ПОСТРОЙКА КОРПУСА С ОБШИВКОЙ ИЗ ДЕРЕВЯННЫХ ПЛАНОК


§ 6. ПОСТРОЙКА КОРПУСА С ОБШИВКОЙ ИЗ ДЕРЕВЯННЫХ ПЛАНОК

Такие корпуса делаются для моделей парусных и парусномоторных судов длиной более 700 мм. При безукоризненном качестве материала и отличном владении инструментами такие корпуса можно делать и для моделей меньших размеров. Приступая к работе, следует учесть, что обшивка корпуса планками много сложней, чем обшивка фанерой. Набор корпусов этих моделей делается так же, как в предыдущем случае, с привальными брусьями, но без стрингеров; глубина шпунта в киле и штевнях делается большей, соответственно толщине досок обшивки. Для заготовки обшивки гладко выстругиваются сосновые доски — планки с прямыми и мелкими слоями, без сучков и признаков гнили. Обычно размеры этих планок назначаются вне зависимости от масштаба модели , длина их берется на 150—250 мм больше длины корпуса, ширина 8—15 мм и толщина — 3—3,5 мм. Если длина имеющихся досок меньше необходимой, то приходится их стыковать (рис. 217). Для стыкования торцы планок следует возможно точнее подогнать друг к другу и подложить под их концы накладку, представляющую собой отрезок такой же планки, длиной в шесть—восемь раз больше ширины планки.. Затем смазывают ее клеем и прибивают к стыкуемым планкам 8—12 гвоздями, загибая концы гвоздей со стороны накладки. .По высоте корпуса стыки могут располагаться в одной шпации не чаще, чем через три пояса, а по длине — не ближе чем через три шпации; желательно не располагать стыки в местах значительных изгибов.

Ширина поясов деревянной обшивки судна редко превышает 200 мм,. следовательно, в масштабе, например, І : 50 она будет равняться всего лишь 4 мм. Подгонка друг к другу и крепление на наборе таких досок требует от моделиста хороших навыков.

— 2.17 —

Рис. 216. Установка фанерной палубы

Прежде чем приступить к обшивке корпуса, надо на боковых и внутренней сторонах штевней, на боковых (обращенных к носу или к корме) поверхностях шпангоутов и на внешней плоскости мидель-шпангоута карандашом разметить пазы планок обшивки.

Так как длина обводов шпангоутов в .средней части корпуса значительно больше, чем у носовых и кормовых, то ширина поясов в средней части судна делается большей, чем в оконечностях. сЗбычио ширина поясов выше ватерлинии берется одинаковой по- всей длине судна, а в подводной части у носа и кормы сильно сужается.

Чтобы правильно отметить на шпангоутах лазы сужающихся к оконечностям поясов обшивки подводной части, следует измерить на всех шпангоутах длину их обводов От киля до нижнего пояса надводного борта. Во сколько раз эта длина на каждом из них будет меньше, чем на мидель-шпангоуте, во столько же раз надо уменьшить и ширину каждого пояса.

Установка обшивки начинается с установки ее шпунтов ого пояса одновременно с обоих бортов. Шпунтовый пояс делается одинаковой ширины но всей длине, с прямыми кромками, выструганными по линейке, и только в местах перехода шпунта на штевни концы пояса округляются по месту.

Подогнав планки шпунтового пояса с обоих бортов, сма-. зывают клеем шпунт в киле и наружную поверхность шпангоутов в местах прилегания к ним планки. Затем планки шпунтового пояса вставляются в шпунт и прибиваются к килю .и к каждому шпангоуту.

Скреплять доски обшивки со шпангоутами можно гвоздями или деревянными нагелями, а к обоим штевням лучше всего привинчивать их шурупами.

Нагели делаются из дерева твердой породы, лучше всего из клена,- березы. Длина их должна быть около 9—12 мм. Делаются они следующим образом; брусок (или отрезок доски) высотой, равной длине нагеля, раскалывают ножом на пластины толщиной 1 — 1,5 мм. Слегка заострив один конец каждой пластины с обеих сторон, раскалывают ее на части — нагели.

Перед вбиванием гвоздя в планке обшивки делается легкий накол трех- илн четырехгранным шилом; для деревянных

нагелей накол должен быть сделай и в шпангоуте (или киле), а для шурупов следует просверливать отверстия'диаметра несколько меньшего, чем диаметр шурупа, на глубину, равную

стын до сон

Рас. 217. Стыковая планка об- шивки (вид изнутри корпуса)

218 -

ч.Головине длины шурупа. Под шляпку шурупа необходимо делать раззенковку (коническое углубление) (рис. 218). Дере-. винные нагели держат обшивку очень хорошо, особенно если их смазать клеем, и они не портят рубанок при дальнейшей обработке обшивки — остружке.

Если в оконечностях корпуса кривизна очень велика, из-за чего планки обшивки при выгибании во время их установки могут лопнуть, то их концы следует предварительно распа-: рить — опустить на несколько минут в кипяток, а потом, держа над огнем, изгибать в нужном направлении руками и держать планки в этом положении до тех пор, пока они снаружи не подсохнут, после чего немедленно, егде горячими, ставить 1иа место.

Второй и последующие пояса подгоняют следующим образом: поверх предыдущего пояса накладывается заготовленная планка так, чтобы ее верхняя кромка совпала с отметкой ширины пояса на мидель-шпангоуте, и плотно прижимается к мидель-шпангоуту и штевиям. Изнутри остро отточенным-карандашом на ней прочерчивается линия кромки предыдущего пояса. Сняв планку, опиливают ее нижнюю поверхность и, обровняв рубанком или напильником, плотно подгоняют к верхней кромке первого пояса. Чтобы пояс после подгонки не оказался более узким, чем это нужно, его нижняя кромка опиливается не по карандашной линии,- а с припуском на 0,5—1,0 мм. Подогнав нижнюю поверхность, планку временно устанавливают на место, прибивая несколькими гвоздями к шпангоутам и штевиям. Затем по разметке пазов, нанесенной на боковых поверхностях шпангоутов и внутренних поверхностях штевней, отмечают с внутренней стороны планки ее ширину, после чего,' сияв планку, соединяют эти отметки плавной кривой, проведенной карандашом по гибкой рейке. .Остругав рубанком верхнюю поверхность планки по нанесенной черте, смазывают клеем соответствующие места на шпан-гоутах и штевнях, .а также смежные кромки поясов, после че-' го второй пояс ставится на место и прибивается тем же способом, что и первый.

Перед .окончательной установкой по- ^ й

яса по нему изготовляется такой же пояс Г~*

для противоположного борта.

Прибивая каждый пояс, нужно его „ прижимать как можно плотнее к нижележащему.

‘ Пока - клей не высох, шляпки гвоздей надо немного «утопить», для чего в шляп-' ку упирают большой тупой гвоздь, по которому несильно ударяют молотком, поддерживая одновременно шпангоут рас. 218. Отверстие с изнутри чем-нибудь тяжелым, например раззенковкой

219 —

молотком. Головки шурупов также должны быть утоплены.

После установки обшивки весь корпус надо снаружи остругать рубанком, выпустив его железку так, чтобы рубанок мог снимать только очень тонкую стружку. В местах, где рубанок не может забирать, приходится сравнивать корпус напильником. После острожки толщина обшивки должна быть около 2—3 мм, в зависимости от размеров корпуса.

Все остальные работы ничем не отличаются от описанных в предыдущем разделе.



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн