ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ


§ 2. ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ

В задании на проектирование самоходной модели должно быть указано:

Ї. Назначение судна или класс корабля, модель которого мы собираемся строить (например, товаро-пассажирское судно, линейный корабль и т. п.), и группа модели по Единой Всесоюзной классификации моделей.

2. Район плавания судна (например, морское, речное, озерное, п товое и т. п.).

3. этериал и конструкция корпуса модели (например, корпус деревянный, долбленый, наборный, клеенный из бумаги, папье-маше и т. п.).

4. Тип и число двигателей н движителей (гребных винтов, гребных колес и т. п.).

5. Масштаб и длина модели.

Если модель будет строиться для соревнований, то в задании должны быть указаны скорость хода, которой должна обладать модель, а также специальные условия, оговоренные в положении о соревнованиях.

6. Все главные размерения и водоизмещение судна, если ртроится модель-копия существующего судна.

Для того чтобы быть уверенным в технической возможности постройки заданной модели, необходимо собрать данные о ранее построенных моделях, похожих в главных чертах на ту, которая намечается к постройке.

Главная трудность при постройке модели состоит в том, Чтобы «уложиться» в предполагаемый вес модели. Как правило, уложиться в вес модели тем труднее, чем меньше ее масштаб и чем меньше водоизмещение судна по сравнеиню с его длиной.

К числу кораблей, у которых водоизмещение мало по сравнению с их длиной, относятся, например, эсминцы и торпедные катера; модель эсминца, водоизмещение которого I 000 г и длина 100 м, при масштабе г), должна иметь длину I м, а вес Ї кг, что довольно трудно осуществить. Модель торпедного катера водоизмещением 30 г и длиной 20 м при масштабе должна, иметь длину 0,4 м, а вес 0,24 кг. Модель того Же торпедного катера в масштабе ‘До должна иметь длину 1,0 м, а вес 3,75 кг.

При постройке моделей крупных кораблей, грузовых судов, буксиров и других обычно удается без труда обеспечить ааданный вес модели.

45

Ниже приведены примеры технических заданий на проектирование моделей кораблей.

Пример I. Спроектировать самоходную модель линкора. Группа модели по Единой Всесоюзной классификации — I.

Основные элементы модели линкора: масштаб ї: Ї00; длина 1800 мм; корпус наборный из дерева, обшивка — рейками; число гребных валов — 2; двигатель— Ї; электромотор мощностью 100 вт, напряжение 24 в; скорость хода 1,3 місек.

Модель линкора должна обладать возможно большей продолжительностью хода н устойчивостью на курсе.

П р и м е р 2. Спроектировать модель-копию эсминца. Группа моделей по Единой Всесоюзной классификации — II.

Основные элементы модели эсминца: масштаб ї: Ї 00; корпус деревянный, долбленый; число гребных валов—I; двигатель резиновый.

Главные элементы современного эсминца: длина Ї00 ж; ширина Ї 0,0 м; осадка 2,8 м; высота борта 5,0 ж; водоизмещение 2 200 г; наибольшая скорость 34 узла; мощность главных двигателей 50 000 л. с.

Основное требование к модели эсминца — обеспечить проектную скорость на дистанции 25 ж и хорошую устойчивость на курсе.

При составлении заданий моделистам большую помощь могут оказать табл. 1—5, в которых приведены главные данные о боевых кораблях и судах различных назначений *.

В этих таблицах, помимо данных о судах, типичных по обоим характеристикам, приведены данные н о судах, выходящих по своим характеристикам за пределы «средних». Из этих таблиц видно, что строго установленных, точных зависимостей между главными элементами судов не существует, так как они связаны с тем, какому качеству судна конструктор должен отдать предпочтение: скорости, грузовместимости и т. п.

Что касается скоростей хода, то за последние годы для некоторых типов судов они значительно возросли; так, скорости пассажирских судов нередко достигают 24 узлов, грузовых сухогрузных— 16 узлов.

Некоторые данные по кораблям и судам других классов и типов могут быть почерпнуты из следующих книг: проф. В. Лаптев, Основы проектирования морских торговых судов, Гострансиздат, ч. 1, 1932 г., ч. II, 1933 Г„ ч. III, 1935 г,; академик В. Л, Поздюни.н, Энциклопедия судостроения, ч, I, ОНТИ, 1935 г., ч. II, Оборонгиз, 1938 г,; Г. Эверс, Военное кораблестроение, перевод с нем., ОИТИ, 1935 г.; А. Кузьмин, Торпедные катера. Воегшздат, 1933 г,; Справочник по судостроению, т. IX, ч. I, Оборонгиз, 1939 г.; А. Куньмин, Записки по истории торпедных катеров. Военмориздат, 1939 г.; проф. А. И. Балкашин Проектирование кораблей, Военмориздат, 1940 г.; Ю. В. Емельянов’и Н. А. Крисов, Справочник по мелким судам, Судопромгиз, 1950 г.; Д. В. До р о госта некий, Н. Я. Мальцев, А. Д. Чернов, Основы судостроения, Судпромгиз, 1952 г.; Н. В. Григорьев и Б, Б, Лобач-Жученко, Парусный спорт, Физкультура и спорт, 1954 г.

- 46'

Таблица 1

данные о боевых кораблях

Класс корабля

Длина,

м

Ширина,

м

Водоизмещение, ТЫС. т

Скорость хода в узлах

Линкоры .......

240—170

32—25

60-30

30-20

Авианосцы ......

150

34-20

55-14

33—16

Крейсера .......

200-120

23-12

25-5

30-20

Эсминцы .......

100— 70

Ш— 8

2,0-1,0

35—25

Охотники.......

56- 40

10-4,4

0,3—0,50

22-10

Торпедные катера . . .

36- 22

6,0-4,0

0,060-0,016

40-28

Тральщики......

95- 30

10—4

2,0—0,2

17—10

Подводные ЛОДКИ . . .

80- 12

6,5-1,8

1,5-0,015

20—4,0

Минные заградители . .

100— 35

15--8

5,0-0,3

25-15

Десантные суда ....

140— 10

22-3

4,5-0,07

15- 7

Сторожевые корабли . .

100- 45

13-9

2,0—0,3

20-12

Таблица 2'

Данные о некоторых морских пассажирских н грузо-пассажирских судах

Типы судов

Водоизмещение, т

Длина, м

Ширина,

м

Высота борта, м

Осадка, м

Скорость хода в узлах

Пассажирское.......

202,0

41,15

5,79

3,20

1,22

13,4

504 0

60,96

7,62

2,74

2,01

17,0

494,0

44,80

7,77

4,31

2,92

12,5

303,5

47,24

6,55

3,35

2,00

13,4

.......

588,0

68,58

7,93

2,74

2,04

17,0

850,0

53,00

11,00

4,05

2,90

12,0

860,0

67,05

8,53

5,18

3,05

16,0

685,0

60,05

8,00

4 69

3,05

11,7

Грузо-пассажирское ....

754,0

45,60

9,12

3,04

2,74

9,3

923,0

51,70

9,72

5,32

2,74

11,0

1 721,0

63,80

9,42

7,32

4,76

13,4

5 050,0

91,30

16,98

11,22

6,39

18,0

3 289,0

76,00

10,34

8,00

6,30

11,0

7 233,0

123,10

15,15

9,58

6,70

17,0

Почтово-пассажирское . . .

11 588,0

152,00

17,40

11,55

7,30

20,8

8 723,0

128,0

15,78

10,85

7,01

17,0

Грузо-пассажирское ....

7 243,0

121,70

13,30

9,88

7,51

16,0

л .....

6 780,0

106,50

13,40

10,03

7,00

13,8

Почтово-пассажирское . . .

19 336,0

182,50

19,75

12,60

8,17

22,0

Грузо-пассажирское ....

10 640 0

127,50

15,05

9,73

7,30

13,9

15 700,0

146,30

17,37

12,19

8,23

15,8

25 514,0

182,50

19,75

13,15

10,10

14,0

Океанское пассажирское . .

67 000

293 2

35,9

28,0

11,1

30

- 47 —

Таблица З

Данные о некоторых морских грузовых судах

Типы судов

Водоизмещение, т

Длина, м

Ширина, м

Высота борта, м

Осадка, м

Скорость хода в узлах

Сухогрузные ....

1720,0

61,4

8,77

5,20

4,14

9,00

3 120,0

76,3

10,56

6,44

4,98

9,25

4 520,0

86,6

11,92

7,28

5,60

9,50

5 920,0

95,0

13,02

7,95

6,10

9,75

7320,0

102,0

13,96

8,50

6,53

10,00

8 720,0

108,1

14,81

8,97

6,90

10,25

10 120,0

113,8

15,56

9,40

7,23

10,50

И 520,0

119,2

16,22

9,81

7,53

10,75

12 920,0

124,7

16,80

10,22

7,78

11,00

14 320,0

130,2

17,32

10,63

8,00

11,25

15 720,0

135,8

17,79

11,04

8,19

11,50

17120,0

141,4

18,20

11,45

8,36

11,75

18 520,0

146,8

18,57

11,84

8,53

12,00

Нефтеналивные . . .

1 920,0

62,50

9,83

4,65

4,08

И

3 100,0

67,00

10,72

6,10

5,48

К

5 800,0

88,50

12,92

7,50

6,45

1

8 500,0

106,70

14,65

8,66

7,07

11400,0

124,30

16Д0

9,63

7,62

о

14 200,0

139,00

17,50

10,63

7,93

17100,0

149,00

18.55

13,20

8,16

19960,0

158,50

19,50

13.60

8,35

5

Таблица 4

Данные о некоторых морских судах технического, вспомогательного и промыслового флотов

Назначение судна

Водоизмещение, т

Длина, м

Ширина, м

Высота борта, м

Осадка, м

Скорость хода в узлах

Буксир — 2 200 л. с. . . .

I 100

59

9

5,2

3,9

16

Буксир— 520 „ „ ...

550

39,5

7,4

4,3

3.4

10,5

Буксир— 200 „ „ ...

63

19

4,6

2,1

1,7

9,3

Ледокол.........

17000

137

26,4

14

9,0

19

Ледокол „Торос' .....

2 000

63,7

14,2

8,2

5,1

15

Ледокол „Соломбала* . .

588

36,0

9,1

5,41

10

Рыболовный траулер . . .

65

10,4

5,5

5.1

• ...

600

42,7

7,3

4,3

3X5

Китобойная матка ....

168

23,5

15,4

9,8

9 9 * *

115

15,8

8,8

7,2

— 48 -

Таблица 5

Данные о некоторых речных судах

Тип и назначение

Водоизмещение, т

Длина, м

Ширина, м

Высота борта, м

SS

ТО*

п

ТО

и

о

Скорость хода, км/час

Одновинтовый буксир......

53

17

4

1,2

1,4

17

Двухвинтовын буксир ......

240

30

7,2

3,1

1,5

15,5

Буксир колесный........

190

50

7,2

2,2

0,64

Двухвинтовьш буксир......

1190

37

11,0

3,8

2,8

17

Одноярусное колесное грузо-

385

57,5

2,2

1,0

пассажирское........

8,0

17

Двухъярусное двухвинтовое Гру-

1126

80

10,0

3,0

1,8

21

зо- пассажирское.......

Грузовое одновинтовое .....

325

34

7,8

3,0

1,9

17

Двухъярусное грузо-пассажир-

650

3,5

2,13

21,5

ское винтовое ........

64

9 0

Одновинтовое пассажирское при-

1,85

городное ...........

275

40

7,3

3,0

19,5

Двухвинтовое пассажирское при-

82

5,2

1,05

23

грродное ...........

30

1,7



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть онлайн в хорошем качестве
Дама с попугаем онлайн в хорошем качестве
Опасно для жизни! онлайн в хорошем качестве