ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ


К. А. ГИЛЬЗИН

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

МЕЖПЛАНЕТНЫЕ

КОРАБЛИ

ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»

ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

МОСКВА 19 70

Электрические межпланетные корабли, г 47 ГильзинК. А., изд. 2-е, перераб.

УДК 629.19 и дополн., «Наука», 1970, 432 стр.,

99 коп.

В книге в научно-популярной форме расска* зывается об электрических ракетных двигателях, представляющих собой двигатели нового типа для космических летательных аппаратов. Рассчитана на широкий круг читателей со средним образованием. Может быть использована преподавателями физики в средних школах и лекториях. Первое издание книги было удостоено второй премии на Всесоюзном конкурсе на лучшую научно-популярную книгу.

Гилъзин Карл Александрович ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МЕЖПЛАНЕТНЫЕ КОРАБЛИ М., 1970 г., 432 стр. с илл.

Редактор Г. С. Куликов.

Техн. редактор С. Я. Шкляр.

Корректор Н. Д. Дорохова.

Сдано в набор 23/VII 1969 г. Подписано к печати 13/111 1970 г. Бумага 84ХЮ87з2*

Физ. печ. л. 13,5. Условн. печ. л. 22,68.

Уч.-изд. л. 23,12. Тир аж 24 500 экз.

Т-00232. Цена книги 99 коп. Заказ № 675

Ордена Трудового Красного Знамени Ленинградская типография № 1 «Печатный

Двор» им. A. Mf Горького Главполиграф-прома Комитета по печати при Совете Министров СССР, г. Ленинград, Гатчинская ул., 26..

2—6—5

120—70

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Человечество вступило в космическую эру своей истории. Кажется, совсем недавно взлетел в небо первый искусственный спутник Земли, которым советские ученые начали штурм космоса — это было 4 октября 1957 г.,— а сколько замечательных побед уже одержано в этом штурме! Поистине, не успеешь осмыслить значение одного сенсационного успеха Космонавтики и ракетной техники, как на смену ему приходит другой.

Вслед за спутниками Земли — искусственными лунами, появились и иные, впервые созданные человеком искусственные небесные тела — искусственные кометы,-ис-кусственные астероиды, искусственные метеоры. Эти искусственные «братья и сестры» природных лун, комет и планет похожи на них, конечно, только законами своего движения. Они несоизмеримо меньше их по размерам, но зато устроены несравненно «хитрее». Множество различных приборов, радиопередатчики, солнечные электростанции, сложные системы создаваемых учеными небесных тел использованы для того, чтобы раскрывать тайны космоса, недавно еще находившиеся за семью печатями.

А затем могущество человеческого гения позволило решить задачи, оказавшиеся и вовсе непосильными для природы. Впервые небесное тело возвратилось из космоса на Землю — советский космический корабль-спутник совершил посадку на земную поверхность. Впервые небесное тело стартовало с одной планеты, чтобы перелететь на другую — советский «лунник» перебросил космический мост с Земли на Луну. Впервые человек увидел обратную сторону Луны, казалось, навсегда скрытую от людей — на газетных полосах замелькали фотографии этой стороны Луны, посланные с борта станции «Луна-3», а затем и

1* 3

других автоматических лунных станций. Впервые Луна обзавелась своим собственным спутником; такого «спутника спутника» природа не удосужилась создать — это сделал советский человек, заставив кружиться вокруг Луны автоматическую станцию «Луна-10», а потом и другие такие станции. Впервые небесное тело мягко и плавно опустилось из космоса на поверхность Луны — это совершила посадку советская автоматическая лунная станция «Луна-9», а потом и другие такие станции. Впервые в туманном небе Венеры появился медленно опускающийся парашют, осторожно несущий гостью Земли — это была советская автоматическая межпланетная станция «Венера-4», а потом и другие «Венеры». Впервые в космосе появился его будущий полновластный хозяин — человек, советский космонавт Юрий Гагарин! Впервые люди высадились на поверхность Луны.

Все усложняются задачи, которые ставит перед собой наука. Все «хитроумнее» становится устройство новых «обитателей» космоса, засылаемых туда учеными, и все внушительнее научные итоги осуществляемых фундаментальных исследований космоса. Космонавтика стремительно идет вперед.

Немало тайн уже вырвала наука у космоса за эти первые годы, немало сделала она неожиданных открытий. И все же, конечно, как ни велико значение уже совершенного, история завоевания человеком космоса еще только начинается. Нет сомнений, что с каждым годом штурм космоса будет идти все стремительнее, все более поразительными будут результаты этого штурма. Будут раскрываться все новые и новые тайны природы, и все меньше будет оставаться «белых пятен» во Вселенной!

Невозможное сегодня станет возможным завтра. Пройдут годы, и посланцы Земли на своих космических кораблях станут посещать многие «уголки» Солнечной системы.

Однако эти межпланетные корабли не будут, вероятно, иметь привычного облика современных космических ракет. Они будут совсем иначе устроены, снабжены принципиально иными двигателями, будут иметь совершенно иные внешние формы, совершать свой полет в космосе по траекториям, коренным образом отличным от изученных в настоящее время.

Некоторые особенности этих межпланетных лайнеров будущего видел еще основателе космонавтики Константин

Эдуардович Циолковский, другие он, естественно, не мог предвидеть. Они основаны на новых достижениях быстро развивающейся космонавтики.

В этой книге мы попытаемся заглянуть в завтрашний день космонавтики и в ее еще более отдаленное будущее, как его представляет себе современная наука. Книга посвящена новым типам космических кораблей, их будущим «поколениям». Главным образом это касается электрических кораблей, т. е. снабженных электрическими двигательными системами. Хотя такие корабли пока еще не существуют, можно думать, что будущее космонавтики в большой степени связано именно с ними.

Конечно, даже после того как эти новые межпланетные корабли получат широкое распространение, они не заменят собой полностью уже освоенные, хорошо известные обычные космические ракеты, ракеты Циолковского, а будут, скорее, плодотворно «сотрудничать» с ними.

Однако именно они, эти новые корабли, будут определять специфический облик космонавтики будущего.

Понятно, что всякий взгляд в будущее науки, каким бы обоснованным он ни казался, всегда связан с почти неизбежными неточностями и ошибками. Так быстро в наши дни развивается наука, что любая книга о ее будущем стареет «на кончике пера» автора. В особенности это касается, естественно, космонавтики, жадно впитывающей открытия и достижения многих и многих отраслей науки и техники.

Истинные космические корабли будущего во многом будут не похожи на описываемые здесь в книге. И все же общие принципы этих кораблей современная наука представляет себе, вероятно, достаточно правильно. Вот почему главное в этой книге — именно указанные принципы, а никак не различные конкретные проекты кораблей, которые заимствованы из зарубежной печати и приведены здесь лишь с целью иллюстрации общих направлений, по которым может развиваться космонавтика.

Когда автор пять лет назад работал над первым изданием этой книги, электрические ракетные двигатели находились на заре своего развития, у них, по существу, еще не было истории. Прошедшие с тех пор годы были насыщены напряженной исследовательской и опытно-конструкторской работой над этими двигателями, которая велась В ряде стран. Накоплены уже немалые знания сложных

процессов в двигателях, построены десятки экспериментальных образцов, проведены их длительные разносторонние испытания. Первые двигатели уже испытаны и в реальных условиях космического полета, причем и здесь снова приоритет принадлежит советской науке.

Пожалуй, достигнутые успехи не так велики, как, может быть, ожидалось и хотелось. Уж очень значительны трудности, с которыми встречаются ученые и инженеры, идя по этому новому, непроторенному пути. Трудности принципиальные, связанные с организацией необычного рабочего процесса электрических ракетных двигателей. Трудности конструктивные, вызванные, в частности, особенно жесткими требованиями к надежности двигателей, к используемым конструкционным материалам. Трудности экспериментальные, определяемые спецификой лабораторного эксперимента, который лишь отчасти может имитировать истинные условия работы двигателя в космосе.

И все же успехи несомненны и очень существенны. Весь полученный опыт свидетельствует о жизненности идеи электрического ракетного двигателя, о большой перспективности двигателей этого типа. Можно думать, что к тому моменту, когда электрические ракетные двигатели окажутся абсолютно необходимыми космонавтике, когда без них она не сможет успешно двигаться вперед, такие двигатели окажутся в распоряжении ученых, какие бы трудности ни пришлось для этого преодолеть.

Будущее космонавтики теперь тесно переплетается с будущим всей науки, с судьбами человечества. Если автору удалось хоть несколько приподнять завесу над этим будущим, его цель достигнута.

Автор


Оглавление
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
МОГУЧЕЕ СЕМЕЙСТВО
МОГУЧЕЕ СЕМЕЙСТВО 2
СИЛА И СЛАБОСТЬ ХИМИИ
СИЛА И СЛАБОСТЬ ХИМИИ 2
СИЛА И СЛАБОСТЬ ХИМИИ 3
СИЛА И СЛАБОСТЬ ХИМИИ 4
СИЛА И СЛАБОСТЬ ХИМИИ 5
СИЛА И СЛАБОСТЬ ХИМИИ 6
ЯДЕРНАЯ РАКЕТА
ЯДЕРНАЯ РАКЕТА 2
ЯДЕРНАЯ РАКЕТА 3
ЯДЕРНАЯ РАКЕТА 4
ЯДЕРНАЯ РАКЕТА 5
ВМЕСТО ТЕРМОХИМИЧЕСКИХ — ЭЛЕКТРОТЕРМИЧЕСКИЕ
ВМЕСТО ТЕРМОХИМИЧЕСКИХ — ЭЛЕКТРОТЕРМИЧЕСКИЕ 2
ТАЙНЫ ПЛАЗМЫ
ТАЙНЫ ПЛАЗМЫ 2
ТАЙНЫ ПЛАЗМЫ 3
ОТ «ГОРЯЧЕГО» К «ХОЛОДНОМУ» ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ
ОТ «ГОРЯЧЕГО» К «ХОЛОДНОМУ» ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ 2
ОТ «ГОРЯЧЕГО» К «ХОЛОДНОМУ» ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ 3
ОТ «ГОРЯЧЕГО» К «ХОЛОДНОМУ» ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ 4
ОТ «ГОРЯЧЕГО» К «ХОЛОДНОМУ» ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ 5
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ НА РАКЕТЕ
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ НА РАКЕТЕ 2
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ НА РАКЕТЕ 3
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ НА РАКЕТЕ 4
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ НА РАКЕТЕ 5
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ НА РАКЕТЕ 6
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ 2
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ 3
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ 4
КВАНТЫ В УПРЯЖКЕ
КВАНТЫ В УПРЯЖКЕ 2
КВАНТЫ В УПРЯЖКЕ 3
К ЗВЕЗДАМ!
К ЗВЕЗДАМ! 2
К ЗВЕЗДАМ! 3


Оружие самозащиты, Щелоков А., 1993



Блондинка за углом смотреть фильм
Маленькая Вера смотреть фильм
Любовь и голуби смотреть фильм