ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МОДЕЛЬЮ ПОДВОДНОЙ лодки


§ 10. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МОДЕЛЬЮ ПОДВОДНОЙ лодки

При постройке моделей подводных лодок следует обращать особое внимание на качество изготовления всех деталей модели и главным образом на качество изготовления автоматических приспособлений, от которых будет зависеть всплытие модели.

Простейшие приспособления для погружения моделей подводных лодок, Модели подводных лодок с резиновыми двигателями являются незаменимыми для начинающих моделистов из-за простоты их изготовления. Такие модели подводных лодок загружаются настолько, чтобы оставался запас пловуче-сти в 25—30 а, который на ходу поглощается силой, возникающей на горизонтальных рулях, поставленных в положение «на погружение». Модель пойдет на погружение, если горизонтальные рули имеют достаточную площадь и если резиномотор имеет достаточную мощность, чтобы сообщить модели такую скорость движения, при которой на горизонтальных рулях возникнет достаточно большая сила. В связи с этим число нитей резино мотора приходится подбирать при запусках модели. В корпусе модели для крепления носовых и кормовых горизонтальных рулей (а также и для руля поворота) сверлятся отверстия, в которые плотно вставляются с краской

Рис. 320. Траектория движения модели подводной лодки с резино-

мотором

или олифой металлические трубочки. Для того чтобы ось рулей поворачивалась с некоторым усилием, проволочные прутки необходимо немного изогнуть и затем, вставив их в трубку, припаять к ним рули (рис. 319).

Отрегулированная модель подводной лодки, набрав скорость, начинает погружаться по наклонной линии, в начале., хода довольно крутой, а по мере раскручивания резиномотора и уменьшения скорости хода модели более пологой, и затем всплывает за счет запаса пловучести (рис. 320).

Так как продолжительность работы резиномоторов не особенно велика, то модели под водой проходят незначительные

КУСОЧЕК САХАРА'

Рис. 321. Устройство пружинного автомата для всплытия-модели подводной лодки

расстояния (20—30 м), не успевая погрузиться на значительную глубину, а затем вспывают на поверхность.

Пружинный автомат с куском сахара для всплывания модели подводной лодки. Если модель подводной лодки снабжается электромотором, то на модели необходимо установить' специальное приспособление для всплытия. Такое приспособление (рис, 321) предназначено для перекладки кормовых; (или носовых) горизонтальных рулей модели лодки в положение «для всплытия» после того, как модель пройдет свою-дистанцию под водой. Перед запуском модели горизонтальные рули устанавливаются в положение «для погружения» и удерживаются в таком положении небольшим куском саха

- 318 —

ра: После того как сахар растает, пружинка переложит рули в положение для всплытия.

Пружинка, устанавливаемая на рули, должна быть достаточно сильной, чтобы прижать руль к ограничителю, а сама модель должна обладать небольшим запасом пловучести, за счет которого она будет всплывать.

Иногда на модели делают балластные цистерны для воды, которые для всплытия лодки продуваются сжатым воздухом из баллона. Сжатый воздух поступает при растаивании сахара через специальный клапан или кран.

Гидравлический автомат для остановки и всплытия модели подводной лодкн. На рис. 322 изображена схема гидравлического автомата, предназначенного для выключения главного двигателя — электромотора модели подводной лодки после того, как она,прошла дистанцию под водой. Модель, снабженная этим приспособлением, должна обязательно иметь запас пловучести, обеспечивающий ей всплытие после выключения мотора.

