КРАТКОЕ описание изготовления ЧЕРТЕЖЕЙ общего ВИДА, РАНГОУТА И ПАРУСОВ МОДЕЛЕЙ ПАРУСНЫХ СУДОВ


§ 17. КРАТКОЕ описание изготовления ЧЕРТЕЖЕЙ общего ВИДА, РАНГОУТА И ПАРУСОВ МОДЕЛЕЙ ПАРУСНЫХ СУДОВ

На чертеже общего вида модели парусного судна показывается расположение мачт, парусов, такелажа, надстроек, рубок и всех деталей судовых устройств, размещаемых на палубе модели.

На таком чертеже сперва надо вычертить мачты, паруса

и такелаж, а после этого показать надстройки и детали

устройства. Для того чтобы правильно расположить мачты, паруса и такелаж, надо предварительно сделать эскизный чертеж расположения рангоута и такелажа. В качестве исходного материала для такого схематического чертежа, который может быть выполнен в натуральную величину или в масштабе, необходимо иметь фотоснимок' хороший рисунок или чертеж судна-прототипа, Произвольно назначать число мачт, их размеры, расположение рангоута и парусов на модели недопустимо.

Рис, 133. Макет вентилятора морскої о судна

Все пропорции и соотношения частей рангоута даны с точностью, достаточной моделистам для вооружения плавающих моделей. Для изготовлении точных моделей и копий следует пользоваться чертежами, описаннями и обмерами судов, копии которых изготовляются.

150 -

После того как эскизный чертеж сделан, проектирование следует вести в следующем порядке:

1) определить (уточнить) размеры рангоутных деревьев;

2) определить площадь парусности (общую сумму площадей всех парусов);

3) определить центр бокового сопротивления судна;

4) определить центр парусности судна;

5) определить (уточнить) места установки мачты в соответствии с определенными местами центра бокового сопротивления и центра парусности.

На кораблях и судах с прямым вооружением мачты делаются из нескольких частей, продолжающих друг друга в высоту; нижняя часть мачты называется колонной, затем идут стеньга, брам-стеньга, бом-брам-стеньга и иногда трюм-степь-га. На крупных судах с косым вооружением мачта имеет лишь одно продолжение — стеньгу, а на мелких транспортных, рыбачьих и спортивных судах, как правило, ставятся мачты-одподеревки, т. е. не имеющие продолжения е высоту. На многих современных яхтах делаются пустотелые мачты, имеющие в поперечном разрезе обтекаемую форму,

•У одномачтового парусника мачта называется просто мачтой или грот-мачтой, а у двухмачтового передняя мачта называется фок-мачтой, а задняя, кормовая — грот-мачтой (за исключением судов с вооружением кэча и иола, у которых носовая мачта называется грот-мачтой, а кормовая—-бизань-мачтой) , У трехмачтовых судов носовая манта называется фок-мачтой, средняя — грот-мачтой и кормовая— бизань-мачтой. У многомачтовых судов носовая мачта называется фок-мачтой, затем идет грот-мачта, вторая грот-мачта, третья грот-мачта и т. д., а последняя (кормовая) называется бизань-мачтой, Каждая деталь рангоута (так же как и каждая снасть такелажа и каждый парус) имеет свое название в зависимости от месторасположения. Трудные на первый взгляд названия деталей рангоута легко запоминаются, если внимательно разобраться в системе их расположения, что лучше всего сделать по рис, 134, а потом и по рис, 225 и 226.

Определение размеров рангоута модели парусного судна

Размеры рангоута в зависимости от типа вооружения могут иметь значительные колебания. Ниже приведены некоторые данные, которые следует принять как ориентировочные.

В табл. 23 даны ориентировочные соотношения высоты манты от палубы до клотика мачты или клотика верхней стеньги, если мачта составная (относительно длины корпуса).

Длина колонны грот-мачты трехмачтового корабля от палубы вместе с топом составляет 0,4—0,43, длина грот-стеньги— 0,3—0,33, а длина грот-брам-стеньгн, сделанной в одно

Сл t\D

Рис. 134. Рангоут парусного линейного корабля середины 19-го века:

1 — бо\і-утле гарь; 2 — утлегарь; 3 — ыартин-гик; 4 — бушприт; 4а — бушпритный эзе.тьгофт; 5 — фок-мачта; 5а — фор-трнсель-мачта; 56 — чиксы фок-мачты; 5в -фор-марс; 5г —топ мачты; об — мачтовый эзелыофт; 6 — фор-стеньга; 6а — фор-салинг; 65 — топ фор-стеньги; os — Фор-степ ь-эзельгоФт: 7 — Фор-брам-стеньга в одно дерево с 8 — ФОр-боч-брам-степм'ОЙ; .9—клотик; 10 —трот-мачта; 10а — грот-трисель-мачта; 105 — чиксы грот-гчачтм; № в — грота-марс; 10 а — топ грот-мачты; 101 — мачтовый эзсльгофт: И — грот-

стеньга; На — грота-с.тлинг; 11 б — той грот-стеньги: 12 — грот-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с 13 — грот-бом-брам-стеньгой; И — бизань-мачта; 14 а — бизань-трисель-мачт а і 146 — чиксы бизань мачты; 14s — крюйс-марс; 14 г — топ бизань-,мачты; 14J— мачтовый ззельгоФт; 15— крюйс-стспы а; id а ~ крюйс-салинг; 156 — тон крюнс-стерьги; 15 в — крюйс-брам-эзсльгофт; 16 — крюйс-брам-стеньгой и одно дерего с 17 — крісфс-бом-Срам-с-,еньгоіі; 18 — фока-реп; 19 — лисель-спирты; 20—фор-марса-рей; '21 — фор-брам-рей;

22 —^ійіт-брам-рей;

23 -фор-гафель;24— гротл-рей; 2d—мар-са-рей; 26 — грот-брам-рей;27—грот-бом-брам-рей; 28 — грота-гафедь; 29 — бегин-рей; 30 — крюйс-марса- (пли крюйседь-)рей; 31 — к-рю;;с - брам - рей; 32 — крюйс-оом-брлм-рей; 33 — бизань-гик; .34 —

бизань-гафель

Таблица 23

Определение высоты грот-мачты от палубы до к готика верхней стеньги или до клотика мачты, если она несоставиая

Тип судна и вооружения

Высота грот-мачгы по отношению к длине корпуса

Четырехыачтовый барк.............

Трех мачтовый военный корабль.........

Трехмачтовый купеческий корабль .......

Бриг военный )

Бриг купеческий f Двухмачтовые суда

Трехмачтовая шхуна ..............

Двухмачтовая шхуна .............

Тендер военный..........., . . , ,

Яхты оді омачтовыс с балластным килем и бермудским вооружением............

0,58—0,66 0,66-0.90 0,84-0,86 0,92-0,94 0,90—0,92 0,77—0,90 0,94-1.10 1,00-1,20

1,15-1,45

дерево с бом-брам-стеньгой, составляет 0,3—0,35 длины грот-мачты от палубы до клотика бом-брам-стеньги.

Длина топов колонн грот- и фок-мачты равняется 0,33 длины их стеньг без топов, а длина топа бизань-мачты — 0.29 своей стеньги без топа.

Высота фок- и бизань-мачт вместе с их топами у модели трехмачтового корабля с прямым вооружением определяется по высоте грот-мачты: линия, проведенная параллельно ватерлинии от вершины топа фок-мачты, должна пересечь топ грот-мачты на высоте его 0,66, а такая же линия, проведенная от вершины топа бизань-мачты, должна пересечь топ фок-мачты по его середине (рис. 135).

На моделях двухмачтовых судов с прямым вооружением верхня и кромка топа фок-мачты должна приходиться па уровне середины топа грот-мачты.

Длина фор-стеньги равняется 0,88, а крюйс-степьги — 0,75 длины грот-стеньги. Длина топов стеньг равна 0,11 полной длины стеньги.

Длина брам-стеньг, сделанных в одно дерево с бом-брам-стеньгой, составляется из длины брам-стеньги, равной 0,5 своей стеньги, и бом-брам-стеньги, равной 0,72 своей брам-стеньги, и топа бом-брам-стеньги (или ее флагштока), равного 0,72 своей бом-орам 'Стеньги. ---

Длина гротгі-реи равняется двойной ширине корабля в его самом широком месте плюс 0,1 ширины. Длина грот-марса-рея составляет 0,72 грот-грея, а длина грот-брам-рея — 0,64 грот-марса-рся. Фока-рей равен 0,88 грот-рея, фор-марса-рей равен 0,88 грота-марса-рея, а брам-рей равен 0,88 грот-брам-рея. Бегин-рей равен грот-марса-рею,г крюйсель-рей (крюйс-марса-рей) равен грот-брам-рею. Все бом-брам-реи равны

153 —

Таблица 24

Диаметры основных рангоутных дерев моделей судов с прямым

вооружением

Название рангоутного дерева

Расположение

диаметра

Диаметр п долях длины дерева

Фок- и грот-мачта.......

У палубы

0,05

„ ,1 я

У топа

0,04

Бизань-мачта ..........

У палубы

0,04

т ...... ...

У гопа

0,03

Фор- г! грот-стспып.......

У эзельсофта

0,03

3J л .....

У топа

0,02

Крюйс-сгеиьга.........

У эзелъгофга

0,02

„ ......

У гона

0,015

Нижние реп..........

Посередине Може г быть цилиндрическая часть

длиной 0,25—0,15 длины рея

0,025

I)

У подов

0,015

Марса-реи...........

Посередине Может быть цилиндрическая часть

0,02

длиною 0,15 -0,25 длины рея

...........

У подов

0,012

Бушприт............

У нсдгедсоп

Равен диаметру грот-мач.ы у па-деб и

д ............

У поют

0,8 наибольшей

толщины

0,66 своих брам-реев. Длина обоих ноков нижнего рея равна 0,1, марса-рся — 0,22, брам- и бом-брам-рсев — 0,11 всей длины своего рея. Наибольший диаметр всех реев — на их середине. В обе стороны (от середины) реи делятся на четыре равные

• ч

I

Jj^

Рис. Г35. Определение высоты фок и бизань-мачт

- 154 -

части — на первой части от середины диаметр рея составляет 0,97, на второй — 0,88, па третьей — 0,7 и в конце — 0,43 наибольшего диаметра рея.

На моделях судов с косым вооружением грот-мачта может быть одинаковой высоты с фок-мачтой и в той же пропорции, что и у трехмачтового корабля.

Высота стеньг сухих мачт, т. е. мачт, не имеющих реев, составляет от 0,5 до 0,8 высоты мачты от палубы до топа.

Длина бушприта от педгедсов (двух вертикальных брусьев, между которыми проходит бушприт через фальшборт) до бушпритного эзельгофта равняется 0,7—0,8 длины грот-мачты от палубы до топа, а одинаковая длина утлегаря и бом-утлегаря— 0,99—1,1 длины бушприта, причем часть утлегаря от пятки до наружной кромки бушпритного эзельгофта и часть бом-утлегаря от нока утлегаря до своего нока составляют 0,35 их длин.

Длина мартин-гика по отношению к общей длине бушприта от недгедсов до пока бом-утлегаря составляет 0,20, а блинда-гафелей — от 0,20 до 0,14. Их наибольший диаметр у пяток составляет от 0,42 до 0,36 от полной длины; диаметр у нока — около 0,66 наибольшего диаметра.

Длина гика и гафелей бывает очень разнообразна и колеблется: для бизань-гика от 0,76 до 0,88 полной длины бегип-рея, для фок- и грота-гафелей — от 0,32 до 0,38 полной длины грота-рея и для бизань-гафеля — от 0,48 до 0,64 полной длины бегин-рея.

Длина марсовой площадки равняется 0,35—0,37 длины ее стеньги без топа, а ширина 0.20—0,23 той же длины.

Длина краспиц салинга равняется 0,22—0,26 длины его брам-стеньги, сделанной в одно- дерево с бом-брам-стеньгой.

Диаметр рангоутных дерез зависит от их длины. Для прямого вооружения диаметры основных рангоутных дерев даны в табл. 24, Диаметры основных рангоутных дерев косого вооружения приведены в табл. 25.

Определение площади парусов



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн