ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРПУСА ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ


§ 3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРПУСА ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ

Бумага, пропитанная клеем, по высыхании настолько затвердевает, что может заменить собой картон, а в некоторых случаях дерево. Постройка корпуса из бумаги имеет ряд преимуществ перед другими способами: большая простота, точность воспроизведения формы и возможность многократного использования болванки, педефицитность и дешевизна материалов. Основным недостатком является сравнительно малая стойкость бумаги против размокания.

Наиболее подходящая для этого способа длина корпуса модели от 250 до 800 мм, если корпус широкий и высокий, как, например, у грузовых судов и у парусников, и до 1 200 мм., если корпус длинный и низкий, с большим отношением длины к ширине, как, например, у эсминцев. Корпуса большего размера могут деформироваться и удаются хорошо только в случае, если внутри них ставятся подкрепления в виде шпангоутов и стрингеров.

Этот способ заключается в наслаивании друг на друга .несколькими слоями кусочков бумаги, смазанных клеем, наклеиваемых на болванку или в отлитую с нее гипсовую форму. Болванка может быть сделана деревянной из целого бруска или наборной из фанерных, соединенных между собой плоскостей, выпиленных по форме сечений теоретического чертежа с заполнением пространства между ними парафином, ...искусственным воском или каким-нибудь другим аналогичным ..материалом.

Изготовление сплошных деревянных болванок ничем не отличается от изготовления корпусов из целого бруска дерева или из склеенных между собой досок. Разница заключается лишь в том, что долбить болванку изнутри, нет надобности.

Наборная болванка изготовляется быстрее, чем деревянная, и не требует высококачественной древесины.

Чертеж наборной болванки делают на основании теоретического чертежа, выполненного в натуральную величину будущей модели. Необходимо, чтобы расстояние между шпангоутами болванки не превышало 35-—4G мм у моделей длиной до' 500 мм и 50—60 у моделей большего размера. Поэтому, если шпация на теоретическом чертеже не соответствует приведенным. размерам, то необходимо на полушироте и боке нанести положения шпангоутов болванки, перенося иа проекцию «корпус» с «бока» высоту, а с «полушироты» — ширину, построить очертания новых шпангоутов, которыми и пользоваться в дальнейшей работе. После этого на кальку переводятся; 1) нулевой батоке (с разметкой шпангоутов и'конструктивной ватерлинии), 2) шпангоуты (с линиями диаметральной. плоскости и конструктивной ватерлинии) и 3) с полушироты линия палубы (левая и правая половина) с линией

— 183 -

диаметральной плоскости. Каждый шпангоут (с обеими ветвями) переводится на отдельный лист кальки и нумеруется соответственно номерам шпангоутов теоретического чертежа.

На чертеже нулевого батокса надо наметить выпилы гнезд, в которые будут вставляться фанерные шпангоуты; ширина выгшлов должна быть равна толщине фанеры, из которой будут сделаны шпангоуты. Ширина выпилов должна откладываться от теоретических линий носовых шпангоутов в сторону кормы, а от линий кормовых —в сторону носа. У мидель-шпангоута ширина выпила распределяется поровну по обе стороны линии миделя. Глубина выпилов делается равной половине высоты шпангоута. Параллельно верхним кромкам шпангоутов (линии палубы) на чертеже нулевого батокса проводится линия на расстоянии, равном толщине палубы: (рис. 175), верхние же линии стираются.

В верхней части шпангоутов должны быть намечены толщина палубы и выпилы, которыми шпангоуты насаживаются в выпилы фанерного нулевого батокса. Для этого на чертеже шпангоута, параллельно и по обе стороны от линии диаметральной плоскости, прочерчиваются две линии с таким расчетом, чтобы расстояние между нимн было равно толщине фанеры, из которой предполагается выпилить нулевой батокс. Глубина выпила у каждого шпангоута должна быть равна высоте нулевого батокса над выпилом для данного шпангоута (рис. 176).

При помощи копировальной бумаги на фанеру переводится чертеж нулевого батокса так, чтобы древесные волокна в верхнем слое фанеры располагались по длине модели. Так же располагаются слон фанеры для палубы. Если ширина шпангоута больше его высоты, то слон располагаются по ширине шпангоута, в противном случае — по высоте. Переводя чертежи шпангоутов на фанеру, необходимо также переводить

линия ВЕРХНИХ

Рис, 175. Фанерный нулевой батокс - 184 -

:и конструктивную ватер-'линию, а также не забывать ставить на шпангоутах соответствующий номер.

Все переведенные на фанеру детали болванки выпиливаются лобзиком и зачищаются напильником и шкуркой.

К верхним частям каждого шпангоута вровень с кромкой приклеиваются и прибиваются с каждой стороны выпила по планке сечением 10 X 10 мм и такой длины, чтобы они на 3—4 мм не доходили до края шпангоута (рис. 177). Перед тем как окончательно укрепить шпангоуты, надо убедиться в точности их подгонки к своим местам на нулевом батоксе, что узнается по совп адению коисгруктив -ной ватерлинии, прочерченной на шпангоутах н нулевом батоксе.

Сверху к смазанным кл^ем планкам на шпангоутах прибивается мелкими гвоздя м и палуб а.

Рис. 176. Фанерный шпангоут болванки

ПЛАИНИ

ВЫЛИЛ ДЛИ. д п

HBJT

линия д л

Рис. 177. Шпангоут болванки с планкой для прибивания палубы

Предварительно надо проверить правильность ее. подгонки:-все шпангоуты должны доходить до края палубы и ни один; Из них не должен выдаваться (рис. 178).

После полного высыхания клея надо заполнить пространство между шпангоутами. Лучше всего Для этого подходят: натуральный и искусственный book, парафин, пластилин для, лепки . В крайнем случае можно использовать глину, но она^ должна быть очень мало влажной, так как влага, впитываясь в фанеру, может покоробить набор. Для экономии заполнителя шпации можно на А заполнить плотно смятой бумагой, или кусочками дерева, но прн этом надо следить, чтобы бу-

Воск и парафин должны быть подогреты до полного размягчения-

— 185 -

мага или дерево не доходили.до наружных кромок Шпангоутов на 6—8 мм.

После заполнения шпаций надо всю болванку обровнять, шрезая бугорки и заполняя вмятины, стараясь сделать ее как .можно более ровной и гладкой.

Если предполагается с одной болванки сделать большое 'количество корпусов, то следует отлить с нее гипсовую или ^цементную разъемную форму и выклеивать корпус внутри нее

всего подходит газетная и простая оберточная бумага. Первый слой бумаги слегка смачивается водой и смазывается клейстером лишь с одной стороны, причем на болванку он накладывается стороной, не смазанной клейстером. Второй .и все последующие слои бумаги водой не смачиваются и смазываются клейстером с обеих сторон.

Работа производится следующим образом: взяв кусок бумаги величиной с ладонь или две, смазывают его с обеях •сторон клейстером й, отрывая от него куски диаметром около 2—3 см, наклеивают их на болваику так, чтобы следующий кусок заходил на предыдущий на 74—7з. В местах сильных изгибов болванки размер кусков бумаги следует уменьшать. .Необходимо' куски бумаги приклеивать без складок, сильно

Для формовки бумажных корпусов болванка (или форма) должна быть соответственно подготовлена: деревянная болванка, так же как и гипсовая форма, покрывается трн—четыре раза спиртовым или два—три раза масляным лаком, а по высыхании тщательно смазывается каким-либо жиром — лучше всего смесью стеарина (или парафина, воска) с керосином либо вазелином, автолом и т. п. Пластилиновые, восковые и парафиновые болванки не лакируются, а только лишь смазываются жиром, лучше всего вазелином.

Для изготовления корпуса пригодна любая бумага, кроме глянцевой, сильно вощеной или очень толстой и грубой. Лучше

Рис. 178. Набор болванки

— 186

;Шрнглажнвая нх пальцами и выдавливая пузырьки воздуха 'Ш лишний клейстер, так как воздух, оставшийся между слоями бумаги, может расслоить корпус, а лишний клей может смор-їщить поверхность и, потрескавшись, погубить всю работу.

Всего надо наклеить в зависимости от величины модели 6—10 слоев бумаги,-но не в один, а. в два—три приема, давая ..наклеенным листам подсыхать в течение 12—24 часов. Высохшую поверхность надо перед продолжением работы слегка '.смазать клейстером, протирая ее руками.