Перед запуском модели ее горизонтальные рули устанавливаются в положение для погружения. Так как погружающая сила рулей развивается только при движении, то после выключения главного двигателя модели эта сила исчезнет, и модель, обладающая запасом пловучести, всплывет. Это приспособление состоит из цилиндра с двумя крышками, в котором находится поршень со штоком. Над поршнем установлен а цил индр пле

ская пружина, которая стремится опустить поршень вниз. Цилиндр наполнен маслом. При вытягивании штока вверх масло, преодолевая давление пластинчатой пружины в, закрывающей отверстие а тарифном с, перетекает под поршень через отверстие а, имеющее диаметр около 3 мм. При опускании поршня под действием цилиндрической пружины масло перетекает в верхнюю полость цилиндра через

РАЗМЫКАЮЩАЯ ШАЙБА

СТОПОРНЫМ ВИНТ

ВОЗВРАТНАЯ

ПРУЖИНА

ПОРШЕНЬ

В ЦЕПЬ

Рис. 322. Гидравлический автомат для выключения моторов и всплытия модели подводной лодки

отверстие б диаметром около 0,5 мм. Ввиду небольшого отверстий б поршень будет опускаться очень медленно. На верхней крышке цилиндра, вокруг штока набивается бал вник. На штоке припаяна шайба, которая при опущенном поршне нажимает на пластинку контактов а и размыкает цепь электродвигателей. Время опускания поршня можно регулировать высотой подъема поршня (чем меньше его поднять, тем меньше времени цепь будет замкнута), а также подбором масла, изменением 'диаметра отверстия б и силой давления цилиндрической пружины.

§ н. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ

Гребной винт является очень важной деталью модели, так как от него в большей мере зависит ее ходкость.

Винт МОЖНО легко и быстро изготовить, вырезав его из кружочка жести от консервной банки, но КПД (коэффициент полезного действия) такого винта будет очень мал. Для повышения эффективности такого винта можно насадить на вал спереди и сзади винта два обтекателя из пропитанного оли-

рас. 323. Жестяной винт с обтек а- наливается гипс для второй

фой дерева, обработанные по форме, изображенной на рис. 323. Полезно также каждую лопасть немного изогнуть, придав ее поперечным сечениям очертания дуги, направленной выпуклостью к носу модели. Для создания шагового угла лопасти изгибаются плоскогубцами, после чего в местах изгиба прижимаются к обтекателю. Если требуется изготовить несколько одинаковых винтов, то можно прибегнуть к их отливке из свинца или цинка в гипсовой форме. Форма делается

собранный из жидкого гипса в два

обтекатель приема: сначала- изготов

ляется одна ее половина с горизонтально р асположен-ной полупогруженной моделью винта, затем с лопастей снимается лишний гипс. Первая половина . смазывается маслом и на нее же

телем

половины. После затвердения

— 320 —

гипса, половинки формы разнимают и винт вынимают, 'Полученную таким образом форму перед отливкой винтов необходимо хорошо просушить и сделать в ней отверстия для выхода воздуха и заливки металла.

Другой способ изготовления винтов, позволяющий изготавливать винты более правильной формы, чем из жести, СОСТОИТ в следующем: из латуни вытачивают ступиду винта, размечают на ней места установки лопастей (для трехлопастного винта это можно сделать в патроне станка или дрели) и в этих местах делают наклонные к оси ступицы пропилы ножовкой.

Рис. 324. Гребной винт для легких быстроходных моделей

Затем вырезают из латуни толщиной 1—2 мм лопасти, опиливают их по контуру и изгибают. Корни лопастей залуживают и вставляют в пропилы ступицы. Для того чтобы во время пайки лопасти удерживались на ступице, их связывают проволочным кольцом. В таком положении лопастей проверяют правильность их установки относительно друг друга, а также их.шаговый угол, а затем места спайки смачивают паяльной кислотой, кладут на ступицу кусочек олова и прогревают его на огне до тех пор, пока олово расплавится и полностью зальет места пайки. Убедившись в том, что лопасти хорошо припаяны, их зачищают напильником, затем шкуркой и полируют пастой. Винты, изображенные на рис. 324, можно изготовить этим способом.

На рис. 324 изображен винт для скоростной модели с моторами К-16. Шаговый угол винта (на 0,6 его радиуса) равен 30, но для каждой отдельной модели его можно после опытного подбора сделать иным. Один из таких винтов был иены-' тан на модели торпедного катера длиной 690 мм, оборудован-

21 Морской моделизм

321 —

ного мотором к-16, развивавшим около 4 000 об/мин при скорости хода модели 42 кмічас.

На рис. 325 изображен винт для моделей менее быстроходных с моторами типа ЦММЛ-Ф-21. Шаговый угол этого-винта (на 0,6 его радиуса) равен 40°. Испытывался винт на модели торпедного катера длиной больше 1 000 мм, оборудованной мотором ЦММЛ-Ф-21, развивавшим около 4 000 об/мин.

Для моделей крейсеров длиной порядка 1 800 мм и линкоров и авианосцев длиной около 2 750 мм (и судов им подобных) можно рекомендовать винт, изображенный на рис. 326. Два таких винта испытывались на двухвинтовой модели крейсера длиной 1 850 мм с мотором ЦММЛ-Ф-21 и редуктором с передаточным числом 2:1. Шаговый угол этих винтов (на 0,6 радиуса) равен 25°. Число оборотов винтов было в пределах 2 000—3 000 об/мин.

Винты крепятся на валах при помощи резьбы н контргаек со шпильками или со стопорными шайбами. Передний обтекатель ступицы отделен и образует подшипник кронштейна. Задняя часть является одновременно гайкой.

Для достижения хороших ходовых качеств модели при маломощных двигателях необходимо много работать, подбирая наилучшие элементы винта. Запуски модели для подбора винтов рекомендуется производить на корде длиной 8 м. Для: удобства запусков корду следует закреплять на столбе, забитом в дно водоема на расстоянии 9—10 м от берега. Для замера скорости модели необходим секундомер.

Рас- 325. Гребной винт для тяжелых быстроходных моделей — 322 —

Рис. 326 Гребной винт для больших моделей кораблей

§ 12. МЕХАНИЗМЫ, ПЕРЕДАЮЩИЕ ВРАЩЕНИЕ ОТ ДВИГАТЕЛЯ К ГРЕБНЫМ ВИНТАМ

Для многовинтовых моделей необходимым приспособлением является механизм, передающий вращение двигателя гребным винтам. Если передача сделана так, что число оборотов винтов 'меньше числа оборотов двигателя, то она называется редуктором; если число оборотов винтов больше числа оборотов двигателя — мультипликатором. Основным недостатком этих механизмов является поглощение значительной мощности на преодоление трения.

При двух винтах один из них должен иметь правое (по часовой стрелке), другой левое вращение.

При трех винтах средний винт может вращаться в любую сторону.

Ниже описаны две

схемы наиболее при- рі!Сі $27. Редуктор ил два нала с тремя меняемых передач, шестернями

На рис, 327 изображена схема, состоящая из двух шестерен равного диаметра, насаженных

на гребные валы и сцепляющихся между собой. Зубцы одной из этих шестерен шире, чем на другой, с ней сцепляется ведущая шестерня, насаженная навалдви-. гателя, которая может иметь для уменьшения числа оборотов винтов иной диаметр, чем диаметр двух ведомых шестерен. Применяя ведущую и ведомые шестерни различных диаметров, подобранные от каких-либо машин или приборов, можно изготовить редуктор (или мультипликатор) с нужным передаточным числом оборотов.

, Схема другой, более совершенной передачи изображена на рис. 328. Для этой передачи требуются конические шестерни от старых пишущих или счетных машин. Конические шестерни располагаются иа валах диаметром 4 мм и заключены в металлическую коробку с впаянными в нее бронзовыми подшипниками; коробка заполняется м.аслом. Двигатель и гребные винты соединяются с передачей при помощи шариковых шарниров и легко могут с ней разобщаться.

Эта схема без особого труда позволяет разнести гребные валы на любое нужное расстояние от диаметральной плоскости модели и вращать три н четыре гребных вала (рис. 329).

Такая передача, установленная на модели линкора с паровой машиной, дала хорошие результаты и работала почти без шума. '

Рас. 328. Схема редуктора с комическими шестернями на два вала



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн