ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ СУДОВ


Глава II

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ СУДОВ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Грамотно спроектированная плавающая модель судна должна давать точное представление не только о внешнем виде судна, но и о всех главных качествах судна — способности плавать (пловучести), способности возвращаться в прямое положение (остойчивости), способности хорошо слушать руля (управляемости) и т. п.

Для этого конструктор модели должен знать основные свойства всякого судна и требования, которые предъявляются к различным типам судов.

Основное требование, которое предъявляется ко всякому судну, — это обеспечение способности плавать на воде по определенную осадку и при этом нести на себе все положенные ему грузы.

Эта способность плавать носит название пловучести. Однако, если грузы, предназначенные для данного судна, исчерпывают всю его пловучесть, то при малейшей случайной перегрузке (например, заливание воды) судно затонет. Поэтому все суда строят так, чтобы они обладали запасом пловучести, т. е. чтобы они могли безопасно принять значительный груз, например воду, сверх предусмотренного проектом. Для морских судов запас пловучести составляет около 100% веса судна со всеми находящимися на нем грузами. Считается, что запас пловучести исчерпан, если судно погрузилось в воду настолько, что его главная палуба находится иа уровне воды. Запас пловучести обеспечивается тем, что водонепроницаемые борта судна возвышаются над уровнем воды.

Не менее важным, чем требование пловучести, является предъявляемое ко всякому судну требование остойчивости, т. е, способности плавать не опрокидываясь при действии на него обычных для судна наклоняющих сил. Если этн

— 40 —

силы, например ветер, волны, прекращают свое действие, остойчивое судно должно возвращаться в вертикальное положение.

Кроме этих двух основных требований, ко многим судам и, в частности, ко всем морским предъявляют требование, чтобы гибель судов в случае появления пробоины была как можно более затруднена. Это свойство судна иосит название и е-потопляемости. Для придания судну непотопляемости его внутренний объем делят водонепроницаемыми переборками на ряд отсеков.

Перечисленные три требования имеют в виду обеспечить безопасность плавания судна. Кроме них, к судам предъявляются и другие требования, имеющие в виду улучшить их эксплуатационные качества. Главным из них является требование, чтобы судно не расходовало слишком большую мощность для своего движения с заданной скоростью и сохраняло свою скорость при волнении. Это свойство судна называется ходкостью. Для хорошей ходкости судно должно испытывать в ходу как можно меиьшее сопротивление, для чего обводы корпусов делаются очень плавными, а поверхность наружной обшивки — гладкой. Проектирование обводов корпуса является одной из самых трудных задач судостроителя, так как от обводов судна зависит не только ходкость, но и. почти все остальные качества судна, в частности его остойчивость.

Для некоторых типов судов очень существенным качеством является способность быстро изменять свой курс. Для изменения курса судна служит руль. Если судно может при помощи руля быстро изменить свой курс и может опнсать окружность малого диаметра, то говорят, что оно поворотливо.

Также существенно требование, чтобы судно хорошо держалось на курсе, ие требуя слишком частых перекладок руля. Это свойство судна носит название устойчивости на курсе. Оно особенно важно для моделей судов, так как на моделях нет рулевых, которые могли бы устранять отклонение судна.

Наконец, морским судам предъявляют еще требование плавности качки, т. е. чтобы при волне качка судна не была очень стремительной (быстрой), так как от стремительной качки расшатывается конструкция корпуса, затрудняются работы иа судне, стрельба артиллерии становится малоэффективной.

Все перечисленные качества судна — пловучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость, плавность каики — называют мореходными качествами. Кроме них, необходимо назвать еще и требование .п р о ч н о с т й корпуса, которое заключается в том, чтобы конструкция

41 —

-корпуса могла в течение долгого времени выдерживать все

.усилия, которые возникают при эксплуатации.

Каждое из этих требований в отдельности обычно нетрудно выполнить. Трудность появляется тогда, когда все эти требования приходится выполнять одновременно, так как многие нз них противоречат друг другу. Так, например, для уменьшения сопротивления полезно уменьшать ширину судиа, а в то же время для увеличения остойчивости следует увеличивать его ширину. Длинное узкое судно хорошо держится на курсе, но поворотливость такого судна плохая. Поэтому каждое'Судно представляет собой некоторое среднее решение задачи 0 совместном удовлетворении всех требований, причем преимущество отдается наиболее важному для данного судна требованию.

Конечно, проектируя модель, мы не встретимся с теми трудностями, которые стоят перед конструктором корабля. Наша задача будет значительно проще. Однако надо помнить, что основная цель проектирования и постройки модели судна — изучить основы кораблестроения, и потому, проектируя модель, надо проверять, в какой мере будут в ией удовлетворены основные требования, предъявляемые к ней как к судну.

Наука, изучающая мореходные качества судна, носит название теории корабля. Русские и советские ученые внесли очень большой вклад в теорию корабля. Член Петербургской Академии наук Л. Эйлер в 1749 году опубликовал первую научную работу по теории корабля «Корабельная наука». В этой работе говорится о пловучести, остойчивости, непотопляемости, качке, сопротивлении. Академику Герою Социалистического Труда А. Н. Крылову теория корабля обязана всесторонним исследованием остойчивости, созданием теории качки и учением о непотопляемости, большой вклад в которое сделал также ученый и адмнрал С. О. Макаров. За последние годы советские ученые Келдыш, Седов, Крчин, Павленко своими трудами решили ряд важных вопросов ходкости корабля. Каждый шаг русских ученых в области теории корабля неизменно опережал иностранных ученых в этой области,

Приемы проектирования модели, изложениые в этой главе, сходны с приемами, применяемыми при проектировании судов. Отличие их состоит в большей простоте и приближенности и в том, что последовательность их приспособлена к разработке проектов моделей.

Модель судна можно построить, не делая никаких расчетов, пользуясь лишь готовым чертежом общего вида, но цель морского моделизма не в постройке модели, а в тех знаниях, которые приобретает моделист при ее постройке.



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть онлайн в хорошем качестве
Дама с попугаем онлайн в хорошем качестве
Опасно для жизни! онлайн в хорошем качестве