СОВРЕМЕННЫЕ КЛАССЫ БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА


§ 2. СОВРЕМЕННЫЕ КЛАССЫ БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

Военно-Морской Флот СССР является составной частью Вооруженных Сил страны. На него возлагается охрана морских границ в мирное время и ведение боевых операций во время военных действий.

Военно-Морской Флот СССР состоит из отдельных военно-морских флотов и флотилий, в состав которых входят соединения береговой обороны, морской авнации и соединения кораблей различного назначения.

Разнообразие боевых задач, стоящих перед Военно-Морским Флотом, а также характер обеспечения его боеспособности определили разделение корабельного состава па четыре основные группы: боевые корабли; бое

вые корабли специального назначения; вспомогательные суда и базовые пловучие средства.

Боевьґе корабли предназначаются для выполнения основных тактических задач непосредственно в бою с противником как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами Вооруженных Сил. В число боевых кораблей входят: линейные корабли, авианосцы, крейсера, мониторы, канонерские лодки, эскадренные миноносцы, сторожевые корабли, подводные лодки, торпедные катера, бронекатера, охотники за подводными лодками.

Боевые корабли специального назначения выполняют узко специальные задачи по обеспечению деятельности боевых кораблей флота в целом. К ним относятся: минные заградители, тральщики, десантные корабли и др.

Вспомогательные суда обеспечивают боеспособность Военно-Морского Флота. К ним относятся: учебные, транспортные, спасательные, госпитальные, гидрографические суда, пло-вучие мастерские и базы для снабжения всеми видами боевого, материального и энергетического довольствия, ледоколы и др.

К базовым пловучим средствам относятся пловучие краны й доки, баржи всех типов и другие суда и пловучне сооружения, предназначенные для обслуживания боевых кораблей и вспомогательных судов флота.

- 21

В зависимости от тактического назначения, а также водоизмещения, вооружения, бронирования, скорости хода и других свойств, военные корабли разделяются на классы: линейных кораблей, авианосцев, крейсеров и т. д.

Кратко рассмотрим тактико-технические данные классов боевых кораблей Военно-Морского Флота.

Линейные корабли (рис. 13) предназначены для уничтожения в морском бою надводных кораблей всех классов и нане

сения мощных артиллерийских ударов по береговым сооружениям и батареям противника.

Водоизмещение линейных кораблей колеблется в основном от 30 000 до 60 000 г. Длина их доходит до 250 м и выше. Главные механизмы, мощность которых доходит до 150000 л. с,щ обеспечивают нм скорость 28—33 узла.

Линейный корабль имеет мощное артиллерийское вооружение, которое подразделяется на главную, противоминную и зенитную артиллерию. Главная артиллерия линейного корабля служит для поражения иа расстоянии 30—40 км сильно защищенных целей. Оиа находится в трех—четырех бронированных башнях, расположенных вдоль диаметральной плоскости. В каждой башне смонтировано два—четыре орудия калибром 356—406 мм. Башни главного калибра — очень сложные сооружения. В башнях находятся все механизмы подачи боеприпасов, заряжания и наводки орудий. Верхняя поворотная часть башни, выступающая над палубой, изготовляется из очень прочных и толстых стальных плит (брони).

Противоминная артиллерия линейного корабля размещается на палубе вдоль бортов в башнях меньших размеров и служит для отражения атак миноносцев, торпедных катеров и самолетов. Количество противоминной артиллерии достигает 12—20 стволов калибром 120—127 мм. Обычно эти ору-

- 22 —

дня называют универсальными, так как, имея большой угол возвышения, они способны вести огонь по надводным н воздушным целям.

Зенитная артиллерия линейного корабля наиболее многочисленна. Двух- и четырехствольные автоматические установки калибра 20—40 мм занимают все свободные площади палуб и надстроек. Число зенитных пушек иа линкоре достигает 80.

Большое значение для сохранения боеспособности линейного корабля во время боя имеет вертикальное (броневой пояс корпуса, стенок рубок и башен) и горизонтальное (палубы, крыши рубок и башен) бронирование. Вертикальное бронирование состоит нз броневых плит высококачественной стали, толщина которых доходит до 406 мм\ толщина горизонтальной брони —до 203 мм. Иногда иа линейных кораблях устанавливают 1—2 катапульты для взлета гидросамолетов, используемых для разведки и корректировки артиллерийского огня. Для подъема самолетов на борт служат краны, расположенные вблизи катапульт.

В качестве главных двигателей иа линейных кораблях применяются паровые турбины.

Линейные корабли — очень сложные инженерные сооружения, состоящие из огромного числа механизмов. Внешне они массивны. Надстройки и трубы сгруппированы в средней части. Мачты, особенно передняя, представляют собой многоярусные колонны, в которых размещены различные рубки и боевые посты. Носовые и кормовые части палуб обычно заняты башнями главного калибра.

Постройку моделей линейных кораблей рекомендуется поручать старшим моделистам, имеющим уже опыт постройки различных моделей.

Авианосцы (рис. 14) —военные корабли с плоской палубой, служащей для взлета и посадки самолетов. На них имеются специальные трюмы для содержания самолетов. Авианосцы подразделяются на тяжелые, легкие и конвойные.

Тяжелые авианосцы предназначаются для нанесения самолетами мощных торпедо-бомбовых и штурмовых ударов по кораблям и береговым объектам. Их водоизмещение бывает 25 000—60 000 т, длина до 350 и более, скорость 31—33 узла. Они имеют шесть — двенадцать 120—127-мм универсальных орудий и 50—140 зенитных пушек 20—40-мм. Вся артиллерия расположена так, чтобы не мешать взлету и посадке самолетов, т. е. вдоль бортов и, как правило, ниже взлетной палубы. Тяжелый авианосец принимает 80—140 самолетов — бомбардировщиков, торпедоносцев и штурмовиков.

Легкие авианосцы предназначаются для разведки самолетами противовоздушной н противолодочной обороны, боевых кораблей противника. Их тактико-технические данные ниже

23 —

тяжелых авианосцев: водоизмещение 14 000—22 000 т, скорость 24—33 узла, число принимаемых самолетов'— 50—80; артиллерия: 6—12 орудий 127-мм, 40—70 зенитных пушек 20—40-мм.

Конвойные авианосцы предназначаются для обеспечения противовоздушной и противолодочной обороны С ПОМОЩЬЮ истребителей при сопровождении транспортов. Их водоизмещение равняется 11 400—15 000 т, скорость 15—20 узлов, а число самолетов не превышает 30—35. На конвойных авиа-

- < j ' 1

Рис. 14. Авианосец

носцах устанавливают 4—6 орудий 100— 127-лш, 20—50 зенитных пушек 20—40-мм и крупнокалиберные пулеметы..

Модели авианосцев рекомендуется строить моделистам старшего возраста.

Крейсера (рис. 15) используются для уничтожения в морском бою крейсеров и легких сил противника, поддержки своих легких сил при атаках, а также обстрела береговых целей.

Основное вооружение крейсеров — артиллерия. Кроме этого, крейсера имеют торпедные аппараты, принимают на палубу мины и имеют 1—2 катапульты для взлета двух—четырех самолетов-корректировщиков.

Крейсера в зависимости от водоизмещения и вооружения разделяются на тяжелые и легкие.

Тяжелые крейсера имеют водоизмещение 13 000—28 000 т и скорость 29—33 узла. Артиллерия главного калибра состоит из шести—девяти орудий 203—305-мм, заключенных в две—три башни, расположенные в диаметральной плоскости корабля. Противоминная артиллерия состоит из 8—12 универсальных

24

орудий 127-мм и до 50 зенитных пушек. Бортовая и палубная броня достигает 127 мм.

Легкие крейсера имеют следующие тактико-технические данные: водоизмещение 6 000—12 000 т, скорость 32—38 узлов, 9—12 орудий 127— 152-лш, 8—12 орудий 102—127-лш, 35—50 зенитных пушек. Кроме того, па легких крейсерах устанавливают 1 — 2 торпедных аппарата и приспособление для постановки мни.

Изготовление модели крейсера требует определенного опы

та и умения. Поэтому эти модели рекомендуется строить моделистам старшего возраста.

Эскадренные миноносцы (рис. 16) предназначаются для нанесения торпедных ударов по кораблям и судам, а также для охраны кораблей эскадры в походе. Это наиболее многочисленный класс военных кораблей современных флотоз. Эскадренные миноносцы являются сравнительно небольшими кораблями, обладающими хорошими мореходными качествами. Водоизмещение их равно 1 000—2 000 г при длине 90—120 м. Скорость хода эскадренного миноносца доходит до 36 узлов.

Основным оружием экскадрепных миноносцев являются торпеды (снаряды, имеющие сигарообразную форму) длиной до 8,5 м н диаметром (калибр) до 600 мм. В носовой части торпеды помещены взрыватель и до 300 кг взрывчатого вещества. С корабля торпеда выстреливается нз торпедного аппарата, следует к цели в определенном направлении и на заданной глубине. Торпеда движется с помощью специальной машины, работающей от сжатого воздуха и подогретой парогазовой смеси. Попадая в подводную часть корабля, торпеда взрывается, производя большие разрушения в корпусе. Эскад-

- 25 -

ренньге миноносцы имеют несколько торпедных аппаратов, позволяющих одновременно выстреливать до десяти торпед.

Артиллерийское вооружение эскадренных миноносцев СОСТОИТ из 4—6 орудий 120—127~мм и 8—12 зенитных пушек. Эскадренные миноносцы вооружаются также глубинными бомбами, сбрасываемыми за борт в месте обнаружения подводной лодки. Глубинные бомбы, разрываясь иа определенной глубине, поражают подводную лодку.

Иа кормовой части палубы имеется рельсовый путь, ведущий к минным скатам. Это приспособление служит для приема иа борт мин и постановки их на вероятных курсах неприятельских кораблей и транспортов.

Кроме того, эскадренные миноносцы имеют параваниый

V

охраиитель — специальное приспособление, позволяющее прокладывать безопасный фарватер в местах постановки минных заграждений.

Сторожевые корабли (рис. 17) предназначаются для несения доз.орной и охранной службы, противовоздушной и противолодочной обороны транспортов в походе.

Водоизмещение сторожевых кораблей колеблется в пределах 300—2 000 т. Скорость равна 20—25 узлам. Вооружение их состоит из артиллерии — 2—6 орудий 127-лш и 4—8 зенитных пушек. На многих устанавливается торпедный аппарат из 3—5 труб.

Кроме того, иа сторожевых кораблях имеются приспособления для сбрасывания глубинных бомб, а также дымоаппа-ратура для постановки дымовых завес.

Модели сторожевых кораблей более доступны для постройки младшими моделистами, так как их палубные устройства менее сложны и многочисленны, чем у кораблей уже описанных классов.

2б -

Рас. 17. Сторожевой корабль

Охотники за подводными лодками служат для поиска и уничтожения подводных лодок противника. Поиск ПОДВОДНЫХ лодок производится специальной гидроакустической аппаратурой, позволяющей по шумам, создаваемым механизмами и винтами подводных лодок, определять направление, расстояние и глубину, иа которой лодкн находятся. Обнаруженная подводная лодка уничтожается специальными глубинными бомбами.

Охотники за подводными лодками разделяются на большие и малые. Большие охотники (рис. 18) более мореходны. Их водоизмещение достигает 250 т. Оии имеют скорость 20 узлов.

Рис. 18. Охотник за подводными лодками — 27 —

Торпедные катера предназначаются для нанесения внезапных торпедных ударов по кораблям и транспортам противника,

Главным боевым свойством торпедных катеров является скорость, которая обеспечивает внезапность нападения. Скорость достигается специальной конструкцией корпуса, установкой высокооборотных двигателей внутреннего сгорания и тщательным подбором винтов, число которых доходит до четырех.

Торпедные катера разделяются па большие и малые.

Водоизмещение больших Торпедных катеров достигает 60 т. Корпус их имеет значительную килеватость и острую скулу. Скорость их достигает 35—40 узлов. Они вооружены зенитными пушками и имеют 2—4 торпедные трубы. Корпуса малых торпедных катеров (рис. 19), имеющих водоизмещение 10—20 г, часто имеют редан (поперечный уступ на днище). Редан при достижении катером определенной скорости дает возможность торпедному катеру скользить по поверхности ВОДЫ, НТО способствует достижению большой скорости. Такой режим плавания судна называется глиссированием. Скорость малых торпедных катеров достигает 32—48 узлов, они вооружены одним—двумя зенитными пулеметами и двумя торпедными трубами. Однако они не приспособлены для плавання цри волнении свыше 3 баллов.

Модели торпедных катеров обычно строят моделисты старшей возрастной группы, используя и качестве двигателей компрессионные моторчики МК-16, Б-51 и др.

Бронекатера (рис. 20) несут разведывательную и дозорную службу на реках и озерах, а также используются для обстрела береговых объектов. Их водоизмещение колеблется от 10 до 50 т, а скорость хода — от 8 до 16 узлов. Бронекатера имеют противопульную броню толщиной до 8—12 мм.

Постройка моделей бронекатеров с резиновым двигателем довольно распространена среди младших моделистов.

Существуют еще такие классы кораблей, как броненосцы береговой обороны, броненосцы противовоздушной обороны, мониторы, канонерские лодки. Эти корабли, имея главным артиллерийское вооружение, предназначаются для боевой деятельности в прибрежных районах или на реках и озерах.

Подводные лодки (рис. 21)—боевые корабли. Их назначение— производить скрытные наблюдения за определенным районом моря с целью обнаружить надводные корабли и транспорты противника и топить их торпедами.

Подводные лодки имеют от 2 до 10 торпедных аппаратов и 1—2 пушки для обстрела транспорта противника, находясь в надводном положении.

Подводные лодки разделяются па большие, средние и малке.

- 28

, 1

/ -

Рис. 19. Торпедний катер

Ґ~' -

Рас. 20. Бронекатер

29

Большие подводные лодки предназначаются для действий вдали от своих баз. Они обладают хорошими мореходными качествами и большой автономностью плавания (до

10 000 миль). Их водоизмещение колеблется ОТ рщ до

1 200 12- 16 „ с

г, а скорость -QZjf узлов. Водоизмещение, так же как

и скорость подводных лодок, обозначается в виде дроби; числа над чертой относятся к надводному положению, а числа под чертой — к подводному.

Средние подводные лодки действуют как в открытом море, так и на подходах к базам противника. Дальность их плавания не превышает 3 000 миль. Водоизмещение равно 300-000 12 —Hi

5001*- скорость - узлов.

Малые подводные лодки действуют в ограниченных районах до 300—600 миль от своих баз. Их водоизмещение „ ШО 300 10—17

колеблется ОТ 150 450 ’ а СК0Р0СТЬ д° УзлоВ-

Особенностью конструкции ПОДВОДНЫХ лодок является наличие балластных цистерн, при заполнении которых водой лодка погружается под воду. После продувания цистерн сжатым воздухом вода из цистерн вытесняется и лодка всплывает на поверхность.

Постройка моделей подводных лодок широко распространена среди моделистов младшего возраста. В качестве двигателя па модели используется резииомотор.

К боевым кораблям специального назначения относятся;

Минные заградители — корабли, специально оборудованные для постановки минных заграждений. Установившегося типа минных заградителей нет. Они весьма разнообразны как по внешнему виду, так и по водоизмещению, которое доходит до 8 000 т. Минные заградители разделяются на собственно заградители, имеющие специальные помещения для хранения мин, и минные заградители, не имеющие этих помещений и принимающие мины на палубу. Скорость минных заградителей достигает 25 узлов.

Тральщики предназначаются для траления мин. Приспособление для подсекания и уничтожения мин называется тралом. После подсекания тралом мина всплывает и ее расстреливают пушками. Тральщики разделяются на эскадренные тральщики—для траления фарватеров впереди своих кораблей в открытом море; базовые тральщики — для траления в своих прибрежных водах и на рейдах; катерные тральщики— для тралення на мелководье, на реках, рейдах, гаванях, фарватерах и т. д.

Эскадренные тральщики (рис. 22) по внешнему виду напоминают сторожевые корабли. Они очень мореходиы, их водо-

— 30 —

Рас. 22. Эскадренный тральщик

измещение колеблется в пределах 600—1 000 г, а скорость доходит до 15—20 узлов.

Катерные тральщики имеют водоизмещение 15—60 т и обладают скоростью хода 12—18 узлов.

Десантные суда предназначаются для доставки и высадки сухопутных войск на побережье противника. Для переброски войск к берегам противника используются также транспорты (грузовые и пассажирские суда). Для высадки войск, артиллерии и танков непосредственно с транспортов на берег применяются высадочные средства (катера и самоходные баржи). Кроме того, существуют специальные десантные корабли (рис. 23) для высадки десанта и боевой техники с хода без перегрузки на мелкие суда.

Рас. 23. Десантный высадочный бот



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть онлайн в хорошем качестве
Дама с попугаем онлайн в хорошем качестве
Опасно для жизни! онлайн в хорошем качестве