ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРПУСА ИЗ БРУСКА, СКЛЕЕННОГО ИЗ досок


§ 2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРПУСА ИЗ БРУСКА, СКЛЕЕННОГО ИЗ досок

Этот способ заключается в том, что корпус делается нэпа клеенных друг'на друга досок, предварительно выпиленных по обводам ватерлиний теоретического чертежа. Он более сложен, чем предыдущий, но имеет перед ним два существенных преимущества: 1) отсутствие необходимости подбирать толстый брусок качественного дерева н 2) возможность более быстрой и в то же время более точной обработки наружных обводов. Единственная сложность — необходимость точной подгонки друг к другу и опиловки досок по нанесенным на них контурам ватерлиний.

Этим способом можно строить корпуса моделей длиной от 200 до 3 000 мм. Лучше всего его применять для моделей длиной от 300 до 1 500 мм.

Изготовление рабочих чертежей по корпусу сводится главным образом к вычерчиванию ватерлиний не в половину, как. на теоретическом чертеже, а в полную их ширину.

- 178

, Так как при постройке этим способом необходимо, чтобы' толщина досок совпадала с расстояниями между ватерлиниями, теоретического чертежа, то приходится обычно подгонять' ,3ти расстояния на теоретическом чертеже к толщине досок. s Делается это следующим образом: нанося на проекции корпуса на необходимых друг от друга расстояниях новые ватер-. Линии, замеряют по ним ширину шпангоутов и переносят их$а чертеж полушнроты, отмечая точками. Соединив эти точки' „плавной кривой, получают новые ватерлинии, которыми Поль-дуются при дальнейшей работе.

У' , Расстояние между новыми ватерлиниями или (что одно' Й то же) толщину досок.для моделей длиной до 750 мм следует брать от 8 до 15 мм, в зависимости от сложности обводов и высоты борта: чем обводы сложнее и чем высота бортаЙеныпе, тем меньшими должны быть и расстояния между ватерлиниями. Для моделей большей длины расстояние между ватерлиниями можно увеличивать до 20 мм, доводя его у крупных моделей с простыми обводами даже до 22—25 мм. Расстояние между ватерлиниями меньше 8 мм, а у маленьких ^моделей меньше 6 мм брать не рекомендуется. Следует, помнить, что чем меньше расстояние между ватерлиниями, тем' урочнеє можно сделать корпус, но и тем больше потребуется-Уработы для его постройки.

При выборе расстояния между ватерлиниями следует так-'іже учитывать, что перед склеиванием доски должны быть ^гладко выструганы с обеих сторон.

Как И При постройке модели Предыдущим способом, КИЛЬ'делать лучше отдельно от корпуса.

У С нового чертежа полушнроты каждая ватерлиния вместес линиями диаметральной плоскости и плоскости мидель-' шпангоута переснимается на отдельный лист кальки, причем ''вычерчиваются обе половины способом, описанным на стр. 172. Шее листы должны быть пронумерованы соответственно но-Імерам ватерлиний.

Если поперечные обводы корпуса ниже первой ватерлинииимеют значительную кривизну, то следует сделать несколько ^наружных шаблонов шпангоутов, с той лишь разницей, что

.они делаются лишь до 1-й ^.ватерлиний, как это указано на рис. 171.

Постройка начинается С остружки досок, предназначенных для изготовления корпуса, Рекомен- -дуемые породы древесины .те же, что и при долблении из целого бруска. Доски надо гладко вы--

Рис 171, Наружный шаблон шпангоута модели ниже первой ватерлинии

„12*

— 179 -

Стругать с обеих сторон так, ’чтобы, будучи сложенными вместе, они плотно, без щелей, прилегали друг к другу всей поверхностью. Необходимо следить, чтобы толщина досок после оетружки точно соответствовала расстоянию между ватерлиниями чертежа.

На подготовленные таким образом доски переводятся через копировальную бумагу ватерлинии (обязательно вместе с линиями плоскости мидель-шпангоута, диаметральной плоскости и номерами ватерлиний) и затем выпиливаются, оставляя прочерченные линии неотпиленными. Выпиливая, необходимо держать пилу строго под прямым углом К ПЛОСКОСТИ доски.

Для того чтобы при дальнейшей работе выпиленные доски ватерлиний можно было правильно складывать друг с другом, на их торцовые и боковые стороны надо снести по угольнику линии мидель-шпангоута и диаметральной плоскости и провести их по линейке на противоположной стороне (рис. 172).

Существуют два способа выбирания изнутри корпуса излишнего материала: выдалбливание склеенной болванки, как было уже описано выше, и предварительное выпиливание внутренней части каждой отдельной доски. Последний способ Требует большого умения работать пилой, но зато не требует изготовления внутренних шаблонов и устраняет риск продолбить корпус. насквозь,

В первом случае все выпиленные и размеченные, как было выше указано, доски склеиваются между собой столярным или, что лучше, казеиновым клеем следующим образом: доска с наибольшим номером кладется на стол вниз стороной, на которую переведен ее контур. Противоположная же сторона смазывается клеем. На эту доску накладывается доска СО следующим (меньшим) номером, смазанная клеем с обеих сторон. Накладывается она стороной, на которую переведен Се-контур. .Это необходимо потому, что сторона, бывшая верхней при опиловке, обычно имеет кр'омку более точно опиленную. Эта кромка, прилегающая к доске с ббльшим номером, дальнейшей обработке не подвергается, так как является точным повторением ватерлинии чертежа. Необходимо следить, чтобы линии диаметральной плоскости и мидель-шпангоута, нанесенные на торцовые и боковые стороны доски, точно совпадали с этими же линиями на нижележащей доске (рис, 173), Так поступают до тех пор, пока не окажутся наклеенными друг на друга все доски,-после чего они зажимаются в тиски, верстак или струбцинки или (что хуже) кладутся под груз. При этом необходимо следить, чтобы доски не сдвинулись со своих мест, иначе весь корпус окажется кривым. Во избежание этого перед склеиванием в досках, если они не выпилены внутри, следует просверлить отверстие диаметром 4—8 мм одно в носовой, другое в кормовой части.

— 180 -

липня ПЛОСКОСТИ

Рас. 173. Наложенные по порядку №№ и склеенные доски

При склеивании в эти отверстия забиваются с клеем нагели — деревянные круглые палочки, выструганные по диаметру высверленных отверстий, препятствующие сдвигу досок при зажиме в струбцинки.

В таком виде брусок оставляют сохнуть на сутки, после чего можно приступить к его обработке снаружи, а затем и к выдалбливанию изнутри.

Наружная обработка сводится к Снятию лишнего, выдающегося за обводы ватерлиний материала. Удобнее всего это делать прямой широкой стамеской, но иногда для обработки носовой и кормовой частей лучше пользоваться полукруглой стамеской. Необходимо следить, чтобы кромки досок, прилегающих к доскам с большим номером, оставались нетронутыми.

Зачистка, долбление изнутри, крепление киля и прочие работы производятся точно так же, как и прн изготовлении корпуса из целого бруска.

- 181 -

При изготовлении корпуса из предварительно выпиленных изнутри досок можно рекомендовать следующий порядок работы: опиленные по- наружному контуру доски накладываются друг на друга, как было указано выше. На каждой из них острым карандашом обводят контуры доски, лежащей сверху. Затем внутри обведенного контура параллельно ему проводится от руки или (что лучше) по лекалу линия толщины борта (рис. 174); толщина борта назначается такой же, как и при

Рас. 174. Нанесение толщины борта на доски и выпиливание ' доски

долблении из целого бруска. После этого внутренняя часть доски выпиливается по., линии толщины борта. Если толщина доски ие превышает 10—12 мм, то выпиливать удобнее всего лобзиком. Более толстые доски приходится пилить узкой поворотной пилой иди ножовкой, которые вставляются в высвер-'уіенное отверстие в доске. В этом случае необходимо полотно 'поворотной пилы вынуть из одной из ручек, пропустить в высверленное отверстие и вновь вставить в ручку, закрепив ее там.

Когда все доски, кроме доски № 1, выпилены, их складывают в прежнем порядке, склеивают между собой и зажимают в тиски так, как об этом было сказано выше.

После обработки корпуса снаружи крОмки, выступающих внутрь корпуса досок снимаются стамеской, удобнее всего полукруглой, так же как это делалось при обработке корпуса снаружи.

Дальнейшие работы производятся, как и в первом случае.



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн