ПОСТРОЙКА КОРПУСА ИЗ ЖЕСТИ


§ 4. ПОСТРОЙКА КОРПУСА ИЗ ЖЕСТИ

Корпуса из жести длиной от 600 мм н больше можно строить для моделей судов с механическими двигателями и современных металлических крупных парусников.

В настоящее время практикуется несколько конструкций жестяных корпусов моделей: безнаборные, со шпангоутами, с полным схематическим набором. Наиболее сложная конструкция, требующая для постройки большого количества времени, — это конструкция с полным схематическим набором, обшиваемым вгладь или внакрой К Наиболее простая я наименее трудоемкая конструкция — безнаборная, с обшивкой кромка на кромку. Последний вариант легко осваивают моделисты, едва научившиеся паять. Он особенно прост.для моделей кораблей с малой седловатостью палубы, с транцевой кормой и с большим отношением длины к ширине.

Постройка корпуса без набора. Наиболее подходящими для постройки этим способом являются корпуса длиной от

Стальная обшивка настоящих судов устанавливается различными способами.

Внакрой, когда пояса обшивки устанавливаются через один по набору — первый, третий и т. д., а пояса второй, четвертый и т. д, накладываются своими верхней и нижней кромками на края ранее установленных соседних поясов.

Обшивка с отогнутыми фланцами устанавливается почти так. же, с той лишь разницей, что верхний и нижний края поясов, накладывающихся сверху, отгибаются, образуя уступы, накрывающие края ранее установленных поясов.

При обшивке край на край каждый пояс своим нижним краем крепится к набору, а верхним ложится на нижний край соседнего сверху пояса.

Обшивка вгладь крепится к пазовым планкам, установленным по набору таким образом, что кромки соседних поясов но пазам вплотную подходят друг к другу.

Устанавливается обшивка и на планках снаружи — все пояса крепятся к набору таким образом, что подходят своими кромками вплотную друг к другу, а пазы прикрывают пазовыми планками снаружи.

189 —

600 до 1 200 мм. При большей длине корпус без- набора легко деформируется.

Для постройки нужны следующие, сделанные на основе.' теоретического чертежа, конструктивные чертежи: 1) чертеж болванки; 2) чертеж продольного разреза модели; 3) план^ расположения механизмов и устройств; 4) чертеж поперечных разрезов модели и 5) чертеж палубы. Все эти чертежиг делаются в натуральную величину модели.

Чертеж болванки, и она сама делаются так же, как об этом было сказано в §§ 1 или 2.III главы, с той лишь разницей, что она не выдалбливается изнутри.

На чертеже продольного разреза модели изображается разрез по диаметральной плоскости; на нем показываютсярулевое устройство, дейдвудные трубы, фундамент для. двигателя, водонепроницаемые переборки, габариты двигателя, комингсы люков и переборки надстроек, если под ними делается в палубе вырез (рис. 181).

На плане расположения механизмов и устройств вычерчиваются те же детали, что и на чертеже разреза, за исключением комингсов люков и стенок надстроек (рис. 182).

ДВИГАТЕЛЬ РУМПЕЛЬ

ДЕИДВУМНАЯ

ТРУБА

ГРЕБНОЙ/ ПЕРО ВИНТ РУЛЯ

Рис. 181. Конструктивный чертеж продольного разреза модели

Рис. 183. План расположения механизмов - 190 -

Поперечные разрезы делаются для проверки возможности расположения механизмов и устройств по ширине и высоте;, рх надо сделать несколько: по наиболее широкому месту двигателя, по передней и задней его границам, если он очень Длинен или установлен в наклонном положении, по кормовой оконечности дейдвудных труб н по водонепроницаемым переборкам.

' На чертеже палубы должны быть показаны все вырезы ;.для установки двигателя и его обслуживания, для люков,.

ВОДОНЕПРОНИЦАЕМАЯ ПЕРЕБОРНА ВОДОНЕПРОНИЦАЕМАЯ!

Рас. 183. Чертеж подпалубных связей

вентиляции и т. д., а также все палубные подкрепления — ‘бимсы и т. п. (рис. 183).

. После изготовления чертежей и болванки надо заготовить материал для обшивки корпуса — жесть толщиной от 0,25 до 0,5 мм. Нет необходимости применять жесть, еще не бывшую в употреблении. Для этой цели годятся, например, консервные банки, жестяные коробки (если они не проржавели) и т. п. Листы обшивки заготавливаются следующим образом: сначала во всю длину куска жести нарезаются полоски, из которых затем режутся прямоугольники. В зависимости от имеющегося материала размер прямоугольника может колебаться от 15 X 45 мм до 25 X 75 мм.

Прежде чем приступить к пайке обшивки, надо для определения положения нижней кромки верхнего пояса обшивки провести на обоих бортах болванки линию, параллельную главной палубе. Она должна быть проведена иа расстоянии, равном ширине листа обшнвки, отложенном от наивысшей точки борта болванки — у транца, если судно с полубаком, или у форштевня, если полубака нет (рис. 184), На некоторых эсминцах палуба имеет скат по направлению к транцу

- 191 —

;для сбрасывания глубинных бомб, У моделей таких кораб-„лей берется ианвысшая точка борта в кормовой части.

Положив болванку бортом на стол, от кормы по направлению к носу накладывают и спаивают между собой листы обшивки в виде полосы, называемой поясом обшивки. Надо -все время следить, чтобы нижняя кромка листов ложилась на прочерченную линию. Листы укладываются и спаиваются -таким образом, чтобы на обращенную к носу торцовую сто-

ширина

ПОЯСА

Рас. 184. Расположение нижней кромки верхнего пояса

;рону каждого листа находила на 1—2 мм обращенная к корме торцовая сторона следующего листа .(рис. 185),

Можно напаивать листы обшивки и в другой последова--тельности — не поясами, а ступенями. Последовательность работы этим способом ясна из нумерации листов на рис. 186.

Каждому листу, прежде чем его припаять, следует придать (обжимая на болванке) форму той ее части, на которую данный лист должен лечь. Особенно это важно в носовой и кормовой оконечностях, где кривизна корпуса значительно -больше, чем в средней его части. Спаянный пояс обшивки

ВРЕМЕННАЯ

Рас. 185. Расположение листов верхнего пояса и временное крепление верхнего пояса

— .192 -

Рас. 186. Расположение листов при пайке ступенями

Должен плотно прилегать к болванке всей своей поверхностью.

Можно рекомен-..давать верхние пояса (левого и правого бортов) временно прибивать к болванке двумя — тремя гвоздями или временно соединять их,

Припаяв сверху три— четыре жестяных полоски и прибив их к палубе болванки (рис. 185).

Пояса, заготовленные по одному для каждого борта, спаиваются между собой в корме и в носу. Для моделей с транцевой кормой вырезается лист жести точно по форме и размеру транца и прикрепляется одним—двумя гвоздями к транцу болванки: к этому листу припаиваются концы обоих поясов. Концы поясов, которые будут выдаваться эа транец, срежутся и зачистятся при последующей обработке корпуса. Затем, туго прижав рукой или «прибинтовав» шпагатом к бортам болванки оба пояса, надо обрезать их параллельно форштевню на 1—2 мм впереди него и, крепко сжав концы плоскогубцами, спаять между собой (рис. 187).

При округлой или заостренной корме пояса обоих бортов спаиваются в корме между собой так же, как в стыках ' обычных листов обшивки с перекроем на 1—2 мм; при округлой корме кормовой лист обшивкн, связывающий оба бортовых пояса, подводится своими концами под них (рис. 188). При заостренной корме кромка накрывающего листа должна быть предварительно загнута плоскогубцами под соответствующим углом (рис. 189).

У округлой или заостренной кормы, имеющей наклон борта наружу или внутрь, листы обшивки приходится делать не с прямыми, а с Криволинейными верхней и нижней кромками. Вы-

Рис. 187. Спаивание поясов обшивкн в иссо- резаЮтся такие ливой оконечности модели сты по бумажному

ОБРЕЗАТЬ И ЗАПАЯТЬ

13 Морской моделизм

- 193

шаблону, сделанному «по месту». Для этого правый и левы! верхние пояса, спаянные между собой у форштевня, плотно прибинтовываются к болванке, а между их кормовыми концами вместо жестяного листа обшивки прокладывается бу~

Рис.~ 188. Соединение листов обшивки верхнего попса при округлой корме

Рис. ' 189. Соединение листов верхнего пояса при заостренной корме

мажная полоса шириной около 30—35 мм (рис. 190). На этой полосе карандашом проводятся две параллельные линии, соединяющие нижнюю и верхнюю стороны обоих .поясов. Верхнюю линию удобнее всего провести изнутри, ведя карандаш по палубе болванки. У торцо-в обоих поясов также проводятся линии, отмечающие длину кормового листа. Обрезанная по этим линиям бумага и будет шаблоном кормового листа об

рис. 190. Изготовление шаблона кормового листа обшивки наклонной округлой кормы

- 194

ишвки; вырезая по ней из жести лист обшивки, надо к его длине прибавить с каждой стороны по 1—2 мм для спайки.

Дальнейшая работа ведется следующим образом; начиная' От кормы, укладывают и спаивают между собой и с верхним, поясом листы обшивки нижерасположенныХ' поясов. Их под-.дойка по форме болванки и стыкование производятся тем ж& ‘способом, что и для верхнего пояса. Необходимо, чтобы сты-

!ки располагались в шахматном порядке и находились на одной вертикали через два пояса (рис. 191).

Каждый лист обшивки нижележащего пояса подсовывается да 1—2 мм под верхний пояс и припаивается сначала к нему, а затем к предыдущему листу своего пояса. Таким образом спаивают пояса обшивки по обоим бортам, начиная 'сверху и кончая конструктивной ватерлинией. Способ Проведения ватерлинии — см. раздел '.окраски.

Кормовые и носовые пояса обшивки, расположенные ниже конструктивной ватерлинии, приходится постепенно сужать от средней части корпуса к носу и к корме, причем степень их сужения зависит от обводов корпуса. На миделе размечают ширину поясов такую же, как и выше ватерлинии, н по тонкой рейке прочерчивают пазы по всей длине корпуса, сужи-

ПАЗЫ

Рис, 191. Расположение стыков поясов обшивки

.ван расстояния между ними по направлению к. оконечностям с таким расчетом, чтобы количество поясов в носу Й корме было таким же, как и ни миделе. Надо при этом стараться, чтобы сужение шло равномерно и ширина всех расположенных друг под другом листов была в данном месте одинаковой '(рис. 192). При вырезании по .этой разметке из жести листов обшивки их ширину надо увеличивать на 1—2 мм, на которые при спайке пазов один пояс заходит на, Другой.

Когда пайка поясов обшивки подойдет к середине днища, то паз, проходящий по диаметральной плоскости (нли впрн-. ,тык к килю, если последний выступает наружу), .должен, бйіі. сделан не внакрой, а вгладь, причем ширина шпунтоїві&ж т.. е.. образующих его смежных, поясов, при необходимости. моЖет быть несколько увеличена или уменьшена ,п6 сравнению с шириной остальных. На этот паз наклщыва^гся внутренний горизонтальный киль в .виде полоски жести .шириной около 10—15 мм, к которой и припаизаЮтбя .поочередно оба.

днищевых пояса обшивки, сначала с одной, а затем с другой стороны. Прилегающую к обшивке сторону плоского киля надо предварительно покрыть тонким слоем припоя или олова и припаивать к ней смазанные изнутри паяльной кислотой листы поясов, прогревая их сверху паяльником. Чтобы соседние пазы не распаялись от перегревания паяльником, на них следует положить смоченные водой тряпки.

Последними ставятся листы поясов, расположенных выше

Рис. 192. Уменьшение'ширины поясов обшивки

к носовой оконечности

палубы. Припаиваются они в том же порядке, что и все предыдущие.

После установки на место последнего листа обшивки необходимо смыть остатки паяльной кислоты, после чего весь корпус следует зачистить. Для этого прежде всего нужно обрезать те части обшивки, которые выдаются за транец, форштевень'и палубы, а затем зачистить напильником заусеницы и весь лишний припой и до блеска очистить всю поверхность-корпуса наждачной шкуркой, после чего удалить из корпуса болванку.

Но если борта имеют завал, то болванку вынуть из корпуса . не удастся. Поэтому при заваленных бортах соединять между собой пояса по диаметральной плоскости следует не «намертво», а лишь «схватывая» _ их в отдельных точках. Тогда, чтобы удалить болванку из корпуса, стоит лишь провести горячим паяльником по спайкам, и корпус разнимется на две половины, которые затем снова, но уже без помощи болванки, спаиваются друг с другом.

. При изготовлении модели подводной лодки спаянный корпус разнимается на две части, но не по диаметральной пло

- 106 —

скости, а по горизонтальной линии, проведенной вдоль всей болванки по ее самому широкому месту (рис, 193). Прово-дится эта линия тем же способом, что и конструктивная ватерлиния. Правильно спаять обе снятые с болванки половины можно только в том случае, если внутри верхней половины впаять на расстоянии 30—40. мм друг от друга изогнутые, как показано на рисунке, направляющие полоски жести, ко-

Рис. 193 Соединение двух частей — верхней и нижней — модели

ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

торые не дадут нижней половине войти в верхнюю глубже,

чем это нужно.

Спайка обеих половин производится только после окончания всех работ внутри корпуса,' которые .производятся так же» как и у моделей надводных кораблей.

Само собой разумеется, что, снимая корпус с болванки, надо вынуть гвозди, которыми были прибиты первые листы обшивки, или отпаять полоски жести, которыми листы были скреплены с палубой болванки. Отверстия от гвоздей надо запаять.

После окончательной зачистки напильником и наждачной шкуркой мест спайки двух половинок корпуса его изготовление можно считать в основном законченным,

Прежде чем приступить к настилу палубы, необходимо внутри корпуса проделать ряд работ: установить водонепроницаемые переборки и фундамент двигателя, впаять клюзо-вые, дейдвудные и гельмпортовую трубы, уложить балласт и пр.

Лучше всего начать эти работы с установки фундамента. Припаивать фундамент надо так, чтобы ие распаялись пазы и стыки обшивки, для чего снаружи корпуса кладется смочен

- 19.7

ная водой тряпка рядом с тем местом, к которому изнутри припаивается фундамент.

Для установки баллера руля (кроме рулей, навешиваемых на транец снаружи корпуса) в кормовой- части корпуса, по его диаметральной плоскости, делается отверстие (гельмпорт). Для предохранения корпуса от попадания воды внутрь через гельмпорт в последний впаивается гельмпортовая труба, в которой вращается баллер руля; гельмпортовая труба выводится на палубу, где и закрепляется.

Дейдвудные трубы впаиваются в отверстия, проделанные в корпусе в местах, намеченных на конструктивных чертежах продольного ,н поперечного разрезов. Впаивая их, нужно следить, чтб.бы направление трубы точно соответствовало направлению, . заданному чертежом, иначе гребной вал может не совпасть с валом двигателя. Чтобы облегчить эту задачу, следует в дейдвудную трубу вставить гребной вал, а на фундамент временно укрепить деревянную бобышку с углублением на высоте оси двигателя, а на время впаивания дейдвудиой трубы вставить в нее гребной вал.

Для большей прочности внутренний конец дейдвудной трубы, если она длиннее 50—60.лиг или если в ней установлен подшипник гребного вала, необходимо укрепить, спаяв его при помощи жестяного кронштейна с днищем или бортами (рис. 194).

Трубы якорных клюзов вставляются снаружи в отверстие в бортовой обшнвке, где и припаиваются, а внутренние их концы выводятся на палубу.

Все трубы .сворачиваются из тонкой жести нлн латуни на прямом куске спальной проволоки нужной толщины и пропаиваются.

Водонепроницаемые переборки вырезаются из жести по рабочим чертежам, вставляются внутри корпуса на соответствующие места и тщательно, не оставляя щелей, припаи-

Рис. 194. Два способа крепления внутреннего конца дейдвудной

трубы

ПРИПАЯТЬ Н БОРТАМ

ПРИПАЯТЬ

н днищу



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн