ПАРОВЫЕ МАШИНЫ


ПАРОВЫЕ МАШИНЫ

Классификация паровых машин, применяемых для моделей судов

Паровые машйны, применяемые для моделей судов, бывают:

1) с горизонтальным и вертикальным расположением цилиндров;

2) с простым действием пара и с двойным; в первых пар впускается в цилиндр лишь по одну сторону поршня, а во вторых пар впускается попеременно по обео стороны поршня;

3) с распределением пара при помощи золотника, вала и качающегося цилиндра;

4) со впуском пара за все время хода поршня и со впуском лишь во время части хода; в первых машинах во время хода поршня давление в цилиндре постоянное, а во вторых после прекращения впуска давление расширяющегося в цилиндре пара падает. Число, показывающее, какую долю от полного хода поршня составляет ход, на котором происходит впуск пара в цилиндр, называется степенью наполнения;

5) по выпуску пара из цилиндра машины делятся на работающие на атмосферу и на конденсацию;

6) по числу оборотов вала машины делятся на быстроходные и тихоходные;

7) по направлению движения пара в цилиндре — с переменным направлением своего течения и прямоточные.

, Устройство паровой машины

Устройство паровой машины показано на рис. 258, на котором изображена горизонтальная паровая машина, состоящая из станины, цилиндра, поршня, шатунно-кривошипного механизма, парораспределительного устройства и маховика.

Принцип'работы паровой машины заключается в следующем. •

Пар .из парового котла по паропроводу поступает в цилиндр через парораспределительное устройство (золотниковую коробку).. В цилиндре под давлением пара поршень передвигается поочередно в одну и другую сторону. Когда пар поступает по одну сторону поршня, то с другой стороны его отработанный пар выпускается. Поршень при помощи штока соединен с одним концом шатуна. Другим своим концом шатун соединяется с коленчатым валом. Парораспределительное устройство (золотник) получает движение от эксцентрика, насаженного на коленчатый вал машины. В то время, как поршень под давлением пара передвигается вправо, золотник двигается влево и наоборот.

Разберем схему распределения пара устройством, называемым кбробчатым золотником (рис. 259). Золотниковая каме-

— 260 —

ПАР ИЗ МОГЛА

ра примыкает к цилиндру. В этой камере имеется полированная плоскость 2— зеркало, в котором прорезано три канала: два (5) по бокам и один {4) посередине. Через средний канал пар имеет выход наружу, а через боковые — в цилиндр. При помощи эксцентрика золотник может двигаться по зеркалу вдоль камеры. Золотник представляет собой коробку, которая при своем движении накрывает либо все три отверстия каналов, либо два из них. Пар, поступивший из котла в камеру, по одному из каналов 3, например по левому, входит в цилиндр. В это время правый канал 3 накрыт коробкой и соединен под ней с выпускным каналом 4. Пар из котла будет входить в цилиндр до тех пор, пока золотник, переместившись влево, не

261 —

накроет и, следовательно, соединит левый канал 3 с выпускным каналом 4. Эксцентрик, дающий движение золотнику, установлен на коленчатом валу так, что когда поршень стоит на мертвой точке, золотник начинает впуск пара с одной стороны поршня .и выпуск с другой.

Работу пара в цилиндре паровой машины можно разделить на четыре периода:. 1) впуск; 2) расширение; 3) выпуск и

Рис. 260. Схема работы паровой машины. Начало впуска и выпуска

пара

4) сжатие. Эти периоды можно проследить по рис. 260, 261, 262, 263.

На рис. 260, внизу изображен момент левого мертвого положения поршня, а вверху — соответствующее ему положение золотника. Впуск пара через образовавшуюся щель а начался; одновременно происходит выпуск пара через щель б.

На рис. 261 золотник находится в крайнем правом положении, а .поршень сошел с мертвой точки. Левый канал открыт полностью для впуска пара, правый — для выпуска.

На рис. 262 изображен момент прекращения впуска (отсечки) пара; после отсечки давление в цилиндре понижается, но поршень продолжает двигаться вправо; одновременно с этим выпуск отработавшего пара продолжается.

На рис. 263 изображен момент окончания выпуска пара; пар по левую сторону поршня продолжает расширяться, а по правую — сжимается поршнем, образуя упругую «подушку». Вслед за этим золбтник, продолжая двигаться влево, откроет правый каиад для, впуска, а левый — для выпуска пара, после чего поршень начнет Свое движение влево, повторяя весь описанный процесс.

угол

ОПЕРЕЖЕНИЯ^

— 262

<5

Рис. 261. Схема'-работьГ паровой машины. Впуск пара

КРИВОШИП .ЗОЛОТИ И НА

РИС. 262. Схема работы паровой машины. Отсечка-пара

Рас. 263. Схема работы паровой , машины. Конец выпуска и начало

сжатия пара

— 263 —

Паровая машина простого действия с качающимся цилиндром

Такая машина очень проста в изготовлении и надежна в работе. Конструкция ее показана на рис. 264.

К верхней части цилиндра припаяна короткая пластина 1, в которой перпендикулярно к продольной оси цилиндра укреплена ось 2. Вокруг этой оси цилиндр качается во время работы машины. Ось 2 вставлена в отверстие рамы 4 машины. Пластина, припаянная к цилиндру, прижимается к плоскости рамы пружинкой 3, которая удерживается на оси и регулп-

Рис. 264. Устройство простейшей паровой машины с качающимся

цилиндром

руется гайкой. В верхней части цилиндра и в пластине 1 выше оси 2 делается отверстие 5, а в неподвижной раме или в специальной пластинке 6, припаянной к раме, — два Других отверстия 7 и 8. Последние расположены так, что при крайнем левом положении кривошипа отверстие 5 в цилиндре совпадает с правым отверстием 7, соединенным паропроводом с котлом. В этот момент пар поступает в цилиндр, и вал с маховиком начинает вращаться 1 (рис. 265). Когда поршень приближается к нижней мертвой точке 2 и доступ пара в цилиндр прекращен, маховик, продолжая вращаться, заставляет цилиндр перейти через мертвую точку. Когда отверстие 5 цилиндра подходит к левому (выпускному) отверстию 8, в момент крайнего правого положения кривошипа 3 происходит выпуск пара. Выпуск через отверстие 8 продолжается до. достижения поршнем верхней мертвой точки,' а затем весь цикл работы машины повторяется в том же порядке: из правого отверстия 7 цилиндр принимает порцию пара, а через левое отверстие 8 отработанный пар выпускается. Такая машина является машиной простого действия, так как пар впускается лишь по одну сторону поршня.

— 264 — ,

При изготовлении этой машины необходимо уделить особенно большое внимание выбору положений отверстий 5, 7 и 8 и тому, чтобы плоскости соприкосновения качающегося цилиндра и рамы были параллельны плоскости качания цилиндра и хорошо притерты друг к другу.

Цилиндр можно выточить из болванки латуни или бронзы или же изготовить из трубки с гладкой внутренней поверхностью. Поршень вытачивается соответственно диаметру цилиндра с небольшим припуском, а затем притирается. Рекомендуется поршень делать полым для уменьшения его веса и вытачивать заодно с шатуном из цельного прутка металла. Материалом для изготовления поршня может служить мягкая поделочная сталь, бронза, латунь, дюраль.

На нижнем конце шатуна делается утолщение, с двух противоположных сторон которого напильником срезаются две плоскости. Сквозь эти плоскости просверливается отверстие, соответствующее диаметру пальца кривошипа. Поршень притирается к цилиндру, установленному на токарном станке, мелким наждаком с маслом. Для этого утолщение поршня зажимают в ручные тиски, и поршень равномерно перемещают вперед и назад вдоль вращающегося цилиндра. Такая притирка должна продолжаться 10—15 минут. Проверка тщательности притирки производится так: цилиндр и поршень промывают керосином или бензином, вставляют поршень в цилиндр {до дна) н затем вытягивают его до края цилиндра и отпускают. За плотно притертым поршнем должно образоваться разрежение, поэтому если поршень сам войдет обратно, то это

Рис. 265. Схема работы паровой машины с качающимся цилиндром:

5 — отверстие в цилиндре; 7 и 8 — отверстия в раме (см. рис. '26-1)

- 265 -

значит, что между стенками цилиндра и поршнем воздух не проходит.

При изготовлении цилиндра из трубки с одного ее конца надо припаять жестяную крышку.'Если же цилиндр делается из целой болванки, то ее надо- сперва обточить по наружному диаметру цилиндра и-зачистить мелкой наждачной бумагой. Затем сверлом, зажатым в задней бабке стайка, цилиндр просверливается на нужную глубину. Сверло должно быть на 0,2 мм тоньше будущего внутреннего диаметра цилиндра. Затем сверло заменяется цилиндрической разверткой для зачистки внутренней поверхности цилиндра, Пластина / (рис. 264) выпиливается напильником вручную. На ее плоскости, прилегающей к цилиндру, нужно сделать продольную канавку полукруглой, формы для прилегания к ней цилиндра. В центре пластины і просверливается отверстие для нарезки, в которое туго завертывается шпилька (с двусторонней нарезкой), служащая осью цилиндра. Нужно следить за тем, чтобы шпилька не шаталась и была перпендикулярна к пластине. Затем пластину нужно прикрепить к цилиндру при помощн проволоки и, зажав цнлнндр в ручные тиски, припаять к нему пластину припоем, Обе детали должны хорошо прогреться, чтобы припой проник между ними и спаял их по всей поверхности соприкосновения. Затем можно произвести раз метку отверстия 5 (рис. 264) и просверлить его через пластину и стенку цилиндра. Край отверстия надо- тщательно' очистить от заусениц.

Рама машины выгибается из 3-мм полоски железа илн латунн. На поверхности пластинки б} соприкасающейся с качающейся плоскостью цилиндра, керном делается отметка центра отверстия для оси цилиндра. Из этого центра радиусом, равным расстоянию между осью цилиндра и центром отверстия 5 (на пластине І), проводится дуга, на которой должны расположиться два отверстия — впускное и выпускное. Для определения расстояния по дуге между этими двумя отверстиями нужно вычертить схему машины, выбрав расстояние от оси цилиндра до осн коленчатого вала, и ход поршня (рис. 266). После разметки этн отверстия просверливаю тс я сверлом диаметром, равным диаметру отверстия 5 (рис. 264).

Рас, 266. Разметка центров отверстий для паровой машины с качающимся цилиндром: а — центр вала машины! 6 — ход поршня; в — рас* стояниеТот зала до оси ка* чанип цилиндра; R — рас* стояние -от оси качания цн* лнндра до отверстий 5, 7, 8

266 —

Последняя важная операция это просверливание двух отверстий в раме для вала. Между вертикально отогнутыми концами'рамы надо плотно вложить брусок дерева и, просверлив одно отверстие, перевернуть раму и просверлить другое. Центры отверстий должны быть намечены так, чтобы вал оказался параллельным оси качания цилиндра. Для крепления рамы к фундаменту в горизонтальной части ее просверливаются два отверстия с раззенковкой под шурупы. Кривошип выгибается из 3—4-мм прутка стали, причем надо следить за

Рис. 267. Общий вид двухцилиндровой паровой машины простого действия

тем, чтобы расстояние от оси вала до оси пальца кривошипа было равно половине хода поршня и чтобы обе эти оси были параллельны друг другу,

Маховик вытачивается из стали (на станке) или отливается из свинца; размеры его выбираются наибольшие, но допускающие удобное размещение в модели.

Сборку машины следует производить в следующей последовательности. .Сперва вставляют вал в раму и, подложив кусок дерева, легкими ударами молотка насаживают на вал маховик. Затем шатун (шток поршня) надевают на палец при поршне, вставленном в цилиндр, Ось качания цилиндра вставляют в отверстие рамы, затем на ось надевают пружинку из стальной проволоки и закрепляют ее гайкой. После этого нужно прокрутить маховик и посмотреть, не отстает ли пластина 1 от пластины 6. Необходимо, чтобы, соприкасающиеся плоскости при качании цилиндра не имели зазора. Если плоскости пластины 1 и пластины 6 плохо притерты, надо немедленно устранить этот дефект. В последнюю очередь можно припаять к раме паровпускную и пароотводную трубки и приступить к обкатке машины.

Такой же конструкции машину можно построить не с одним, а с двумя цилиндрами, мощность ее будет вдвое больше.

- 267 -

Конструкция всех деталей, за исключением немногих, останется прежней, а рама будет иметь вид буквы V. Внешний вид двухцилиндровой машины простого действия показан на рис. 267. Котел< для такой машины следует строить с расчетом на вдвое большую паропроизводитедьность.

Паровая двухцилиндровая машина двойного действия с качающимися цилиндрами

Машина двойного действия при тех же размерах цилиндра, что и машина простого действия, развивает вдвое большую мощность. Общий вид такой машины показан на рис. 268. Машина устроена следующим образом.

Закрытый с обоих концов цилиндр (рис. 269) имеет два паровпускных отверстия—внизу и .вверху. Посередине между центрами этих отверстий укреплена ось, вокруг которой цилиндр качается, ^

Плоскость станины, соприкасающаяся .с цилиндрами, имеет для каждого цилиндра по четыре отверстия: по два впускных и по два выпускных. Когда верхнее отверстие цилиндра совпадает с выпускным отверстием станины, в его нижнее отверстие поступает пар и наоборот. Поршень такой машины за один оборот вала совершает два рабочих хода.

Порядок постройки такой машины опишем на примере машины, предназначенной для моделей длиной от 1 до 2. м. Цилиндры её делаются из латунной или стальной трубки

ВПУСК ПАРА

Рас. 268. Общий вид двухцилиндровой паровой машины

двойного действия с качающимися цилиндрами

— 268

так, чтобы после шлифовки их внутренний диаметр был равен 16 мм, а высота цилиндров 29 мм. При качании .цилиндры соприкасаются с плоскостями станины своими пластинками прямоугольной формы, сделанными из стали толщиной 2,5 мм и припаянными к цилиндрам. До припайки пластины шлифуются и размечаются следующим образом: из центра отверстия для оси качания цилиндра прочерчивают две дуги радиусом, равным И мм\ на них посередине ширины пластины намечают два центра для впускного и выпускного отверстий. В среднее отверстие для оси качания вставляется болтик диаметром 5 мм, длиной 20 мм; затем пластины припаиваются каждая к своему цилиндру и в инх просверливаются насквозь внутрь цилиндра отверстия диаметром 2,5 мм для впуска и выпуска пара. Плоскость каждой пластины должна быть строго параллельна стенкам цилиндра. Внутренность цилиндров после сверления очищается от заусениц и шлифуется. Цилиндры закрываются снизу и сверху крышками (рис. 270, а и б), причем снизу, где должно, быть отверстие для штока поршня, ставится вторая крышка (рис. 270, в) для устройства сальника, устраняющего утечку пара. Крышки вытачиваются сперва круглыми, а. затем напильником обрабатываются вручную для придания им формы по размерам, указанным^на рнс. 270. Крышки стягн-

Рис. 269. Устройство цилиндра двухцилиндровой машины двойного действия

Рас. 270. Крышки цилиндров двухцилиндровой машины

двойного действия:

а — верхняя; б — нижняя; е — сальниковая

269 —

ваются, как. показано на рис. 271, болтами диаметром З лш и длиной 40—• 42 мл&» Выступы крышек должны плотно входить в цилиндры, В крышке (рис. 270,6) для болтов должна быть сделана резьба, при помощи которой крышка б притягивается, к крышке а.

Чертеж ПОрШНЯ; и штоков приведен на ряс. 272, Круговые канавки на поршнях делаются для масла, которое во время работы машины частично их заполняет и обеспечи-в ает необходимую смазку. Штоки им еют з аточку для укрепления в поршне путем. р асклепки конца штока; для этого отверстия в поршнях должны иметь с одной стороны раззенковку, т. е. коническое расширение. Во избежание пе-, рекоса поршня при расклепывании конца штока нужно следить за равномерным осаживанием заклепки со всех сторон. Следует помнить, что пятка одного штока раздвоена (вильчатая) для входа пятки другого штока. Соединенные вместе они насаживаются на палец кривошипа (см. рис, 268).

Рис. 271. Устройство сальника цилиндра двухцилиндровой машины двойного действия

Рис. 272. Поршень и штоки двухцилиндровой машины двойного

действия

- 270 —

Рис. 273. Кривошипный вал двухцилиндровой машины двойного , действия

Рис. 274. Рама двухцилиндровой машины двойногсГдействия и ее

разметка

Кривошипный вал (рис. 273) состоит из двух частей: вала со щекой и противовесом и пальца, который запрессовывается в отверстие щеки.

Маховик диаметром 45—50 мм втугую насаживается на вал и крепится шпилькой.

Рама вырезается из 3—4-мм листа латуни и загибается под прямым углом, как показано .на рис. 274, после чего ее шлифуют и рейсмусом размечают на ней отверстия для осей качания. Вычертив знакомую нам схему (рис. 275), пО ней определяют центры отверстий для впуска и выпуска пара и намечают их керном. Отверстия в цилиндре для впуска и выпуска пара имеют диаметр 2,5 мм. Они должны в точности совпадать с отверстиями в раме, что необходимо проверить до при-пайки к раме паропроводящих трубок. В нижней части рамы для крепления подшипников сделано четыре отверстия диамет-’ ром 4 мм и такие же четыре отверстия для крепежных шурупов; На рис. 276 изображены подшипники; они делаются из

— 271 —

ОТВЕРСТИЯ ДЛЯ ВПУСКА И ВЫПУСКА

Рис. 275. Схема разметки впускных и выпускных отверстий рамы двухцилиндровой машины двойного действия:

О — центр вала; о1 — центр кривошипа в различных положениях; н—!? хода поршня, равная 9 мм

бронзы или латуни. Подшипник должен быть сперва опилен по внешнему контуру, з атем р аспилен на две части, а его плоскости coup икос-НОІВЄНИЯ должны быть выправлены напильником; после этого обе части соединяются болтами, и в них просверливается отверстие для кривошипного' вала.

Распределитель пара (рис. 276) изготовляется из бруска латуни размером 15X8X8 мм. В нем просверливаются три отверстия диаметром 3 мм, в которые впаиваются тонкие латунные трубки для поступления пара.

Сборка машины начинается с установки на раме подшипников и кривошипного вала. Затем устанавливают на своих осях цилиндры и проверяют, не образуется ли при их качании зазор. Установив вал, проверяют, не заедает ли он и совпа

Рис. 276. Устройство подшипника и распределителя пара двухцилиндровой машины двойного действия

— 272

дают ли отверстия в раме и цилиндрах. Устранив возможные неполадки, изгибают и припаивают паропроводящие трубки — у левого цилиндра к правой паре отверстий (если смотреть со стороны цилиндров), у правого ~ к левой паре (на рис. 274 зачернены). После этого, соединив машину с котлом при помощи трубки и небольшого крана, можно начать ее обкатку. Для отвода отработавшего пара можно припаять к выпускным отверстиям в раме-короткие металлические патрубки, на которые после установки машины в модель будут издеваться резиновые трубки, отводящие пар к сифону дымовой трубы.

Паровая машина простого действия с распределением пара

через вал

Эта машина — двухцилиндровая, горизонтальная, простого

действия с парораспределением через кривошипный вал. Внешний вид машины и схема парораспределения показаны на рис. 277.

Впускная трубка а припаяна к втулке вала, в которой против круговой проточки на валу сделано отверстие. Пар, попадая в эту проточку, по срезу на валу направляется в соседнее отверстие во втулке и через патрубок б— в полость цилиндра. Когда пар поступает в один из цилиндров, из другого выталкивается отработавший пар, который, проходя по срезу е, через патрубок в попадает во вторую круговую проточку и через совпадающее с ней отверстие выходит наружу

б/,

Рис. 277. Общий вид двухцилиндровой паровой машины простого действия ЦММЛ-Р-Ї и схема парораспределения

ПРАВЫЙ / ЦИЛИНДРS

ГРШОЙ

ВИНТ

273 -

через патрубок г. При вращении вала срез, по которому подводится свежий пар из котла, попеременно сообщается через трубки б и в то с одним, то с другим цилиндром. При такой конструкции распределителя время подачи пара в цилиндр и, следовательно, степень наполнения цилиндра зависят от глубины среза на валу; если он неглубокий, то пар входит на незначительном отрезке времени хода поршня и наоборот.

Для таких паровых машин пар необходимо перегревать, так как неперегретый пар, проходя мимо таких массивных деталей, как подшипник и вал, теряет много тепла и частично- превращается в воду. Кроме того, на паропроводе, вблизи подшипника, полезно ставить герметическую (закрытую кр ышкой) масл еику

(лу бр икатор), из котор ой масло будет увлекаться паром и обильно смазывать подшипник, что уменьшит пропуск пара. Для увеличения числа оборотов машины можно впускать пар в цилиндр ие в верхней мертвой точке, а немного раньше. Достигается это расположением плоскостей запилов под углом 10—15°, как это показано иа рис. 278.

На рис. 280 приведены подробные чертежи деталей машины такой конструкции; эта машина может быть установлена на модели длиной около 1 м. Вес машины около 0,3 кг; число оборотов около 800 об/мин. При да'влении пара в 3 атм. мощность машины около 0,01 л. с.

При постройке машины цилиндры надо притирать наждачным порошком с маслом до тех пор, пока исчезнут следы резца. Для-этого можно изготовить из латуни или дюраля специальное приспособление, называемое притиром (рис. 279). Так как притир изнашивается, в его прорез забивается клинышек, который по мере надобности, раздвигая притир, увеличивает его диаметр.

Рас. 278. Опережение выпуска пара паровой машины ЦММЛ-Р-І

После подгонки поршня к цилиндру в поршень вставляется и припаивается к его стейкам вкладыш и только после этого в поршне и во вкладыше одновременно делается отверстие для поршневого пальца.

Вал (дет. 2) изготавливается на станке из поделочной стали, Начинать обработку нужно с цилиндрической части вала, а затем точить щеку. Перед отделением вала от болванки

— 274”—

нужно поверхность вала отшлифовать притиркой или наждая-ной бумагой. Щеку вырезают ножовкой и обрабатывают напильником, после чего на ней размечают и просверливают отверстие для пальца кривошипа. Запрессовав палец в лисках, запиливают на валу срезы для прохода пара.

Отверстие для вала во втулке (дет. 3) просверливается на станке сверлом диаметром на 0,1 мм меньше диаметра вала, после чего его развертывают разверткой. Убедившись, цто вал в отверстие втулки входит плотно, без зазоров, размечают и просверливают отверстия для входа и выхода пара.

Маховик (дет. 4) обтачивается сперва со стороны втулки, затем сверлится отверстие для вала. Чтобы при сверлении да токарном станке сверло не уходило в сторону, кончик- его нужно слегка прижать резцом, зажатым в суппорте станка, и одновременно подавать сверло вперед задней бабкой. Затем маховик отрезают от болванки и, зажав в патрон другой стороной, обрабатывают его торец. Необходимо соблюдать наибольшую точность вторичной установки маховика в патрон, так как после неправильной обработки торца маховик Может вызвать вибрацию машины и всей модели. :

Сборку машины удобнее всего начинать с укрепления в станине втулки (дет. 3). Втулка вставляется .в отверстие станины и смачивается паяльной кислотой. Положив на место спайки кусочек олова, станину вводят в пламя горелки и xopoBj шо прогревают до тех пор, пока олово не зальет полностию все щели вокруг втулки. После этого детали охлаждают, а остатки кислоты смывают водой. Патрубки припаиваютсяпаяльником; делать это надо быстро, чтобы не прогреть всей станины и не отпаять втулку.

После запрессовки пальца кривошипа в щеку вал вставляют во втулку. В цилиндры вставляют, поршни с шатунами и надевают их нижние головки (пятки) 'на палец криврштга; затем цилиндры креИят к станине винтами. На вал надевают

к?

О)

маховик, проверяют легкость вращения вала и, если нужно, «обкатывают» машину в станке или при помощи электромотора. Если машина вращается очень туго, то в смазку можно ддбавить зеленой полировочной пасты — окиси хрома.

Одноцилиндровая машина двойного действия с качающимся

цилиндром

На рис. 281 приводится подробный схематический чертеж паровой машины ДЛММ-2 двойного действия 'С качающимся цЩшндром.

Конструкция этой машины обличается от описанных выше конструкций машин с качающимися цилиндрами в основном тем, что пар здесь подводится сверху в подшипник 6 оси качания по трубке 2 н по каналам попадает в полости цилиндра. На рисунке показан вариант машины без пружины на оси I II

Рис. 281. Паровая машина двойного действия с качающимся цилиндром:

I — стягивающая шпилька; 2 — трубка; 3 — ось цилиндра; 4 — стопорный вицт; 5 — стопорное кольцо; 6 — подшипник; 7 — станина; 8 — маховик; 9 — стопорная муфта; 10 — вал;

II — втулка; 12 — верхняя крышка цилиндра; 13 — цилиндр; 14 — патрубок; 15 — пробка штокл; 16 — поршень; 17 ~ нижняя крышка цилиндра; 18 — шток; 19 — палец кривошипа

- 278 -

качания цилиндра. Ось качания закрепляется в подшипнике 6 при помощи стопорного кольца 5. Машина будет иметь меньшую утечку пара, если ось качания сделать на 10—15 мм длиннее, чем это показано на рис. 281, и применить пружинку. Можно также во втулке нижней крышки 17 цилиндра сделать сальник, что также улучшит работу машины. В остальном технология и приемы изготовления этой машины остаются почти такими же, как и при изготовлении предыдущих паровых двигателей.

Элементарный расчет мощности паровых машин

Зная, как рассчитать мощность паровой машины и количество расходуемого ею пара, можно определить габаритные размеры двигателя и котла, а также вес всей установки, что необходимо для правильного проектирования модели.

Определив по проекту модели требующуюся мощность главного двигателя и его допустимые габаритные размеры, следует выбрать его конструкцию, число и диаметр цилиндров, ход поршня, предполагаемое рабочее давление пара в котле и число оборотов машины. При этом необходимо выбранную конструкцию машины изобразить на бумаге в виде схемы.

Число оборотов будущей паровой машины определить довольно трудно, так как число оборотов тесно связано с конструкцией паровой машины, давлением пара, сечением паропропускных каналов, с качеством изготовления и подгонки деталей и т. п. В среднем число оборотов следует принимать равным 1 000— 1 500 об/мин. Имея эти данные, нетрудно вычислить индикаторную мощность двигателя, пользуясь формулами:

1Vl ^ ТО. 75-І 00' ’ 4.60-75* 100 ”

где Аб — мощность индикаторная, л. с.;

S — площадь поршня, см;

L — ход поршня, см;

Р — давление в атмосферах, кг\см7; п — число оборотов в минуту; і — число цилиндров;

Ne — мощность эффективная.

Если же у нас машина не простого, а двойного действия, то тогда в числитель формулы нужно подставить цифру 2.

- , Если вычисленная величина мощности окажется недостаточной или слишком большой- по сравнению с требующейся МОЩНОСТЬЮ, то надо изменить в соответствующую сторону значения S, L и Р.



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн