ПОСТРОЙКА КОРПУСА ИЗ ЖЕСТИ 2


Даются, к днищу и бортам. Так как припаять верхнюю кром-;.ку переборки в нижней стороне палубы очень трудно, то, что-;бы закрыть отсек сверху, на ’верхние кромки переборок и к бортам припаивается лист жести, как бы играющий .'.роль крышки.

. Прежде чем запаять сверху водонепроницаемые отсеки,

:следует проверить их водонепроницаемость, для чего они, обязательно' поочередно, заполняются водой. Места, где покажется течь, необходимо пропаять еще раз и вновь проверить водонепроницаемость .

После испытания модели на водонепроницаемость ее нащо просушить и все внутренние помещения прокрасить два ;раза масляной краской. Запаивать отсеки сверху и настилать палубу можно только после полного высыхания краски.

Палубу можно делать различными способами — из цело-: го куека жести, из отдельных листов и из фанеры. Изготовить палубу из целого куска можно только в'случае, если жесть ..совершенно ровная, немятая. Вырезается палуба по бумаж-:ному шаблону, сделанному по палубе болванки. Палуба пригоняется к корпусу так, чтобы она не ложилась сверху на борта, а входила внутрь. Если модель делается с фальшбортом, то к бортам припаиваются изнутри на уровне палубы угольники, согнутые из жести, на которые и кладется палуба (рис. 195).

Прехкде чем впаять палубу на место, в ней надо проделать в соответствии с конструктивными чертежами вырезы для люков, дымовых, труб и т. п. н вокруг люков припаять зсомннгсы, изготовленные из полосок жести, как это видно на рис. 195.

Изготовление палубного настила из отдельных листов жести несколько сложнее, так как прн этом приходится делать продольные и поперечные бимсы.

Для изготовления бимсов надо сделать рабочие чертежи: :их размеры берутся с конструктивных чертежей палубы и поперечных разрезов. Одна из возможных конструкций поперечных бимсов, имеющих погнбь, показана на рис. 196.

Поперечные бимсы с облужениымн верхними отогнутыми полками припаиваются, внутри корпуса к бортам в местах, определенных чертежами палубы и поперечных разрезов. После установки всех бимсов на место в их вертикальные вырезы. вставляются и впаиваются продольные бимсы, сделанные из полосок жести, согнутых в виде угловой стали. Вставляются они таким образом, чтобы отогнутые верхние полки поперечных и продольных бнмсов находились в одной плоскости. Продольные бимсы должны быть спаяны не только

Таким же образом испытывается водонепроницаемость и у настоящих судов.

- 199 -

Рис. 195. Крепление жестяной палубы на угольниках и устрой' ство комингсов люка

с поперечными бимсами, но и с бортами в местах их соединения в кормовой и носовой оконечностях модели. Верхнюю' отогнутую полку бимсов необходимо хорошо залудить.

На образовавшийся таким образом каркас накладываются листы палубного настила и прогреваются .паяльником — олово па облуженных полках бимсов плавится, и жестяные листы спаиваются. Вырезать листы следует так, чтобы они стыковались между собой на середине горизонтальных полок бимсов. Удобнее всего вырезать их по бумажным шаблонам, которые подгоняются по месту, на самой модели. На шаблонах должны быть сделаны также все необходимые вырезы в палубе.

Комингсы в этом случае напаиваются после окончательной установки всех листов палубного настила.

— 200 —

Фанерная палуба делается из чистой, хорошего качества і фанеры толщиной от 1 до 3 мм. Если палуба без погиби, но имеет седловатость, то слои фанеры следует располагать поперек палубы, если же седловатости нет или она очень мала, а погибь значительна, то слои должны быть расположены вдоль палубы. Вообще же говоря, палубу, имеющую одновременно большие седловатость и погибь, сделать из одного листа фанеры почти невозможно.

Укреплять и а место фанерную палубу проще всего сле-

дующим образом: по ее периметру прибиваются мелкими гвоздями на клею планки сечением, в зависимости от размеров модели, от 8 X 8 до 12 X 12 мм. Пригнав планки при помощи ножа так, чтобы при установленной иа место палубе они плотно прилегали к бортам, их прибивают мелкими гвоздями сквозь бортовую обшивку.

Если ширина корпуса более 150—180 мм или если палуба имеет погибь и делается из тонкой фанеры (1 — 1,5 мм), то

ее надо подкрепить бимсами. Бимсы делаются из планок шириной 6—8 мм, а высотой, равной высоте планок, прибитых по периметру палубы. Бимсы прибиваются на клею и гвоздях, как в торец, сквозь палубные планки, так и сверху, сквозь фанеру палубы.