Для удобства работы рекомендуется для каждого слоя убрать бумагу другого цвета, а если употребляется газета, то чередовать слои со шрифтом и белые поля, чтобы было видно, Сде уже наклеен следующий слой.

Во избежание коробления корпуса при его высыхании щужн.о куски бумаги, которыми оклеиваются борта, загибать на палубу болванки или на верхнюю, открытую сторону формы.

Для большей прочности очень хорошо проклеивать корпус материей; маленький — до 500-мм — только снаружи, а большой также и между слоями бумаги. Наклеивается материя одним куском тем же клейстером; приклеивая, надо следить, чтобы материя нигде не морщилась, и в местах складок вырезать клинья. Для оклейки модели очень хорошо применять трикотажные ткани — старые чулкн н т. п. Оклеивать корпус снаружи следует уже после зачистки его.

Корпус должен сохнуть при ровной комнатной температуре. -Недопустимо его сушить иа солнце, на батарее парового отопления или у печкн; это относится особенно к корпусам, сделанным на болванке из пластилина, воска нли парафина, так как от высокой температуры болванка может расплавиться и воск или парафин впитается в бумагу, отчего корпус потеряет свою форму и не снимется с болванки.

Снимая корпус с болванки, надо прежде всего острым ножом срезать завернутую и приклеенную к палубе бумагу и, слегка расшатывая болванку, понемногу вынимать поочередно то нос, то корму, стараясь не повредить бортов. Обычно болванка вынимается довольно легко, если она была как следует смазана жиром; если же она не поддается усилиям, то надо острым бритвенным лезвием сделать на корпусе (по его диаметральной плоскости) короткий надрез, начиная от палубы, и вновь попытаться вынуть болванку. В случае необходимости следует увеличить длину разреза. Разрез склеивается столярным клеем или казеином и изнутри подкрепляется дву- мя—тремя слоями бумаги или кусочками материи, но уже после зачистки корпуса снаружи. .

Сняв корпус с болванки, его тотчас же надевают обратно, выравнивают иапнльником все бугры н шероховатости и заклеивают кусочками бумаги ямкн и углубления.

187 —

После зачистки и оклейки материей корпус снаружи и изнутри покрывается подогретой олифой.

Прежде чем укрепить на корпусе палубу, надо внутри* корпуса модели установить фундамент для двигателя, гельм-портовую трубу (трубку для баллера руля), дейдвудную трубу (трубку для вала гребного винта), пайол со степсами (гнездами для мачт) и т. д. и после этого три—четыре раза прокрасить внутреннюю поверхность корпуса и все установленные внутри корпуса детали масляной краской.

Фундамент двигателя ж, трубы укрепляются на казеиновом или столярном

клее и подклеиваются полосками материи, Отверстия для гельмпортовых и дейд-вудных труб прокалываются: снаружи шилом и расширяются до необходимого диаметра круглым напильником.

У корпусов моделей яхт с балластным килем следует насыпать в киль балласт — лучше всего дробь или мелкие куски. свинца, заложив его сверху кусочком картона так, чтобы он не мог сдвинуться, и заклеить кусочками бумаги. Если у корпуса киль «брусковый», то изнутри в киль вставляют и крепят на клею либо свинцовую полоску в качестве балласта, заклеивая ее сверху полоской материи, либо фанерный или деревянный брусок, что значительно увеличивает продольную прочность корпуса (рис. 179).

Рис. 179. Подкрепление брускового киля в модели из папье-маше

Рис. 180. Пайолы со степсом, выпиленным и наклеенным

1SS —

Для моделей парусных судов поверх укрепленного балласта вставляется фанерный настнл (паиол) со степсами для мачт. Степсы могут быть сделаны в виде вырезанных в пай-юле квадратов (по размеру шпоров мачт) или в виде углубления в наклеенном на па йоле кусочке фанеры илн доски {рис. 180).

Палуба обычно делается из фанеры. Она вырезается точно .по «палубе» болванки. Палуба из фанеры толщиной 3—4 мм вклеивается на столярном нли казеиновом клее и туго прибинтовывается, чтобы нигде между палубой н бортами не было ни малейшей щелн. Можно делать палубу н так, как на моделях с железными корпусами (3-й вариант, стр. 201).



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн