Путеводитель Москва, 1997

ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

“ОКОЛЬЦОВАННАЯ” МОСКВА

Москва — город с радиально-кольцевой планировкой. Москва издревле лежала на перекрестке нескольких путей сообщения и потому росла почти равномерно во всех направлениях. Такая планировка характерна для многих древних европейских городов: Париж и Вена — классические примеры радиально-кольцевой планировки, не так сильно она выражена в Брюсселе и Берлине.

Первое и древнейшее "кольцо" Москвы — стены Кремля, построенного в XII в. на холме над Москвой-рекой и принявшего современные размеры на рубеже XV и XVI вв. Второе “кольцо” Москвы возникло в конце XVI в., когда появился Белый город на месте современного Бульварного кольца со стенами из побеленного кирпича и белого камня. Если быть совсем точным, то это было кольцо неполное, упиравшееся в Москву-реку. Когда спустя полтора столетия стены Белого города сломали, то на освободившемся месте разбили широкие бульвары, в результате чего появилось Бульварное кольцо, так и оставшееся на деле полукольцом.

Третье “кольцо” тоже сначала строилось из оборонительных соображений как стены Земляного города, а лишь затем стало широким бульваром с садами по двум сторонам магистрали.

Следующее “кольцо” — Камер-Коллежский вал — не имело поначалу транспортного значения. Это была просто таможенная граница города в XVIII в., при пересечении которой взимали пошлины с ввозимых в Москву товаров. Он несколько вытянул Москву на северо-восток, туда, где лежали важные пригороды — Преображенское и Лефортово.

В XX в. Москва необъятно разрослась. Московский совет решил пересмотреть границы города, организовав Московскую кольцевую автодорогу. Причем это было самое крупное увеличение московских границ за всю историю: сразу в два с половиной раза.

Но это было уже позже — лишь в 1960 г., а в 20-30-х гг. власть активно занималась малыми кольцами. Садовое кольцо значительно расширили, снеся все сады; организовали так называемое “Центральное полукольцо" — цепочку площадей, чередующихся с широкими проспектами, расположенными вдоль границ Кремля и Китай-города.

На исходе XX в. Москва продолжает "окольцовываться”: не исключено, что новые районы тоже придется когда-нибудь объединять единым кольцом, а под землей проектируются вторая и третья кольцевые линии метро.

СЕМЬ ХОЛМОВ МОСКВЫ

Говорят, что Москва стоит на семи холмах. На самом деле холмов существует гораздо больше, но семь являются наиболее ярко выраженными в равнинном рельефе Москвы и наиболее известными из истории.

К тому же в русской мифологии 7 — число магическое. Если вам уже доводилось читать русские народные сказки, то вы могли заметить, что эта цифра часто встречается в них: 7 богатырей...

Легче всего увидеть Боровицкий холм, будучи в южной части Александровского сада. Именно на нем стоит Кремль, именно он чаще всего упоминается в древних летописях.

82 ► ПРОГУЛКИ — АРХИТЕКТУРА, ЭПОХИ, СТИЛИ

Остальные холмы в настоящее время достаточно тяжело различить: Пушкинская площадь — вершина Тверского холма, а Сретенка стоит на Сретенском холме.

Следующий “холм” — Швивая (от слова “швея”) горка на Таганке, чаще называвшаяся в просторечье Вшивая горка, а по документам — Таганский холм.

И наконец, последние три холма — это Лефортовский холм, Трехгорный холм на Пресне и на Воробьевых горах.

АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ. ЭПОХИ И СТИЛИ

ДРЕВНЕРУССКАЯ ИЛИ СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА В МОСКВЕ (XIII-XVII вв.)

Из восьми с половиной веков истории Москвы пять с половиной столетий приходится на развитие архитектуры, которую обычно называют древнерусской. Это — архитектура эпохи средневековья, которая в России продолжалась дольше, чем в странах Западной Европы, вплоть до конца XVII в. Для Москвы средневековье охватывает длительный, самый долгий период ее истории от основания города в середине XII в. и до начала реформ Петра Великого, которые приблизили Россию к европейской культуре. Архитектура Москвы этого времени исходила из наследия зодчества Византийской империи, откуда на Русь пришло православие и вместе с ним строительство церквей.

В эпоху средневековья в Москве строили в основном из дерева. Город часто подвергался пожарам, и из деревянных построек до нас практически ничего не дошло. Из кирпича и камня строили самые богатые дворцы (и то лишь начиная с XVI в.), крепостные стены и главные церкви. В связи с этим памятники архитектуры Москвы эпохи средневековья, которые сегодня можно увидеть, это в основном — соборы, церкви и монастыри.

Средневековую архитектуру Москвы обычно разделяют на три периода. Первый — архитектура ранней Москвы — с XII по середину XV в. От нее мало что осталось. Однако именно тогда сложился характерный тип архитектуры московской церкви. Поэтому опишем его подробно. Эти храмы были в плане почти прямоугольными с тремя закруглениями в восточной части, где располагался алтарь. Эти закругления называются апсидами. Снаружи фасады делились простыми пилястрами на три части — в середине каждого фасада был парадный вход, выделенный несколькими арками на колонках, заходящих одна за другую, что создавало эффект перспективы, уводящий взгляд к двери. Эти ранние церкви завершались поставленным в центре кровли круглым барабаном, который завершался небольшим куполом. Внутри — четыре квадратных столба поддерживали своды, которые сходились к центру, где и находился круглый барабан и купол, видимые снаружи. Восточная часть интерьера церкви отделялась стенкой, на которую ставили иконы,— иконостасом. Сначала он был низким, но с течением веков его делали все выше, пока он не превратился в сплошной экран, отделивший алтарную часть храма. Самый характерный пример этой ранней архитектуры Москвы — собор Андроникова монастыря, построенный в первой половине XV в.

Второй период средневековой архитектуры Москвы включает в себя вторую половину XV и XVI в.— правление великих князей Ивана III, Василия III, царей Ивана IV Грозного, его сына Федора и царя Бориса Годунова. Это самое интересное время для средневековой архитектуры Москвы. Тогда традиционный тип церкви, который был описан выше, был обогащен и усложнен итальянскими зодчими, приглашенными на Русь.

ПРОГУЛКИ — АРХИТЕКТУРА, ЭПОХИ, СТИЛИ ◄ 83

Итальянцы в ХУ-ХУ1 вв. принесли с собой идеи архитектуры Возрождения. Благодаря этому в Успенском и Архангельском соборах Кремля, при сохранении традиционного плана и внутреннего устройства, появились наружные детали — пилястры, капители, аркады, связанные с архитектурой итальянского Возрождения. В XVI в. появилось много новых необычных идей в архитектуре Москвы. Церкви, небольшие в плане, стали делать очень высокими и перекрывать вытянутыми вверх кровлями, которые русские называют шатрами. Первая и самая интересная такая церковь — храм Вознесения в Коломенском. Позже, во второй половине XVI в., стали создавать еще более удивительные церкви, состоящие из многих соединенных вместе башен, в каждой из которых устраивали отдельную часовню. При этом применяли очень разнообразный и богатый декор. Самый характерный пример этому собор Василия Блаженного на Красной площади.

Третий, последний период средневековой архитектуры Москвы называют поздним средневековьем. Он охватывает XVII в. И в это время сохраняется преимущественно первоначальный традиционный тип храма, но декор и снаружи и внутри становится сложнее и богаче. Становятся почти обязательными пять небольших куполов, поставленных на пирамиду, окруженную несколькими рядами арочек, расположенных один под другим. Делаются пышные обрамления окон и дверей, по углам снаружи часто ставятся спаренные колонны. Самый яркий пример этого типа — церковь св. Троицы в Никитниках в Китай- городе, недалеко от ГУМа. Одновременно строятся и небольшие изысканные церкви, украшенные несколькими высокими шатрами,— такие, как церковь Рождества Богородицы в Путинках, которая видна с Пушкинской площади от памятника А.С.Пушкину. От XVII в. осталось в Москве довольно много жилых домов, достаточно простой формы. Обычно это тяжеловесные по пропорциям двух-трехэтажные кирпичные здания с длинными рядами небольших окон, украшенных пышными наличниками.

АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ В XVIII в.

Поскольку средневековье в России затянулось, то когда Петр Великий стал преобразовывать страну в европейском духе, эпоха Возрождения на Западе уже закончилась. В Европе, особенно в Северной, Центральной и Восточной, господствовал стиль барокко, и он был перенесен на рубеже XVII и XVIII в. в Москву. Барокко в Москве развивалось с 1690-х до 1760-х гг. Вначале продолжалось использование традиционных русских форм планов и построения общих объемов зданий, но декор становился все более похожим на европейский. Эта начальная фаза барокко в Москве называется “нарышкинским барокко”, потому что ее можно найти в основном в постройках родственников матери Петра I — семьи Нарышкиных. Лучший памятник этого направления — церковь Покрова Богородицы в Филях конца XVII в. (рядом с метро "Фили"). К середине XVIII в. в Москве установилось барокко, уже вполне похожее на европейское, пришедшее из новой столицы Российской империи — Петербурга.

Во второй половине XVIII в. архитектура Москвы изменилась. Это было связано прежде всего с новой “художественной политикой" императорского двора. Пришедшая к власти в 1763 г. императрица Екатерина Великая сделала классицизм официальным государственным стилем и обязала своих подданных строить дома и церкви только в этом духе. Архитекторы использовали колоннады, обрамления окон, карнизы в античном духе, основываясь на образцах из европейских,

84 ► ПРОГУЛКИ — АРХИТЕКТУРА, ЭПОХИ, СТИЛИ

чаще всего французских архитектурных книг той эпохи. Самое характерное сооружение московского классицизма второй половины XVIII в.— дом Пашкова, построенный архитектором В.И.Баженовым на Моховой ул. (рядом с метро “Библиотека имени Ленина").

АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ XIX в.

В первой половине XIX в. в архитектуре Москвы продолжал развиваться классицизм. Правда, при восстановлении города, который сгорел во время войны с Наполеоном I почти целиком, размеры зданий стали меньше. Ушли в прошлое огромные дворцы, зато распространились уютные особняки в один- два этажа с мансардой, украшенные небольшим белым портиком и скульптурными вставками в стиле ампир (это название показывает происхождение стиля — от искусства империи Наполеона I).

В середине и во второй половине XIX в. в Москве утвердился архитектурный историзм, обращенный к национальному художественному наследию. Официальный государственный стиль назывался русско-византийским и основывался на сочетании характерных мотивов византийской и древнерусской архитектуры, объединенных рационалистической композицией. В таком духе был построен Большой императорский дворец и Оружейная палата в Кремле, огромный храм Христа Спасителя, который был взорван в 1930-х гг. и сейчас восстанавливается. Общественные здания строились тогда тоже в историческом русском духе, но возводя их, архитекторы предпочитали обращаться к более свободным и живописным историческим прообразам — прежде всего к архитектуре Москвы XVII в., богатой пышным декором. Исторический музей, здание магазина ГУМ на Красной площади, старое здание Третьяковской галереи могут служить примерами этому.

АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ В XX в.

На рубеже XIX и XX вв. в Москве появился стиль модерн. Он соединял в себе черты рационального устройства внутреннего пространства и изысканную, подчеркнуто художественную систему декора, где преобладали гибкие, извивающиеся формы, растительные мотивы. Одновременно в начале XX столетия часто строили особняки, где преобладала романтическая ностальгия о XVIII в., и они возводились в классическом духе.

После революции 1917 г. в архитектуре Москвы появился радикальный авангардизм. Была отвергнута вся архитектура прошлого, и типы зданий, и система организации пространства, и исторический декор. В городе появились постройки, лишенные украшений, но обладающие яркими, впечатляющими, строго геометрическими, суровыми формами. Это прежде всего клубы для рабочих — например, клуб им. Русакова архитектора К.Мельникова на улице Стромынке или клуб им. Зуева на Лесной улице архитектора П.Голосова.

Со второй половины 1930-х гг. и вплоть до конца 1950-х во время правления И.Сталина архитектура Москвы вновь стала совсем иной. Авангардизм был запрещен, и снова официальным стилем был объявлен классицизм, в чем можно убедиться, посмотрев главную парадную магистраль сталинской Москвы — улицу Горького, ныне называющуюся Тверской. Сразу после окончания Второй мировой войны в Москве стали строить первые небоскребы, и в их архитектуре отчетливо проявилось влияние американских сооружений 1930-х гг., так называемого стиля арт деко.

В 1960-х гг., когда советское государство возглавлял Н.Хрущев, архитектура Москвы еще раз изменилась по приказу правительства.

ПРОГУЛКИ — АРХИТЕКТУРА, ЭПОХИ, СТИЛИ ◄ 85

Тогда было решено строить исключительно утилитарные здания, без всякого декора, преимущественно из сборных железобетонных панелей. Это продолжалось и в 1970-80-х гг., когда у власти был Л.Брежнев. Были возведены гигантские районы таких зданий на окраинах города. К несчастью, в этом же духе строились новые здания и в центре Москвы — например, здания на улице Новый Арбат. После начала перестройки, распада СССР и становления новой русской государственности начались поиски нового архитектурного стиля, основанного на исторических национальных традициях, которые ведутся и сегодня.

СПИСОК НЕКОТОРЫХ ПЕРЕИМЕНОВАННЫХ УЛИЦ

ПО АЛФАВИТУ СТАРЫХ НАЗВАНИЙ

Начиная с 1991 г. правительство Москвы решило вернуть большей части

московских улиц их старые названия.

Ул. 25-го Октября

Никольская ул.

Пл. 50-летия Октября

Манежная пл.

Ул. Горького

Тверская ул.

Пл. Дзержинского

Лубянская пл.

Просп. Калинина

ул. Новый Арбат

Ул. Кропоткинская

Ул. Пречистенка

Ул. Куйбышева

Ул. Ильинка

Просп. Маркса

Ул. Моховая, ул. Охотный ряд

Пл. Маяковского

Триумфальная пл.

Ул. Островского А.Н.

ул. М. Ордынка

Ул. Разина

ул. Варварка

Пл. Свердлова

Театральная пл.

Суворовский б-р

Никитский б-р

П "ПНИИИ

Свое имя Москва получила от названия реки, на которой князь Юрий Долгорукий основал город.

Сегодня Москва-река — это порт пяти морей. К сожалению, купаться в Моск- ве-реке мы вам не рекомендуем, но, если вы любите прогулки на теплоходе, вы можете осмотреть Москву с воды.

Москва-река делит город на две части: левый и правый берег.

\U«u£t

Travel Jet

— незаменимый епугник

настоящего путешественника!

Мини-фен, мини-утюг — легко, компактно и очень удобно!

86 ► ПРОГУЛКИ — ВНУТРИ САДОВОГО КОЛЬЦА

ВНУТРИ САДОВОГО КОЛЬЦА ЛЕВЫЙ БЕРЕГ МОСКВЫ-РЕКИ

КРЕМЛЬ

Пройти к Кремлю удобнее всего будет от метро “Библиотека им. Ленина” или “Александровский сад”.

Первый “район" Москвы, Кремль, расположен на левом берегу Москвы-реки. С ним связаны важнейшие события истории столицы, истории государства. Стены Кремля составляют практически правильный равнобедренный треугольник, вдоль восточной стороны которого проходит Красная площадь, а вдоль западной — Александровский сад.

Кремль расположен на холме, омываемом с одной стороны Москвой-рекой, с другой — ее притоком, рекой Неглинной, которая с 1819 г. течет в подземной трубе, у решетки Александровского сада ( с 1996 г. эта часть реки выведена на поверхность). В древности этот холм был покрыт густым хвойным лесом — бором. Память о нем до сих пор сохраняется в названии старейших ворот Кремля — Боровицких.

ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

В 1156 г. были построены первые деревянные стены Московского Кремля, территория которого тогда была намного меньше современной. После пожара Москвы в 1238 г. князь Иван Данилович, прозванный Калитой, за пять месяцев воздвигает мощные дубовые стены вокруг Кремля. В это же время в Кремле были заложены первые белокаменные соборы, новые княжеские хоромы, где находились резиденции великих князей — властителей Московской Руси — и московских митрополитов, стоявших во главе русской православной церкви.

В 1367-1368 гг. молодой князь Дмитрий Донской, внук Ивана Калиты, построил белокаменные стены и башни Кремля. Толщина стен была весьма внушительной — от 2 до 3 м.

Белокаменный Кремль Дмитрия Донского прослужил более 100 лет.

В конце XV — начале XVI вв., в годы правления великих князей Ивана III и Василия III, были выстроены новые, кирпичные стены и башни Кремля, расширена его территория, особенно в северной и юго-западной частях. Это было сделано итальянскими инженерами, знакомыми с архитектурой и искусством фортификации эпохи Возрождения. Они появились в Москве после женитьбы Ивана III на наследнице Византийской империи Софии Палеолог, воспитывавшейся в Риме. В XVII в. башни Кремля были надстроены декоративными шатрами.

В результате стены Кремля получили современные очертания. Теперь их протяженность с башнями составляет 2235 м. Площадь Московского Кремля стала равной примерно 28 га.

Стены возводились с учетом рельефа местности. Высота их — от 5 до 19 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м. Всего на стенах 1045 зубцов с узкими щелевидными бойницами.

С двух сторон Кремлевский холм омывали реки Неглинная и Москва-река. Со стороны Красной площади в начале XVI в. был вырыт ров шириной 32 м и глубиной около 12 м. Он соединил обе реки. Кремль стал островной крепостью.

ПРОГУЛКИ — КРЕМЛЬ <4 87

ПОСЕЩЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА “МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ”. Справки по тел. 202 42 56, 202 92 23. МУЗЕИ-СОБОРЫ: УСПЕНСКИЙ, АРХАНГЕЛЬСКИЙ, БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, ЦЕРКОВЬ РИЗОПОЛОЖЕНИЯ, МУЗЕЙ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И БЫТА РОССИИ XVII В. (ПАТРИАРШИЙ ДВОРЕЦ), ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ В КРЕМЛЕВСКОЙ УСПЕНСКОЙ ЗВОННИЦЕ. Работают ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 16.30. Билеты можно приобрести ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 16.30 в кассах — в Александровском саду и непосредственно в музеях и на выставках.

СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ КРЕМЛЯ

Касса работает с 9.30 до 16.45. Выходной день — четверг.

Входные билеты на территорию Кремля: полный — 1000 руб., для учащихся и пенсионеров — бесплатно, для иностранцев — 1000 руб.

Оружейная палата (начало сеансов 10.00, 12.00, 14.30, 16.30): с экскурсионным обслуживанием полный билет — 20000 руб., льготный — 10000 руб.; без экскурсионного обслуживания для сеансов 14.30 и 16.30 по пятницам и субботам полный билет — 16000, льготный — 8000 руб.; для иностранцев полный билет — 70000 руб., льготный — 35000 руб.

Комплексные билеты:

Территория Кремля, Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, церковь Ризоположения, Патриарший дворец: полный — 25000 руб., льготный — 12000 руб; для иностранцев полный — 121000 руб., льготный — 61000 руб. Территория Кремля, Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы: полный — 16000 руб., льготный — 8000; для иностранцев полный — 91000 руб., льготный — 41000 руб.

Экскурсионные объекты:

Успенский собор: полный — 6000 руб., льготный — 3000 руб.; для иностранцев ПОЛНЫЙ — 30000 руб., льготный — 15000 руб.

Благовещенский собор: полный — 6000 руб., льготный — 3000 руб.; для иностранцев полный — 30000 руб., льготный — 15000 руб.

Архангельский собор: полный — 6000 руб., льготный — 3000 руб.; для иностранцев полный — 30000 руб., льготный — 15000 руб.

Патриарший дворец: полный — 6000 руб., льготный — 3000 руб.; для иностранцев полный — 30000 руб., льготный — 15000 руб.

Церковь Ризоположения: полный — 6000 руб., льготный — 3000 руб.; для иностранцев полный — 30000 руб., льготный — 15000 руб.

Всего на территории Кремля 20 башен, 19 из них расположены по периметру стен, а двадцатая. Кутафья, предмостная, отводная от Троицкой башни.

Вход в Кремль через Кутафью башню, построенную из белого камня в начале XVI в. Она служила форпостом перед Троицким мостом. Когда-то башня была окружена рвом. От нее проходит каменый мост, под которым некогда протекала река Неглинная и который ведет к Троицкой башне (1495 г.). Троицкая башня, самая высокая из башен Кремля, составляет вместе с рубиновой звездой 80 м.

Справа от Троицкой башни находится Кремлевский Дворец съездов, построенный в 1961 г.

Напротив Дворца съездов находится здание бывшего Арсенала. Его начали строить при Петре I. Арсенал предназначался для хранения всевозможного военного снаряжения.