Постройка корпуса из жести со шпангоутами. Корпус из жести, подкрепленный шпангоутами, приобретает настолько большую прочность, что представляется возможным построить модель длиной до 1 800 мм и более. Способ этот мало отличается от предыдущего, так как процесс установки обшивки тот же. Основная разница с предыдущим, помимо установки шпангоутов, заключается в том, что в случае большой длины модели при этом способе для увеличения продольной прочности корпуса приходится ставить киль, внутренний нлн наружный, достаточно жесткой конструкции.

Конструктивные чертежи для постройки корпуса этим способом делаются так же, как и в предыдущем случае, но на них должны быть показаны киль и шпангоуты (рис. 197).

ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЕ

Рис. 197. Конструктивный чертеж продольного разреза корпуса подели со шпангоутами

— 201 —

Шпация (расстояние между шпангоутами) может быть от 40 до 150 мм и зависит главным образом от отношений длины к ширине и ширины к высоте корпуса, его абсолютной ДЛИНЫ, Т0Л1ЦИИЫ листов обшивки и от способа соединения ее пазов и стыков. Чем меньше при данной длине ' отношение L $

~В~ '7/ 11 чем т°ныпе жесть листов обшивки, тем более

солидными и часто расположенными-должны быть шпангоуты, Кроме этого, обшивка внакрой и вгладь требует большего числа шпангоутов, чем обшивка край-на край.

Для киля, шпангоутов н .водонепроницаемых переборок надо сделать рабочие чертежи обязательно в натуральную величину..

Самая простая конструкция киля показана на рис. 198. Ширина его может быть от 8'до 15 мм. Это так называемый внутренний горизонтальный киль, не обладающий большой продольной прочностью. С таким килем- сочетаются одинаково хорошо шпангоуты проволочные н согнутые из полосок жести; способы их скрепления ясно видны на рис. 198 и 199.

Очень, надежна конструкция внутреннего вертикального киля, показанная на рис. 200. Делается киль из двух спаянных между собой угольников, согнутых из жести. Благодаря двум вертикально расположенным плоскостям он обладает очень большой прочностью, способной противостоять значительным изгибающим усилиям. Высота вертикальной полки киля может быть в зависимости от величины модели и величины отношения от 8 до 12 мм, а ширина каждой из

двух горизонтальных Полок от 6 до 10 мм.

Рис. 198. Конструкция горизонтального киля и скрепление с ним проволочных шпангоутов

Рис. 199. Крепление (спаивание) 'шпангоутов из полоски жести.с горизонтальным

килем

- 202 —

Не менее надежен н наружный слойчатый киль, который ставится обычно на моделях небольших гражданских судов. Он делается из двух согнутых из жести угольников, между которыми впаиваются в зависимости от толщины жести щ. длины модели одна — три жестяные полоски, как это пока-

вш/тренмий наружный „

зано на рис. 201. Обе полки киля делаются одинаковой ширит ны от 6 ДО 10 мм.

Шпангоуты делаются из проволоки, полос жести, а также вырезаются из листов жести:

Для самых простых, но в то же время наименее надежных шпангоутов, которые делаются из стали стой проволоки, а также для более совершенных, сделанных из полосок жести, рабочих чертежей делать не надо — шпангоуты изго-' товляются прямо по месту, как об этом будет сказано далее.

Проволочные шпангоуты (рис. 198, 206) делаются из стальной проволоки диаметром от 1,5 до 2,5 мм. Проволоку для шпангоутов изгибают, вложив ее в соответствующие углубления, пропиленные ножовкой на болванке в местах расположения шпангоутов.

Слабая сторона проволочных шпангоутов заключается а их малой поперечной прочности. Одиако этот недостаток можно в значительной степени исправить, если, положив готовый шпангоут плашмя на наковальню, расплющить его ударами молотка. Толщина расплющенного шпангоута должна быть немного, более' половины диаметра нерасплющенной проволоки. При расплющивании надо стараться, чтобы толщина шпангоута была всюду одинаковой.-

Шпангоуты, согнутые из полоски жести (рис. 202) в один слой, имеют незначительную^ попе речную прочность. Увеличить ее можно, спаивая между собой две — три полоски, предва-

- 203 -

Рас. 202. Шпангоуты, спаянные из согнутых полосок жести

рительно -согнутые по болванке. Для этого надо согнутые полоски жести залудить — одну с внутренней стороны, а другую с внешней (если шпангоут спаивается из двух полосок) или одну с внутренней, одну с обеих сторон н одну с внешней стороны (если шпангоут спаивается из трех полосок). Сложив их лужеными сторонами друг с другом, прогревают горячим паяльником.

Шпангоуты средней части модели можно изгибать из прямых полос жести, носовые же и кормовые приходится делать по выкройке, снятой с соответствующего места болванки, либо изгибая и вытягивая полосу по месту. В последнем случае ее надо положить плашмя на наковальню н слегка постучать острым кондом молотка по всей длине той стороны, которая должна вытянуться. Выкройка для полосы, не требующей вытяжки, делается из писчей бумаги. Полоска бумаги шириной 20—40 мм накладывается на углубление для шпангоута в болванке, обжимается пальцами по кромкам углубления и затем вырезается по образовавшимся вдавлен-* ным полоскам.

Наибольшей поперечной прочностью обладают шпангоуты, вырезанные целиком из листа жести (рис. 203). Высота флора может быть от 6 до 12 мм} а ширина бортовых .ветвей — or 5 до 8 мм.

При вырезывании шпангоутов из целого куска жести нх контуры п ер ев о -дятся ' с рабочего чертежа и а жесть при помощи копировальной бумаги либо (что удобнее) на жесть наклеивается кусок кальки с переведенным на нее чертежом шпангоута. Вырезается шпаш гоут ножницами или вырубается зубилом.

Рис. 203. Шпангоуты, целиком вырезанные

из жести

— 204 —

после чего его следует зачистить напильником, чтобы не оставалось заусенцев.

Если имеющаяся в наличии жесть тоньше 0,3 мм, то шпангоуты лучше делать из двух слоев, спаивая между собой : лужеными сторонами два отдельно вырубленных одинаковых шпангоута. В последнем случае зачистка напилы-шком производится после спайки.

Приступая к изготовлению болванки, надо решить, будут ли шпангоуты и киль впаиваться в уже готовый, снятый с болванки корпус или же они будут заранее установлены в специально для них сделанных пропилах и углублениях на болванке. В первом случае болванка изготовляется обычным способом, если же предполагается киль и шпангоуты установить заранее, то на болванке делаются углубления для установки шпангоутов. Разметку расположения шпангоутов на болванке надо производить очень точно. Места расположения шпангоутов отмечают на линии диаметральной плоскости, проведенной на палубе болванки, и затем по угольнику перпендикулярно к диаметральной плоскости проводят прямые линнн в обе стороны до бортов, после чего переносят их и на борта (рис. 204).

Для точного нанесения линий шпангоутов на бортах болванки надо сделать простое приспособление, показанное на рис. 205. Оно состоит из гладко выструганной дощечки толщиной 8—12 мм, шириной 50—60 мм, а высотой на 10—20 мм выше самой высокой точки болванки, установленной на подставке. Эта стойка должна быть прочно и строго вертикально укреплена в ее подставке, сделанной из дощечки размером 60 X 80 мм и толщиной 8—12 мм. Отметив взятую с чертежа ватерлинию на форштевне и ахтерштевне (или транце) бод-

Рис, 204. Разметка мест расположения шпангоутов на болванке

— 205 —

вашей, последнюю устанавливают на подставке так, чтобы расстояние от верстака или стола до ватерлинии, отмеченной, на носу и корме, было одинаковым и чтобы болванка стоила совершенно прямо, не наклоняясь Ни на правый, ни на левый борт. Затем, приложив грань карандаша вплотную к широкой плоскости вертикальной стойки описанного приспособления, на борту болванки прочерчивают места расположения шпангоутов, передвигая карандаш сверху вниз по вертикальной стойке. Удобнее всего эту работу производить вдвоем: один прочерчивает и держит приспособление, другой — болванку.

Рис. 205. Приспособление для вертикального нанесения линий мест расположения шпангоутов

После разметки шпангоутов н проверки шпаций на днище и на обоих бортах по намеченным линиям делаются углубления — пропилы ножовкой или прорези ножом для установки в' них шпангоутов. Глубина пропилов или прорезей должна быть такова, чтобы наружные кромки вставленных в них шпангоутов были заподлицо с поверхностью болванки.

Для установки киля в днищевой части болванки, так же как и для шпангоутов, делаются углубления (рис. 206),' Постройка корпуса начинается с изготовления киля и шпангоутов и заготовки листов обшивки, причем последняя ничем не отличается от описанной выше.

Плоский внутренний кйль изготовляется нз двух — трех спаиваемых жестяных полосок, вырезанных по размерам, взятым с рабочего чертежа. Если имеющиеся в наличии листы жести для киля короче, чем это нужно, то киль можно сделать составным по длине. Нужно только, чтобы стыки полосы приходились на Уз длины соседнего слоя, если слоев три, и на ’/г длины, если слоев только два (рис. 207). В носовой

Подставка необходима будет и в дальнейшем при установке палубных надстроек, прочерчивании ватерлинии и т. й.

—. 206 —

.’оконечности и в кормовой, если корма не транцевая, киль Приходится сгибать по длине на болванке.

;й_ Внутренний вертикальный киль делается следующим образом: по размерам рабочего чертежа вырезаются две полоски жести одинаковых размеров. Каждая из них сгибается под прямым углом по всей своей длине так, чтобы получались 1два угольника, полки которых имеют размеры, указанные на рабочем чертеже. Затем обе полосы спаивают между собой

более широкими полками. Спаивать можно, либо предварительно залудив спаиваемые поверхности и потом, прогревая дх горячим паяльником, либо пропаивая кромки сверху и снизу. В том и другом случае необходимо плотно прижимать .спаиваемые поверхности друг к другу, зажав в тисочки или сжимая плоскогубцами.

Так же делается и наружный слойчатый киль, с.той лишь разницей, что между угольниками впаиваются одна — три жестяные полоски той же высоты, что н спаиваемые полки угольников.

После ,'спайки. вертикального внутреннего или наружного слойчатого киля необходимо проверить по линейке, ие искри-

Рас. 206. Углубления в болванке для установки киля и шпангоутов

ЗАЛУДИТЬ

и ШИП

Рас. 207. Расположение стыков на составном ” киле

207

вились ли они во время пайки, и, если окажется нужным, выпрямить.

Особенное внимание нужно обратить на плотность прилегания киля по всей его длине к своему месту на болванке. Даже незначительное отставание киля от болванки в носовой и кормовой оконечностях влечет за собой смещение шпангоутов по вертикали, что исказит обводы корпуса.

В некоторых случаях, когда подъем днища к оконечностям очень крутой, что бывает у ледоколов, некоторых подводных

Рис. 208, Надрезы на отгибаемой (горизонтальной) полке киля в местах его закруглений

лодок и т. п., приходится делать вертикальный киль не из прямых полосок жести, а из жести, вырезанной по очертанию нулевого батокса. В этом случае лучше всего предварительно сделать бумажный или картонный шаблон киля. Горизонтальные полки киля в этом случае приходится надрезать в местах закруглений, как это видно на рис. 208.

При изготовлении шпангоутов любой конструкции необходимо учитывать, что для облегчения снимания корпуса с болванки по большей части приходится, как это уже говорилось выше, разнимать готовый корпус на две половины. Поэтому шпангоуты надо делать из двух половин, днищевые ветви которых должны заходить одна за другую (рис. 209). Обе половины спаиваются между собой после снятия корпуса с болванки одновременно со спайкой обеих половин корпуса.

Шпангоуты, имеющие значительную килеватость, разрезаются посередине, и концы обеих половин при установке на место сводятся впритык. При спаивании таких шпангоутов приходится усиливать соединение флором-накладкой, сделанной нз жести. Флоры шпангоутов, сделанных из проволоки, так же как и шпангоутов, вырезанных из жести, ппипаиваются’ сбоку шпангоутов; флоры шпангоутов, согнутых из полосок жести, напаиваются поверх шпангоутов (рис. 202).

Если постройка ведется без предварительной установки шпангоутов на болванке, то после того как корпус снятсбол-

- 208 —

анки н обе его половины спаяны, в него впаиваются киль 'и шпангоуты. Сначала подгоняется и впаивается внутрь корпуса заранее заготовленный внутренний горизонтальный или 'вертикальный киль. Если ставится наружный слойчатый киль, то он напаивается снаружи корпуса модели, причем его надо очень точно подогнать к днищу так, чтобы между ними не оставалось пустого пространства и чтобы киль шел точно по диаметральной плоскости. При подгонке может оказаться необходимым свести его носовую часть на нет. Это нужно сделать зубилом или кусачками до его установки, а после припайки подчистить напильником.

Рис. 209. Соединение ветвей составных шпангоутов

Шпангоуты следует устанавливать после впайки киля. Их места размечаются по конструктивному чертежу на внутреннем киле или, если киль наружный, то на внутренней стороне днища по диаметральной плоскости. При впаивании необходимо следить, чтобы шпангоуты стояли в плоскостях, строго вертикальных, и перпендикулярно к диаметральной плоскости.

Сборка корпуса с предварительной установкой шпангоутов на болванке начинается с установки шпангоутов в углублениях, сделанных в болванке, для чего болванку кладут на стол вверх днищем. Поверх шпангоутов укладывается в свое углубление киль и припаивается к одной половине шпангоутов; к другой половине он припаивается после .снятия корпуса с болванки одновременно со спаиванием обеих половин шпангоутов. Установка обшивки ведется. в том же порядке, что и при вышеописанном способе, с той лишь, разницей, что каждый пояс обшивки припаивается ко всем шпангоутам, по которым он проходит. Лучше всего припаивать обшивку, предварительно сильно залудив внешние -кромки шпангоутов,

14 Морской моделизм

— 209 —

Бимсы, если они ставятся, следует припаивать не к обшивке, -а к бортовым ветвям шпангоутов, разумеется, уже после снятия корпуса с болванки.

Все остальные работы — установка рулевого устройства, фундамента, двигателя, палубы и прочее — производятся так же, как и при постройке корпуса без шпангоутов.



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн