ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ПСИХИКУ
Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма, 1984

2. ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ПСИХИКУ

Итак, еще до первых значимых опытов знакомства с алкоголем у подростка образуется — в тесной зависимости прежде рего от семьи, микросреды — определенное представление об гом продукте, о его особом, как принято думать, эйфоризирую-дем действии. Первое знакомство с алкоголем происходит обыч-fc в ю—12 лет за праздничным столом с родителями, либо в компании друзей. И это первое знакомство неожиданно оказы-1ется совершенно не таким, часто резко контрастирующим с 1еющимся до того представлением, преддиспозицией ребенка, эчти всегда первая алкоголизация воспринимается субъективно неприятно. Подростки отмечают «горький вкус» водки, жже-ше во рту, головокружение, тошноту и в ряде случаев рвоту 1аже от однократного приема небольших доз.

После такого, чаще дискомфортного, знакомства большинство подростков некоторое время избегает алкоголя. Однако от того, что субъективные ощущения от спиртных напитков явш> не совпадают с усвоенными представлениями, традициями иг Предрассудками, последние не исчезают, но постоянно — особенно в отягощенной микросреде — представляют повод, становятся соблазном возобновить алкоголизацию. И уже в возрасте 13—14 лет в связи с какими-либо событиями (окончание восьмилетней школы, поступление в учебное заведение, праздники, дни рождения, свадьбы и т. п.)’ алкоголизация возобнов-

дяется, причем постепенно она начинает приобретать нойое субъективное, психологическое содержание.    "    Г

Для того чтобы понять, за счет чего возникает это новое; психологическое содержание, что заставляет подростка, часто преодолевая естественное органическое неприятие, стремиться тем не менее к выпивке, необходимо подробнее рассмотреть возможности влияния алкоголя на психические, в том числе личностные, процессы.

Характер влияния алкоголя на организм человека давно и подробно изучен физиологами и медиками. Что касается подростков, то острое алкогольное отравление приводит, например, по данным В. И. Демченко (1980), к значительным изменениям деятельности сердечно-сосудистой системы, проявляющимся в побледнении кожных покровов, акроцианозе, тахикардии и приглушенности сердечных тонов. Характерным проявлением алкогольного отравления является многократная рвота. Даже единичное употребление небольших доз спиртных напитков сопровождается у подростков выраженными проявлениями интоксикации, особенно нервной системы. Наиболее тяжелые отравления наблюдаются у лиц с отягощенным анамнезом, на фоне органической церебральной недостаточности или сопутствующей соматической патологии.

Значительно менее однозначно можно описать характер влияния алкоголя на психику подростка. В целом клиническая картина выраженного опьянения подростка выглядит в большинстве случаев так: кратковременное возбуждение сменяется затем общим угнетением, оглушенностью, нарастающей сонливостью, вялостью, замедленной бессвязной речью, потерей ориентации. Если же обратиться к субъективным данным, к данным опросов, то при всей их некорректности (обычно одновременно опрашиваются и те, кто недавно познакомился со спиртным, и те, кто имеет определенный опыт алкоголизации; не всегда проверяется, верно ли понял опрашиваемый ребенок вопрос исследователя и т. п.) можно констатировать, что в субъективных переживаниях, особенно в самом начале знакомства с алкоголем, преобладающую роль играют отрицательные или безразличные ощущения. Из опрошенных Т. М. Богомоловой (1928) €05 школьников 6—16 лет во время употребления спиртных напитков у 41,1% отмечались неприятные и тяжелые соматопси-хические ощущения, у 35,6 — безразличное состояние, у 23% — приятное состояние. По данным Михайлова (1930), после выпивки головная боль отмечалась у 61,2%, тошнота — у 8,4, рвота — у 14,8, подавленное состояние — у 3,6, слабость — у 12,4% опрошенных. На вопрос о самочувствии в опьянении И. Канка-ровичем (1930) были получены у школьников следующие ответы: подъем настроения — 47,8%, безразличное настроение — 18,4, упадок настроения — 6,1, физическое недомогание — 27,6%. По данным В. Ф. Матвеева с соавторами (1979), при первых употреблениях алкоголя 53% подростков испытывали отвраще-

Ше, 33% — безразличие и лишь 24%, по их словам, получали Ео^ольствие. По нашим наблюдениям, как уже отмечалось, I )в^я алкоголизация почти всегда воспринимается субъективно неприятно.

Со временем, с увеличением «стажа» употребления алкоголя, |бъективная картина, однако, разительно меняется. Более 90% ерошенных нами подростков с двухгодичным и большим «станем» употребления считали, что опьянение сопровождается у вих ощущением прилива сил, чувством довольства, комфорта, (юнышением настроения, т. е. в высказываниях начинают появиться те атрибуты психического состояния, которые обыденное рзнание часто приписывает действию алкоголя.

Разумеется, психофизиологический эффект действия алкогоне всегда однозначен и меняется в зависимости от возраста §ющего, общего состояния организма, особенностей конститу-и и нервной системы. В целом же, однако, наиболее общая ема, как мы уже говорили, заключается в том, что обычно* зникает возбуждение, подъем, вызванный борьбой организма поступившим ядом, затем возможно расслабление, угнетение, |н. Все это сопровождается нарушением моторики, рассогласо-нностью движений, речевой расторможенностью.

- Привлекательно ли для человека подобное психофизиологи-Ькое состояние, эта, по остроумному выражению М. П. Нина, игра на аварийных системах организма? Можно ли этим ъяснить субъективную тягу к алкоголю, даже если учитывать авление на пьющего соответствующих традиций и предрассуд-{в? Очевидно, нет. Постепенно появляющаяся и могущая нара-вть привлекательность алкогольного опьянения, на наш взгляд, •другом. Она кроется в той — по большей части неосознан-й — психологической мотивации обращения к вину, в тех же-ниях и потребностях, которые человек пытается удовлетво-1ть с его помощью. Генетически первым и наиболее частым ляется здесь желание повеселиться, создать приподнятое, на-; роение на свадьбе, дне рождения, встрече друзей, т. е. в слу-Ю1Х, в которых традиции винопития особенно прочны. Обычно-|аздника ждут, к нему заранее готовятся, определенным обрати настраивают себя, принаряжаются, что само по себе со-,ает ту особую атмосферу, которая и без вина делает чело-ка возбужденным, приподнятым, радостным. Последующее-|инятие алкоголя, изменяя состояние организма и нервной си-емы, создает лишь особый, необычный психофизиологический он, на который мощно проецируются психологические ожидания, вся предшествующая психологическая подготовка к данно-Kiy событию (Братусь, 1974). Для самого же человека этот ме~ манизм остается неосознанным, скрытым, что и порождает общепринятое представление об особых свойствах алкоголя.

) Подобную проекцию можно усмотреть не только в употреблении алкоголя (как, впрочем, и некоторых других наркотиче-Нких веществ). Сходные механизмы выявляются, в частности, в.