Путеводитель Москва, 1997

КРЕМЛЬ

а» ► ПЛАН КРЕМЛЯ

ПЛАН КРЕМЛЯ -4 89

ПОДПИСИ К ПЛАНУ КРЕМЛЯ

1.

Кутафья башня (вход в

27.

Колокольня Ивана Великого

Кремль)

28.

Звонница

2.

Троицкая башня (вход в

29.

Соборная площадь

Кремль)

30.

Царь-пушка

3.

Коммендантская башня

31.

Царь-колокол

4.

Оружейная башня

32.

Оружейная палата

5.

Боровицкая башня

33.

Большой Кремлевский дворец

6.

Водовзводная башня

34.

Грановитая палата

7.

Благовещенская башня

35.

Теремной дворец

8.

Тайницкая башня

36.

Сенат

9.

1-я Безымянная башня

37.

Арсенал

10.

2-я Безымянная башня

38.

Ивановская площадь

11.

Петровская башня

39.

Государственный

12.

Беклемишевская башня

Кремлевский дворец

13.

Константино-Еленинская

40.

Покровский собор

башня

41.

Васильевский спуск

14.

Набатная башня

42.

Лобное место

15.

Царская башня

43.

Мавзолей В.И. Ленина

16.

Спасская башня

44.

ГУМ

17.

Сенатская башня

45.

Казанский собор

18.

Никольская башня

46.

Исторический музей

19.

Угловая Арсенальная башня

47.

Могила Неизвестного

20.

Средняя Арсенальная башня

Солдата

21.

Успенский собор

48.

Обелиск

22.

Благовещенский собор

49.

Манеж

23.

Архангельский собор

50.

Троицкий мост

24.

Церковь Ризположения

51.

Дворец Съездов

25.

Патриаршие палаты

26.

Церковь Двенадцати

апостолов

хотите стать

знаменитым

Заполните анкету в конце путеводителя

Присылайте нам адреса ваших любимых ресторанов, магазинов, ночных клубов и дискотек. О них узнают все!

90 ► ПРОГУЛКИ — КРЕМЛЬ

Однако строительство здания Арсенала растянулось на долгие годы. Современное здание датируется 1817-1828 гг. В середине XIX в. в Арсенале предполагалось создать музей Отечественной войны 1812 г. Вдоль его юго-восточного фасада установлено более 800 трофейных пушек, отбитых русскими войсками при отступлении армии Наполеона.

Напротив Арсенала, за небольшим сквером, находится трехзтажное ярко- желтое здание бывшего Сената (1776-1788 гг.), построенное в стиле классицизм архитектором Матвеем Казаковым. Особенностью Сената является круглая ротонда, как бы “храм разума, дающего счастье", которое, по мнению Екатерины Великой, могло быть достигнуто благодаря хорошим законам. В здании Сената был сохранен рабочий кабинет В.Ленина, который затем был перевезен в дом-музей Ленина в Ленинских Горках.

Справа от Сената находится здание более поздней постройки, того же цвета, что и Сенат. Оно было построено в 1935 г. и долгое время было резиденцией Президиума Верховного Совета. В годы перестройки Горбачев, а затем и Ельцин избрали это место для работы. Сегодня это Президентская резиденция. Далее находятся Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов, построенные в 1653-1655 гг. при патриархе Никоне, знаменитом реформаторе русской церкви XVII в., и перестраивавшиеся в XVIII—XIX вв. Сейчас на втором этаже бывших Патриарших палат разместился Музей прикладного искусства и быта XVII в.

На Соборной площади Кремля находятся наиболее древние постройки Москвы: соборы Успенский, Благовещенский, Архангельский, церковь Ризополо- жения, Грановитая палата, колокольня Ивана Великого.

УСПЕНСКИЙ СОБОР (1475-1479 гг.)

Он был построен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти в традициях зодчества Владимиро-Суздальской Руси. Великий князь Иван III предложил ему взять в качестве образца Успенский собор города Владимира, знаменитый храм, считавшийся главным кафедральным храмом русской церкви в XII- XIII вв.

В 1481 г. художники выполнили иконостас собора и украсили его алтарь фресками. Иконы не сохранились. Сейчас можно видеть фрагменты росписи алтаря. Успенский собор был не только первым по значению храмом на Руси, но и главным общественным зданием Русского государства, рассчитанным на проведение пышных, торжественых церемоний. В Успенском соборе венчались на царство русские цари и короновались императоры, оглашались государственные акты, здесь присягали на верность московскому великому князю удельные князья. Интерьер собора украшен золотом, а красные и голубые краски делают его еще более объемным. В соборе похоронены московские митрополиты и патриархи, их захоронения находятся вдоль северной, восточной и южной стен собора. В соборе находится огромный деревянный трон, построенный в 1551 г. по указу Ивана Грозного и известный в народе как трон Владимира Мономаха благодаря резным сценам, изображающим эпоху Владимира Моно- маха. В 1642-1643 гг. собор был украшен фресками, сохранившимися до настоящего времени. Иконостас датируется 1652 г., но в нижнем ряду находится несколько более старых икон (некоторые из них были привезены при Иване Грозном). Укажем, к примеру, икону ‘Спас Ярое око” (вторая справа) и икону Владимирской Богоматери XV в., копию одноименной иконы XII в , которую вы можете увидеть в Третьяковской галерее, расположенную слева от центрального входа Вдоль северной и южной стен собора располагаются

ПРОГУЛКИ — КРЕМЛЬ ◄ 91

иконы русских и греческих мастеров. Особое внимание привлекает двусторонняя икона "Святой Георгий” XII в. и икона Богоматери XIV в. (у алтаря); “Спас Нерукотворный” XIV в. и икона Дионисия “Митрополит Петр в житии", а также иконы царских мастеров XVII в.

ЦЕРКОВЬ РИЗОПОЛОЖЕНИЯ

Ее построили псковские мастера в 1484-1485 гг. в стиле раннемосковской архитектуры. Иконостас церкви, иконы которого были написаны в 1627 г. группой живописцев под руководством известного художника Назария Истомина, был отреставрирован в 1955 г. В церкви находятся фрески 1644 г. В настоящее время здесь проводятся выставки.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

Благовещенский собор — домовая церковь русских царей. Построенный псковскими и московскими мастерами в 1484-1489 гг., храм был первоначально небольшой. В 70-х гг. XVI в. для царя Ивана Грозного с южной стороны пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом.

Внутри Благовещенский собор невелик. У западной стены, согласно древнерусскому обычаю, устроены хоры для царицы и царских детей.

В Благовещенском соборе сохранился один из древнейших русских иконостасов XIV в. В двух его средних ярусах расположены произведения прославленных иконописцев — Феофана Грека, Андрея Рублева и Прохора с Городца. Созданные в 1405 г., иконы погибли в пожаре 1547 г., находящиеся в соборе иконы перенесены из другого несохранившегося храма.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

Он построен в 1505-1508 г. итальянским архитектором Алевизом Новым на месте древнего храма, сооруженного еще при Иване Калите в 1333 г. В нем в наибольшей степени среди построек Кремля чувствуется влияние архитектуры итальянского Возрождения. Его арки, пилястры, резные детали фасадов говорят об этом.

Первоначальная роспись собора была произведена при Иване Грозном в 1564-1565 гг. Содержание росписи собора имеет литературно-повествовательный характер. Многие композиции написаны на светские и военные темы и в символической форме отражают историю Московского государства. В соборе находятся 60 портретов русских князей.

С начала XIV до первой половины XVIII в. Архангельский собор был усыпальницей великих русских князей и царей до Петра I. Первым в нем похоронен Иван Калита. Здесь же находятся гробницы великого русского полководца Дмитрия Донского, великого князя Ивана III, царя Ивана IV Грозного и его сыновей, а также первых царей Романовых. Отсутствует захоронение Бориса Годунова, который похоронен в Сергиевом Посаде. Петр I и последующие императоры похоронены в Петропавловском соборе.

В соборе-усыпальнице 46 гробниц, в них 56 захоронений.

Гробницы Ивана IV Грозного и его сыновей помещены в алтарной части. Гробница царевича Дмитрия — сына Ивана Г розного и Марии Нагой, убиенного в Угличе,— находится под шатром 'с белокаменными резными колоннами за ажурной решеткой.

Интересен резной золоченый четырехъярусный иконостас 1681 г., выполненный под руководством царского жалованного иконописца Ф.Зубова. Большую

92 ► ПРОГУЛКИ — КРЕМЛЬ

художественную ценность представляют иконы первого ряда иконостаса. Среди них выделяется икона "Архангел Михаил”. Архангел Михаил изображен в рост, в воинских доспехах, с мечом в руке.

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА

Грановитая палата — древнейшее гражданское здание не только Кремля, но и Москвы. Это единственная сохранившаяся часть дворца великих князей, созданного в конце XV в. в духе архитектуры Возрождения итальянскими мастерами. Она построена в 1487-1491 гг. итальянскими архитекторами П.А.Солари и М.Руффо. Название “Грановитая” она получила потому, что ее восточный фасад, выходящий на Соборную площадь, облицован белым граненым камнем. Главная зала, площадь которой 495 м^, была украшена фресками на религиозные темы и притчами, которые переплетались с историческими и бытовыми сценами, и отреставрирована в XVII в. московским иконописцем Симоном Ушаковым. В настоящее время на стенах вы увидите живопись XIX в.

Г рановитая палата являлась парадным тронным залом. В ней проходили пышные приемы иностранных послов, заседали земские соборы.

КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО

Колокольня Ивана Великого построена в 1505-1508 гг. (зодчий Бон Фрязин), а ее верхний ярус надстроен в 1600 г. В свое время колокольня Ивана Великого была самым высоким зданием на Руси (81 м) и являлась сторожевой, сигнальной башней, с которой хорошо обозревались окрестности на 25-30 км.

В здании звонницы (1532-1543 гг.) выставляются экспозиции из коллекций Кремля.

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ

У подножия колокольни Ивана Великого стоит знаменитый Царь-колокол (1733-1735 гг ). Царь-колокол — самый большой в мире. Его вес — 202 т, высота — 6,14 м, диаметр — 6,6 м. Он был установлен в честь императрицы Анны Иоанновны; при его литье были использованы остатки другого колокола, сделанного в 1655 г. для царевича Алексея и частично сгоревшего во время пожара 1701 г. Во время другого пожара, 1737 г., кусок весом в 11,5 т откололся от нового Царь-колокола. Он и поныне лежит рядом с гигантским колоколом.

ЦАРЬ-ПУШКА

Недалеко от собора Двенадцати апостолов установлен памятник литейного искусства XVI в.— Царь-пушка. Вес пушки — 40 т, длина — 5 м, калибр — 890 мм. Ядра, лежащие около Царь-пушки, — декоративные, были отлиты в 1835 г. в Петербурге. Вес каждого пушечного ядра равен 1 т.

БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ

Свой современный вид он получил в 1838-1849 гг., когда по проекту и под общим руководством архитектора К.А.Тона была построена новая часть дворца с фасадом на Москву-реку, в официальном стиле Российской империи середины XIX в., который назывался русско-византийским стилем.

Большой Кремлевский дворец включает в себя около 700 комнат с самым разнообразным оформлением. Один из прекраснейших залов — Георгиевский. Он назван в честь ордена Георгия Победоносца, учрежденного в 1769 г. В декорации зала использованы изображения св. Георгия и воинские атрибуты. Рядом с Георгиевским залом расположен Владимирский зал, где собирались кавалеры ордена св. Владимира.

ПРОГУЛКИ — КРЕМЛЬ ◄ 93

ТЕРЕМНОЙ ДВОРЕЦ

В 1635-1636 гг. группа русских зодчих — Важен Огурцов, Трефил Шарутин, Антип Константинов и Ларион Ушаков — на двух нижних этажах возвели парадные и жилые палаты для царя Михаила Федоровича.

Все комнаты почти одинакового размера. Первая в старину называлась Трапезной, вторая — Крестовая, или Гостиная, третья — Тронная, или царский Кабинет, четвертая — Опочивальня и рядом с ней — Молельня. Все они были отреставрированы в романтическом духе в XIX в. В настоящее время восстановлено Красное Крыльцо.

ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА

Работает ежедневно, кроме четверга, по сеансам: 10.30, 12.30, 14.30, 16.30. Билеты можно приобрести ежедневно, кроме четверга, с 10.00 в кассах — в Александровском саду, у Кутафьей башни и в Оружейной палате.

Здание Оружейной палаты построено специально для музея в 1844-1851 г. по проекту архитектора К.А.Тона.

С XIV и до начала XIX в. Оружейная палата представляла собой сокровищницу великих московских князей и царей.

В первый период своего существования Оружейная палата являлась одновременно хранилищем и производственной мастерской, в которой изготовляли парадное и боевое холодное и огнестрельное оружие, оборонительные доспехи для снаряжения русских воинов.

В начале XIX в. Оружейная палата приобретает значение общественного музея. Сегодня в Оружейной палате представлены уникальные экспонаты: предметы декоративного искусства, подаренные послами зарубежных держав, оружие и доспехи XIII—XVIII вв., не имеющая мировых аналогов коллекция тканей и одежды XIV—XIX вв., ювелирные изделия ХМ-Х1Х вв. Если вы интересуетесь историей русских царей, вам будет небезынтересно увидеть знаменитую шапку Мономаха, которая являлась атрибутом власти вплоть до Петра I; царский трон Ивана Грозного; короны царей-братьев Ивана и Петра, украшенные бриллиантами (1682 г.); первую императорскую русскую корону Екатерины I (супруги Петра I, правившей после его смерти) из позолоченного серебра; подвенечное платье императрицы Екатерины Великой, вышитое серебряной нитью. Также в залах Оружейной палаты вы увидите редчайшие экспонаты из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, фарфора; ткани, вышитые жемчугом и драгоценными камнями. В Оружейной палате вы увидите знаменитые пасхальные яйца Фаберже, внутри некоторых из которых находятся миниатюрные предметы (например, Транссибирский экспресс). Здесь представлены посох митрополита, сделанный в Византии в XIV в., одежда из итальянской парчи, секрет создания которой утерян в веках, ткани, украшенные 150508 жемчужинами. Вам будет интересно узнать, что считается, будто жемчужина “живет" лишь триста лет; в Оружейной палате же вам покажут предметы из жемчуга, которым больше 600 лет!

АЛМАЗНЫЙ ФОНД

Кремль. Тел. 229 20 36. Вторник, четверг, суббота, воскресенье с 10.00 до 18.00; среда, пятница с 12.00 до 19.00.

В постоянной экспозиции — выставка: “Императорские коллекции”. Расположен в двух залах на первом этаже Оружейной палаты.

Коллекция драгоценных камней и ювелирных изделий, представленная в