоута, а на диаметральной плоскости — его наиболее низкую точку, рисуют на глаз, придерживаясь образца, весь шпангоут, а затем на нем отмечают его наиболее высокую точку,

— 69 -

Рас. 44. Образование теоретических батоксов, ватерлиний, шпангоутов: а — образование батоксоз; б — образование ватерлиний; в — образование шпангоутов

- 70 -

перенося ее с проекции «бок» (с бортовой линии или фальшборта). После этого верхние точки шпангоутов по борту (по •точкам притыкания палубы) н по фальшборту на проекции «корпус» соединяют между собой плавными кривыми; эти кривые — линии борта и фальшборта. При вычерчивании первого варианта шпангоутов не следует чертить их жирно, так как их придется еще несколько раз изменять.

После %ого как все шпангоуты вычерчены и их ширина и высота согласованы с КВЛ и нулевым батоксом, можно перейти к вычерчиванию на проекции «полуширота» ватерлиний. Для этого переносят с проекции «корпус» на проекцию «полуширота» точки пересечения шпангоутов с одной из ватерлиний и соединяют их между собой плавной кривой. На рис. 45 показано построение одной Из ватерлиний. Если построенная таким образом ватерлиния окажется плавной, можно перейти к построению одного из батоксов. Если же ^ватерлиния имеет впадины или горбы, то надо их выправить, а затем соответствующим образом перенести эти исправления іиа проекцию «корпус», изменяя очертания шпангоутов. При этом ширина шпангоутов по КВЛ не должна изменяться. Точно так же поступают для точного построения па полуши-роте линии пересечения палубы с бортом,

После исправлений ватерлиний и шпангоутов на проекции «бок» надо вычертить один из батоксов. Для этого с проекции «корпус» на проекцию «бок» переносят точки пересечения всех шпангоутов с вертикальной линией — плоскостью одного •из батоксов. На рис. 46 показано построение батокса Б2.

Полученные на проекции «бок» точки, относящиеся к одному батоксу, соединяют плавной кривой. Если кривая окажется неплавной, то ее надо исправить и соответствующие исправления внести в шпангоуты на проекции «корпус». Исправляя неплавности шпангоутов, надо стремиться делать

БОК КОРПУС

- 71 —

это так, чтобы не смещать точек пересечения шпангоутов с ватерлиниями. В противном случае надо вносить соответствующие изменения и в ватерлинию, ранее вычерченную иа пол у ши роте.

После того как построенный на «боке» батокс и построенная на «полушироте» ватерлиния станут плавными и будут согласованы со шпангоутами, надо проверить, согласованы ли между собой точки пересечения ватерлиний (на полушироте) с плоскостью батокса. Эти точки должны находиться на Одной

БОК КОРПУС

Рис, 46. Построение батоксов

вертикали с точками пересечения батокса (на боке) с плоскостью, соответствующей ватерлинии (рис. 46). После того как шпангоуты, батокс и ватерлиния будут согласованы между собой, надо перейти к построению остальных ватерлиний и батоксов.

Если расположение точек пересечения кривых линий с прямыми на одной проекции не соответствует расположению соответствующих точек на двух других проекциях, то корпус будет иметь вмятины или горбы. Теоретический чертеж считается законченным в том случае, если все точки пересечения строго согласованы между собой.

Вспомогательные пунктирные линии, проведенные на рис. 38, 45, 46, нужны лишь для пояснения. При вычерчивании теоретических чертежей эти линии не проводятся, а перенесение точек пересечений производится с помощью чертежного измерителя. Например: на проекции «корпус» на высоте ВЛЗ измеряется расстояние от диаметральной плоскости до шпангоута 8. Измеренное расстояние откладывается на проекции «полуширота» от диаметральной плоскости вверх по линии шпангоута 8. Точкй пересечения носовых шпангоутов с ватерлиниями с проекции «корпус» переносят на проекцию «полуширота» тем же способом, что и точки пересечения кормовых шпангоутов, не вычерчивая построения, показанного на рис. 45„

— 72 -

На рис. 47 показан законченный теоретический чертеж пассажирского судна.

Чтобы добиться плавности кривых на всех трех проекциях, надо затратить немало усилий и времени. Однако без этого нельзя создать хороший теоретический чертеж.

Коэффициенты полноты мидель-шпангоута и КВЛ. Приведем теперь несколько приемов, ускоряющих и облегчающих построение ' теоретического чертежа.

; Эти приемы помогают выполнить основное условие, а именно: объем подгодной части модели должен соответствовать заданному водоизмещению. ' &

Из рис. 48 видно, что если заданы ширина и осадка; то можно начертить более «полный» или менее «полный» мидель-шпангоут.Площадь подводной части каждого из двух шпангоутов, показанных на рис. 48,

- равна некоторой части Площади прямоугольника со сторонами В и Г;

Площадь шпангоута I Занимает ббльшую, а площадь шпангоута // меньшую часть площади Прямоугольника. Число,

Которое показывает, казн у ю долю от п л о ща -Ди прямоугольника В-Т ' Представляет собой площадь данного мидель-Шпангоута, называют коэффициентом полноты

- 73 -

ПОЛУШИРОТД

Рис- 47. Пример теоретического чертежа

мидель-шпангоута и обозначают греческой буквой р (бэта). Иначе говоря, коэффициентом полноты площади мидель-шпангоута называется отношение п пощади мидель-шпангоута (его подводной, части) к площади прямоугольника В‘Т (рис. 49).

р ПЛ.&*

р ЇШ.В-Т *

-Практика судостроения выработала значения коэффициентов •полноты мидель-шпангоута для различных типов судов. Некоторые из них приведены в табл. 8.

Таблица 8

Значения коэффициентов полноты площади мидель-шпангоута для различных типов судов

Значение р

Типы судов (кораблей)

от

ДО

Линкоры.............

0,95

1,00

Крейсера.............

0,72

1,00

Эсминцы .............

0,72

0,80

Канонерские лодки ........

0.88

0,90

Большие пассажирские.......

0,95

0,96

Средние и малые пассажирские . .

0,85

0,96

Большие грузо-пассажирские ....

0,95

0,98

Большие грузовые.........

0,95

0,98

Средние грузовые .........

0,96

0,98

Речные -пассажирские.......

0,98

0,998

Винтовые буксиры.........

0,79

0,92

Ледоколы.............

0,80

0,83

Рыболовные............

0,77

0,83

.Парусные грузовые........

0,70

0,94



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть онлайн в хорошем качестве
Дама с попугаем онлайн в хорошем качестве
Опасно для жизни! онлайн в хорошем качестве