ВНЕШНИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОТРЕБНОСТИ В АЛКОГОЛЕ
Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма, 1984

ГЛАВА IV

\

ПСИХОЛОГО-КЛИНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РАННЕГО АЛКОГОЛИЗМА

1. ВНЕШНИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОТРЕБНОСТИ В АЛКОГОЛЕ

Психологическую характеристику раннего алко

голизма необходимо начать с зарождения самой потребности в алкоголе. Лишь в этом случае мы можем получить представление о той «точке отсчета», с которой начинается сложный путь реформации личности.

Потребность в алкоголе прямо не входит в число естественных жизненных потребностей, как, например, потребность в кис-нороде или пище, и поэтому сам по себе алкоголь первоначально не имеет побудительной силы для человека. Потребность эта, Как и многие другие потребности человека, появляется потому, Кто общество, во-первых, производит данный продукт и, во-вто-1 рнх, «производит» и «воспроизводит» обычаи, формы, привычки № предрассудки, связанные с его потреблением. Если воспользоваться приведенной в предыдущей главе моделью, то понятно, что речь идет о той плоскости пространства личности, которая «вязана с культурой, со значениями, нормами, образцами поведения.

Алкоголь занимает (и это надо признать прямо) вполне Ипределенное место в современном образе жизни и, следовательно, до сих пор остаются верными слова В. Португалова, •казанные еще в 1890 г.: «Существующая привычка к алкоголю порождает и в последующих поколениях преемственное распо

ложение и путем подражания, переимчивости передается из по

;сем в одинаковой степени — существуют разные микросреды

коления в поколение». Разумеется, эти привычки не присущи

соответственно разные микрокультурные традиции. В настоя-

Кцее время опубликованы многочисленные работы (часть кото-Вых была проанализирована в первой главе), рассматривающие различные особенности микросреды и связанные с ними алкогольные обычаи. А. А. Портнов и И. Н. Пятницкая (1971), на-Вример, пользуясь в этом случае понятием «обычаи ближайшего окружения», отмечают, как и подавляющее большинство других авторов, существование определенной связи характера ал-Екоголизации с этими обычаями, с влиянием микросоциальной * среды. Достаточно общим, типичным можно признать и мнение Patrick (1952) о том, что употребление алкогольных напитков I в группе или сообществе людей — главным образом явление

культуры и именно в свете культуры этого сообщества или группы оно может быть понято.    /


Итак, первое условие, предпосылка возникновения потребности в алкоголе, без учета которой не может обойтись психологический анализ, это так называемые алкогольные обычаи.В самой общей форме их можно определить как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение традиции и формы потребления спиртных напитков. Алкогольные обычаи выполняют при этом по крайней мере две социальные функции: во-первых, они выступают средством стабилизации существующих в данной среде форм потребления алкоголя и отношения к ним и, во-вторых, осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений.

Восприятие и постепенное усвоение алкогольных обычаев начинаются задолго до того, как у человека возникает собственно потребность в алкоголе, задолго даже до первого знакомства с самим алкоголем, его вкусом и действием. Уже маленький ребенок, сидящий за праздничным столом, ждет, что ему в рюмку нальют сладкой воды, «детского вина» и он под одобрительный гул гостей потянется чокаться со всеми, вновь и вновь усваивая при этом внешний ритуал винопития. Опыты, проведенные нами в старших группах детского сада, показали, что если детям предложить сыграть «в свадьбу», «день рождения», то они с достаточной точностью воспроизводят, копируют в игре внешние атрибуты взрослого застолья с имитацией чоканья бокалами, питья вина, тостов, качающейся походки «набравшихся» гостей и т. п. По данным А. И. Цаплина (1972), опросившего более 100 мальчиков одного из детских садов Перми, 97% из них могли верно описать свойства алкогольного опьянения. Уже в это время начинает формироваться представление об алкоголе как об особом, обязательном спутнике торжеств и встреч, притягательном символе взрослой жизни. В гл. I мы останавливались на исследованиях алкогольных установок у детей. Здесь же напомним, что к 11—12 годам у подростков формируются вполне стабильные стереотипы отношения к пьянству (Morton, 1977).

Примерно с такой внутренней преддиспозицией и происходят первые приобщения ребенка к алкоголю, инициаторами которых, как показывают приведенные в первой главе данные, часто являются родители4. Prendergast и Schaefer (1974) называют три механизма, через которые родители могут оказывать влияние на алкоголизацию детей: 1) родители как образцы; 2) родители как воспитатели; 3) родители как источники поддержки. По мнению этих авторов, семья, в которой чрезмерная выпивка подростков может быть предсказана, — эуо семья, где отец

и где ребенок не чувствует себя под контролем, осо-нно со стороны матери, а чувствует себя отторгнутым отцом матерью и ощущает большое психологическое напряжение во аимоотношениях с отцом. Согласно нашим данным, школьни-, которым родители разрешали употреблять спиртные напитки в взрослыми по праздникам, в несколько раз чаще, чем их верстники, которым запрещали это делать, уже «выпивали» в компании друзей. Таким образом, непосредственное приобщение адетей к алкогольным обычаям семьи является начальным, пусковым механизмом для их дальнейшего самостоятельного знакомства с алкоголем.

Однако личность человека не есть лишь сколок культуры,. >на не просто репродуцирует обычаи и традиции своей микро-|реды, но активно, деятельностно осваивает их, вырабатывает ним свое смысловое отношение, обладает определенной внут-:нней свободой принять или отвергнуть их. Поэтому сам факт .аличия алкогольных традиций при всей их статистически доказанной пагубности еще не есть исчерпывающая и единствен-ая причина раннего пьянства, а лишь условие, предпосылка — отя и очень важная — его появления. Иными словами, от опи-ания внешних детерминант, связанных с культурными значе-1ями, необходимо перейти к анализу других плоскостей разви-ия личности.