ЧЕРТЕЖ ОБЩЕГО ВИДА МОДЕЛИ И ЧЕРТЕЖИ ДЕТАЛЕЙ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ НА ПАЛУБЕ


§ 16. ЧЕРТЕЖ ОБЩЕГО ВИДА МОДЕЛИ И ЧЕРТЕЖИ ДЕТАЛЕЙ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ НА ПАЛУБЕ Вычерчивание чертежа общего вида модели

К вычерчиванию чертежа общего вида следует приступать после того, как все чертежи корпуса и оборудования модели готовы. Если предполагается, что вес надстройки и деталей, располагаемых на палубе, будет составлять значительную долю полного веса модели, то чертеж общего вида следует сделать до проверки остойчивости и удифферентования модели.

Чертеж общего вида можно сделать при наличии достаточно ясного рисунка, чертежа или фотоснимка моделируемого судна. Такой чертеж или рисунок перед вычерчиванием общего вида надо внимательно изучить и наметить, какие детали судна-прототипа будут установлены на модели. Назна

— 119 —

чая эти детали, в первую очередь надо иметь в виду масштаб модели и не загромождать чертеж деталями, которые по малости размеров не могут быть изготовлены. Чертеж общего вида модели в большинстве случаев состоит из вида сбоку и вида сверху.

При вычерчивании общего вида надо помнить, что этот чертеж предназначен прежде всего для того, чтобы указать расположение всех надстроек, деталей и их внешние очертания. Поэтому чертеж общего вида должен быть выполнен строго в масштабе. Точное соблюдение масштаба при аычер-чивании общего вида очень важно также потому, что многие надстройки и детали настолько просты, что для их изготовления, кроме чертежа общего вида, никаких других чертежей не требуется: все необходимые размеры снимаются (измеряются) с чертежа общего зида.

Чертеж общего вида надо начинать с вычерчивания продольного контура корпуса, перенося его с теоретического чертежа. На этом контуре линия пересечения палубы с бортом вычерчивается с учетом седловатости (продольной погиби) палубы К Поперечная погибь палубы, если она будет выполняться на модели, должна быть показана на отдельном чертеже погиби каждого бимса и может быть учтена непосредственно при изготовлении надстроек. Если на модели должен быть сделан фальшборт, то он показывается па виде сбоку с вырезами в местах, где он закрывает какие-либо установки. После вычерчивания бокового контура корпуса точно под ним и в том же масштабе следует вычертить контур главной палубы и борта, если смотреть на нее сверху.

После Этого па виде сбоку должны быть показаны очертания надстроек и рубок, а затем — наиболее крупных деталей: дымовых труб, орудийных установок, шлюпок и т. п, Затем на виде сверху надо показать надстройки и рубки главной палубы с их деталями. Проверив правильность высоты вычерченных надстроек и ширины проходов между деталями и надстройками, возможность поворотов орудий, подъема самолета, спуска шлюпок и т. п., можно приступать к вычерчиванию более мелких деталей —- якорного устройства, шлюпбалок, кранов и т. п.— и к детальному вычерчиванию подробностей оборудования надстроек и крупных деталей — дзерей, иллюминаторов, клюзов и т. п.

Вид сверху на рубки и мостики, расположенные выше главной палубы, чертится отдельно от вида сверху на главную палубу. На рис. 90 приведен пример чертежа общего вида модели буксира.

При расположении деталей судовых устройств очень важно своевременно предусмотреть возможность пуска и обслу-

На судах с высоким надводным бортом седловатость не обязательна.

— 120 -

живания механизмов, устанавливаемых в модели. Для этой: цели в палубе должны быть сделаны достаточно большие люки (вырезы), закрываемые съемными {или на петлях) частями палубы.

Рис, 90. Чертеж общего вида модели судна

Надстройки и рубки

В архитектуре корабля надстройкой гражданского судна называется помещение иад главной палубой, простирающееся-от борта до борта. Рубкой называется помещение над палубой, простирающееся менее чем на всю ширину палубы. Надстройкой военного судна (корабля) называется длинное помещение, а рубкой — короткое, независимо от ширины.

По типу палубных надстроек Отличают суда (рис. 91); 1) с гладкой палубой (рис. 91,а); 2) с полубаком и полуютом (рис. 91,6); 3) с баком, ютом и средней надстройкой, так называемые «трехостровные» (рис. 91, в); 4) с удлинен-

Полубаком и полуютом в архитектуре корабля называется соответственно носо-зая или кормовая надстройка, возвышающаяся над главной палубой примерно на половину высоты нормальной надстройки; баком и ютом называются те же надстройки, возвышающиеся на полную выооту.

— 121 —

ным баком {рис. 91,г); 5) с удлиненным ютом (квартердеч-пыс) (рис. 91,5); 6) с удлиненной средней надстройкой

(рис. 91, е).

На моделях главной палубой называют верхнюю, идущую вдоль всей модели, непрерывную палубу. На судах морского и речного флотов палубы расположенные над главной, имеют

следующие названия

(рис. 92)

.IZZ

а

_ J

й_1

K.'.-'-'JSi.SSS

тшЩ

£1

в

)

мостиковая Гу прогулочная В,

Рис. 91. Типы палубных надстроек

верхняя прогулочная Б, шлюпочная палуба А. Часто палубы именуются только буквами: палуба «А», палуба «Б» и т. д.

Средние надстройки и рубки судов морского и речного флотов в плане либо прямоугольные, либо имеют закругления в носовой и кормовой частях.

Рубки, расположенные на надстройках, часто имеют носовые очертания по форме передней переборки надстройки.

Надстройки боевых кораблей часто имеют фигурное в плане очертание. Конфигурация башенной надстройки с мостиками часто бывает очень сложной. В этом случае полезно изготовить отдельный подробный чертеж, причем двух ВИДОВ (двух проекций) —сбоку и сверху — часто бывает недостаточно. В таком случае вычерчивают также вид спереди или сзади (с носа или с кормы),

При вычерчивании для моделей надстроек, рубок и их деталей следует иметь в виду, что на судах имеется несколько палуб.

— № —

1. Высота каждого помещения должна быть не менее чем 2,2 м\ на малых кораблях допускается и меньшая высота (1,7—1,9 я).

2. Все двери надстроек и рубок имеют комингс от 50 до 100 мм, а в некоторых случаях до 300 мм высотой; двери, расположенные вдоль судна, должны быть навешены ребром, расположенным ближе к носу, и иметь ручку у ребра, расположенного ближе к корме. То же относится и к крышкам входных люков. Ширина двери должна быть от 0,6 до 0,8 м, высота 1,8—2,0 м, а при необходимости и больше.

3. Большинство жилых помещений должно иметь иллюминаторы или окна; диаметр иллюминаторов от 200 до 000 мм. Размеры наиболее употребительных иллюминаторов показаны на рис. 93.

На боевых кораблях окна нс делаются. В боевых (бронированных) рубках делаются смотровые щели,

4. Ширина проходов между надстройками и бортами в зависимости от величины судна или класса корабля делается от 0,7 до 1,2 м.

5. На буксирных, спасательных, рыболовных и других судах специального назначения для свободного прохода вдоль всего судна по палубе надстройки (от борта до борта) обычно не делаются,

6. Судовые трапы делают ширииой от 0,4 м (служебные) до 1,0 м (пассажирские). Наклон трапов 60° (к палубе).

Детали, изображающие вооружение корабля

На моделях должны быть представлены все основные для моделируемого корабля виды вооружения и судовые устройства.

Чтобы при постройке модели не пропустить каких-либо существенных деталей, очень полезно, после того как чертеж общего вида закончен, составить опись всех вычерченных иа нем детален, группируя их по боевым частям (для моделей кораблей военно-морского флота) и по судовым устройствам (для моделей судов морского и речного флотов).

Ниже дается краткий перечень основных деталей, устанавливаемых на моделях и относящихся к боевым частям корабля.

1. К штурманской боевой части (или к штурманскому оборудованию судов морского флота) относятся: радиопеленгаторы, компасы, репитеры, гирокомпасы, ходовые и якорные огни (бортовые отличительные, штаговый, топовый, гакаборт-ный, якорные, носовой и кормовой), машинные телеграфы.

2. К артиллерийской боевой части относятся: главная артиллерия и вспомогательная артиллерия, противоминная и зенитная, дальном&рные посты.

— 123 —

3. К минно-торпедной боевой части относятся: торпедные аппараты, мины, параваны, глубинные бомбы, бомбосбрасыватели.

4. К боевой части наблю

дения и связи (или к устройству связи судов морского флота) относятся: мачты

с сигнальными реями, посты: наблюдения, прожекторы, радиоантенны, радиолока-торные антенны, флаги, кло-тиковый огонь.

