РАСЧЕТ ПОТРЕБНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ МОДЕЛИ


§ 14, РАСЧЕТ ПОТРЕБНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ МОДЕЛИ

При движении судна па его корпус со стороны воды действует сила, направленная в сторону, противоположную направлю и по движения. Эту силу называют сопротивлением воды. Чтобы судно двигалось, к нему должна быть приложена сила, которая преодолевала бы сопротивление поды. Эту силу, навиваемую упором, сов тает нрп споем движении (врашдчпш) судовой движители (грибной впит, гребное колесо и Т. II.). Для ііргицешзі дпнжщеля требуется затрачивать некоторую силу. Дли того чтобы создать ягу силу и проїдать движитель, на судне ус і-аіпі’лнпаетси двигатели, называемый . Движение самоходного судна происходит пи следующей схеме: нахотипипіси па судно главный двигателе вращает вал, па конце которого, на корпусом, укреплен гребной пиит. При вращении гребного пиита па его лопастях развивается сила (упор), которая через вал и упорный подшипник передается корпусу судна. Корпус судна, идущего с равномерной скоростью, встречает со стороны во дві сопротивление, равное

упору-

Следовательно, чтобы при проектирпшпти судна предсказать мощности двигателя, потребную дли движения судна с заданной скоростью, надо знать:

1) сопротивление воды, которое корпус встречает при различных скоростях хода;

2) мощность, требующуюся для вращения гребного винта при различных числах оборотов в минуту;

3) упор, развиваемый винтом при различных числах оборотов.

Сопротивление воды определяют посредством, испытания

модели судна в специальном бассейне или сложным расчетом. Мощность, требующуюся для вращения гребного винта с различными числами оборотов, и, упор, который при этом развивается

— по —

Рис. 81. а, б, в —чипы рулей; г—рулевой привод

111

на винте, определяют испытанием модели гребного винта в специальном бассейне или достаточно сложным расчетом, Все эго недоступно моделисту. Поэтому определение потребной мощности двигателя модели может быть сделано лишь приближенно, ориентируясь на существующие модели, однотипные по своим обводам с обводами проектируемой модели. Для этого можно воспользоваться адмиралтейской формулой:

где N — требующаяся мощность двигателя, л. с.;

О — водоизмещение модели, кг\

у —заданная наибольшая скорость хода модели, м’сек; с — коэффициент, значение которого зависит ог главных размерений, обводов, водоизмещения, скорости И Т. П.

Значение коэффициента с для проектируемой модели можно определить, если имеются данные о моделях, близких к проектируемой по своим основи г,їм элементам, а именно: по водоизмещению, длине, скорости, обводам. Выбрав модель (прототип), у которой отношение скорости к корню квадратному из длины / v \

близко к отношению тех же величин для проектируемой модели, а водоизмещение нс очень значительно отличается -от водоизмещении проектируемой модели, надо вычислить значение коэффициента с для выбранной модели-прототипа

с

О -ге

N

где D, ю и N — известные нам элементы выбранной существующей модели,

Найденное значение с надо подставить в адмиралтейскую формулу для проектируемой модели

где D — водоизмещение проектируемой модели, кг;

v — скорость, которую мы желаем задать проектируемой^ модели, місек; ™

с ' - найденное значение коэффициента для существующей выбранной модели-]іроготипа.

Пример, Требуется приближенно определить мощность двигателя для модели крейсера следующими основными элементами:

водоизмещение.......D = 13 кг

длина............L 1,2 м

скорость...........v — 1,3 місек

v ЬЗ

относительная скорость . . .—~ — 1,18

/ у 1,2

- 112 -

За прототип принимаем существующую модель крейсера СО следующими элементами:

водоизмещение.....

длина ..........

скорость...... . .

мощность........

относительная -скорость .

. . D — 16 кг . . L ~ 1,4 м . . v = 1,5 місек . . N ~ 0,05 л. с. v 1,5

/Т /ЇЇ4

= 1,27

Определяем адмиралтейский коэффициент для модели-прототипа:

„з Іб^-І.б 6,35-3,4 _ ,оо ~~ .V 0,05 “ 0,05

Подставляем полученное значение с в адмиралтейскую формулу для проектируемой модели

D

ІЗ • 1,3 ! 5,55-2.2

432

432

0,03 Л. С.

При таком расчете получается фактическая мощность, расходуемая на движенце модели, причем предполагается, что гребные винты па обеих моделях подобраны одинаково хорошо.

Примечание. Вычисление числа п степени ч/, производится так: надо заданное число возвести в квадрат и затем вычислить корень третьей степени из квадрата заданного числа, для чего следует пользоваться таблицами, имеющимися во всех технических справочниках.

Увеличение скорости модели при увеличении мощности двигателя может быть достаточно точно определено, если увеличение мощности, выраженное в процентах, разделить на 3; частное покажет, па сколько процентов увеличится скорость модели.

Пример. Мощность мотора модели N — 0,1 л. с. Скорость хода ю = 2,0 м}сек.

Насколько увеличится скорость хода модели, если мощность мотора будет увеличена вдвое, т. е. па 100%?

Решение. Разделим процент увеличения мощности па 3; частное от деления покажет, па сколько процентов увеличится ^орость модели:

~ ^ зз;

О

Вычислим, чему равны 33% от 2,0 місек:

Следовательно, скорость модели при увеличенной вдвое мощности будет равна: v = 2,0 -j- 0,66 = 2,66 місек.

Примечание. При таком расчете подразумевается, что водоизмещение модели остается без изменения.

в Морской моделизм

- из —



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн