КРАТКОЕ описание изготовления ЧЕРТЕЖЕЙ общего ВИДА, РАНГОУТА И ПАРУСОВ МОДЕЛЕЙ ПАРУСНЫХ СУДОВ 2


После того как размеры рангоута определены, надо па схематическом чертеже рангоута, исправленном согласно найденным размерам, показать все паруса, пользуясь тем же иллюстпатцзпым материалом, что и при вычерчивании рангоута. Вычерчивая этот чертеж, надо строго соблюдать масштаб. После того как все паруса вычерчены, надо произвести следующие вычисления:

1. Вычислить требующуюся для данного судна суммарную площадь всех парусов; эта площадь носит название площади парусности.

00

Таблица 25

Диаметры основных рангоутных дерев моделей судов с косым вооружением

Название дерева

Расположение

диаметра

Диаметр в длинах дерева

Мачта-однодеревка при гафельпом во-

У палубы

0,055

оружешш .............

То же................

У топа

0,035

.

-/з длины от па-

0,065

л у бы

0,06

При бермудском вооружении.....

У палубы

У топа

0,02о

я и и .....

Л длины от па-

0,065

луби

0,06

Фока- и грота-гик..........

Уг ДЛИНЫ

. .

У пока

0,04

У ПЯТКИ

0,045

Фока- и грота-гафель.........

длины

0,045

М .....

У пока

0,025

1» . •

У пягки

0,04

Бушприт...............

У педгедсов

0,035

- ...............

У нока

0,03

2. Вычислить в отдельности площадь каждого показанного на чертеже паруса и положение ес центра тяжести.

3. Вычислить суммарную площадь всех парусов, показанных на чертеже, и сравнить с требующейся суммарной площадью. В случае необходимости надо соответствующим образом изменить размеры парусов, показанных на эскизном чертеже.

Площадь парусности для моделей парусных судов достаточно точно (кроме как для гоночных моделей яхт) можно определить, пользуясь формулой

S = L • В . К,

где L — наибольшая длина модели, ди\

В — наибольшая ширина модели, дм\

К — коэффициент, значения которого для различных типов судов приведены в табл. 26;

5 — общая площадь всех парусов модели в квадратных дециметрах.

Для вычисления площади каждого паруса ее следует разбить на простые геометричоские фигуры: прямоугольники, треугольники и трапеции.

Центр площади треугольных парусов находится в точке пересечения двух прямых, проведенных из вершин двух углов на середины противолежащих сторон (рис. 136).

Центр плошади гафельного паруса определяется несколько сложнее; из середины верхней и нижней шкаторин (кромок)

156 -

Таблица 26

Таблица значений коэффициента парусности для судов различного назначения

Тип судна и его вооружение

Значение /С

Шлюп с бермудским вооружением.........

Шлюп с гафельшм вооружением .........

Шхуны двухмачтовые...............

Шхуны миономачтоьые...............

Яхты с балластным килем н бермудским вооружением

Яхты с табельным вооружением..........

Яхты двухмачтовые (стаксельные).........

1,3

! ,4

1.7- 1,9

1.8- 2,0

1.7— 1,8

1.8- 1,9 2,2—2,4

проводятся по две прямые линии к противолежащим углам. Затем на одной трети их длины, отмеренной от шкаторины, ставятся точки, которые соединяются между собой двумя прямыми. Точка пересечения последних и есть центр паруса (рис, 137).

Рис. 130. Определение центра площади треугольного паруса

Рис. 137. Определение центра площади гафельниго паруса

— 157 —

Центр площади прямых парусов определяется тан же, как и гафель-ных, но так как прямой парус всегда симметричен в отношении центральной вертикальной линии, то вполне достаточно провести по од-Рис. 138. Определение центра площади пря- ной линии ИЗ центра мого паруса верхней и нижней

ш к а т op гпг к одном у

из противолежащих углов (рис. 138).

Суммарная площадь всех парусов вычисляется как сумма всех ранее вычисленных площадей парусов. Это удобно сделать в форме, таблицы. Вычисленную сумму надо сравнить с требующейся площадью парусов.

Определение положения мачт по длине модели

Положение мачт по длине судна определяется требованием, чтобы центр площади парусности, был расположен в нос от центра подводной площади пулевого батокса (центра бокового' сопротивления) в расстоянии от 0,07 L до 0,13 L (где L — расчетная длина корпуса). Для определения требующегося положения мачт и треугольных парусов можно поступить следующим образом:

1. Определить положение центра подводной части площади нулевого батокса (центра бокового сопротивления). -

2. Определить положение центра нарусиости по длине судна.

3. Изменить соответствующим образом положение мачт в случае расхождения положений обоих центров.

Опишем, как производятся эти операции.

1. Для определения положения центра подводной части нулевого батокса, чаще называемого центром бокового сопротивления, из картона вырезается очертание подводной части нулевого батокса вместе с рулем, вычерченного в натуральную величину или в масштабе, и дважды подвешиваются на тонкой нити. Точка пересечения линии подвеса явится центром бокового сопротивления. Найденную точку надо нанести на схематический чертеж общего вида модели.

2. Для определения места вертикали, на которой расположен центр парусности модели, на схематическом чертеже общего вида (рис. 139) впереди носа или кормы восстанавливается перпендикуляр к конструктивной ватерлинии, а от

- 158 -

Рис. 139. Определение центра парусности шхупы по длине

центра площади каждого паруса проводится прямая пунктирная линия, направленная вертикально вниз. На каждом парусе пишется величина площади паруса, после чего заполняются первый и второй столбец табл. 27. Затем, измериз расстояние от центра площади каждого паруса до перпендикуляра (называемое плечом момента), заполняют третий столбец табл, 27.

Вычислив суммарный момент М (табл. 27 четвертый столбец) и разделив его величину па площадь парусности .S', получим расстояние А центра парусности до перпендикуляра

Отложив от перпендикуляра расстояние А, проводим вертикаль, па которой находится центр парусности. Если он не лежит в пределах 0,077 — 0,137 от ЦБ С в г гос, то, измерив расстояние от вычисленного положения центра парусности до требующегося, смещают (в нос или корму) на эту величину все мачты и паруса. Можно сделать так: перевести па кальку мачты, паруса и вычисленное положение центра парусности и наложить кальку па схематический чертеж так, чтобы центр парусности находился на расстоянии от 0,077 до 0,137 от ЦБС в нос.

159

Таблица 27

Пример определения положения центра парусности по длине модели

Незнание паруса

Площадь паруса S, дм*

Расстояние центра площади паруса до перпендикуляра

(плечо а), дм

Момент площади парусов относительно перпендикуляра М (5-а), дм

Бом-кливер .........

2,0

2,0

4,0

Клипер ...........

3,5

3,5

12,25

Фир-стеиь-етакссль......

2,96

4,5

13,32

Фор-топссль.........

2,80

5,7

15,94

Фок.............

8,37

6,2

51,84

Грота-топсель ........

2,72

8,2

23,0

Г рот............

И, 13

9,3

129,6

5

М

36,48

250,0

Детали рангоута и крепления парусов

Ниже приведены некоторые данные об устройстве деталей •рангоута моделей парусных судов.

На топ мачты-однодеревки или верхней стеньги насаживается клотик (рис. 140). Непосредственно под квадратным топом мачт и стеньг крепятся чиксы (рис. 141).

Мачта и стеньга соединяются между собой при помощи марса и эзельгофта, а стеньга с брам-стеньгой, брам-стеньга с бом-брам-стеньгой и т, д. — при помощи салинга и эзельгофта (рис. 142, 143, 144). На многих современных парусниках с металлическим рангоутом мачты її стеньги делаются «в одно дерево», т. с. цельными, не составными по высоте. Так же «в одно дерево» делались часто брам- и бом-брам-стеньги многих исторических кораблей.

Соединения стеньги с брам-стеньгой показано на рис. 145.

Бушприт с обеими продолжениями (утлегарем и бом-утлегарем) ставился только на крупных судах, преимущественно с прямым вооружением, главным образом на военных -грехмачтовых парусниках и некоторых купеческих кораблях (рис. 146). Бушприт без продолжений ставился только на малых одномачтовых судах.

Рис. 140. Клотик

рис. 141. Чиксы военного и транспортного парусных кораблей

Рис. 142, Два вида марсовых площадок. Между ними — лопгосалинг-Внизу — вид марсовой площадки сзади

11 Морской моделизм

- 161 -

Рис. 143. Салинг. Наверху— Рис. 144. Эзельгофт

вид сверху, внизу — вид сзади

Громадное большинство современных парусников делается только с бушпритом, склепанным из стальных листов; современные спортивные суда — килевые яхты и швертботы — в громадном большинстве не имеют бушприта.

Соединение бушприта с утлегарем современных транспортных судов показано на рис. 147.

Бушприты с утлегарем и бом-утлегарем или только с утлегарем, а также и бушприты без продолжений имеют мартин-

гик, а иногда и блинда-гафели (рис. 148).

Для проводки и крепления снастей стоячего и бегучего такелажа но бокам бушприта укрепляются бисы (рис. 149).

Нарис. 150,151/152, 153 показаны: нижний рей, марса-рей, брам-рей и бомб-рам-рей. Реп на этих рисунках показаны вооруженными, а нижний рей и марса-рей — вооруженными и поднятыми до места. На современных парусниках нижние марса-реи и часто брам-реи делаются стальными.

— 162 —

Рис. 146. Бушприт с утлегарем и бом-утлегарем и их такелаж:

1 — ватер-штаги; 2 — ватер-бзкштаги; 3 — утлсгарь-штаг; 4 — утл о гарь-бакштаги; 5 — бом-утлегарь-штзг; 6 — мартин-бакштаги; 7 — бом-утлсгарь-біїкштаги; А’— і-ерхньй блинла-бакштаг; 9— нижішй блинда-бакиїтаг; 10 и 11 — перти утлегаря и Оом-утлегаря; 12 — лоп-Штаги; 13 — фор-бом-брям-штаг; 14 — фор-брам-штаг; 15 — Фор-стень-ттаг; 16 — фор-лось-стень-щтаг; 17 — фока-штаги; 18 — бом-кливср-леер; 19 — клнвер-лєер

Наверху’ справа — тросовий талреп между металлическими юферсами

И*

163 —

витенги

УТЛЕГАРЬ

Рис. 147. Соединение бушприта. с утлегарем современного транспортного парусника

Рас. 148. Мартин-rmc к блицда-гафели, подвижно соединенные с ээельгофтом модели при помощи проволочных скоб

ШИ И в для

ФОР СТЕНЬ-ШГАГА

Рас. 149. Бисы иа бушприте

БЛОК НОИТРДРАСОВ

Рис. 150. Нижний рей

ЛЕЕР..

— 164 -

проволочный бейфут ПОДУШКА БЕЙФУТА

МАРСА-РЕЙ-

Рис, 151. Марса-рей

Рис. 153. Бом-брам-рей — 165 —

БВЙФУҐ

ГАФЕЛЬ, ГУН ИЛИ МАЧТА

і і ~ --------------

СХЕМА ШНУРОВНИ СЛАБЛИНЬ

Л И ИГ РОС,

СЛАБЛИНЬ

ПАРУСНІ

Рис. 156. Крепление паруса слаблинем

— 166 -

СПАЯТЬ

fJMHfTPDC <

ЛИКТРОС r МАЧТА

Рас. 157. Привязывание передней шкаторины паруса к сегарсам. Употребительно только на моделях транспортных парусных судов

Рис. 75#. Крепление передней шкаторины паруса при помощи раксов к рельсу на задней стороне мачты

Рис. 75Р. Мачта с пазом, в котором ходит ликтрос паруса моделей

яхт. а — паз, выбранный в мачте, предварительно распиленной в длину на две равные части; б — паз, образуемый двумя фанерными полосками, прибитыми с двух сторон мачты

- 167 —

Рис. 160. Мачта с гиком, в пазах которого проходит ликтрос передней и нижней шкаторин'

Рис. 161. Крепление нижней шкаторины гафельного паруса на парусных линейных, кораблях н тендерах

— 168 —

Вооружая рай, удобно принять следующий порядок: прежде-: всего по верхней стороне рея забиваются обушки, сделаииые-из сталистой проволоки, как показано на рис. 152. Затем кре- пятся подперши: на конце лески при помощи марки делается маленькое очко, а противоположный ее конец два с половиной раза ,оборачивается вокруг рея и прибивается к ией гвоздем. Прибивая, надо следить, чтобы длина всех подпертков была одинаковой. Леска для пертов пропускается в очко на подпертках, а огонами . надевается на ноки реев. После этого сквозь обушки протягивается леска леера и крепится огонами на ноках. Вооружение заканчивается креплением .блоков для гарделей (или марса-дрейрепа),. затем брас-блоков и топенант-блоков.

К пятке гафеля и гика прикрепляются усы — деревянное или металлическое, на настоящих судах обшитое кожей приспособление, охватывающее мачту (рис. 154). На гиках яхт усов обыкновенно не делают, заменяя их так называемым патецт-рифом — механическим приспособлением, подвижно скрепляющим гик с бугелем, надетым на мачту.

Паруса крепятся к своим рангоутным деревьям по-разному:., у прямых парусов к их верхней шкаторине пришиваются короткие нитки — сезни, которыми они привязываются к лееру на. рее (рис. 155), а у гафельных парусов верхняя, передняя и нижняя шкаторины привязываются различно, как видно на рис. 156,. .157, 158, 159, 160, 161.



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн