ЗАПУСК МОДЕЛЕЙ НА ВОДЕ


§ 13. ЗАПУСК МОДЕЛЕЙ НА ВОДЕ

Запуск самоходных моделей можно производить в любом спокойном водоеме или реке. Желательно, чтобы водоем был неглубоким (1,0—1,5 м), с песчаными берегами, не заросшими травой, и достаточных размеров. При отсутствии шлюпки для запуска'следует выбирать наветренный берег, чтобы модель не угонялась ветром, когда кончит работать ее двигатель..

Первое, что нужно сделать моделисту, поставив модель на воду, это проверить ее остойчивость, водонепроницаемость

- 324 -

корпуса, а также дейдвудиых и гельмпортовых сальников. Если модель неостойчива, ее необходимо загрузить балластом, доведя ее осадку до заданной ватерлинии, одновременно устраняя дифферент. 'При попадании воды в корпус необходимо обнаружить место ее проникновения, отметить дефектное место и, просушив корпус, зашпаклевать его масляной или нитрошпаклевкой. Если модель окрашена снаружи, то шпаклевать ее надо изнутри, чтобы не портить ровной поверхности краски. При попадании воды в корпус через сальники их нужно набить тавотом или подтянуть.

Приготовив двигатель модели к работе, необходимо надежно задраить (закрыть) все люки модели (в особенности, если погода ветреная). Для удобства первой регулировки к модели можно привязать корд (длинный шнурок), Чтобы подтягивать к себе модель в нужный момент, не прибегая к помощи шлюпки. В моделях с электромоторами для этой дели на корме делается специальный выключатель (тумблер), за рукоятку которого корд и привязывается.

. В моделях с электромоторами источники питания надо хорошо изолировать от корпуса, который при намокании мо-. жет вызвать утечку энергии. Для этой цели карманные батарейки покрывают слоем парафина. После окончания запуска модели люки необходимо оставлять открытыми для просушки.

В моделях с паровыми двигателями поднятие пара удобнее производить на берегу, а затем спустить модель на воду в под-* готовленном для хода состоянии. Залив в котел нужное количество воды, поднимают пар и смазывают машину маслом.

Рас. 329С Схема редуктора с коническими шестернями на три и более налои

Затем прогревают машину на небольших оборотах, смазывают, если нужно, ещё раз и после этого пускают на воду. Очень рекомендуется в горелку заливать горючее в таком ко-, личестве, которое необходимо лишь для выпаривания допустимого объема воды в котле, чтобы избежать опускания уровня воды ниже определенной границы. Такое количество горючего можно найти опытным путем. При соблюдении этого правила, прежде чем в котле выкипит вода, горючее все израсходуется, и котел не распаяется.

После запуска модели с паровой машиной следует машину прокрутить вручную для удаления остатка воды из цилиндров и залить их маслом во избежание коррозии при длительном хранении.

Паровой котел, если он сделан из стали, нужно хорошо просушить продувкой через него воздуха и изнутри смазать маслом.

С особым вниманием следует подходить к запуску моделей с двигателями внутреннего сгорания. Как упоминалось выше, водоем должен обладать достаточными размерами; за неимением такого водоема модель необходимо запускать на корде. В этом случае корд крепится уздечкой (за нос и корму) таким образом, чтобы диаметральная плоскость модели была перпендикулярна к натянутому корду.

Запускающий должен находиться в шлюпке на достаточном расстоянии от берега и держать конец корда в руке в то время, как кто-либо из товарищей регулирует обороты мотора и ставит модель на воду. Для того чтобы модель глиссера, отходящая от шлюпки иа корде, не перевернулась от рывка натянувшегося корда, корд надо разматывать, слегка натягивая его и выводя этим модель на циркуляцию вокруг шлюпки. Удобнее всего длину корда брать равной 8 м, тогда модель будет ходить по кругу диаметром 16 м и за один круг пробе-гать около 50 м. Засекая время по часам и считая количество пройденных кругов, нетрудно определить и скорость. Корд к модели можно крепить н без уздечки за специальное кольцо (рым)., расположенное иа борту модели в поперечйой плоскости, проходящей через центр тяжести или чуть сзади него, но не впереди. Если корд будет прикреплен к модели впереди плоскости центра тяжести, а рули при этом будут положены параллельно диаметральной плоскости, то модель будет стремиться подойти к шлюпке и может налететь и а нее.

Запуск скоростйых моделей на свободное плавание производится следующим образом.

Залив горючее в топливный бак и проверив состояние мотора, мотор запускают, регулируют иа малые обороты и, поставив модель иа воду, выпускают из рук в нужном направлении. При запуске без корда нужно, чтобы кто-нибудь мог поймать модель на противоположном берегу, не дав ей разбиться.

326 —

При регулировке мотора иа полные обороты на берегу его необходимо загружать, притормаживая маховик пальцем и создавая некоторую нагрузку, в противном случае мотор будет отрегулирован не на полную мощность. Первый запуск модели необходимо произвести на малых оборотах и только после этого запускать на полных.

Следует помнить, что модель с одним винтом будет всегда накрениваться реакцией винта в сторону, противоположную вращению винта (например, при правом вращении налево). Удержать накрененную модель на заданном курсе можно только путем соответствующей перекладки рулей.

Перед запуском модели подводной лодки особое внимание должно быть уделено полной водонепроницаемости и прочности корпуса, В противном случае вода, сдавив корпус, проникнет внутрь и может затопить модель. Водонепроницаемость легко проверить при помощи резиновой трубки, вставленной в специальное отверстие корпуса, вдувая через нее воздух ртом. Если корпус пропускает воду, то при погружении корпуса руками в воду из него будут выходить пузырьки воздуха, по которым нетрудно найти неисправное место. По окончаний продувания лодки трубку вынимают, а отверстие закрывают пробкой, смазанной тавотом.

Положение горизонтальных рулей для погружения модели подводной лодки рекомендуется выбирать таким, чтобы модель погружалась, оставаясь в положении «на ровный киль», при этом будет уверенность в том, что модель будет погружаться полого и не зацепит грунта.

В моделях подводных лодок балласт должен быть закреплен, чтобы не менялось положение центра тяжести модели.

Чтобы долго не искать затонувшую модель, на ее палубе можно установить на нитке сигнальный буй из пробки или коры дерева, который, всплыв, укажет местонахождение модели.

На запусках любых моделей очень полезно иметь при себе «аптечку» с необходимыми инструментами для исправления поломок и устранения различных неисправностей. Содержание такой «аптечки» зависит от типа модели и может состоять из самого необходимого, как-то:

L Нож 8. Ножницы

2. Маленький молоток §. Напильник

3. Пинцет 10. Шурупы

4. Гвозди

5. Плоскогубцы

6. Отвертка

7. Шило

11. Клей (эмалит или «Геркулес*)

12. Шпагат или нитки

13. Проволока

14. Изоляционная лента



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть фильм онлайн
Дама с попугаем смотреть фильм онлайн
Опасно для жизни! смотреть фильм онлайн