ЧЕРТЕЖ ОБЩЕГО ВИДА МОДЕЛИ И ЧЕРТЕЖИ ДЕТАЛЕЙ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ НА ПАЛУБЕ 2


башен приведены в табл. 17. На линкорах башенные установки применяются для орудий калибра 250—406 мм, на крейсерах — 152—200 мм.

Рис. 98. Пример некоторых макетов крупных артиллерийских’ ус-

тановок:

а — орудия калибра 406; б — орудия калибра 330; в — орудия калибра 254

Высота ствола 'орудия над палубой делается равной 2— 2,5 м. Внешние очертания башен весьма различны (рис, 98)* Крупные башенные установки снабжаются дальномерами, окуляры которых выходят за пределы башни. В верхней части

- 127 —

банши делаются выступающие наружу колпаки со смотровыми щелями.

Длина ствола орудия делается равной 40—55 калибрам, внешний диаметр ствола у дульного среза равен примерно полутора калибрам. Около одной четверти длины орудия расположена внутри башни. На крупных башнях снаружи устанавливаются по два—четыре скоб-трапа. Для подъема стволов в вертикальной плоскости в башнях делаются вырезы, закрываемые брезентовыми щитами,

2. Палубные артиллерийские установки. Щиты палубных артиллерийских установок (полубайт и) не имеют задней стенки. Палубные артиллерийские установки применяются для орудий калибра до 140 мм. Они применяются для главной артиллерии преимущественно на малых кораблях, а для вспомогательной и на крупных. Вспомогательная артиллерия размещается по большей части в мертвом пространстве главной артиллерии.

Щит, прикрывающий палубную установку, показан на рис. 99, а, б. Высота щита должна позволить человеку нахо

диться за ним во весь рост.

Для усиления огня вспомогательной артиллерии на кораблях устававли-

в а ются а вто м атич е-ская артиллерия калибра 20—45 мм

(рис. 100, а) и крупнокалиберные пулеметы калибра 13 мм (рис, 100, б). Автоматические орудия и пулеметы прикрываются часто только передним щитом.

установки и пулеметы бывают одно-, двух- и четырехствольные. Они устанавливаются на специальных платформах надстроек, на мостиках и т. п.

Автоматические

Рис. 99. Макеты палубных артиллерийских установок:

л — орудия калибра 152 мм‘, б — орудие калибра К7 мм

3, Дальномериые посты (рис. 101). На крупных кораблях

- 128 -

б

Рис. 100- Общий вид макета крупнокалиберного пулемета (б) и автоматического орудия калибра 40 (а)

устанавливается до 20 дальномеров. Главный командно-даль-Номерный пост располагается на наиболее возвышенных местах {до 20—30 м над палубой): на рубках, на фок-мачте; на крупных кораблях эти посты бронируются. Дальномеры должны устанавливаться на прочных основаниях. Под крылья мостика с дальномерами устанавливают подкрепляющие колонны. База дальномеров доходит до 12 м. На эсминцах устанавливают до пяти дальномеров. Дальномер дожен иметь большой угол поворота. В передней части далыюмерных постов делаются смотровые окна с бронированными крышками.

Детали, относящиеся к минно-торпедной боевой части

1. Торпедные аппараты. Торпедные аппараты бывают двух-, трех- и реже четырёхтрубные. Надводные торпедные аппараты устанавливаются на крейсерах, эсминцах, стороже-

Базой дальномера называется расстояние между осями окуляров. 9 Морской иодслиом — 129 —

вых кораблях и торпедных катерах. На торпедных катерах аппараты неподвижные, однотрубные, на остальных кораблях — поворотные. На еюмннцах устанавливают до четырех торпедных аппаратов. Торпедные аппараты располагают либо по диаметральной плоскости корабля, либо у бортов. Торпедные аппараты должны обладать возможно большим углом

130

обстрела. Возвышение оси торпедного аппарата над палубой должно быть нс менее одного метра. Общий вид трехтрубного торпедного аппарата показан на рис. 102.

На торпедных катерах в зависимости от величины катера устанавливают от двух до четырех торпедных аппаратов, располагая их у бортов под углом 5 —10° наружу от диаметральной плоскости.

Наружный диаметр труб от 500 до С50 мм; длина трубы от 7 до 8 м.

2. Мины. Наибольшим распространением пользуется шаровидная мина, диаметр которой 1—1,5 м. Якорь мины (в виде

Рис. Ю‘2. Макет трехтрубиого торпедно госаппарата

тележки прямоугольной в плане формы) и мина показаны на рис. ЮЗ. Для перемещения мины по палубе в кормовой части вдоль бортов прокладывают рельсы. Для постановки мин в корме (по гакаборту) делается плавный спуск с палубы к воде. Минное вооружение устанавливается на минных заградителях, крейсерах, эсминцах и других кораблях.

Детали, относящиеся к боевой части наблюдения и связи

1. Мачты с сигнальными реями. На мачтах боевых кораблей устанавливаются приборы наблюдения и управления артиллерийским и торпедным огнем, прожекторы, навигационные н радиоприборы, средства сигнализации и сигнальные огни.

9*

131

Рис. ЮЗ. Схема макета шаровидной мины и рельсовых путей

На боевых кораблях устанавливаются две вертикальные (ие-наклонные) мачты.

Размеры площадок для постов управления огнем зависят от площади, необходимой для приборов и обслуживающих их людей. Эти посты должны быть защищены от дыма, выходя-щего из труб, от брызг и ветра. Высота мачт на крупных кораблях доходит до 50—00 м. Стальные мачты на крупных кораблях делаются либо трубчатые (трех-, четырех- и пяти-иогне, преимущественно фок-мачты)» либо башенные круглые (диаметром до 5—6 м) и эллиптические в сечении. Трехногие мачты линкоров делаются из труб диаметром 1,0—1,2 ж, на крейсерах — диаметра 0,6—0,75 ж. Марсовые площадки устанавливаются на высоте 30—40 м.

Сигнальные реи располагаются так, чтобы флаги было удобно- поднимать со всех сторон сигнального'мостика.

Деревянные мачты применяются па малых кораблях и на судах морского флота. Их размеры зависят от величины судна.

Диаметр деревянных мачт; у степса от 0,3 до 0,7 ж, у пяртнерса от 0,4 до 0,9 м, у салинга от 0,3 до 0,8 м и у топа от 0,25 до 0,6 ж.

На рис. 104 показана грот-мачта линейного корабля.

2. Прожекторы. Прожекторы устанавливаются на всех кораблях. Линейные корабли могут иметь от шести до двенадцати дуговых прожекторов диаметром от 90 до 150 см. Крейсера — от трех до десяти прожекторов диаметром от 60 до 120 см. Эсминцы — от двух до четырех прожекторов диаметром от 45 до 90 см. Угол действия одного или сумма углов

— 132 -

двух прожекторов должна быть близкой к 360°; прожекторні

не должны подвергаться действию орудийных газов н дыма. Их лучи не должны мешать управлению кораблем н оружием. Они устанавливаются достаточно высоко над ватерлинией, на специальных площадках или мостиках около носовой и кормовой боевых рубок: на прожекторных марсах, на мостиках дымовых труб и в других местах. Высота установки прожекторов над ватерлинией у линкоров от 15 до 35 м. Дуговой прожектор должен быть удален от магнитного компаса не меиее чем на 7 м. Пример макета корабельного прожектора показан на рис. 105,

3. Радиоантенны. Передающие радиоантенны — многолучевые. Лучи располагаются либо в горизонтальной плоскости, либо по образующим цилиндра (горизонтального); антенны

Рис. W4. Макет грот-мачты линкера:

1 — боевая рубка: 2 — главки# дальномерам# пост; 3 — верхний командный ноет управления огнем; 4 — командный пост управления огнем; <5 — комлкдно-дадьпомернын пост есмомога гедьной артиллерии; 6 - пост інаб,г.оленин; 7 - пост наблюдения; 8 — пост наблюдения; 9 — ходовой мостик; 10 — штурманская рубка; // — ноет боевого пелені о-агшя: 12 — ридпочелсцгторн.ія рубка; /3 — радиопеленгатор; W — сигнальный прожектор; 1о— сигнальная рея: 16 — сигнальные усы; 17 — мостик сцщпльтиков; 18 — ходовая радиостанция

- 133 -

крепятся к топу мачт или к другим возвышающимся предметам (например, к дымовой трубе). Снижение от каждого луча подводится к антенному вводу, имеющему вид колонки высотой около 1,5 м и установленному па мостике, либо к изолятору в переборке рубки.

Приемные антенны — однолучевые. Число антенн зависит от числа передатчиков и приемников. Антенны ультракоротковолновых установок состоят из одного—двух стержней диаметром по 10—15 мм, устанавливаемых вертикально на надстройках, мачтах и т. п.

4. Антенны локаторов. На кораблях применяются антенны локаторов: а) кругового обзора и б) панорамные.

Устройство и размеры антенн локаторов очень разнообразны и зависят от мощности локатора; диаметр круглых и ширина прямоугольных антенн доходяг до 3 м. Один из типов антенн локаторов показан на рис. 106.

Детали, относящиеся к механической боевой части

Рис. №6, Антенна радиолокационной станции на даль-номерном посту

Дымовые трубы. Дымовые трубы боевых кораблей по своему горизонтальному сечению делаются эллиптическими или каплеобразными. На судах морского и речного флотов встречаются и круглые дымовые трубы. Число и размер дымовых труб зависят от числа котлов, устанавливаемых на корабле. На судах с двигателями внутреннего сгорания расположение и размеры труб устанавливаются в зависимости от внешней архитектуры корабля. Высота труб па линкорах доходит до 20 м, на крейсерах до 14 м, на эсминцах до 8 м. Дымовые трубы нередко используются для установки иа них мостиков для прожекторов, пулеметов и т. п. В верхней части грубы устанавливается козырек для направления дыма. Дым,

134

выходящий из трубы, не должен застилать наблюдательных постов и рубок. Если труба используется как основание рамы, к которой крепится антенна, то рама устанавливается в носовой части трубы, чтобы поточные газы не омывали раму н антенну. В непосредственной близости к кожуху дымовой трубы устанавливаются трубы от предохранительных клапанов, вспомогательных механизмов, камбуза, а также сирена. Пример макета дымовой трубы показан на рис. 107.

Детали, относящиеся к авиационной боевой части

1. Катапульты. Самолетными катапультами снабжаются линейные корабли и крейсера; число катапульт на корабле 1—2 Они устанавливаются на

палубе, либо в средней части корабля, либо в корме и должны быть поворотными. Расположение катапульт схематически показано на рис, 108.

2. Гидросамолеты и самолеты. Г идросамолс.ты

устанавливаются на катапультах. Обгний вид модели гидросамолета показан и а рис, 109.

3. Краны для подъема гидросамолетов. Каждая катапульта должна обслуживаться краном. Край должен быть расположен так, чтобы позволять катапульте свободно вращаться. Вылет крана должен быть достаточно большим, чтобы безопасно поднимать гидросамо-

Рис. 107. Общин вид макета дымовой трубы модели крейсера

лет в любом его положении по отношению к борту. Краны для подъема гидросамолетов не предназначаются для подъема других тяжестей.

Детали, изображающие судовые устройства

Основные судовые устройства, оборудования и системы, которые устанавливаются на палубе модели: шлюпочное устройство, спасательное оборудование, якорное устройство, швартовное устройство, грузовое устройство, леерное устрой-

135 —

КАТАПУЛЬТА-

Mfe- /

ДТТТІЙШТ^Ч-1 і 1

АНГАР

Рис. W8. Схемы расположения катапульт

ство, рулевое устройство, тентовое устройство, вентиляционная система.

К шлюпочному устройству относятся: шлюпки, катера, шлюпбалки, ростр-блоки, или киль-блоки, шлюпочные тали.

К спасательному оборудован и го относятся: спасательные плоты, спасательные круги.

К Ігк орному устройству относятся: якоря

(становые, запасные, верпы), стопора якорных цепей, Шпили и брашпили.

К швартовному устройству о т н о с я т с я: кнехты, киповые планки, швартовные клюзы, вьюшки для хранения швартовных концов.

136

Рис. 109. Макет гидросамолета

К грузовому устройству относятся: грузовые

краны, грузовые стрелы, грузовые люки, грузовые лебедки.

К леєрному устройству относятся: леериые

стойки, леера.

К буксирному устройству относятся: буксирные гаки, буксирные дуги, буксирные лебедки, буксирные арки.

К тентовому устройству относятся: тенты, тентовые -стойки.

К вентиляционной системе относятся: дефлекторы (раструбы), механические вентиляторы.

Детали, относящиеся к шлюпочному устройству

1. Шлюпки, На боевых кораблях в качестве гребных шлюпок применяются чаще всего четырех- и шестивесельные ялы. Число шлюпок зависит от размеров корабля. Так, например, на линкорах устанавливают от четырех до десяти гребных шлюпок, на эсминцах— от двух до четырех. Очертания ялов показаны на рис. ПО.

Размеры четырехвеселы-юго яла: длина L = 5,2 м\ ширина В — 1,52 м; высота борта Я — 0,6 м.

Размеры шестивесельного яла: длина L — 6,0 м\ ширина В = 1,83 я-, высота борта Я = 0,7 м.

Боевые корабли снабжены, кроме гребных, паровыми (только старые корабли) или моторными шлюпками-катерами; число катеров на крупных кораблях не менее дву: Макет

одного нз таких катеров в масштабе 1 : 100 показан на рис. 111. Обводы катеров бывают круглоскулые и остроскулые.

Шлюпки размещаются главным образом в средней части корабля, на главной-палубе или на рострах.

На морских пассажирских судах устанавливаются спасательные шлюпки длиной от 4,7 до 9,7 м.

137

<f»A

Рис, ПО. Очертания шести- и четырехвесельного ялов:

а — п^одо.и.нсі;; 6 — поперечные

Рас. U1. Млгсет моторного катера — 138 —

-2,4 ем

Главные размерения двух типов спасательных шлюпок для морских судов следующие:

Длина L -- 4,7 м, Длина L •-= 6,7 и/,

ширина В = 0,88 лґ, ширина В =- 1,60 м,

высота борта Н =0,73 м. высота борта Н - 1,2 м.

Продольные очертания и обводы таких шлюпок показаны на рис. 112.



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн