КЛАССЫ И ТИПЫ СУДОВ


Глава I

КЛАССЫ И ТИПЫ СУДОВ

§ 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

История судоходства и судостроения уходит в глубокую древность. В те далекие времена для передвижения по воде использовались примитивные средства: стволы и обломки деревьев, плоты, а затем челны и лодки. Используя эти средства, передвигаясь с помощью грубых деревянных лошпок и жердей, люди занимались ловлей рыбы, охотились, находили наиболее выгодные места для поселений. Много позже, освоив огонь и каменный топор, люди научились выжигать и обтесывать лодки-однодеревки и широко применяли их для передвижения по водным путям.

Дальнейший рост судостроительной техники шел в йогу с развитием материальной культуры общества. Лодки-одиоде-ревки стали заменяться лодками, сшитыми из досок, грубые деревянные лопаты стали вытесняться веслами. Особенно большим достижением в судостроении было (в период перехода от первобытно-общинного к рабовладельческому строю) применение простейшего паруса. Человек научился использовать силу ветра для движения судна.

За несколько тысячелетий до нашей эры Египет и Финикия имели не только речное, но и морское судостроение. Широко развитое судостроение было в древней Греции, в Китае, Индии и других странах.

О судостроении первобытного человека имеется, к сожалению, мало сведений. Одна ко считается установленным, что в пашей стране, при наличии огромного количества рек и озер, судостроение началось с давних времен. Русский народ на протяжении всей своей многовековой истории всегда был народом-мореходом.

Древними судостроителями нашей страны являются славяне, заселявшие побережье Балтийского моря и Вислы, а также северное побережье Черного и Азовского морей.

9 --

О них писали в своей «Естественной истории» Плиний Старший (I в, н. э.) и Птоломей в «Географии». Об оживленной торговле славян в V—VII веках свидетельствуют многие письменные источники.

Первый известный нам тип судов у древних славян назывался корабь. Обычно оп собирался из ивовых прутьев и обшивался корой или кожей. Затем появилась ладья, сделанная из целого ствола дерева. Середину ствола выдалбливали и выжигали, обтесывали по концам, после этого ладья принимала заостренную форму в окончаниях.

Одним из типов судов, на которых паши предки совершали походы вплоть до Средиземного моря, были набойные ладьи. Это — более усовершенствованная ладья, надводные борта которой повышались «иабоем» досок, чем значительно увеличивалась ее вместимость и улучшались мореходные качества.

Наиболее усовершенствованным типом судна славянских мореходов была ладья морская, целиком сделанная из досок, скрепленных скрепами-ребрами (шпангоутами). Передвигались такие суда с помощью весел, а при попутном ветре— с помощью паруса.

С образованием и развитием Киевского государства судостроение и судоходство быстро шагнули вперед. Суда Киевской Руси были вместительнее и прочнее, чем у древних славян.

Известны морские походы киевлян при князе Аскольде (860 год), Олеге (907 год), Игоре (941 год), Владимире (1043 год) на Царьград, как тогда назывался Константинополь.

Татаро-монгольское нашествие в начале XII века оттеснило русских от южных морей. Однако, начиная с XV века, запорожские и донские казаки пробивались в Черное и Азовское моря, успешно громили флот Оттоманской империи. Для этих целей казаки использовали мореходные суда — чайки (рис. 1).

Основой чайки служило долбленое бревно, борта ее зашивались досками, внутри имелись поперечные переборки и скамьи. Чайка имела одну—две мачты с косыми парусами, 10—15 уключин на борт и по одному веслу с носа и кормы для управления. Снаружи чайка просмаливалась. Вооружение судна состояло, кроме личного оружия казаков (кремневые ружья, сабли, булавы, щиты и т. п.), из четырех— шести небольших пушек (Фальконетов). В зависимости от продолжительности похода судно могло брать от 30 до 80 человек.

После XII века, когда судостроение на Черном море в основном прекратилось, оно стало развиваться на севере иа-

10 -

Рас. 1. Запорожская чайка

шей страны — на территории Великого Новгорода. В то время новгородцы вели торговлю морем с прибалтийскими государствами и развивали морской промысел на Белом и С гуд ей ом (Баренцевом) морях. Для плавания в ледовых условиях новгородские поморы создали свыше двадцати типов различных судов, некоторые из них по своим мореходным качествам и прочности намного превосходили суда европейских стран того времени.

Наиболее крупным судном северных поморов, тип которого определился не позднее XII века, была ладья морская (рис. 2). Это было мореходное трехмачтовое, палубное, низкобортное судно, с прямыми парусами, площадь которых доходила до 400 ж. Парусное вооружение было приспособлено для лавировки. Среднесуточный ход ладьи морской доходил до' 300 верст. Грузоподъемность доходила до 200—300 т, а длина, ширина и осадка равнялись соответственно около 24; 8 и 2,5 м. Суда были приспособлены исключительно для морского промысла и боевого вооружения не имели. Судов с такими качествами в то время в Европе не было.

Поморские судостроители сыграли огромную роль в развитии русского военно-морского флота в период деятельности Петра I.

Судостроение народов, населяющих острова Тихого и Индийского океанов и Дальнего Востока, имеет очень древиюго историю. Наиболее распространенными типами судов были пирога с балансиром, которая известна в Европе под названием катамаран (рис. 3), и китайская джонка

- II -

Рис. 2. Ладья морская

(рис. 4). Оба эти судна приспособлены для плавания в открытом океане, имеют хорошую мореходность и широко используются до настоящего времени народами Тихого и Индийского океанов.

Начиная с XV века, в Европе начинает возрождаться судостроение, пришедшее в полный упадок после, распада Римской империи. С ХШ века стал применяться магнитный компас, издавна известный китайцам. Появляются чисто парусные суда, которые называются нефами, используемые для военных целей.

Рис. 3. Катамаран - 12 -

Рис. 4. Джонка

'Наиболее бурно судостроение на Западе стало развиваться иосле открытия Америки (XV—XVI века). В этот период стали появляться .новые типы судов, приспособленных к дальним .плаваниям, которые были похожи на нефы. К ним относятся

— 13 —

Рас. 6. Скампавеи

б у с с ы, каравеллы (рис. 5), бригантины, фрегаты и др. Из кораблей этого периода известна, например, каравелла «Санта Мария» Христофора Колумба, размеры которой были: длина 23, ширина 7 лц водоизмещение 200—300 т.

Классическим типом военного гребпо-паруспого корабля средневековья, сохранившегося почти до XIX века, была галера. Это было быстроходное судно, движение которого не зависело от ветра, так как оно двигалось с помощью гребцов, число которых доходило до 300. В качестве гребцов использовались рабы или «сосланные на галеры» (каторгу), прикованные цепями к банкам. Косые паруса, поднимавшиеся на одной—двух мачтах, имели вспомогательное значение. Галера имела хорошие маневренные качества и находилась в составе военных флотов всех стран. В различных странах галеры назывались по-разному: в Венеции — г а л е я, во Франции — уксера, в Англии — рамбер г, в России, на Балтийском море, — галера, на Черном и Каспийском морях— каторга.

В военно-морском флоте, построенном при Петре I, галерам отводилось большое место. В осаде Азова в Гамгутском сражении и других морских операциях галеры играли немаловажную роль. Это была ке обычная средиземноморская галера, а облегченный тип судгш, предназначенный для боевых действий по мелководью и в шхерах. Впоследствии этот русский гребно-парусный боевой корабль получил название скампавеи (рис. 6). Размеры скампавеи были следующие: длина 38, ширина 6, высота борта 3,8 м.

В XVI—XVII веках установилось разграничение между

- 14

Рас. 7. Линейный корабль «Императрица Мария»

военными и торговыми судами. Вводится деление военных кораблей на ранги в зависимости от количества палуб и пушек.

Кораблями первых трех рангов считались такие, у которых имелись две—три палубы и 60—100 пушек. Эти корабли стали называться линейными кораблями, так как являлись основными артиллерийскими кораблями, из которых состояла «линия баталии» в морском бою. Водоизмещение линейных кораблей было 700—1800 т, а экипаж составлял 450—750 человек. На рис. 7 показан линейный корабль «Императрица Мария» — флагманский корабль П. С. Нахимова в Синопском сражении.

Корабли четвертого ранга были легкими, быстроходными судами, имели три мачты и две палубы. Они вооружались 30—50 пушками и назывались фрегатами. Фрегаты использовались для захвата торговых судов па линиях сообщений противника, для разведки и т. д. Фрегат «Паллада» (рис.. 8), путешествие па котором описал И. А. Гончаров, имел длину 52,7, шприцу 13,3 и осадку 6,6 м. Его вооружение составляли 52 орудия.

К кораблям пятого ранга относились корветы и клиперы— однопалубные парусные корабли водоизмещением от 100 до 500 т, с вооружением до 35 пушек. Они использовались главным образом в качестве посыльных судов и для разведки. Корветы несколько меньших размеров п с более легкой артиллерией назывались шлюпами и применялись главным образом для исследований и экспедиций. За ними шли бриги (рис. 9). Л ю г е р ы, шхуньг и тендеры

- 13 -

Рис. 8. Фрегаї (Пал:кідя‘.

Рис„ 9. Бриг «Меркурий»

.пред ставляли собой легкие на ходу суда с восемью — десятью пушками, длиной всего 15—20, шириной 3—5,5 и осадкой 2—2,5 м. В военном флоте они применялись для разведки и в качестве посыльных судов, а в торговом флоте —для быстрой перевозки скоропортящихся грузов на каботажных линиях.

В зависимости от количества мачт и типа парусов торговые суда разделялись на типы, названия которых часто перекликались с названиями военных кораблей: корветы,

16

шлюпы, бриги, ш х у н ы, барки, бригантины, баркентин ы.

В XIX веке парусный флот достиг своего совершенства. Развитие международной торговли требовало вместительных и быстроходных судов. Этим требованиям наиболее соответствовал клипер — судно с длинным и острым корпусом, корабельным парусным вооружением и увеличенной площадью парусов. Мачты клиппера были относительно не высокими, но зато реи были длиннее, чем иа военных кораблях. Парусность клипперов была очень большой. Так, судно длиной 64 м имело 3 450 м парусов, скорость его достигала 18 узлов, тогда как грузовые пароходы того времени имели скорость только 8—9 узлов.

Быстро развивающееся фабрично-заводское производство, с одной стороны, борьба за рынки сбыта и завоевание колоний — с другой предъявляли более высокие требования к судостроению.

Изобретенная в 1765—1766 годах в России И. И. Ползу-новым паровая машина после ряда усовершенствований нашла широкое применение в судостроении в качестве главного двигателя. Первые пароходы с колесным движителем появились в начале XIX века. Паровое судостроение стало быстро развиваться. Колесный движитель был заменен гребным винтом. Корпуса судов стали делать из железа. Маломощные и экономически невыгодные паровые машины простого расширения были заменены машинами двойного расширения {компаунд), а затем и тройного расширения. Парусный флот, нс выдержав конкуренции с паровым флотом, начал терять свое былое значение. Корабли того времени строились с парусами и с паровыми машинами. На рис. 10 изображен полуброненосный фрегат «Генерал-Адмирал», имеющий размеры: длина 87, ширина 14,5, осадка 6 м.

XIX век полон значительными достижениями в области военного кораблестроения, главнейшие из которых являются заслугой русских изобретателей и инженеров-

Рас. 10. Пароходо-фрегат «Генерал-Адмирал*

2 Морской моделизм — 17 —

В 1834 году русским изобретателем А. А. Шильдером была построена первая в мире металлическая подводная лодка с оригинальной трубой—прототипом современного перископа.

В сентябре 1838 года на глазах многочисленных зрителей вверх по Неве прошел первый в мире электроход, построенный русским ученым Б. С. Якоби.

В 1869 году в Петербурге был заложен самый мощный по тому времени броненосец «Петр Великий» (рис. 11). Броненосец по мощности вооружения и бронирования не имел себе равных в мире. Он имел четыре 12-дюймовые пушки главного калибра, расположенные в двух башнях. По корпусу корабль имел стальной броневой пояс, толщина которого в средней части достигала 356 мм.

Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов получили широкое распространение минные катера, которые положили начало новому классу боевых кораблей — торпедным катерам. Создателем минных катеров был лейтенант С. О. Макаров, будущий знаменитый адмирал и ученый.

В торговом флоте появились огромные пароходы, курсирующие на товаро-пассажирских линиях независимо от погоды. В качестве судового двигателя появляется более экономичная, чем паровая машина, паровая турбина, Превым боевым кораблем русского военного флота с паровыми турбинами в качестве главных двигателей явился эскадренный миноносец «Новик» (рис. 12), построенный в 1912 году иа Пути-ловском заводе. Он имел следующие тактико-технические данные: водоизмещение 1 300 т; длина 102,4, ширина 9,5, осадка 3,2 м. мощность механизмов 40 000 л. с. Вооружение корабля состояло из четырех 100-лш и четырех малокалиберных орудий и двух 450-лш двухтрубных торпедных аппаратов. Эсминец «Новик» явился прототипом большого количества русских эсминцев.

-- 18 -

*

ф &

По мере развития военно-морского искусства, торгового мореплавания и роста техники судостроения возникает необходимость в специализации судов. Суда строятся для военных и гражданских целей, речных или морских условий плавания, перевозки людей или грузов и т. п. Строится большое количество различных типов судов. Появляется необходимость различать их по определенным признакам, т. е. необходимость в классификации.

Б настоящее время принято классифицировать все суда по следующим основным признакам; назначению, району плавания, роду основного материала, из которого построен корпус, роду двигателя, роду движи-т е л я.

Так как все суда делятся на две группы: гражданские суда, плавающие под Государственным флагом, и боевые корабли и вспомогательные суда Военно-Морского Флота, плавающие под военно-морским флагом, то классификация по назначению производится раздельно для гражданских и для военных судов. Классификации по назначению являются основными и рассматриваются ниже раздельно.

По району плавания суда разделяются на морские, рейдовые и внутреннего плавания.

Морские с уда, в свою очередь, разделяются на суда дальнего, ближнего и каботажного плавания. В число судов дальнего плавания входят суда, курсирующие между портами различных морей и океанов. Суда ближнего плавания осуществляют сообщение между портами одного моря. Суда каботажного плавания используются для плавания вблизи берегов.

- 19 -

2*

Рейдовые суда предназначаются для плавания исключительно в* районе портовых ВОД.

Суда внутреннего плавания, в свою очередь, разделяются на речные и озерные.

Условия плавания на реках значительно проще и легче, чем на море. Глубины рек сравнительно не велики, а близость берегов препятствует возникновению больших воли. Другое дело в море. Глубина, например, Черного моря доходит до 2 244 ж, на водной поверхности которого (равной 411 000 км1 2) возникают волны, достигающие 80 м длины и 6 ж высоты. Поэтому ясно, что -для плавания по морю необходимы суда, обладающие прочностью корпуса, остойчивостью, непотопляемостью, плавностью качки большими, чем суда внутреннего плавания.

По роду основного материала, из которого построен корпус, суда разделяются на деревянные (в наше время некоторые типы речных, промысловых судов и спортивные), стальные, железобетонные (главным образом дебаркадеры, пловучне доки, баржи и т. п.), композитные суда, т. е. суда, корпус которых построен из металла и дерева, и суда из пластифицированных материалов, находящие применение в мелком судостроении.

По средствам движения суда разделяются на самоходные и несамоходные.

К самоходным судам относятся суда гребньге (шлюпки, ялы, барказы и различные спортивные суда) и суда с механическими двигателями, которые в зависимости от рода двигателя называются: пароходами (суда с паровыми поршневыми машинами и турбинами), теплоходами или моторными судами (с двигателями внутреннего сгорания), газоходами (с двигателями, работающими на газе от специальных газогенераторов), электроходами (суда с гребными электродвигателями, работающими от специальных судовых элек тростанций).

К несамоходным относятся буксируемые (баржи, лихтеры, шаланды) и парусные суда.

По роду движителя суда с механическими двигателями делятся на винтовые и колесные.

Все спортивные суда имеют свою особую классификацию которую мы здесь не разбираем Г

Кроме того, суда различаются по другим частным конструктивным признакам, например: по числу палуб (одно-, двух-, трехпалубные суда), по количеству и протяженности надстроек (с баком, средней надстройкой, ютом, тремя иад-

См. «Правила обмера парусных спортивных судов». Изд. «Физкуль

тура и спорт». 1953. «Водно-моторный спорт. Правила соревнований*. Изд. «Физкультура к спорт», 1953.

- 20 -

стройками и т. д.), по системе набора (поперечная или продольная система набора) и т. п.

К каждому 'Классу гражданских судов при постройке предъявляются определенные требования, выполнение которых обязательно. За соблюдением этих требований и техническим состоянием судов ведут наблюдение соответствующие органы Речного нли Морского Регистра Союза ССР.



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть онлайн в хорошем качестве
Дама с попугаем онлайн в хорошем качестве
Опасно для жизни! онлайн в хорошем качестве