ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛАВНЫХ РАЗМЕРЕНИЙ МОДЕЛИ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ


§ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛАВНЫХ РАЗМЕРЕНИЙ МОДЕЛИ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ

Главными размерениями модели называются ее длина, ширина, высота борта и осадка. Следует различать длину наибольшую и длину расчетную. Как эти длины измеряются, показано на рнс. 32. Расчетная длина — это длина на уровне воды при полной нагрузке модели. Линия пересечения уровня воды с корпусом называется ватерлинией. Ватерлинию, соответствующую полной нагрузке модели, принято называть конструктивной нлн грузовой ватерлинией и обозначать сокращенно буквами КВЛ ылн ГВ Л. В задании следует у называть расчетную длину. Перпендикуляры к уровню воды, между которыми измеряется расчетная длина модели, проводятся через точки пересечения фор- н ахтерштевней с уровнем воды (с КВЛ).

Наибольшей шириной модели называется поперечный размер самого широкого места корпуса. Наибольшая ширина корпуса на уровне конструктивной ватерлинии (КВЛ) носит название расчетной ширины.

Высотой борта называют высоту у мидель-шпангоута от верхней линии киля' (от днища) до пересечения борта с главной

Если задана наибольшая длина модели, то расчетную длину можно определить, пользуясь чертежом общего вида или теоретическим чертежом прототипа.

4 Морской моделизм

— 49 —

палубой. Нижнюю линию киля, от которой чертят модель, принято называть основной линией (рис. 32).

Расчетная осадка модели измеряется от основной линии (от нижней кромки киля) до уровня воды у носового и кормового перпендикуляров (рис. 33). Если осадки равны, то говорят, что судно «сидит на ровный киль»; если же осадка в корме (Гк) больше, чем в носу (Гн), или наоборот, то говорят, что ( судно сидит с дифферентом па корму», или соответственно «на нос».

При проектировании будем считать, что модель должна сидеть «на ровный киль». Осадка судна до верхней линии киля называется углублением. На рис. 33 судно сидит с дифферентом на корму.

Главные размерения будем обознвчать латинскими буквами:

Длину расчетную (между перпендикулярами) . . Л (эль)

Ширину расчетную.............. В (бэ)

высоту борта................. И (аш)

Осадку по носовому перпендикуляру...... Ти (тэ.^эн)

Осадку по кормовому перпендикуляру..... Тк (тэ.'ка)

Осадку по мидель-шпангоуту......... Т (тэ)

При зад виной длине модели для выборе остальных главных размерений следует пользоваться табл. 6, которая дает связь между главными размерениями.

Рас. 33. Измерение осадки при дифференте

— 50 —

Во втором столбце табл. 6 указано во сколько раз ширина модели может быть меньше ее длины; в третьем —ВО СКОЛЬКО раз осадка может быть меньше ширины и в четвертом — во сколько раз высота борта может быть больше осадки.

Табл. 6 составлена на основании данных о построенных судах. Небольшие отклонения от приведенных в ней значений для модели вполне допустимы.

При выборе значений по табл. G надо помнить, что чем больше отношение т. е. чем меньше ширина судна по сравнение

с длиной, тем меньше сопротивление судна и, следовательно, тем большей может быть его скорость.

Чем больше отношение т. е. чем меньше высота борта

по сравнению с шириной, тем больше остойчивость судна, так как с уменьшением высоты борта снижается центр тяжести судна.

Чем больше отношение т. е. чем меньше осадка по сравнению с высотой, тем больше грузовместимость судна, остойчивость и прочность.

Таблица 6

Отношения главных размерений для некоторых типов судов

Типы судов (кораблей)

1 1 ~В |

В

Т

II

Т

Линкоры ....

5-8

2,4-3.5

1,45-1,5

Крейсера (тяжелые и легкие) . . .

8-10

2,2--3,3

1,75-1,9

Эсминцы .... ......

7—10

2,3-4,5

1,75-1,85

Канонерские лодки ........

6,5-7

2,8—3,3

1,65

Большие пассажирские......

8 • Ю

2,4-2,8

1,6- 1,8

Средние и малые пассажирские . ,

6-7,5

2,3-3,7

1,35-1,45

Большие грузо-пассажирские ....

7—8,5

2,1- 2,4

1,2-1,6

Большие грузовые.........

7,3-8

2--2,4

1,1-1,5

Средние грузовые ........

6,5—7,5

2,1- 2,6

1,2-1,3

Речные пассажирские......

5 8

2,8-7,5

-

Винтовые буксиры .........

4—6,5

2-2,7

1,2—1,6

Ледоколы .............

3,5- -4,5

2-3

1,4-1,7

Рыболовные ............

5-6

2—2,4

1,1- 1,3

Парусные грузовые........

5,5- -7,5

2-2,6

1,2 -l.fi

Малые парусные..........

4-5

2,2.*2,5

Чем больше отношение Т. е. чем меньше осадка по сравнению с шириной, тем хуже устойчивость на курсе и тем больше ОСТОЙЧИВОСТЬ.

Покажем на примере, как следует пользоваться табл. 6.

Пример. Пусть задано спроектировать модель линкора длиной L = 1,8 м.

4*

— 51 -

Решение. По табл. 6 находим, что у линкоров отношение длины к ширине бывает от 5 до 8. Для определения ширины выберем для первого приближенное значение

Тогда

В = ~ = = 0,225 м.

В

Для определения осадки выберем — = 3, откуда получим

0,225

3

= 0,075 м.

Для определения высоты борта выберем ~у = 1,5, откуда получим

Я = 1,57’= 1,5-0,075 = 0,113 м.

Если бы потребовалось несколько увеличить ширину модели, то это можно было бы сделать, так как из табл. 6 видно, что наименьшее отношение длины к ширине у линкоров бывает равно 5, и, следовательно, можно ширину модели сделать не 0,225 м, а например,

В = ~ = -^=-=0,300 м.

Однако при увеличении В следует проверить, не вышли ли мы за указанные в таблице пределы отношения других главных размерений.

У модели линкора отношение-уг может быть равно 2,4—3,5; при повой ширине В = 0,300 м отношение

В _ 0,300 __ д Т ~~ 0,075

что превышает наибольшее допустимое значение ~ •

Поэтому, чтобы не выходить за пределы значений табл. 6, после увеличения ширины В нужно увеличить и Т и притом

так, чтобы повое значение отношения было равно от 2,4

до 3,5. Если оставить прежнее значение -jr = 3,0, то при новой .ширине

Т

в_

3

0,300

3

= 0,1 м,-

и если оставить значение — = 1,5, то новая высота борта будет И = 1,5Г = 1,5-0,1 = 0,15 м.

— 52 -

Для второго варианта размерений

Л=1,80л; В=0,3м; Г = 0,\м; Я = 0,15 м.

Этот пример указывает на то, что, проектируя модель, нельзя произвольно устанавливать пи одного главного размерения, не проверив его в соотношении с другими главными размерениями,

Одним из главных признаков грамотно выполненной модели является правильное значение соотношения ее главных размерений, Поэтому отступать от величин, указанных в табл. 6, можно лишь в крайнем случае, когда без этого модель не может быть построена.

При выборе главных размерений необходимо сочетать их ие только друг с другом, но и с водоизмещением модели. При этом, если намечено построить модель возможно большего водоизмещения (например, если предполагается поместить в модель тяжелое оборудование), то следует выбирать меньшие отношения



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть онлайн в хорошем качестве
Дама с попугаем онлайн в хорошем качестве
Опасно для жизни! онлайн в хорошем качестве