Практикум по общей биологии
Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ

Руководство к практическим занятиям составлено применительно к программе курса общей биологии для медицинских институтов. Оно рассчитано на самостоятельную работустудентов; преподаватель не даёт общих объяснений ' и напрактических занятиях является лишь консультантом.'

Руководство охватывает те разделы курса, которые даютконкретный материал для практической проработки и Требуют приобретения определенных навыков. Некоторые разделы программы не представлены в руководстве, так как легко могут быть усвоены студентами на лекциях и по учебникубез практической проработки. В руководстве не представлены также материалы, дублирующие программу по .гистологии (например, спермиогенез, овогенез).

Материал, изложенный в руководстве, несколько превышает предусмотренный программой минимум. Это дает возможность варьировать в некоторой степени содержание занятий в зависимости от местных условий. С другой стороны,особо интересующиеся студенты смогут* познакомиться сбольшим числом представителей той или иной группы организмов или глубже изучить тот или иной объект.

Основная задача авторов при составлении курса практических занятий заключалась, во-первых, в том, чтобы наконкретном, по возможности живом, материале дать отчетливое представление о развитии органического мира, иллюстрируя этот процесс в первую очередь формами, имеющими практическое значение для медицины; во-вторых, чтобы«весь планомерно излагаемый материал был подчинен однойобщей идее, демонстрировал основное положение мичуринской биологии о единстве организма и среды его обитания.Одновременно с этим авторы стремились к тому, чтобы

3

между отдельными занятиями была логическая связь, создающая .цельность курса.

Практические занятия начинаются со знакомства с основными структурами организма (клетки и .неклеточяые образования). На последующих занятиях изучается материал,показывающий развитие от низших форм к высшим сначалав растительном, а затем ,в животном мире. От вирусов, микробов, одноклеточных водорослей изложение материалапереходит к низшим многоклеточным растениям, затемк архегониальным и семенным растениям. Раздел ботаникизаканчивается занятиями по фотосинтезу. Обзор животногомира начинается с типа простейших, класса жгутиковых; вовсех классах простейших представлены паразиты человека:трипаносомы, лейшмании, дизентерийная амеба, плазмодиймалярии и др. Студенты знакомятся последовательно, «в сравнительно-анатомическом аспекте с представителями всехтипов животного мира; особенно детально изучаются паразиты человека, подробно изучаются их строение и жизненные циклы.

На всех занятиях внимание фиксируется на экологических моментах..

Курс заканчивается занятиями по эмбриологии. На препаратах и живых объектах студенты знакомятся со сравнительной эмбриологией от зиготы до начала органогенеза.Изменения течения эмбриогенеза рассматриваются ъ связис условиями развития каждой данной формы.

Таким образом, практическое руководство стремитсядать цельное представление о развитии и приспособленностиживых существ. Наряду с этим студенты получают возможность овладеть некоторыми практическими навыками поанализу и „диагностике .паразитических форм.

В данном руководстве составители ограничились лишьнемногими указаниями для преподавателя относительно получения материала и приготовления препаратов. Более полные сведения по этому вопросу можно почерпнуть из другихспециальных руководств.

Материал был распределен между составителями следующим образом: В. В. Маховко — «Деление клеток», «Про

стейшие», «Кишечнополостные» и в разделе «Растительныеорганизмы» — «Ахорион», «Фотосинтез», А. Н. Зорин —

4

«Эмбриональное развитие; Т. Б. Коробова — «Плоскиечерви», «Круглые черви»; А. И. Крашенинникова — «Оптические приборы и их употребление», «Клеточные и неклеточные структуры», «Кольчатые черви», «Моллюски»,«Иглокожие», «Рептилии», «Птицы»; А. И. Крашенинниковаи [Н. Г. Сухачев|—«Членистоногие»; В. Ф. Лапина — «Растительные организмы»; Е. И. Смирнова — «Ланцетник»,«Круглоротые», «Рыбы», «Амфибии», |С. Б. Жегалов| —«Млекопитающие».

При втором издании «Практикума по общей биологии»устранены замеченные ошибки и неточности, допущенныев первом издании.

Заменено описание устаревшего микроскопа «Протресс»описанием микроскопа МБИ-1. Несколько дополнен раздело растительной клетке. Кроме того, введены разделы, посвященные плазмолизу и де-плазмолизу растительной клеткии занятиям по фотосинтезу. Книга дополнена также описанием некоторых новых объектов, имеющих медицинскоезначение: грибок ахорион, лямблии, трихомонада, осенняяжигалка. Наряду с дополнением и изменением текста заменена часть рисунков.

Коллектив авторов выражает признательность товарищам, приславшим свои замечания и пожелания ко второмуизданию книги.

Проф. В. В. Маховко