5. К механической боевой части (или механическому оборудованию судов морского и речного флотов) относятся: дымовые трубы, винты, кронштейны, гребные валы, рули, бортовые отводы, вентиляторы.

6. К авиационной боевой части относятся: катапульты, краны для подъема гидросамолетов, самолеты.

Детали, относящиеся к штурманской боевой части или к штурманскому оборудованию судов морского флота

1, Компасы. Магнитные компасы и репитеры устанавливаются на главном мостике. Общий вид нактоуза с компасом, закрытым сферическим колпаком, и компасом, закрытым коническим колпаком, показан на рис. 94. Расстояние между осями ламп около 400 мм, высота нактоуза около 1,25 м.

2. Радиопеленгаториые рамки (рис. 95) устанавливаются на мостиках, надстройках и мачтах. Диаметр рамки около 0,8 м.

3. Ходовые огни, а) Топовый (белый) огонь расположен у топа фок-мачты на высоте от 6 до 12 м над палубой, в зависимости от ширины судна.

Рис. 93. Общий вид и размеры судовых иллюминаторов

— 124 -

Рис, 94. Внешний вид компасов и нактоузов Рис, 95, Радиопс-

леигаторная рамка

б) Правый отличительный (зеленый) огонь расположен на правом крыле мостика в расстоянии около 7з длины судна -ют носа (рис. 96).

в) Левый отличительный (красный) огонь расположен -симметрично правому.

г) Гакабортный (белый) огонь расположен на гакаборте.

4. Якорные огни, а) Носовой (штаговый) белый огонь

расположен на высоте от 6 до 12 м. Этот огонь устанавливается либо на форштаге, либо на специальной стойке.

Рис. 96. Фонарь бортового огня

Расположение ходовых н якорных огней см. плакат «Правила

предупреждения столкновений судов в море» н Шмаков, «Основы военно-морского дела», приложение 3.

— 125 —

ОТ 200

б) Кормовой белый огонь расположен на корме ниже носового на 4,5 м.

5. Машинные телеграфы. Машинные телеграфы устанавливаются на обоих крыльях ходового-мостика; рядом с телеграфом устанавливают переговорные трубы для голосовой связи с машинным отделением. Основные размеры и общий вид машинного телеграфа показан па рис. 97.

Детали, относящиеся к артиллерийской боевой, части

1. Башенные установки. Башенные артиллерийские установки при-крейсерах. Суще-башенные орудийных.

325

меняются на ствуют двух-,

Рис. 97. Машинный телеграф

линкорах, авианосцах и трех- и реже четырехорудийные

установки. Приближенные основные размеры

Таблица 17

Приближенные габариты орудийных башен, м

1

Он

Четырехорудийные

банши

Трехорудийпые башни

Двухорудийные

башни

о ^

_ -5

ТО

ТО

ТО

аз

ТО

я

£

я

ТО

н 2

К.

&

О

^ Ю

а.

о

ТО ^

Е.

О

то а

п

а

а

ш

S 141

Й

п

a

ъ

со

S tq

Ию

t=i

П

а

3

со

5 то

406

16,0

15,0

3,4

14,3

16,0

13,2

3,4

13,0

16,0

11,2

3,4

11,0

381

15,4

14,3

13,5

15,4

12,7

12,2

15,4

10,7

10,4

356

14,8

13,6

3,3

12,8

14,8

12,1

3,3

11,5

14,8

10,2

3,3

9,8

330

14,2

12,8

12,0

14,2

11,5

10,7

14,2

9,7

9,2

280

12,7

11,2

10,4

13,7

10,1

9,3

12,7

8,6

-

7,9

254

11,8

10,4

3,1

9,6

11,8

9,4

3,1

8,6

11,8

8,1

3,1

7,2

230

10,9

9,6

8,8

10,9

8,7

7,9

10,9

7,4

6,6

180

8,9

7,8

7,3

8,9

,1

6,5

8,9

6,2

5,4

152

8,0

6,9

2,6

6,5

8.0

0,3

2,6

5,8

8,0

5,5

2,6

4,8

127

6,8

6,0

5,7

6,8

5,4

5,0

6,8

4,8

4,1

100

5,6

5,1

2,3

5,0

5,6

4,5

2,2

4,3

5,6

4,0

2,2

3,5



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн