КЛАССИФИКАЦИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ МОРСКИХ ГРАЖДАНСКИХ СУДОВ


§ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ МОРСКИХ ГРАЖДАНСКИХ СУДОВ

Все гражданские суда принято делить на три основные группы: суда транспортного флота; суда портового, вспомогательного и технического флота; суда промыслового флота.

Суда транспортного флота разделяются на две главные группы; пассажирские и грузовые.

Пассажирским судном считается всякое морское судно, имеющее более двенадцати пассажирских мест. Обычно современные пассажирские суда имеют несколько сот пассажирских мест, подразделяемых на классы. Кроме пассажиров, пассажирское судію принимает и срочные грузы, которые размещаются в трюмах ниже ватерлинии. Все жилые помещения имеют бортовые иллюминаторы для доступа свежего воздуха и света.

Современные пассажирские суда быстроходны. Их скорость достигает 20—25 узлов. Пассажирские суда имеют от двух до четырех винтов.

Пассажирские суда обеспечиваются достаточным количеством спасательных средств: моторными катерами, шлюпками, плотами, поясами и кругами. Спасательные шлюпки н катера обычно располагаются на шлюпочной палубе вдоль бортов и снабжены индивидуальными средствами спуска и подъема в виде шлюпбалок. Кроме шлюпочной палубы, пассажирские суда имеют прогулочные палубы, а на больших океанских судах имеются солярии, плавательные бассейны, теннисные корты и т. п.

Надстройки пассажирских судов делаются обтекаемой формы, форштевень — прямой, наклоненный вперед и с широким сечением у палубы. Мачты и трубы имеют наклон к корме, что создает впечатление стремительности. Пассажирское судно имеет «крейсерскую» корму, т. е. закругленную, погруженную.

Постройка самоходных моделей пассажирских судов привлекает широкие круги моделистов. Особенно они любят строить модели — копии теплохода «Украина» и дизельэлек-троходов «Россия» (рнс. 24) и «Победа».

Грузовые суда служат для перевозки генеральных (штучных), сыпучих и жидких грузов. Если судно предназначено для перевозки генеральных и сыпучих грузов, то оно называется сухогрузным, если для перевозки жидких (нефть, бензин, масла и т. п.), — наливным. Некоторые грузовые суда имеют до 12 пассажирских мест, что позволяет им перевозить пассажиров, оставаясь в разряде грузовых судов.

— 32

Современные грузовые (сухогрузные) суда (рис. 25) обычно имеют две палубы и весьма усовершенствованное грузовое устройство. Форштевень у грузовых судов — вертикальный или у более новых — наклоненный вперед; корма—с подзором либо крейсерская. Широкая иеиаклоиная труба, две мачты и парные грузовые колонны у люков — для опоры грузовых стрел. Онн обладают хорошими мореходными качествами, имеют большей частью один винт. Скорость хода этих судов до 15—17 узлов.

Грузовые суда бывают самых различных размеров. Их грузоподъемность достигает 8 000—10 000 г и более.

Рис. 24. Дизельэлектроход «Россия»

Рис. 25. Грузовое судно

— 33 —

3 Морской моделизм

Специализация грузовых судов постепенно привела к характерным типам судов. Появились наливные (танкеры), лесовозы, рудовозы, углевозы, зерновозы, рефрижераторы (холодильники), морские самоходные баржи, железнодорожные паромы и др. Все эти типы судов имеют специфические особенности в конструкции корпуса.

Суда портового, вспомогательного и технического флота

служат для обеспечения работы транспортных судов. В их задачу входит буксировка и перестановка больших морских

Рис. 26. Азорской буксир

судов в портах, подача к ним барж, крапов, перегружателей и т. п., оказание помощи судам в случае пожара, аварии, поддержание лоцманской и маячной службы, проводка судов во льдах, дноуглубительные работы в портах н каналах, санитарная работа в портах, обучение морских кадров, водолазная и судоподъемная служба и т. д.

К судам группы портовых вспомогательных судов относятся портовые и морские буксиры (рис. 26), пожарные и спасательные суда и ледоколы.

К судам технического флота относятся земснаряды (землечерпалки), груптоотвозпые шаланды и более мелкие суда, обеспечивающие деятельность портов и флотов в целом.

Кроме этого, в портах имеются пловучие портовые сооружения, к которым относятся пловучие краны, пловучие углеперегружатели и зерноперегружателн и пловучие доки.

Существуют еще так называемые суда специального пла

34 -

вания. К ним относятся экспедиционные суда (оборудованные лабораториями для проведения научно-исследовательской работы), учебные (на которых проходят практику курсанты мо: реходных училищ), кабельные (для прокладки подводного кабеля) и др.

Существуют специальные промысловые суда для морского промысла рыбы, тюленей, китов и крабов, имеющего огромное народнохозяйственное значение.

Основным и наиболее многочисленным типом промысловых судов является рыболовный т р а у л е р — судно высоких мореходных качеств, предназначенное для продолжительного (3—4 недели) плавания вдали от берегов. Лов рыбы с такого судна производится мешком из сети, называемым тралом, буксируемым на глубине 50—300 м. Водоизмещение большого траулера доходит до 1 100 г и скорость хода до 10 узлов.

Для постановки и уборки сетей в открытом море существуют небольшие, но очень мореходные суда, называемые дрифтерами. Их грузоподъемность достигает 50—60 т.

Лов рыбы, плавающей косяками у поверхности моря, производят небольшими относительно быстроходными судами— сейнерами, снабженными так называемой кошель-ковой сетью. Заметив косяк рыбы, сейнер выметывает с кормы сеть, окружает косяк и, соединив концы, стягивает ее. Рыба оказывается как бы в кошеле. Обычно длина сейнеров це превышает 26, ширина 5,8, высота борта 3 м.

Имеются комбинированные суда: траулеры-дрифтеры

и дрифтер-сейнеры.

Для китобойного промысла используют небольшие, но мореходные суда — китобойцы, базирующиеся ца береговые базы или суда-матки (например, «Слава» и «Алеут»).

Промысел тюленя производится с небольших деревянных моторно-парусных судов. Характерным для зверобойных судов является бочка па мачте для высматривания залежей тюленя на льду и наличие трех—четырех промысловых вельботов на палубе. Длина крупного зверобойного судна не превышает 35 м.

На Дальнем Востоке вылавливается большое количество крабов. Краболовное судно, как правило, переделывается из старого грузового судна водоизмещением 4 000—7 000 г.



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть онлайн в хорошем качестве
Дама с попугаем онлайн в хорошем качестве
Опасно для жизни! онлайн в хорошем качестве