КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАНГОУТЕ, ТАКЕЛАЖЕ И ПАРУСАХ МОДЕЛЕЙ


§ 11. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАНГОУТЕ, ТАКЕЛАЖЕ И ПАРУСАХ МОДЕЛЕЙ

Рангоутом называются все деревянные, а на современных

судах и металлические детали, служащие для несения парусов, подъема сигналов и т. д.

Такелаж — снасти корабля. Такелаж, служащий для поддержания частей рангоута, называется стоячим такелажем, а служащий для подъема и спуска парусов и управления ими называется бегучим такелажем.

Рангоут моделей изготовляется из прямослойного, без сучков и гнили дерева, лучше всего из мелкослойиой сосны. Марсовые площадки и поддерживающие их чиксы — из фанеры, краспицы и лонгосалинги тоже из сосны. Рангоут н название его частей у парусного линейного корабля 19-го века показан на рис. 134.

Основной стоячий такелаж и его названия показаны на рис. 225 и 146, а основной бегучий такелаж — на рис. 226. Эти рисунки изображают один и тот же корабль.

Приступая к изготовлению рангоута, надо все его детали вычертить на том материале (досках), из которого ои будет сделан, причем толщина досок должна соответствовать наибольшей толщине данного, вычерченного на нем, рангоутного дерева. Выпилив деталь по его контурам, придают ей круглую форму рубанком, стачивая грани так, как это показано на рнс. 227.

Стоячий такелаж модели линейного корабля делается из суровых льняных ниток различной толщины, лесок для удочек, спиннинга, донок, жерлиц, переметов и т. д. Стальной такелаж, свитый из проволоки диаметром около 0,2 мм в два — три конца или из балалаечных струи, ставится обычно на моделях яхт.

Бегучий такелаж может быть сделан из ниток и лесок различной толщины.

Чем выше расположены снасти стоячего и бегучего такелажа, тем они должны быть тоньше. Нижние ванты (пеньковые) делались на кораблях диаметром до 90—100 мм, а толщина грота-штагов доходила до 120 мм в диаметре.

Весь стоячий такелаж смолился и тировался (натирался) смазкой черного цвета, а бегучий был коричневого, не очень темного цвета. Для этого леску надо прокипятить в анилиновой краске и как следует выполоскать, чтобы такелаж ие полинял и не испортил парусов.

Прежде чем приступить к вырубке (вырезке) и поделке такелажа из ииток, из лесок, их необходимо вытянуть. Леска, предназначенная для такелажа, втугую растягивается между двумя, вбитыми в противоположные стены, гвоздями. После этого она смачивается водой и середина ее оттягивается при

г- 231 —

Рис. 225. Стоячий такелаж парусного линейного корабля (цифры 4, 7, 8 и 9 см. рис, 146):

1 — ватер-штаги; 2 — ватер-бакштаги; З — утлегарь-штаг;

4— утлегарь-бакштаг; Л—бои-утлегарь-штаг; 5 — мартин-бакштаги; 7 — бо м-утлегарь-бакштаги; 8 — верхний блинда-бакштаг; 9— нижний блинда-бакштаг; 10 — перш бом-ут-легаря; Ц — перт-ы утлегаря;

12 — лоп-штаги; 13 — фор-бо.ч-брам:штаг| 14 — фор-брзм-щтаг; 15 — фор-стень-штаг;

16 — фор'ЛОсь-стенЬ'Штаг; 17— фока-штаги; 18 — боы-кдивер-леер; 19 — кливер-леер; 20— грота-штаги; 21 — грот-стень-штаг; 22 — грот-бран-штаг;

23— грот-бо.м-браМ'Штаг; 24— бизань-штаг; 25— крюйс-стень-штаг; 26 — крюйс-брам-штаг;

27 — крюйс - Сом - брам - штаг;

28 — нижние фока-ванты;

29 — фор-стень-ванты; Зі — фор-брам-ванты;

31 — нижние

нижние бнзань-ванты;

грот-вантЫ; 32 — грот-стень-ванты; 33 — грот-Зрам-вантьц 34

3,5— кройс-стень-ванты; 36 — кройс-орая-ванты; 37 - фзр-стель- Ьордуны! 3S — фор-брам-фордуны; 39 —уфо р-бом -°Р_' * ^ нм

O.J — К ) иИО-СТвНЬ-ваНТЫ, — кр оис-орам-ввнты, О/ - i UU.ajraail и- — -г— . і.„„йм

дуны; 41 — грот-орам-фордуны; 42 — гр’от-бом-брам-фордуцы; 43 — кр;ойС-стень-фордуны; 44 — крюЙ0-брам.-форду нь$ 4а крюис-бОМ- р урорду^^

233

Рис. 228, . Бегучий такелаж парусного линейного корабля:

1 — бом-кливер-фал; 2 — кли-вер-фал; 3 — фал фор-стеньги-стакселя; 4 — топенанты фока-рея; 5 — топенанты фор-марса-рея; Є — топенанты фор-брам-рея; 7 — топенанты Фор-бом-брам-рея; 8 — брасы Фока-рея;

£ — фор-марса-брасы; 10 — фор-брам-брасы; 11—фор-боы-брац. брасы; 12 — топенанты грота-рея; 13 — топенанты грот-марса-рея;

14 — топенанты грот-брам-рея; 15'с— топенанты грот-бом-брам-рея; 16 — грот-контра-брасы; 17 — грота-бра-

сы; 18 — грот-ыарса-брасы; 19 — грот-браы-брасы; 20 — грот-бои-брам-брлсы; -2/ — бегин-топенаиты; 22 — топенанты крюйсель-рея, 23 топенанты

крюйс-бом-бран-оея; 25 — бегин-брасы; 26 —крюйсель (или к]Ж)йс-уарса)-брасы; 2( — крюйс-брам-брасы;

крюйс-брам-рея; 24 — топенанты

крюйс-бом-брам-брасы (брасы показаны только с однрго Оорта)

1 2 З

Рис. 227. Порядок обработки рангоутных деревьев

помощи подвешенного к ней груза. Вес груза зависит от толщины лески и расстояния, иа которое она растянута: чем расстояние корочек и чем толще леска, тем более тяжелый груз можно подвесить. После Полного высыхания леска, уже в достаточной степени вытянутая, сматывается в клубок.

Верхние концы вант н фордуиов военных и транспортных судов крепятся при помощи огонов (петель), надеваемых вту-гуго на топы мачт, стеньг, брам-стеньг и т. д.

Ванты, стень-ванты и брам-стень-ваиты делаются парными, т. е, две ванты вырубаются из одного куска троса (лески), который затем складывается посередине петлей и делается в виде огона по толщине того топа, на который он накладывается. Если количество вант с каждого борта нечетное, то последняя к корме ванта делается разбивной, т. е. имеет свой отдельный

огон (рнс. 228).

На огон накладывается марка, как показано на рис. - 229. Марки накладываются также иа все концы тросов (лесок или ниток), чтобы предохранить их от раскручивания.

У штагов огоны делаются таким же образом, как у вант, но размер их больше (рис. 230).

В нижние концы

ТОП МАЧТЫ ОГОН

Л0НГО САЛИНГИ

ПАРНЫЕ

8АНТЫ ^ (-МИНСЫ-

рис* 228. Наложение огонов вант

— 234 -

нижних вант и стень-.вант ввязываются при помощи наложения марки юферсы — особые блоки без' шкивов с трём я отвер СТЙЯМ и .для тросового талрепа,

X

При -ПОМОЩИ которого дабивают (натягивают) ванты (рис. 231).

Юферсы должны Рис' 229• Марка

J)асполагаться на всех

ваитах на одной высоте от борта (или марсовой площадки у стень-вант). Поэтому их следует ввязывать либо когда ванты уже наложены на свои места, либо по чертежу расположения ваит, который делается в натуральную величину с учетом наклона вант от борта к топу мачты или от марса к топу стеньги.

Удобнее всего принять следующий порядок постановки мачт и накладывания стоячего таделажа:

1. На чиксах фок-мачты с каждого борта крепятся по од-ному блоку, обращенному в сторону кормы, для проводки грот-контра-брасов (рис. 230).

2. На чиксах грот-мачты — по два блока, обращенных к носу,*для проводки фока- и фор-марса-брасов и по одному блоку, обращенному в корму, для проводки бегин-брасов (рис. 232).

3. На /з высоты бизань-мачты от палубы — два блока, обращенных к носу, для проводки грот-марса-брасов (рис. .233).

4. На топы мачт накладываются лонгосалинги, опнраю-

яттрга ня читггт,т

е

Рис. 230. Наложение огона штагоё фок-мачты.

- 235 ~

Рис. 231. Юферсы:

— вид снаружи судна; 2 — изнутри; 3 — с бшсу (со стороны посд или кормы)

5. Огоны нижннх вант

накладываются: сначала

первая пара с правого борта, затем первая пара с левого борта н т. д. Разбивные ванты накладываются по* следнимн в том же порядке: сначала правая, за ней левая,

6. Огоны штагов накладываются: на фок- и грот-мачтах — штаги двойные, на бизань-мачте — .штаг одинарный.

7. На л опрос а л Инги на--кл а дыв аются марсы, которые соединяются с 'металлическими бугелями на мачте при помощи путенс-вант, припаиваемых к верхнему бугелю (рнс. 234).

8. Мачты устанавливаются на модель.

К киявдигеду бушприт крепится при помощи ватер-вуллинга тросового, ’цепного или железного (рис. 235). Тяга стоячего такелажа начинается с тяги ватер-

КОРЕННОИ КОНЕЦ ФОНА-БРАСОВ-

КОРЕННОЙ

'•конец

БЕГИН-5РАС0В ХОДОВОЙ

ДОНЕЦ— о ГРОТА-ШГАГИ-

Рис. 232, Раса о ложе: ие блоков брасов на чиксах ЮштагахТрот-мачты

— 236 —.

штагоё и ватер-бакштагов й Лимита гов, которые должны быть сильно выдраены (натянуты). Затем приступают .к тяге штагов. Оба фока-штага проводятся в заранее наложенные на бушприт краги, набиваются (натягивается) как можно сильнее, и концы их прихватываются в трех местах марками (рис. 236).

Оба грота-штага проводятся в рымы, ввинченные в палубу по бокам ^фок-мачты или иногда у фальшбортов, п тянутся так же, как и фока-штаги.

Бизань-Штаг немного не доходит до грот-мачты и раздваивается (к нему пр ихватыв ается с помощью м ар ки леска одной с ним толщины). Оба кон-ща штага тянутся так же, как и грот-штаги по бокам грот-мачты или немного к носу от нее.

Тяга нижних вант моделей производится посредством талрепов — тросовых или винтовых (рис. 231 и 237). Бинтовые талрепы закладываются верхней своей скобой или гаком в коуш ванты, а нижней скобой или гаком —~ за обух вант-путенсов.

В прежнее время на всех военных ж крупных купеческих парусниках в целях увеличения угла, под которым

Рис. 233. Расположение блоков грот-марса-брасов на бизань-мачте

Рис. 234. Марс, путенс^ ванты и юферсы стень-ванГ

— 237 -

Рис, 236. Краги на бушприте укрепление фока-штагов

нижние ванты идут к мачтам, с 'внешней стороны борта, на уровне палубы, укреплялись деревянные площадки — руслени. Раскреплялись они вант-путенсами, выкованными из желез* пых полос; нижний конец вант-путенсов крепился к борту, а к их верхним концам крепились нижние юферсы так, что последние почти соприкасались своей нижней частью с русленями. ‘

На многих современных парусниках руслени делаются узкими двойными (рис. 238). Иногда руслени совсем не ставятся. В этом случае вант-путенсы, нижний конец которых крепится с наружной стороны борта, проходят на уровне палубы

238

ВАНТА

ПАПУ & А

ВАНТ-ПУТЕНС-

БОРТ-

Рис. 237. Винтовой талреп и вапт-путене моделей яхт

в небольшие отверстия у фальшборта, и верхний их конец с обушком для гака винтового талрепа располагается несколько выше палубы с внутренней стороны фальшборта (рис. 239).

Руслени и вант-путеи-сы необходимо укрепить на корпусе модели до окончательной . установки палубы.

Основав талрепы между всеми юферсами нижних вант, привязывают поверх верхних юферсов ворст — стальную проволоку, которая не дает юферсам перекручиваться.

и удерживает их на одном уровне (рис. 240). После этого концы талрепа завязываются непосредственно над юферсами, собираются в бухту и прячутся между юферсами и тросовыми талрепами (рис. 231). При тяге необходимо следить, чтобы все ванты были вытянуты равномерно и мачту не перекосило в сторону какого-либо борта, носа или кормы.

Следует учесть, что лески, из которых делается стоячий такелаж, несмотря иа то, что они были уже однажды вытянуты, все же при тяге ' значительно удлиняются. Поэтому ввязывать юферсы в ванты надо несколько выше, чем аии должны оказаться после тяги такелажа.

Таким же образом тянутся стень-штаги, после них стен ь'-в анты и 'степь -фордуны. После это-ВАНТ-ПУТЕНШ г0 тянутся последо-

рис. 238. Руслени и вакт-путенсы вателы-ю -брам-шта-

РУСЛЕНИ

239

ВЫ БЛЕИ И И

рас, 239. Вант-путенсы широких судов, у которых руслени не делаются

Рас. 240. Крепление ворста (вид снаружи)

^и, брам-фордуны и бом-брам-фордуны.

Брам-ванты тянутся несколько иначе: через кипы на ноках краспиц они проводятся у чиксов стеньг через стропы швиц-сарвень-строна и крепятся на утках топов мачт (рис. 145). .Основа вант и штагов мачт-однодеревок, яхт и мелких парусных гражданских судов показана на рис. 241.

Проводка бегучего такелажа нижних реев начинается с основания гарделей, брасов и топенантов. Коренные концы гарделей крепятся за стропы гардель-блоков под марсами, а ходовые — на передних кнехтах одинаково на всех, мачтах (рис. 151). Затем проводятся брасы.

Фока-брасы привязываются выблеиочным узлом серединой конца поверх такелажа на топе грот-мачты, проводятся через собачьи дыры, крепятся полуштыком, за грота-штаг у его огона* проводятся изнутри кнаружи через блоки на ноках фока-рея, идут обратно к грота-штагу, где проводятся через .отводные блоки, затем в нижние блоки на чиксах грот-мачты, после чего разносятся на свои кофель-нагели.

Грота-брасы привязываются коренным концом к ввинченному на бизань-русленях около утки обушку, за который крепятся их ходовые концы, либо на планшире фальшборта, за такелажем бизань-мачты. Грот-Контр-брасы крепятся коренным концом за строп блоков, задраенных на чиксах фок-мачты, проводятся в блоки на иоках грота-рея и затем в блоки, в стропы которых ввязаны коренные концы.

- 240Г—

клотин

топ

ВУГЕЛЬ

ВАНТЫ

ОГОН

ШТАГА

БОЛТЫ ИЛИ ШЛЕПНИ

-ШТАГ

Рас. 241. Основа вант и штагов мачт-однодеревок

Бегин-брасы проводятся так же, как и грот-контра-брасы.

Длина брасов должна быть такой, чтобы каждый из концов можно было крепить, на кофель-нагеле, когда нок рея, за который данный конец закреплен, до предела отведен к носу.

Топенанты всех нижних реев имеют одинаковую проводку: коренным КОНЦОМ

они крепятся за строп блоков на стень-эзельгофте, затем проводятся снизу вверх в блоки на тюках реев, затем сверху вниз в блоки на cntib4 0p&-эзельгофте и, пройдя через собачью дьгру, крепятся на тех же кнехтах, что и гардели, Проводку брасов и топенантов см. рис. 226.

Фор- и грот-марса-реи имеют по два марсй-дрей-

репа и два марса-фала (рис. 243), а крюйсель-рей —один марса-дрейреп и один марса-фал (рис. 243).

Конец (леска), предназначенный для марса-драйрепа, вяжется своей серединой выбленочным узлом поверх такелажа

ЗАДНИМ

Рас. 242. Дрейрепы и марса-фалк

16 Морской моделизм

— 241 —

ВИД с КОРМЫ

на то-па стеньги.. Каждый его нонед проводится спереди назад через свой дрейреп-блок на середине рея, затем, также спереди назад, через дрейреп-блок под салингом, после чего опускается вниз параллельно заднему стень-фордуну, Ходовые концы мареа-дрейрепов обвязываются . в- виде стропа вокруг блока для марса-фала с таки расчетом, чтобы при поднятых до места марса-рея блок нахо-дился на уровне топа мачтьг. На этих блоках делается из проволоки отводной обушок, за-

Рис. 243, Дрейреп с марса-фа лом, ссно- гнутый вокруг заднего

ходить вверх и ви'из. Коренной конец мареа-фалов крепится на русленях рядом с задним стенъ-фордуном, а ходовой конец проводится в блок марса-фала, ввязанный в марса-дрей-реп, и крепится за рым или утку рядом оо своим коренным концом,

Марса-дрейреп крюйсель-рея всегда бывает одинарный. Коренной его конец крепится на топе крюйс-стеиьги поверх такелажа, проводитс^оспереди назад в дрейреп-блок на середине крюйсель-рея, затем, также спереди назад, через драйреп-блок под салингом. Ходовой его конец также кончается блоком,на уровне топа мачты. Марса-фал в этом случаел основывается мантылем: его коренной конец крепится рядом с задним стень-фордуном на левом руслене, а ходовой, проведенный в блок на ходовом конце марса-дрейрепа, обвязывается в виде стропа вокруг блока, в который проводится леска; коренной, конец ее крепится около заднего стеиь-фордуна на правом руслене. Там же ввинчивается рым или утка для ее ходового конца.

Марса-брасы всех марса-реев крепятся своими коренными концами совершенно одинаково: серединой бухты, выбленоч-ным узлом поверх такелажа на топе стеньги, фор-марса-бра-сы вяжутся на топе грот-стеньги, грот-марса-брасы— на топе крюйс-стеньги, а крюйс-марса-брасы — на топе грот-стеиьги..

ванным мантылем

отень-фордуна так, что блок может свободно

— 242 —

Топенанты всех марса-реев основываются и проводятся тоже совершенно одинаково: трос серединой бухты выбленочным узлом вяжется на топе стеньги, оба его конца берутся полу-штыком за передние стень-ванты немного ниже комель-блоков, принайтовленных к передним стень-вантам под салингом, потом снизу вверх в блоки на ноках марса-реев, в нижний шкив комель-блоков и оттуда вниз через собачью дыру на кофель-планки, укрепленные между кнехтами- (рис. 244).

Фалы всех брам- и бом-брам-реев всегда одинарные; они крепятся удавкой за середину брам- и бом-брам-реев, проводятся спереди назад в свои блоки на брам- и бом-брам-стень, гах и, пройдя между краспиц и через собачью дыру, крепятся на кофель-нагелях у кнехтов.

Фор- и грот-брам-брасы основываются между блоками иа брам-стеньгах и блоками на ноках их реев. Крюйс-брам-брасы и все бом-брам-брасы делаются одинарными и их коренные концы крепятся за ноки бом-брам-реев. Ходовые концы крепятся на кофель-нагелях.

При основывании снастей бегучего такелажа необходимо строго придерживаться изложенного выше порядка: сначала фалы, гардели и драйрепы, потом брасы и под конец топенанты. Огоиы топенант-блоков на ноках реев удерживают блоки брасов во время сильной брасопки реев и не дают им соскольз-. путь с ноков.

Кливер- и стаксель-фалы п р О'ВОДЯТСЯ в свои блоки, и оба их . конца временно», до- привязывания парусов, закрепляются на кофель-нагелях.

Основа и проводка ди-рж-фалов, гафель-гарделей, гика-шкота и гика-топенанта показана на рис. 245.

Паруса шьются из легкой, но плотной материи; больше всего подходит батист или тонкий перкаль. Паруса бывают светло-серыми с коричневым оттенком. На модели белые паруса следует окрасить, прокипятив материю в жидком кофе или в анилиновой краске.

Прежде чем положить всю материю, предназна-

16*

комель-БЛОК

МАРСА-РЕЯ

Рис. 244. Основа топенантов марса-реев

243 —

Рис. 245. Проводка дирик-фалов и гафель-гарделей: слева — на бизань-мачте линейного корабля, справа — на модели яхты

ченную для парусов, в краску, надо выкрасить маленький кусочек, высушить и прогладить, В случае, если цвет окажется подходящим, положить всю материю, предварительно выстирав и прополоскав ее. Вынув материю нз краски, ни в коем случае не отжимать ее, но сейчас же положить в чистую воду н полоскать до тех пор, пока вода не будет совершенно чистая, после чего, не отжимая, повесить сушиться. Если материю не хотят красить, ее необходимо выстирать и прокипятить, чтобы она «села», потому что паруса, сшитые из нестиранной материи, могут сильно уменьшиться в размере («сесть») после намокания.

Рис, 246, Расположение прямой нитки при кройке парусов моделей

— 244 —

На рис. 246 показано, как надо располагать материю при кройке парусов — направление прямой нитки показано стрелкой.

Шить надо таким образом, чтобы швы при подрубливаиии находились у прямых парусов спереди, с лицевой стороны, а у косых — с левой стороны.

Если материя узка и весь парус целиком не укладывается, то сшивать надо кромку с кромкой («вгладь») через край, после чего шов должен быть разглажен.

По всем шкаторинам паруса обликовываются, т. е. обшиваются, ликтросом (тонкой леской).

Это самая трудная часть работы при пошивке парусов, так как очень легко испортить парус, при-,щив ликтрос либо слишком свободно, либо слишком сильно натянув. Для ввязывания в углы парусов сиастен бегучего такелажа (шкотов, фалов и т. д.) иа углах (из ликтроса) делаются небольшие петли, играющие роль кренгельсов. Ликтрос должен быть предварительно очень тщательно вытянут.

Косые паруса современных парусников имеют пузо (выпуклость), расположенное примерно на */з—V* ширины паруса от мачты или от леера (как, например, у кливеров). Пузо паруса образуется при его кройке, как показано на рис. 247.

Рис. 247. Кройка косого паруса. Нижняя шкаторина, шнурующаяся к гику, выкраивается с „горбом , величина которого равняется /з5 длины, а наибольший выгиб находится на /3 от мачты



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн