ЧЕРТЕЖ ОБЩЕГО ВИДА МОДЕЛИ И ЧЕРТЕЖИ ДЕТАЛЕЙ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ НА ПАЛУБЕ 3


На пассажирских судах шлюпки располагаются в средней части па шлюпочной (самой верхней) палубе часто по две, одна над другой, под общими для них шлюпбалками.

Число и размеры спасательных шлюпок на пассажирских судах зависят от числа пассажиров и дальности плавания судна. На пассажирских судах дальнего плавания все находящиеся на судне люди должны быть обеспечены местом в шлюпке.

На грузовых судах шлюпки располагают на средней надстройке у бортов. Пели средней надстройки пет, то па судне делаются ростры для размещения на них шлюпок.

Шлюпки могут быть размещены и на двух палубах, если это не мешает одновременному их спуску. В носовой части судна размещать шлюпки запрещено; размещение шлюпок в корме допускается, но не в районе гребных винтов.

- 139

Ростр-блоки, или киль-блоки (подставки), по два под каждой шлюпкой устанавливают на расстоянии '/* длины шлюпки от носа и от кормы.

Число шлюпок с каждого борта грузового судна должно быть достаточным для вмещения всех людей, находящихся на судне.

2. Шлюпбалки. Основной тип шлюпбалок — обыкновенные поворотные (рис. 113).

Вылет шлюпбалок должен быть достаточно большим, чтобы можно было спустить шлюпку при крене судна до 10°. Приблизительные размеры шлюпбалок приведены в табл. 18.

Т а б л и ц а 18

Приблизительные размеры нормальных поворотных шлюпбалок

Тип шлюпки

Высота шлюпбалки от шлюпочной палубы А, мм

Вылет

ЩЛЮІЕ-

балки В, ММ

Диаметр

шлюпбалки внизу н у внешнего конца d, мм

Диаметр

в средней части Ж, ЕіачИ'

Пая

с высоты Дt им

Радиус закругления мм

4- и 6-весельцые ялы . . Спасательная шлюпка

2 500

1500

60

130

(Л-1750)

600

длиной L = 8,5 м . .

3 200

1900

95

200

(Л—2050)

1000

Если шлюпка расположена на рострах, то шлюпбалка должна опираться на палубу. На палубе в этом случае устанавливается прочный, высотой около 1 Му стакан (труба), называемый стандерсом.

Наименьшее число комплектов шлюпбалок на судах морского флота приведено в табл. 19.

Увеличение числа комплектов шлюп-балок (и шлюпок) допускается.

Таблица 19

Наименьшее число комплектов шлюпбалок для пассажирских судов

Длина судна, м

Наименьшее число комплектов шлюпбалок

Длина судна, м

Наименьшее число комплектов шлюпбалок

от

до

от

ДО

31

49

2

140

159

14

40.

58

3

159

177

16

58

67

4

177

195

18

67

75

5

195

213

20

75

82

6

213

232

22

82

91

7

232

250

24

і 91

10Ї

8

250

271

26

101

ИЗ

9

271

282

28

113

125

10

282

315

30

125

140

Иногда для спуска и подъема катеров и шлюпок вместо шлюпбалок устанавливают краны или стрелы. Пример макета крана (для модели в масштабе 1 ; 100) показан на рис. 114.

Детали, относящиеся к спасательному оборудованию

1. Спасательные плоты. На рис. 115 показан общий вид и размеры надувных плотов, применяемых на боевых кораблях. Эти плоты часто располагаются на переборках надстроек, на дымовых трубах, башнях главного калибра. Полагается,

-<-6 м-

- 141 -

Рис. U5. Макет надувного плота

чтобы 25 % людей, находящихся на пассажироком судне дальнего плавания, было обеспечено спасательными плотами (кроме мест в шлюпках).

2. Спасательные круги. Спасательные крути (рис. 116) размещают на переборках рубок, леерах, на обносах мостиков.

Детали, относящиеся к якорному устройству

I. Якоря. На боевых кораблях и на крупных судах морского флота в качестве становых якорей наибольшее распространение имеют якоря без штока (якоря Холла). Макет одного из таких якорей показан на рис. 117.

В качестве верпов применяются адмиралтейские якоря; общий вид макета такого якоря показан на рис. 118.

Размеры якорей зависят от водоизмещения корабля. Главные размеры якорей приведены в табл. 20.

Рис. ЇІ6. Спасательный круг; наружный диаметр круга около 800 AtM

Основные размеры якорей

Таблица 20

Полное водоизмещение корабля, т

Размеры якорей

стлшшой якорь Холла

верп :

дмиралтейекпй

между осями лап

її высота лап Л, мм

высота перегона Б, мм

между сснмп лап К, мм

высота лапы JI, мм

высота веретена Д, мм

51- 75

270

945

101 —і 25

500

1 125

710

865

1 105

151-200

025

1 250

8(4

893 .

1215

251-300

625

1 250

-

551-050

625

1 250

--

051-800

855

1 050

1 175

423

1 755

1 001—1 300

855

1 750

--

-

1 001-2 000

1 070

2 МО

-

-

2 501-3000

1 100

2 330

-

4 001-5 000

1 100

2 330

-•

-

7 501-0 000

1 100

2 330

9 001 — 11 0С0

1455

2 910

15 001-20 000

1 455

2 940

-

20 СО 1—28 00)0

1770

3560

На средних и малых судах морского флота в качестве становых якорей очень часто применяются адмиралтейские якоря.

Рис. 117. Макет якоря Холла

2. Шпили и брашпили

Общий вид шпиля, применяемого для подъема якоря на кораблях и на очень крупных судах морского флота, показан на рис. 119. Размеры шпиля зависят от веса якоря и, следовательно, от водоизмещения судна. Выси] а шпилей колеблется от 700 м.и до 1 200 мм, диаметр барабана —- от 200 до 400 мм, диаметр основания — от 500 до 1 000 мм.

На судах морского п репного флотов очень часто устанавливают брашпили. Общий вид брашпиля показан на р*щ. 120.

Примерные размеры фундаментной рамы брашпилей даны в табл. 21.

Таблица 21

Размеры фундаментной рамы брашпилей

Водоизмещение судна, т

Длина фундаментной рамы, мм

Ширина фундаментной ракы, мм

650- 800

1 600

1 900

2 000—2 500

1800

2 200

5 000-6 000

2 700

3 000

20 000—30 000

3500

4 000

Рис. 118. Макет адмиралтейского якоря

Рис. 119. Шпиль

143 —

Рис. 120. Брашпиль

Габариты длины и ширины брашпиля приблизительно на 25% больше размеров фундаментной рамы.

Детали, относящиеся к швартовному устройству

!. Кнехты (рис. 121, а и б). Кнехты устанавливаются вбли-,$) зи обоих бортов в носовой, кормовой и часто в средней части * судна. Большая ось кнехта располагается либо параллельно диаметральной плоскости, либо параллельно линии борта. Размеры кнехта зависят от величины корабля.

Длина фундаментальной плиты у наибольших кнехтов доходит до 2,3 м, у наименьших — до 0,5 м\ диаметр тумб от 100 до 500 мм, высота тумб от 220 до 840 мм.

На мелких судах устанавливаются кнехты с длиной фундаментной плиты от 200 до 450 мм, диаметром тумб от 30 до 75 мм и высотой от 75 до 170 мм.

На буксирных судах для целей буксировки часто в носовой и кормовой частях устанавливают кнехты по диаметральной плоскости судна. Иногда на судах морского и речного флотов применяют крестовые кнехты (рис. 121,6).

Размеры таких кнехтов следующие: длина плиты от 250 до 1200 мм, диаметр тумб от 40 до 250 мм, высота от 165 до 830 мм.

2. Киповые планки. Киповыс планки устанавливаются вблизи киехтов в тех местах, где нет фальшборта. Взаим

ен

Я

Рас. 121. Кнехты; обыкновенный; б — Крестовы#

— 144 —

Рис. 122. Расположение кнехта и кгшоиой планки

ное расположение кіш опой планки и кнехта должно быть таким, чтобы часть швартова от планки к кнехту была расположена почти параллельно длинной стороне кнехта (рис. 122). Виды киповых планок и их главные размеры показаны на рис. 123.

Если кнехт находится в районе фальшборта, то вместо установки киловой планки в фальшборте делается швартовный клюз (рис. 124).

3. Вьюшки для хранения швартовных кондов. Для хранения швартовных концов на судах применяются горизонтальные барабаны, называемые вьюшками (рис. 125).

Вьюшки устанавливаются вблизи кнехтов на корме и в носу.

Детали, относящиеся к грузовому

устройству

1. Подъемные краны. На боевых кораблях и судах морского флота для подъема тяжестей применяют электрические краны. Подъемная балка кранов кораблей может убираться, чтобы не мешать стрельбе артиллерии.

Конструкция и размеры кранов весьма разнообразны' и зависят от назначения крана.

ДЛИНА ОТ т ДО 300 Ш ШИРИНА ОТ 40 ДО 75т ВЫСОТА от 33 до 80 т

-1

ДЛИНА ОТ 180 до 000 т Ширина от 50до2?0т ВЫСОТА ОТ 35 ДО і50мм

ДЛИНА ОТ G00 ДО 1500т Ширина от іьо до 400ми Высота от /25 до 265 т

/?а 5\

ДЛИНА ОТ 640ДО 1700 мм ШИРИНА ОТ 175ДО 420 мм ВЫСОТА ОТ 153 ДО 325 мм

ДЛИНА ОТ 1520ДО 2570мм ШИРИНА ОТ280ДО 420мм Высота от 24 о до 325мм

ygg g|

Рис. 123. Типы типовых планок

Ю Морской мох слизи

— 145 —

На рис. 126 приведен пример подъемного крана; основные элементы крана следующие:

грузоподъемность.....ч 2 — 4 т

вылет............5—7 м

диаметр основания......і 1,3—1,7 м

2. Стрелы. На боевых кораблях и судах морского и речного флотов применяются также грузовые стрелы — деревянные

и металлические. Опорой для стрел могут служить манты, надстройки, дымовые трубы, вентиляционные трубы И специальные стойки. На рис. 127 показаны примеры установок двух различных судовых стрел.

Расстояние точки крепления шпора грузовой стрелы над палубой обычно делают равным 2,5-— 3,0 м. Вылет стрелы должен позволять работать с ней при крене судна до 10°.

3. Грузовые лебедки. Для работы грузовых стрел вблизи пах устанавливаются грузовые лебедки, электрические (рис. 128) или паровые.

Главные размеры электрических лебедок приведены в табл. 22.

— 146 -

Таблица 22

Таблица главных размеров электрических лебедок

Грузоподъ

емность,

т

Диаметр

барабана,

мм

Длина барабана, мм

Длина фундаментной рамы, мм

Ширина фундаментной рамы, мм

3

400

500

1 400

1 500

7,5

500

600

1 800

1900

і

Наибольшая длина и ширина лебедки на 25%' больше размеров фундаментной рамы.

Детали, относящиеся к леєрному устройству

Леера (рис. 129) устанавливаются на судах морского и речного флотов па верхней (главной) палубе, там, где пет фальшборта, и на всех палубах и мостиках, расположенных выше. На боевых кораблях фальшборт не ставят. Леера устанавливают там, где проходы между надстройкой и бортом недостаточно широкие, и там, где людям приходится работать вблизи борта.

Высота леерных стоек на малых судах (длиной до 50 м) делается около 0,8 м, на больших до 1,2 м. На некоторых морских катерах, морских грузовых судах высота леерных стоек бывает 0,4—0,6 м; число лееров два или три.

Детали, относящиеся к буксирному устройству

1. Буксирные гаки. Макет одного из типов буксирных гаков показан на рис. 130. Буксирный гак крепится (подвижно) к буксирной дуге.

2. Буксирная дуга (рис. 131) крепится к световому люку машинного отделения, к котельному кожуху, к мачте или к

10*

— 147 —

рас. 129. Леерпая стопка Рас. 139. Макет бук

сирного гака

специальным битенгам вблизи центра тяжести суди: а (по длине). Всегда стремятся расположить дугу возможно ниже над палубой,

3. Буксирные арки. Высота буксирных арок определяется линией, идущей по длине судна от буксирного гака до планширя фальшборта в корме, Число арок от двух до четырех. По ширине судна арки доходят до фальшборта.

Детали, относящиеся к вентиляционной системе

Вентиляторы. На судах применяется искусственная вентиляция с естественной и принудительной тягой; для создания естественной тяги на палубе устанавливают вентиляционные трубы (дефлекторы). Для принудительной тяги применяются электрические вентиляторы.

На рис, 132 показаны типы дефлекторов; их диаметр весьма различен (от 125 мм). Наибольшие дефлекторы устанавливают над котельным и машинным помещениями. На пассажирских судах большей частью применяются электрически вентиляторы (рис, 133), устанавливаемые на верхних палубах,

Рас. 131. буксирная дуга

149

Рис. 132. Типы дефлекторов



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн