ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРПУСА ИЗ ЦЕЛОГО БРУСКА ДЕРЕВА


§ I. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРПУСА ИЗ ЦЕЛОГО БРУСКА ДЕРЕВА

Этот способ может быть применим при постройке корпусов моделей длиной главным образом до 2 500 мм, причем корпуса с малым отношением L : В строить длиннее 1 200 мм не рекомендуется.

- 171 -

Порядок вычерчивания рабочих чертежей следующий: с теоретического чертежа переводятся на отдельные листы кальки: 1) с чертежа бока — нулевой батокс, 2) с чертежа полушироты — палубные лннни .обоих бортов и 3) с чертежа корпуса — шпангоуты. Если у модели трандевое образование кормы, то переводится и транец, который, так же как и шпангоуты, вычерчивается с обеими бортовыми ветвями. .

Для нанесения на кальку второй бортовой ветви, не показанной на теоретическом чертеже, калька, на которую пересняты с корпуса половины шпангоутов, линия ДП и ватерлинии, складывается вдоль по линии ДП и просвечивающие линии обводов шпангоутов перечерчиваются на другую сторону, Таким образом, когда калька вновь будет развернута, то шпангоут на ней будет вычерчен с обеими бортовыми ветвями.

Брусковой киль, если он предусматривается конструкцией, гораздо проще сделать из деревянного брусочка соответственного размера и прибить ©го к днищу модели, чем вырезать из целого бруска. Поэтому на рабочем чертеже его можно не-вычерчивать.

На чертежах шпангоутов, сообразуясь, с качеством имеющегося материала и размерами корпуса, надо отметить толщину дннща и бортов. При долблении из липы, ольхи, осины н сосны корпуса длиной не более 750 мм борта должны бытьг в зависимости от навыков моделиста в столярной работе толщиной от 2,5 до 5 мм; при длине корпуса .1 500 мм и выше — 4—6 мм. Толщина днища делается на U—7з больше толщины бортов. При долблении из березы толщину бортов и днища можно уменьшить на */4 против толщин, указанных выше.

Если модель предполагается делать с палубой и фальшбортом, то на чертежах шпангоутов отмечается уровень палубы, выше которого толщина бортов должна быть уменьшена на -1 —1,5 мм, благодаря чему образуется уступ, на который ложится палуба (рис. 162). При малой толщине бортов, когда уменьшать ее выше палубы невозможно, следует ниже уровня палубы несколько увеличить толщину, бортов.

Для точной обработки корпуса снаружи и изнутри, а также для того, чтобы выдержать требующуюся седловатость (продольный прогиб палубы), необходимо сделать шаблоны шпангоутов и нулевого батокса. Делаются онн по рабочим чертежам шпангоутов и по кальке, снятой с нулевого батокса; бока теоретического чертежа из плотного картона нлн фанеры, как это показано на рис. 163, 166,

Приступая к изготовлению корпуса, нужно прежде всего подобрать подходящее дерево. Легче всего поддаются обра-

О линиях теоретического чертежа см. главу II, § 6, стр. 60—73.

— 172 —

JPuc. 162. Поперечный разрез

корпуса долбленой модели

Рис. 163. Шаблоны для долбленого корпуса

,6отк0 липа, осина, ольха, тополь, верба; береза обрабатывается значительно труднее и сильно деформируется от сырости, Из сосны или ели можно также долбить корпуса, но из-за хрупнослойности и свойства легко колоться вдоль по слою .эти породы применяются реже. Выбирая брусок дерева, надо , избегать извилистых слоев и сквозных сучков, трещин и гнили. Если дерево сырое, его необходимо до начала работы проеу-,.шить. Сушить надо при комнатной температуре, не на солнце и не у печки, иначе дерево может «порвать» (т. е. могут образоваться глубокие трещины);

Из выбранного куска дерева выпиливается и остругивается :..под угольник брусок со сторонами, равными наибольшим дди-яе, ширине и высоте модели. На обеих широких сторонах и обоих торцах бруска проводится карандашом или рейсмусом линия ДП, делящая брусок по ширине на две равные ча-

- 173 -

сти (рис. 164). Затем на брусок наносятся контуры, корпуса будущей модели (нулевой батокс и линия палубы), переведенные на кальку с теоретического чертежа (рис. 165). Транец, если у модели транцевая корма, наносится позднее, поело предварительной опиловки болванки.

Изготовление корпуса начинается с опиловки бруска пилой или обрубки стамеской сначала по нулевому батоксу, затем по линиям, образующим палубу. Обработка должна вестись под прямым углом (под угольник) относительно' стороны, на

Рис. 165. Нанесение на брусок нулевого батокса и палубы

которой начерчены контуры. Придание палубе седловатостіФ производится также пилой или стамеской по шаблону седло-ватости (рис. 166).

Затем на кормовом торце бруска наносятся контуры транца или ахтерштевня. Так как чертить на торцовом обрезе дерева довольно затруднительно, то лучше транец, вычерченный на кальке, вырезать и наклеить на брусок так, чтобы центральная линия чертежа совпадала с линией диаметральной: плоскости на торце бруска (рис. 167).

— 174 —

Самая сложная часть работы — придание бруску по шаблонам внешних обводов корпуса и затем долбление изнутри. Сначала вновь проводится на палубе срезанная при обработке линия диаметральной плоскости; в обе стороны от нее по . угольнику проводятся до бортов и затем по бортам до днища перпендикулярные линии, отмечающие места расположения шпангоутов, соответствующие шаблонам (рис. 167). Эти места берутся с теоретического чертежа.

Рас, 167. Наклейка иа торец бруска кальки с очертанием транца и разметка шпангоутов

Обработка обводов корпуса по шаблонам производится следующим образом: острой полукруглой стамеской с обоих бортов, у места расположения шаблонов шпангоутов, снимается тонкая стружка. Снимать стружку нужно до тех пор, пока приложенные к своим местам шаблоны будут всеми точками плотно прилегать к обрабатываемому месту. Затем снимают все лишнее дерево между местами, обработанными по шаблонам, стараясь сделать обводы как можно более плавными. Окончательная доводка — сглажнвание бортов н днища — производится напильником, стеклом и шкуркой.

Обработанный таким образом брусок с приданными ему обводами корпуса, но еще не выдолбленный изнутри, называется болванкой.

Приступая к последнему этапу изготовления корпуса — долблению, необходимо прежде всего рейсмусом или карандашом нанести на палубе линию толщины бортов, а если предполагается делать фальшборт, то и его толщину, перенося их с рабочих чертежей шпангоутов (рис. 168).

Долбить удобнее всего полукруглой стамеской, зажав болванку в тиски верстака. Ни в коем случае нельзя долбнть,

При отсутствии ее можно взять -прямую стамеску нли острый нож.

ТРАПЕ ( KAUbnnj

- 175 -

;зажав болванку между коленями. Начинать долбить надо -с центра болванки. Выдолбив небольшое углубление, надо понемногу увеличивать его, углубляя и расширяя к обоим Сортам, к носу н корме. Все время надо проверять правильность долбления при помощи внутренних шаблонов шпангоутов, пользуясь ими так же, как и шаблонами шпангоутов для наружной обработки. Если в распоряжении моделиста имеется коловорот или дрель с перками или сверлами диаметром не менее 10—12 мм, то долбление можно значительно ускорить, высверлив в болванке со стороны палубы как можно

линия

Рис. 168. Нанесение на болванку толщины борта и фальшборта

*блнже друг к другу, возможно большее количество углублений. Тогда придется лишь выбрать стамеской оставшееся не-высверлеяным дерево.

При сверлении надо быть очень внимательным, чтобы, не просверлить болванку насквозь. Для этого на перке или сверле проводится мелом черта, глубже которой погружать сверло в дерево не следует. Глубина сверления определяется по рабочему чертежу шпангоутов от верхней точки днища до верхней кромки борта;

После окончания выдалбливания корпус изнутри должен быть зачищен стеклом и шкуркой.

Палуба модели делается из двух-четырехмиллиметровой фанеры, причем наружные слои фанеры должны располагаться поперек палубы. Если у модели не должно быть фальшборта, то палуба накладывается сверху на борта корпуса. В этом случае проще всего нанести очертание палубы, положив корпус вверх днищем на кусок фанеры и обведя его карандашом; затем выпиливают палубу-лобзиком по обведенному 'контуру-.

Если же у модели делается фальшборт, то, выпилив палубу, как в предыдущем случае, рейсмусом или карандашом

— 176-

проводят линию, параллельно ее наружным кромкам на расстоянии от края, равном толщине фальшборта. Опилить по этой линии можно лобзиком или грубым напильником.

Палуба крепится на клею н гвоздях к торцам бортов или к уступу у фальшборта только после ее окончательной подгонки по месту, установки на ней всех палубных надстроек, вырезки люков и т. п„ а также‘после окончания всех работ внутри корпуса — установки двигателя, укладки балласта, покраски и т. п.

Описанным выше способом можно с успехом строить корпуса моделей с простыми обводами длиной до 700 мм. Прн постройке этим способом модели со сложными обводами или длиной свыше 700 мм процесс подготовки и самой постройки приходится несколько усложнить, увеличив число шаблонов шпангоутов с таким расчетом, чтобы расстояние между ними не превышало 100 мм. Кроме того, для окончательной обработки корпуса необходимо сделать два—-три шаблона по ватерлинии в носовой и кормовой частях. Каждый из этих шаблонов изготовляется по ватерлиниям правого и левого бортов так же, как шаблоны шпангоутов. При пользовании ими необходимо поставить обрабатываемую болванку на киль так, чтобы она не качалась, а под шаблоны подкладывать дощечки или кубики, высота которых должна, быть (за вычетом толщины шаблона) равна расстоянию от основной лииин до той ватерлинии, шаблоном которой в данный момент пользуются (рис. 169).

Во избежание путаницы все шаблоны должны быть перенумерованы соответственно номерам шпангоутов и ватерлиний теоретического чертежа.

Этот способ постройки корпуса имеет следующие недостатки: 1) подбор вполне доброкачественного материала, осо-

: Рис. 169. Установка шаблона ватерлинии 12 -Морской моделизм 177

ТРЕЩИНЫ В БОРТУ

Ри'с. 170. Предотвращение увеличения трещины'

бенно для корпусов большого размера, очень затруднителен?

2) всегда имеется опасность появления на готовой модели, трещин, иногда сквозных, после даже непродолжительного' пребывания модели в воде, особенно если модель после запуска не вытерта и сохнет на солнце. В этом случае необходимо модель хорошо просушить, с обоих концов трещины вбить в корпус стяжньге шпильки из латунной или железной: проволоки диаметром от 0,3 до 0,8 мм (рис. 170). Затем трещина прокрашивается олифой, шпаклюется, и модель вновь красится. К недостаткам следует еще отнести и относительно-большой вес корпуса, ввиду чего делать этим способом модели скоростных судов не рекомендуется.



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн