ШПАКЛЕВКА И ОКРАСКА МОДЕЛИ


§ 8. ШПАКЛЕВКА И ОКРАСКА МОДЕЛИ

Для выравнивания наружной поверхности корпуса приходится прибегать к шпаклевке, г. е. покрытию его двумя—гремя, а в случае необходимости и большим числом слоев специально изготовленной замазки — шпаклевки.

Шпаклевка делается из различных материалов, но наиболее употребительны следующие составы:

1. Сурик свинцовый (хуже железный), сухой или тертый; лак масляный водоупорный.

2. Мел тонкотертый (можно зубной порошок); белила свинцовые или цинковые, сухие или тертые; лак масляный.

3. Мел тонкотертый; лак масляный.

4. Мел гонкотертый; олифа натуральная или аксодь; столярный клей.

Эмалит при наклеивании бортовых и днищевых листов обшивки сохнет довольно долго, 1—1,5-часа, так как склеиваемая поверхность имеет доступ воздуха только с одной стороны. При наклеивании же палубного настила эмалит сохнет еще дольше, иногда даже более 12 часов, из-за плохой вентиляции внутреннего помещения.

— 224 —

Шпаклевка замешивается иа кусочке чистой, фанеры или стекла. Насыпав горкой сухой сурик или мел, в вершине ее делают углубление, в которое постепенно вливают лак, все время помешивая деревянной лопаточкой.

Готовая шпаклевка должна представлять собой совершенно однородную массу без комков и крупинок. Для первого -слоя оиа должна быть несколько меньшей густоты, чем оконная замазка, для последующих слоев — как густая сметана.

Масляный лак во всех составах может быть заменен натуральной олифой или аксодыо, но в этом случае необходимо добавлять распущенный горячий столярный клей, иначе шпаклевка будет сохнуть очень долго —- иногда несколько недель. Распущенный столярный клей добавляется в количестве Vio—‘/в от количества олифы.

Окраска корпуса производится за три *— четыре раза.

Масляная краска продается тертой на масле, в баночках или тюбиках. Для окраски моделей лучше употреблять не малярные, а так называемые тонкотертые живописные или этюдные краски, продающиеся в свинцовых тюбиках и иногда в маленьких железных баночках. Для употребления оии должны быть разбавлены олифой до такой степени, чтобы краска стекала с кисти, а не..-падала с нее кусками. Дать точную пропорцию состава малярной консистенции масляной краски очень трудно, так как и олифа и краска могут быть различной густоты, но если они соответствуют ГОСТ, то можно считать, что в белила свинцовые н цинковые следует добавлять 22—30%, в серую краску 28—35%', в свинцовый сурик 35—40%, в киноварь красную 20—25%, в черную (сажу голландскую, газовую копоть, жженую кость) 40—45% олифы.

Если олифа очень густа, то в смесь краски и олифы надо добавить аптекарский скипидар или «уайт-спирит»; добавлять керосин или бензин не следует, так как краска от них теряет часть своей йодоупориостй; недопустимо добавлять в краску скипидар или уайт-спирит более 8—10% от количества олифы. Нормально составленная рабочая смесь должна под кистью растекаться, не оставляя полос на окрашиваемой поверхности

При окраске корпуса в последний раз олифу можно на 30—40% разбавить масляным лаком.

Шпаклевка и окраска модели производятся следующим образом:

1. Готовый, зачищенный и прошкуренпый корпус покрывается горячей, подогретой в водяной бане (банке с горячей водой), олифой. Жестяные корпуса покрываются один раз, корпуса из папье-маше и деревянные — два раза. Второй раз можно покрывать только после полного высыхания первого слоя. Корпуса покрываются олифой как снаружи, так и внутри.

2. После полного высыхания второго слоя олифы корпус шпаклюется в первый раз не целиком, а только в местах вмя-

15 Морской модели.» — 225 —

тин, трещин и т. п. Первый слой удобнее всего накладывать при помощи тонкого гибкого ножа.

3. Корпус шлифуется шкуркой.

4. Весь корпус вновь покрывается горячей олифой.

5. Весь корпус шлифуется при помощи плоской палочки, обвернутой влажной наждачной шкуркой или влажной тряпочкой, окунутой в мелкий наждачный порошок.

6. Затем корпус шпаклюется более жидкой шпаклевкой. Чтобы не оставалось полос, делают шпатель из куска резины от старых калош, резиновой подошвы и т, п. с очень ровно обрезанными краями.

После этого вновь следует шлифовка мокрой шкуркой или пемзой, покрытие горячей олифой И т. д. до тех пор, пока на корпусе будут не заметны вмятины и весь он не станет совершенно гладким, после чего начинают окраску:

1. Первый слой краски, разведенной олифой вдвое жиже нормального, называется грунтовкой. Грунтовать лучше всего свинцовым или железным суриком, причем покрывается весь корпус (кроме палубы), независимо от цвета, в который он будет окрашен. Грунтовать, так же как и красить и олифить, нужно тонким слоем, чтобы краска не оставляла затеков.

2. После того как корпус просохнет, он шлифуется мокрой шкуркой или порошком пемзы.

3. Составляется краска для окраски надводного борта н ею красится весь корпус.

4 Корпус вновь шлифуется.

5. Отбивается ватерлиния и производится- окраска надводной части.

6. Когда краска начнет сохнуть, можно приступить к окраске подводной части.

7. Весь корпус вновь шлифуется.

8. Корпус вновь красится так же, как указано в пп, 5 и 6.

В последнее время стали, входить в употребление гак называемые нитрокраски, лаки и эмали, которые сохнут в несколько раз быстрее, чем масляные. Употреблять их можно только в специально приспособленных помещениях с мощной вентиляцией, гак как они вредны для здоровья, Если есть возможность произвести ими окраску в соответствующем помещении, то следует запомнить следующее: лучше всего окрашивать пульверизатором, если же его не имеется, то мягкой кистью, причем проводить дважды по одному и тому же месту нельзя. Нитрошпаклевка применяется готовая либо самодельная, замешанная так же, как и обычная, но вместо сурика или мела берегся порошок талька, а вместо лака — эмалит. По обычной шпаклевке и по масляной краске красить нитрокрасками нельзя, так как масло растворяется И в дальнейшем не засыхает. Красить же масляными красками по нитрокраскам и нитрошпаклевке можно.

226 -

Надводный борт военных кораблей красится в светлосерый-(«шаровый») цвет. Составляют краску из белші, ультрамарина и черной краски. Сначала разводят белила и к ним очень понемногу добавляют сначала ультрамарин, а затем черную краску. Подводная часть корпуса окрашивается красной крае-кой, лучше всего свинцовым суриком.

Корпуса гражданских судов красятся: надводный борт

у грузовых судов — в черный, а у пассажирских — в белый цвет, подводная часть — в красный,

Яхты: надводный борт — белый, подводная часть — сурик.

У парусных военных и торговых судов: надводный борт — черный, подводная часть — красная.

Некоторые мелкие и средние торговые парусники имеют надводный борт коричневый, а подводную часть — черную.

Мачты моделей спортивных яхт не .следует красить; взяв на тряпочку немного масляной краски — жженой сиены, жжр-ной умбры или охры, налить на тряпочку олифы и натирать мачты и другие части рангоута. Протерев, надо дать им высохнуть, после чего дважды покрыть взятым на тряпочку масляным лаком, давая лаку каждый.раз полностью высохнуть.

При сушке краски необходимо оберегать модель, так же как и рангоут, от пыли. Сушить лучше всего в хорошо вентилируемом помещении, избегая прямых солнечных лучей.

. После того как просохнет второй слой краски, нужно Отбить, т. е. провести, ватерлинию, которая отделяет подводную часть от надводной. Для того чтобы ватерлиния была прямая, ее надо провести при помощи приспособления, состоящего из вертикальной деревянной или фанерной стойки, укрепленной па подставке. К вертикальной стойке, согласно высоте ватерлинии, прибивается полочка, на которую кладется хороша-От-точенный карандаш. Двигая приспособление по столу вдоль бортов, прочерчивают на них ватерлинию.



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн