УПРАВЛЯЕМОСТЬ


§ 13. УПРАВЛЯЕМОСТЬ

Управляемостью судна называют его способность' удерживаться на заданном курсе или изменить свой курс под действием руля. Способность судна держаться на курсе ио-сиу название устойчивости на курсе, а способность изменять курс носит название поворотливости. Поворотливость и устойчивость на курсе предъявляют к обводам корпуса противоположные требования, поэтому при проектировании обводов корпуса приходится либо выбирать «сере

107 —

дину», либо отдавать предпочтение тому качеству, которое по*

характеру службы судна является более важным.

Модель, обладающая недостаточной устойчивостью на курсе, очень часто при пробеге отклоняется от заданного первоначального курса настолько, что, подходя к линии финиша, выходит за пределы длины линии финиша, ввиду чего на соревнованиях получает низшую оценку скорости хода и устойчивости на курсе. Поворотливость же .модели может иметь значение лишь при демонстрации управления моделью по радио или посредством механизма заданного маневра. Поэтому для моделей судов более важной является устойчивость на курсе.

Проектируя модель, следует помнить, что устойчивость на курсе тем больше:

1) чем больше отношение длины корпуса к его ширине-

2) чем меньше отношение ширины корпуса к его осадке

3) чем больше площадь руля;

4) чем больше площадь кормового дейдвуда и вертикального- киля;

5) чем значительнее подрезан нос;

6) чем ниже надводная часть корпуса и чем меньше боковая площадь надстроек (эго уменьшает возможность сноса с курса при боковом ветре);

7) чем дальше в нос и корму расположена наибольшая

по весу часть оборудования и балласта модели (это уменьшает возможность отклонения от курса при столкновении с посторонними плавающими предметами: щепками и другими случайными предметами, засоряющими акваторию;

8) чем больше размеры и водоизмещение модели (при такой же дистанции, как и для менее длинной и менее тяжелой модели).

Однако даже самый тщательный учет этих соображений при проектировании может оказаться бесполезным, если при постройке будут допущены некоторые дефекты, при которых корпус, обладающий хорошей устойчивостью иа курсе, не сможет ходить прямолинейно.

Такими дефектами являются:

1. Несовпадение оси линии вала с диаметральной плоскостью корпуса.

2. Несимметричные по отношению к оси винта установка или очертания (рис. 82) руля.

3. Несимметричность обводов корпуса, несимметричность расположения гребных винтов на двухвинтовых моделях, различие размеров гребных винтов, крен модели в ходу И Т. тт.

108

Рис. 82. Ру.'ііі, несимметричный ошосптелыю оси вш-гга

На криволинейность движения модели может оказывать существенное ^влияние и работа гребного винта. При своем вращении гребной виит винтообразно закручивает отбрасываемый ' им поток воды. Реакция закрученной струи, направленная в сторону, противоположную направлению вращения винта, и передаваемая его лопастям, через гребной вал и двигатель передается фундаменту двигателя и кор-пусу модели, ввиду чего корпус

.'испытывает крепящий момент в сторону, противоположную направлению вращения винта. Так как при крене нарушается симметричность обтекания модели, то она отклоняется от прямолинейного курса. Обычно, если винт (глядя с кормы) вращается . по часовой стрелке, то модель может уходить влево. Чем больше размеры гребного винта и чем больше угол установки его лопастей относительно оси, тем сильнее будет Сказываться кращ-щее действие реакции струи (при том же двигателе).

С дефектами, допущенными при постройке, и с действием реакции можно бороться отклонением руля. Однако подбор нужного угла отклонения руля становится очень трудным, если гребной валили руль свободно «-болтаются» в своих подшипниках, если руль очень ТОНОК и изгибается под действием боковой силы, если рулевое устройство не имеет приспособления для точной и совершенно* неподвижной установки руля под любым

углом.

Как уже было сказано, хорошая поворотливость достигается средствами, обратными гем,

которые применяются для увеличения устойчивости на курсе, за исключением размеров площади руля, уве' личецие которой до известных пределов благоприятно ’ отражается на поворотливости.

Поворотливость оценивается диаметром наименьшей окружности, называемой циркуляцией, ко-торуюсудно может описать. На рис. 83 показано судно иа циркуляции. Угол между направлением движения центра тяжести судна и диаметральной плоско

Рис. 83. Судно на циркуляции

- 109 —

стыо называется углом дрейфа, Диаметром циркуляции называется диаметр окружности, описываемой центром тяжести судна. Чтобы можно было сравнить между собой поворотливости судов различной длины, применяют отношение диаметра циркуляции к длине корпуса. Так, если длина судна равна 100 ш, а диаметр его наименьшей циркуляции равен 500 ш то говорят, что относительный диаметр циркуляции равен

боа __ г

100 —‘'

Обычно шшмеиыиг.я циркуляция достигается при угле отклонения руля равном 30 — 35 Для некоторых судов диаметр циркуляции увеличиваемся с увеличением скорости хода.

Па рис. 84,а, б, с приведены некоторые типы рулей, применяемые па судах, и детали рулевого устройства для моделей.



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн