ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ДВИГАТЕЛИ


§ 2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ДВИГАТЕЛИ

Для самоходных моделей . судов в качестве двигателей удобно применять электромоторы.

Электромотором называется двигатель, превращающий электрическую энергию в механическую.

Рассмотрим вкратце устройство электромотора, применяемого для моделей судов (рис. 253).

Корпус мотора представляет собой цилиндр с расположенными внутри электромагнитными катушками (полюсами), которые создают магнитное поле. Заключенный между ка

рие. 253. Электродвигатель заводского изготовления и его детали

тушками вращающийся электромагнит называется якорем. Якорь представляет собой цилиндр из специальной стали, надетый на вал мотора. В продольные выемки (пазы) якоря вложена обмотка из изолированной медной проволоки.

Для передачи тока в якорь имеется специальное устройство — щетки и коллектор. Щетки прижимаются к коллектору пружинками, находящимися в щеткодержателях. Щетки чаще, всего бывают в виде прямоугольных брусочков из спрессованной угольной массы. Коллектор представляет собой ряд медных пластинок, изолированных друг от друга и от барабана якоря, сложенных в виде цилиндра, составляющего продолжение барабана якоря. К каждой пластине коллектора припаяно по два конца провода от каждых двух катушек, распо-

- 254 -

жженных в пазах якоря. При вращении якоря щетки скользят по пластинкам -коллектора.

Ток, приводящий в движение электромотор, проходит по обмоткам неподвижных электромагнитов (датушек) и посредством щеток и Коллектора — по обмотке якоря.

При этом происходит взаимодействие магнитных полюсов катушек и якоря, что и вызывает его вращение.

Для моделей больших размеров рис. 254. Гребной винт для МОЖНО' Применять- 24-ВОДЪТОВЫё МО- модели подводной лодки торы цилиндрического типа (типа

МУ). Их закрытая конструкция позволяет покрыть мотор

слоем лака или парафина и тем самым сделать его водо-устойчивым. Для малых моделей можно применять маломощные моторы.

В корпусе модели электромоторы устанавливаются на деревянную бобышку с выемкой по форме мотора. Закрепляются моторы шурупами за лапки металлических хомутов.

МОНТАЖНАЯ СХЕМА

4 ГРУППЫ ПО 6БАТАРЕЕЙ LВЫКЛЮЧАТЕЛЕ

ДЛЯ КАРМАННОГО ФОНАРЯ

Рис. 255. Схема соединения карманных батареек на модели подводной лодки

— 255 —

Моторы типа МУ — многооборотные (10 тысяч оборотов в минуту и более). В том случае, когда не применяется передача, уменьшающая число оборотов гребного винта по сравнению с числом оборотов мотора, на моделях нельзя применять гребные вииты большого диаметра с большим шагом.

В качестве примера применения электромоторов можно привести модель подводной лодки. Главные элементы этой модели следующие: L = 1200 мм; В — 110 мм; Т — 75 мм; D = 7 кг. На ней были установлены два 24-вольтовых мотора мощностью по 4,5 вт с числом оборотов более. 10 тысяч в минуту. Моторы непосредственно соединялись с винтами диаметром (около 25 мм. Каждый винт имел три лопасти с шаговым углом около 30° (рис. 254). Корпус модели позволял разместить в себе 24 карманные батарейки, которые соединялись последовательно по шесть штук, образуя четыре группы, включенные параллельно (рис. 255).

§ 3. ИСТОЧНИКИ тока

Напомним сперва основные единицы измерений, применяемые в электротехнике.

Силой тока называется количество электричества, протекающее через сечение провода за 1 сек. Единица силы тока называется ампером и обозначается буквой а.

За единицу напряжения принято напряжение на концах проводника сопротивлением в 1 ом, когда по этому проводнику проходит ток в 1. ампер. Эту единицу напряжения называют вольтом (в).

Мощность тока определяется произведением силы тока на напряжение и измеряется в ваттах (вт).

Если мы знаем необходимое напряжение для электромотора в вольтах и потребляемую им силу тока в амперах, то мы можем определить его мощность в ваттах по формулам:

W=*V-A; V=%-;

где W — мощность, вт;

V — напряжение, в;

А — сила тока, а.

Пользуясь этими формулами, можно подобрать необходимый для данного мотора источник тока или для данного источника — мотор.

Наиболее распространенный источник тока для установки На модели судна — батарейки для карманного фонаря. Их можно с успехом применять иа небольших моделях с маломощными моторами (примерно до 10 вт). Ввиду малой емкости (малого запаса электроэнергии) этих батарей для моторов более мощных приходится ставить очень много, что делает установку громоздкой и дорогой.

- 256 -

Для повышения напряжения карманные батарейки должны соединяться в группы последовательно, т. е. «плюс» одной батарейки с «минусом» другой, а для увеличения емкости группы между собой соединяются параллельно, т. е. «плюс» одной последовательно соединенной группы с «плюсом» другой груп-пы (рис. 256).

Карманные батарейки, выпускаемые нашей промышленностью, имеют следующие характеристики: напряжение 4,5 в; начальная емкость 0,35—0,55 а-ч сохранность (срок годности) 4—6 месяцев; вес батарейки около 120 г.

Рис. 256. Схема смешанного соединения карманных | батареек

Для более мощных моторов можно применять элементы «ЗС-Л-ЗО». Напряжение такого элемента 1,5 в, емкость 30 а-ч, вес около 700 г, сохранность 18 месяцев.

Эти элементы нет надобности соединять параллельно, ибо они обладают достаточно большой емкостью, но для создания нужного напряжения их потребуется втрое больше, чем карманных батареек.

Можно также применять батареи «БАС-60» н «БАС-80», разрезая их на части и подбирая нужное напряжение. Общий вид и размеры карманных батарей и элементов показаны на рис. 257.

Для моторов мощностью 100—200 вт выгоднее применять щелочные или кислотные аккумуляторы. Такне аккумуляторы можно заряжать постоянным током на зарядно# станции автомобильного гаража или от сети городского переменного тока через выпрямитель.

Более распространенные аккумуляторы — свинцовые (кислотные). Устроены они едедующвім образом. В банку ив пластмассы или стекла, наполненную электролитом — разбавленной серной кислотой, опускаются пластины положнтельно-

В ампер-часах выражается запас энергии батареи.

17 Морской моделизм — 257 -

Рис. 257. Батареи, применяемые для моделей судов

го заряда, сделанные из чистого свинца. Для увеличения площади пластин на их поверхности делают множество ячеек, в которых находится окись свинца. Пластины отрицательного заряда устроены в виде свинцовой решетки, в которую вмазана пористая масса из свинцового глета. Положительные н отрицательные пластины устанавливаются попарно таким образом, что у стенок банки находятся отрицательные пластины. Одноименные пластины припаиваются свинцовым припоем к свинцовым наружным перемычкам, на которых ставятся знаки плюс ( + ) или минус (—).

Принцип действия аккумуляторов основан на том, Что при зарядке их происходит реакция, при которой электрическая энергия превращается в химическую, а при разрядке — обратный процесс. Продолжительность времени зарядки уменьшается с увеличением силы пропускаемого тока, но силу тока, больше указанной в паспорте аккумулятора, допускать нельзя. Полная нормальная зарядка продолжается около 7 час. Степень заряженности аккумулятора определяется по удельному весу его электролита н по напряжению на зажимах (на контактах). Заряженный исправный аккумулятор имеет напряжение на зажимах 2,05 б, разряженный— 1,75 в. Ниже этого напряжения кислотный аккумулятор разряжать не рекомендуется. Удельный вес электролита кислотных аккумуляторов должен быть равным 1,18; при первой полной зарядке он поднимается до 1,2. и при разрядке падает до 1,15 в.

258, —

Кроме кислотных аккумуляторов,-для моделей применяются также аккумуляторы щелочные. Они отличаются от кислотных меньшим весом на единицу ёмкости, более долгим сроков , службы и простотой ухода. Щелочные аккумуляторы не так чувствительны к «перезаряду» и к токам короткого замыкания (токам большой силы); кроме того, они обладают большой механической прочностью — не боятся вибрации, тряски и т. п,' После нормальной зарядки щелочного аккумулятора на-, пряжение под нагрузкой равно 1,25—1,15 е, а в .конце разрядки доходит до 1,0 в. При полной зарядке напряжение подни-,. мается до 1,78—1,83. в. В щелочных аккумуляторах емкостью до 5 а-ч пластины отрицательного полюса соединяются с мае-' сой железной банки, это всегда надо иметь, в .виду и не допускать попадания неизолированного .положительного проводника на банку, а сами банки после последовательного соедйне-. ния должны быть хорошо изолированы друг от.друга пропа-рафикеииым картоном.

В качестве электролита для щелочных аккумуляторов следует брать 20—21-процентный раствор едкого калия. Для опре-, деления максимальной силы тока, для зарядки щелочного, аккумулятора надо разделить величину емкости аккумулятора в ампер-часах на 5. Емкость аккумулятора в ампер-часах,-указывается в условном названии аккумулятора. Например, аккумулятор НКН-1'0 заряжают силой тока, равной 10:5 — 2 а, Надо следить за тем, чтобы электролит не.попадал на кожу рук и одежду, так как он производит ожоги и разрушает ткани. Для кислотных аккумуляторов ни в коем случае нельзя пользоваться щелочным электролитом или наоборот, так как это приводит к полной порче аккумулятора. .

Если в банке аккумулятора, уровень электролита понизится, то в банку можно долить .дистиллированную воду (до Полного покрытия пластин). Заливать воду из. водопровода или колодца не рекомендуется, так как .это портит аккумулятор. -Перед зарядкой аккумулятора из банки нужно вывернуть пробку. При зарядке аккумуляторы выделяют, гремучий газ, который может при неисправном клапане разорвать' баяку и облить окружающих электролитом. Во время зарядки необходимо проветривать помещение и не подходить к банкам согнем во избежание взрыва гремучего газа. Эти правила следует строго соблюдать.

Электромонтаж на модели необходимо выполнять проводниками с хорошей изоляцией, не впитывающей воду. В противном случае намокшая изоляция становится проводником и может вызвать либо утечку тока, либо короткое замыкание. Для электромонтажа на модели лучше всего применять провода с пластмассовой, -хлорвиниловой изоляцией. Места спайки проводов рекомендуется обматывать изоляционной, лентой н покрывать, горячим парафином при .помощи кисточки..



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн