ПРОЕКТ МОДЕЛИ СУДНА


§ 1. ПРОЕКТ МОДЕЛИ СУДНА

Если приступить к постройке модели, не определив заранее ее основных размеров н деталей, то она может оказаться мало похожей на судно. При этом модель может оказаться значительно тяжелее, чем это допускают се размеры, и при спуске на воду она затонет. Если основные размеры корпуса не согласованы с положением центра тяжести модели, то модель после спуска на воду может опрокинуться.

Чтобы избежать грубых ошибок, необходимо до постройки уточнить свои замыслы и проверить, осуществимы лн онн, иначе говоря, надо спроектировать модель.

Проектированием модели судна называется составление чертежей и расчетов, относящихся к постройке модели.

Какие же чертежи и расчеты должны входить в проект модели? Это зависит прежде всего от назначения модели: предназначается лн она только для изображения общего вида судна (настольная модель), для соревнования на воде (самоход-ная' плавающая модель) или должна быть плавающей точной уменьшенной копией определенного корабля (модель-копия).

Наибольшее число чертежей и расчетов требуется для постройки самоходных плавающих моделей. Поэтому мы будем говорить об основных чертежах и расчетах, необходимых для составления проекта самоходной модели судна.

Вот перечень чертежей и расчетов, которые должны входить в полный .проект такой модели:

]. Прежде чем приступить к проектированию, необходимо «оставить техническое задание на проектирование и постройку модели. Такое задание должно возможно полнее Отражать основные черты будущей модели. Составляя задание, надо быть уверенным в его выполнимости. Для этого необходимо иметь перед собой чертеж, фотоснимок или хороший рисунок прототипа, т. е. подходящего по назначению и размерам корабля илн его модели.

2. Проектирование надо начинать с определения главных размеров корпуса, называемых главными размерениями, и приближенного определения объема его подводной часты, называемого объемным водоизмещением. От величины объемного водоизмещения зависит допустимый вес будущей модели.

3. После этого следует сделать чертеж обводов (очертаний) корпуса. Такой чертеж называется теоретическим чертежом. Он является главным чертежом для постройки корпуса.

•4. Так как теоретический чертеж вычерчивают в большой мере на глаз, то после его окончания надо вычислить объемное водоизмещение вычерченного корпуса, чтобы точно знать вес, которым должна обладать модель.

43

5. До постройки модели нет уверенности в том, что вес построенной модели окажется в точности таким, каким он должен быть, чтобы модель была погружена в воду иа заданную величину. Поэтому интересно иметь диаграмму, по которой можно определить погружение модели при различном ее весе. Такая диаграмма называется кривой водоизмещения. Оиа строится после того, как закончен теоретический чертеж.

6. Модель проектируют таким образом, чтобы она плавала «на ровный киль», т. е. так, чтобы модель плавала с равными погружениями носа и кормы. В таком положении корпус модели изображается иа теоретическом чертеже. Так как на всяком плавающем теле его центр тяжести должен находиться, на одной вертикали с центром тяжести объема подводной части, называемым центром величины, то для того, чтобы до постройки модели знать, где следует расположить центр-тяжести модели, надо определить положение по длине центра тяжести объема подводной части ее корпуса. Для этого, пользуясь теоретическим чертежом, строят диаграмму, называемую строевой по шпангоутам.

7. После того как известно положение по длине модели центра тяжести ее подводного объема, надо соответственно этому положению расположить в модели грузы. Этот процесс называется удифферентованием.

8. Чтобы быть уверенным в том, что модель ие будет опрокидываться на воде, т. е. будет остойчива, надо знать положение центра тяжести модели по высоте и точку, в которую при жрене переместится центр величины. Это можно сделать, имея теоретический чертеж и зная расположение грузов в модели.

9. Так как каждая самоходная модель должна обладать определенной скоростью хода, необходимо до ее постройки проверить, хватит ли мощности двигателя для получения этой скорости. (Для модели это может быть сделано лишь приближенно.)

10. Для достижения заданной скорости хода модель должна быть снабжена подходящим гребным винтом. Подбор гребного винта — сложная операция. Для модели это может быть-сделано приближенно с тем, чтобы после спуска модели на воду гребной винт был доведен до необходимой эффективности.

11. После того как все перечисленные чертежи и расчеты будут выполнены, надо сделать чертеж общего вида модели, на котором должны быть изображены корпус и все расположенные на нем детали оборудования.

12. После этого может быть сделан чертеж конструкции корпуса и чертежи его деталей, по которым эти детали будут изготавливаться. Такие чертежи называются рабочими чертежами.

— 44 —

13. Если размеры и очертания некоторых деталей, изображающих оборудование и надстройки судна, не ясны нз чертежа общего вида модели, то для изготовления этих деталей должны быть сделаны их рабочие чертежи.



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть онлайн в хорошем качестве
Дама с попугаем онлайн в хорошем качестве
Опасно для жизни! онлайн в хорошем качестве