ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ КОРПУСА


§ 10. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ КОРПУСА

Построением строевой по шпангоутам заканчивается основная часть проектирования корпуса модели, включающая определение главных размерений, вычерчивание теоретического чертежа и вычисление водоизмещения. Напомним последовательность действий, о которых говорилось до Снх пор.

1. Составляем техническое задание (см. стр. 45).

2. Выбираем главные размерения L, б, Т, Н. Если они в задании не указаны, то выбираем их по табл. 6 (см. стр. 51).

Если главные размерения даны для корабля (например, для постройки модели — ко-пии соответствующего корабля), то пересчитываем их на модель по закону механического подобия (см. стр. 57).

3. Определяем со а о изменение модели в первом Приближении по формуле V = L-В- Т-Ь; о выбираем по табл. 7 (см. стр. 56).

Если водоизмещение корабля задано, то пересчитываем его на модель по закону механического подобия (см. стр. 54).

- 89 —

4. Выбираем значение коэффициента полноты мнделъ-шпан-гоута (3 по табл. 8 (см. стр. 74).

5. Выбираем значение коэффициента полноты конструктивной ватерлиннн а по табл. 9 (см. стр. 74).

Вычерчиваем сетку для теоретического чертежа (см, стр. 61 и рис. 37).

7. Вычерчиваем сечеине по диаметральной плоскости (нулевой батокс) (см. стр. 62 и рис. 38).

8. Вычерчиваем на проекции «корпус» мидель-щпапгоут, предварительно вычислив величину а-^2Т (1 — ^) (см. стр. 75 и рис. 50).

9. Вычерчиваем конструктивную ватерлинию, предварительно вычислив а[тс и акг,рМ по табл. Ю (стр. 79) и величины «W = -Ч ^ <W) и nK(pvt = Л(1 - акгрЧ) (см. стр. 79 и рис. 57).

10- Вычерчиваем шпангоуты, сообразуясь с КВ Л и нулевым батоксом (см. стр. 69).

11. Вычерчиваем промежуточные ватерлинии и батоксы, согласовывая между собой проекции теоретического чертежа (см. стр. 71 и рис. 45, 46).

12. Вычисляем водоизмещение по теоретическому чертежу (см. стр. 81).

13. Строим кривую водоизмещения и строевую по шпангоутам (см. стр. 86 и 88).

После выполнения изложенного можно перейти к вычерчиванию конструктивного чертежа корпуса. На этом чертеже показывается вся основная часть конструкции корпуса и его основные детали, Подробно о конструктивных чертежах сказано в разделе «Постройка корпуса модели».

После окончания конструктивного чертежа делается чертеж механического оборудования модели. На чертеже, в зависимости от сложности оборудования, состоящем из одной, двух или трех проекций корпуса (продольный разрез, поперечный разрез и вид сверху на днище), показывается размещение двигателя модели, ее вспомогательных механизмов, источников питания, а также расположение руля и линии вала с гребными винтами н кронштейнами гребных валов.

Затем на чертеже механического оборудования показывается расположение водонепроницаемых переборок, обеспечивающих непотопляемость модели в случае повреждения корпуса. Расположение переборок в большой мере зависит от внутреннего устройства модели. Располагая переборки, надо иметь в виду также удобство обслуживания, ремонта и, смены механического оборудования.

После того как расположение механического оборудования и водонепроницаемых переборок будет вычерчено и все конструктивные чертежи взаимно согласованы и проверены, переходят к удиффереитованию н проверке непотопляемости н остойчивости модели.

- 90 -

§ И. УДИФФЕРЕНТОВАНИЕ

Когда судно в спокойном состоянии находится на поде, действующая на него со стороны воды сила поддержания и сила тяжести судна равны друг другу и расположены на одной вертикали (рис. 63). Сила тяжести судна (со всеми

СИЛА

Рис, 63. Взаимное расположение силы поддержания и силы

тяжести cvnuia

расположенными на нем грузами) приложена в центре тяжести судна (ЦТ) и направлена вниз, а направленная вверх сила поддержания приложена в центре тяжести объема подводной части корпуса — в центре величины (ЦВ),

Если на судне, находящемся в равновесии и сидящем на ровный киль, перемещать часть грузов к корме, то центр тяжести судна также переместится по направлению к корме. Так как при этом сила поддержания и сила веса уже не будут находиться па одной вертикали, то сила поддержания будет поднимать носовую часть из воды, а сила тяжести будет погру-

НоВОЕ ПОПОМЕНИЕ

силы под- Прежнее по пожени е

Рис. 64. При смещении ЦТ смещается и ЦВ

- 91 -

жать корму в воду (рис. 64), отчего судно начнет приобретать

дифферент на корму. Но после перемещения грузов судно вновь окажется в равновесии, причем центр тяжести и центр величины будут находиться на Одной вертикали, несколько смещенной в корму. Действительно, одновременно с погружением кормы и всплыванием носа объема подводной части судна изменяется по своей форме, увеличиваясь в корме и уменьшаясь в носу, ввиду чего центр подв-одного объема (центр величины) переместится в корму и з некоторый момент времени он окажется опять на одной вертикали с новым положением центра тяжести. Поэтому для того, чтобы проектируемая модель сидела на ровный киль, необходимо:

1) найти положение центра величины для осадки по конструктивную ватерлинию (параллельную линию киля);

2) разместить все грузы модели так, чтобы центр тяжести полностью оборудованной модели оказался на одной вертикали с центром величины.

Если мы можем быть уверены, что вес построенной и полностью оборудованной модели будет значительно меньше проектного весового водоизмещения и что при помощи балласта мы сможем, перемещая центр тяжести модели, опытным путем привести его на одну вертикаль с центром величины при осадке модели на ровный киль, то нет нужды в предварительном отыскании положения центра величины. Однако может случиться, что в процессе постройки модели моделист не будет иметь возможности, например зимой, спустить модель на воду для ее удифферентования, а после окончательной отделки модели и установки на место ее оборудования нужное размещение балласта окажется затруднительным и потребует существенного переоборудования.

В этом разделе мы укажем способ удифферентования модели в процессе постройки, когда корпус в основном или полностью закончен и наиболее тяжелые части его оборудования (двигатель, источник питания, линия вала и т. п.) уже имеются.

Описанный ниже способ требует прежде всего, чтобы было известно положение по длине модели центра величины при осадке по конструктивную ватерлинию. Определить положение центра величины можно по строевой по шпангоутам.

Так как площадь строевой по шпангоутам в условном масштабе изображает объем подводной части корпуса, то положение центра величины этого объема по длине совпадает с положением центра тяжести площади строевой по шпангоутам. Если строевая по шпангоутам симметрична относительно шпангоута 5, то центр величины находится точно на шпангоуте 5, так как в этом случае площади симметрично располо

- 92 -

женных шпангоутов (например, 2 и 8, 3 и 7 и т. д.) равны и их расстояния от шпангоутов 5 равны, а следовательно, равны между собой и объемы носовой и кормовой частей проектируемого судна

Если вычертить строевую по шпангоутам на плотном картоне н затем вырезать ограниченную ею площадь, то центр величины модели (по длине) будет совпадать с центром тяжести вырезанной «картонной строевой».

Определение положения центра тяжести «картонной строевой» можно произвести следующим образом: прикрепить в любом

месте близ контура вырезанной строевой тонкую нитку. Подвесить вырезанную фигуру за нитку- на гвоздь, вбитый в стену, приложить к нитке линейку н, прижав строевую к стене так, чтобы сохранить положение фигуры при ее свободном подвесе, прочертить на ней продолжение нитки (рис. 65). Затем привязать нитку в любом другом месте строевой и повторить подвешивание. Точка, в которой пересекутся прочерченные направления нитки при обоих подвешиваниях, и есть положение центра тяжести строевой, т. е. положение искомого центра величины (рис. 66), но только по длине модели, так как отстояние найденного центра тяжести «картонной строевой» от горизонтальной прямой не имеет физического значения для модели. Измерив расстояние найденной точки пересечения от шпангоута 5 и переведя его согласно масштабу на модель, мы'можем на чертеже «бока» Отметить положение центра величины. На рис. 65 центр величины модели находится в расстоянии 3 мм в нос от шпангоута 5. Если масштаб длины строевой на рцс. 66 1 : 5 по отношению к модели, то, следовательно, центр величины нашей модели находится в расстоянии ^=15 мм в иос от шпангоута 5.

Заметим; что если мы вычислим площадь строевой по шпанотоутам и затем помножим ее площадь на масштаб длины и масштаб площадей, то получим величину объемного водоизмещения.

Рис. 65. Определение положения ЦВ по дли fie при ПОМОЩИ

строевой по шпангоутам

- 93 -

Рис, 66. Пересечение линий подвеса строевой, вырезанной ни картона

После этого поступаем следующим образом:

1. Отмечаем на обоих бортах модели (снаружи) положение ЦВ, найденное подвешиванием картонной строевой.

2. Взвешиваем модель на весах. Ее вес должен быть возможно ближе к требующемуся полному весу.

3. Устанавливаем модель носом на подставку, стоящую на весах (рис. 67), а кормой — на подставку, стоящую на столе (или наоборот), так, чтобы расстояния от ЦВ до ребер подставок были равными.

4. Передвигаем балласт или детали оборудования с тем, чтобы весы показали половину веса модели. Очевидно, что, когда это будет достигнуто, ЦТ и ЦВ будут расположены на общей вертикали.

При взвешивании модели надо, чтобы:

— килевая линия была расположена горизонтально;

— расстояние между подставками для большей точности его измерения было небольшим;

— перед установкой модели весы при установленной на них подставке были отрегулированы на нулевой отсчет;

— ребра подставок были острыми и были расположены возможно точнее перпендикулярно к диаметральной плоскости.



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть онлайн в хорошем качестве
Дама с попугаем онлайн в хорошем качестве
Опасно для жизни! онлайн в хорошем качестве