РЕЗИНОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ


§ 1. РЕЗИНОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ

Самый простой механический двигатель, применяемый для моделей судов,— это резиномотор, Его работа основана на способности резины растягиваться под действием сил, а после прекращения этого воздействия принимать свои первоначальные размеры. Резиномотор очень удобен из-за простоты его изготовления и малого веса. Недостатком его является ма» лая мощность. Изготовляется он из специальной ленточной резины сечением 1 X 1, 2X2, 1X3, 1X4 мм, Можно применять и резину из авиационных амортизаторов, если,она имеет те же механические качества, что и ленточная. Резина должна иметь постоянную по длине толщину и при вытягивании на. ней не должны образовываться заусеницы. При вытягивании образец резины должен увеличивать свою длину в пять раз. В конце вытягивания должно ощущаться характерное возрастание сопротивления растяжению, а остающееся после растягивания удлинение ленты не должно превышать /б от первоначальной длины. Резину с удлинением более чем в пять — шесть раз применять не следует.

Для моделей длиной до 500 мм нужно брать не более двух — четырех резиновых нитей сечением 1 X 4 или 2 Х2 мм. Для моделей больших размеров уисло нитей можно увеличивать. Выбор чнсла ннтей производят путем испытания модели (на воде) с резиномотор а ми, состоящими из различного числа нитей

На простейших моделях резиномоторы устанавливаются под корпусом на специально сделанных для этого кронштейнах, на моделях более сложных — внутри корпуса (рис. 248)в

Длину' резинового пучка для изготовления резиномотора необходимо брать такой, чтобы пучок, надетый на крючки, немного провисал, т. е. не.был натянут.

Один из способов изготовления резиномотора состоит в следующем: в доску на расстоянии, равном длине резиномотора, вбиваются два гвоздя, на которые наматывается четное, число лент резины (рис, 249,.а,) Ленты должны быть уложены с небольшой слабиной. Оба конца резиновой ленты накладывают друг на друга и, растянув их одновременно с остальными ни-

- .247 -

РУЛЬ

Рис. 248. Установка резиномотора:

а — модель катера с резиномотором, установленным под корпусом (в кружке показано устройство кронштейна и грёбеого винта); б — модель торпедного катера с резиномотором, установленным в корпусе (в кружке показано устройство заводной ручки со стопором)

тями, обматывают ниткой (рис. 249,5). После этого ,на пучке, путем наматывания нитки- делают ушки. При наличии у судомоделиста изоляционной ленты или (липкой) тесьмы, называемой «лейкопластырь» (рис. 249, в), ушко можно сделать (рис. 249,2,5). Такое ушко будет прочнее. Иногда на концах резиномотора делают петельки из проволоки диаметром 0,5— 0,8 мм. Петельки крепят к концам резиномотора ниткой, предварительно ровно подрезав концы пучка (рис. 250). Заделка концов этими способами устраняет возможность преждевременного обрыва резиномотора в местах изгиба.

Крючки для резиномотора лучше всего изготовлять из стальной проволоки диаметром 1—1,5 мм, изгибая ее плоскогубцами. Нужно следить, чтобы продольная ось резинового пучка была на одной линии с осью (с серединой) петель и осью вала (рис. 251). Иначе резиномотор при быстром раскручивании будет «бить», т. е. болтаться, задавая за корпус модели.

- 248 —

Рис. 249. Изготовление резиномотора. Укладка резиновой ленты:

а — укладка резиновой ленты; 6 — обмотка ниткой места для ушка; в — обмотка лентой места для ушка; г — изготовление ушка; д — готовый резиномотор

Правильное определение максимально допустимого закручивания резиномотора чрезвычайно важно для обеспечения наибольшей дальности проплыва модели и предотвращения разрыва резины. Максимально допустимое закручивание резиномотора зависит от площади поперечного сечения пучка, качества резины, ее предварительной вытяжки и длины резиномотора. Предварительное растягивание резины перед началом закручивания и закручивание ее в вытянутом (до трехкратной длины) состоянии увеличивают число оборотов, на которое можно завести резиномотор. Продолжительность работы предварительно вытянутого резиномотора будет больше, но мощность мотора будет меньше, так как предварительная

— .249 -

вытяжка увеличивает длину резины и уменьшает ее диаметр. Максимальный завод можно определить по табл. 29—32. Для этого нужно знать: 1) качество резины; 2) площадь поперечного сечения резиномотора; 3)- величину предварительной вытяжки; 4) длину резиномотора.

Для определения качества резины нужно взять кусок ленты длиной Ю—20 см, из которой будет изготовляться резиномотор, и вытягивать его доі того, как он начнет оказывать сильное сопротивление. Отношение длины растянутого образца к его длине .в ненатянутом состоянии определяет качество резины, обозначенное в таблицах буквой т. Выбрав величину предварительного вытягивания резиномотора, по соответствующей таблице нужно найти количество оборотов, на которое следует заводить резиномотор. Таблицы даны для резиномото-ров длиной в 1 ж с поперечным сечением пучков от 0,16 до 0,4 см.

Наибольшее допустимое число оборотов резиномотора, длина которого больше или меньше 1 м определяется по формуле

=^ш

ЗА ГНУТЬ

Рис. 250. Заделка концов резиномотора проволочными петельками

где п — количество оборотов, на которое можно закрутить резиномотор;

НЕПРАВИЛЬНО

Рис. 251. Крючки для резиномотора. Правильно загнутый крючок должен быть симметричен оси винта

— 250-—

I — длина резиномотора без вытяжки, см\

П\ — наибольшее допустимое число оборотов резиномотора длиной в Гіі (берется из табл. 28—31).

Заводку резиномотора с предварительной вытяжкой нужно производить вдвоем. Для этого очень удобно применять ручную дрель, в патрон которой вставляется проволочный крючок. На крючок надевается один конец резиномотора, после чего резиномотор растягивают и, вращая дрель, закручивают. Применяя дрель, надо знать, сколько раз повернется крючок за один поворот рукоятки. По мере закручивания резиномото-ра длину его следует сокращать: закрутив резиномотор на полное число оборотов, снимают петлю с крючка дрели и вставляют в модель.

Следует помнить, что после многократных заводов и длительного выдерживания резины в закрученном состоянии она может заметно уменьшить запас своей энергии. Поэтому

ЗАВИСИМОСТЬ МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМОГО ЗАВОДА РЕЗИНОМОТОРА ОТ СОРТА РЕЗИНЫ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ

ВЫТЯЖКИ

Таблица 28

Максимальный завод (число оборотов) резиномотора без предварительной вытяжки

Площадь сечения S, см

Качество резины ш

3

4

5

6

7

0,16

260

420

580

750

960

0,24

220

340

480 . '

625

785

0,32

190

295

415

540

685

0,4

170

265

370

495

610

Таблица 29

Максимальный завод (число оборотов) резиномотора с предварительной вытяжкой в два раза

Площадь сечения S, см%

Качество, резины т

3

4

5

6

7

' 0,16

300

485

680

890

1120

0,24

260.

395

555

725

915 -

0,32

225

345

485 .

635

795

0,4

195

310

430

565

710

251 -

Таблица ЗО

Максимальный завод (число оборотов) резииомотора с предварительной вытяжкой в 2,5 раза

Площадь сечения S, см

Качество резины т

3

4

5

6

7

0,16

345

585

790

’ Ю35

1300

0,24

300

460

645

845

1060

0,32

260

400

560

735

925

0,4

230

360

500

660

825

Таблица 31

Максимальный завод (число оборотов) резииомотора с предварительной вытяжкой в три раза

Площадь сечения 5, см

Качество резины т

4

5

6

7

0,16

580

825

1080

1350

0,24

480

670

880

1 110

0,32

420

585

770

965

0,4

375

520

685

865

заводить резиномотор рекомендуется непосредственно перед запуском модели и без нужды не утомлять его большими заводами на регулировочных запусках.

Чтобы сохранить упругие свойства резины, ее необходимо хранить в темной стеклянной банке с плотно притертой пробкой при комнатной температуре. Резину рекомендуется посыпать тальком. Перед установкой на модель с резииомотора надо стряхнуть тальк и положить на 1—2 часа в теплую мыльную воду,-а затем, стряхнув с него воду, смазать глицерином или касторовым маслом (другие масла применять не следует) с Однако продолжительное действие глицерина или масла на резину вредно. Поэтому после работы резигномогора его необходимо промыть в теплой мыльной воде и пересыпать тальком.

Для удлинения резииомотора, с целью увеличения продолжительности его действия, иногда применяют соединение (двух или более) резиномоторов при помощи зубчатых колес (шестерен) (рис. 252, а). Разделение пучка резины на два более тонких обеспечивает более продолжительную работу резиномотор а (рис. 252,6). Применяя зубчатые колеса различного диаметра (диаметр верхнего больше диаметра нижнего), мож-

- 252 -

ЗАВОДНАЯ CL

Рис. 252. Соединение резин омоторов: о — схема устройства для увеличения длины резиномотора; б — схема устройства для

раздваивания резинсмогора; в — схема устройства для повышения числа оборотов гребного винта и увеличения времени раскручивания резиномотора '

но увеличить время раскручивания резиномотора (рис, 252, в). Однако при такой передаче мы проигрываем в мощности, с которой резиномотор будет раскручиваться.

При устройстве таких резиномоторов необходима большая тщательность .установки шестерен, ибо чрезмерное трение в подшипниках и перекосы осей'шестерен отнимут много мощности мотора. Для уменьшения трения в осях полезно применять шариковые подшипники.



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн