Путеводитель Москва, 1997

МОСКВА РЕЛИГИОЗНАЯ

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА

Принятие христианства Русью в 988 г. положило начало развитию церковного искусства, в том числе монументальной живописи и иконописания. Как известно, это важнейшее событие русской истории произошло при киевском князе Владимире Святославиче (980-1015), легендарном герое старинных былин Владимире Красном Солнышке, который позднее был причислен к лику святых равноапостольных князей, как просветитель своего народа.

Выбор веры князем Владимиром, надо думать, не в последнюю очередь был обусловлен тем, что с принятием православия из Византии Русь получала возможность приобщения к культуре страны, которая в те годы достигла своего наивысшего подъема и была в культурном отношении ведущей среди других государств христианского мира. Блеск Византийской империи, ее столицы Константинополя, славившегося как самый прекрасный и богатый город Европы, завораживал соседей. Византийское искусство, поэзия, философия и богословие достигли к X в. блестящего расцвета. Архитектура, живопись, музыка, словесные искусства, театр были объединены в богослужении. Это рождало исключительный по силе воздействия синтез искусств. Так, красота архиерейской службы в греческой церкви настолько поразила послов князя Владимира, "испытывавших веру", что во время службы они не чаяли, где пребывают— на земле или на небе, "несть бо на земли такого вида красоты". Важной стороной религиозной жизни византийцев было почитание священных изображений, отстаивая которое немало церковных иерархов, клириков, иноков и мирян приняло мучения. В течение первых веков христианской истории в Византии в борьбе с противниками иконопочитания выработалось и развилось богословие иконы как священного образа.

ИКОНА

Само слово "икона” греческого происхождения и означает "портрет", "образ". Иконы — изображения Христа, Богоматери, святых — появились уже в раннехристианские времена. Название "икона" применялось первоначально к любому изображению Спасителя, Богоматери или святых, как на иконе, так и во фреске, мозаике. Со временем этот термин стал относиться главным образом к моленным образам, написанным на досках красками, резным, литым или мозаичным.

Иконописный облик святого очищен от всего суетного и случайного, отмечен особой красотой, вместе с тем, хотя икону нельзя назвать портретом в современном понимании этого слова, образ каждого святого несет в себе яркие индивидуальные черты. Человек, следуя божественным предначертаниям и заповедям, по воззрениям православных богословов, еще при жизни может восстановить в себе "образ Божий”, разрушенный грехопадением. Преображенные лики, свидетельствующие о причастности святых к божественной жизни и о восстановлении в них "образа Божия", открываются нам на иконах.

Мир внешний, окружающий подвижника благочестия, также преображается на иконах по законам божественного порядка и гармонии.

116 ► МОСКВА РЕЛИГИОЗНАЯ — ДРЕВНЕРУССКАЯ ЖИВОПИСЬ -

Лики на иконах пронизаны светом, но источника света нет. Равномерное золотое свечение фонов, нимбов и ассиста, передающих сияние божественного света, сочетается с системой наложения высветлений и пробелов, которые создают рельеф и иллюзию излучения света самим ликом. Фигуры святых истончены аскезой, бесплотны, их пропорции удлинены. Архитектурные постройки представлены одновременно как бы с разных точек зрения. Все изображенное на иконе подчиняется единому ритму и строю, все отражает присутствие Божие. Первая и основополагающая икона Спасителя — это так называемый "Нерукотворный образ'. Церковное предание сохранило историю его появления: лик Христа чудесно отобразился на плате, которым Спаситель отер свое лицо. Этот прославившийся чудотворениями Образ упоминается у древних историков и писателей с V в. Первые иконы Богоматери христианское предание считает творениями апостола и евангелиста Луки. На Руси почиталось не менее десяти приписываемых ему икон Богородицы. Надо думать, что многие произведения, которые связывают с именем евангелиста, восходят к прототипам, созданным этим святым иконописцем.

Иконы создавались строго в соответствии со священным преданием. В них "живописались" красками события, изложенные в книгах Нового и Ветхого завета, в житиях святых. В этом смысле средневекового художника можно назвать историческим живописцем. Истинность каждого церковного образа определялась близостью к древнейшим изображениям. От поколения к поколению, от мастера к ученику передавались правила, то есть “канон" (греч.), изображения Христа, Богоматери, святых, библейских сказаний и новозаветных преданий.

Следуя иконографическому канону, художники разных эпох и народов создавали всегда узнаваемые образы. При строгом соблюдении канона они не делали копии в современном смысле слова. Художник всегда имел возможность вложить в икону нечто свое: в выражение ликов, в колористический и ритмический строй. Каждое изображение несло в себе черты нравственных устремлений своего времени и черты национального эстетического идеала.

ИНТЕРЬЕР ДРЕВНЕРУССКОГО ХРАМА

Как тип древнерусского храма, так и система оформления его интерьера, фресковая и иконописная техника, изобразительный канон пришли на Русь из Византии вместе с православием. О приезде первых мастеров-греков, о привозе первых икон из Византии нередко рассказывается в русских летописях как о наиболее важных событиях современной жизни. Безусловно, наибольшую известность из всех греческих икон, привезенных на Русь в течение ее тысячелетней христианской истории получила “Владимирская Богоматерь" XII в., ставшая впоследствии главной святыней, палладиумом, русского государства (в настоящее время в ГТГ).

Но имея постоянные контакты с Византией, черпая там творческие импульсы, перенимая профессиональные навыки византийских мастеров, Древняя Русь изначально стремилась к самостоятельности как политической, так духовной и культурной. Поэтому, сразу же после принятия христианства, усваивая основы византийской культуры во всех ее проявлениях, русские мастера вступили на самостоятельный путь. И уже в домонгольский период результаты этой работы были ошеломляющими, так быстро и глубоко было освоено огромное наследие учителей-греков, так мощно зазвучала чисто русская нота в созданных на Руси храмах, в их росписях и мозаиках, бесчисленных иконах и рукописях. Византийское наследие тем не менее всегда было основой древнерусской теории и художественной практики.

МОСКВА РЕЛИГИОЗНАЯ — ДРЕВНЕРУССКАЯ ЖИВОПИСЬ < 117

На Руси, как и в Византии, храмы украшались мозаикой (в домонгольский период) или расписывались фресками. Сам храм рассматривался как модель мироздания, образ мира, и система росписей была подчинена этой идее. В центральном куполе, который символизировал видимое небо, обычно помещали изображение благословляющего Иисуса Христа с Евангелием — Пантократо- ра (греч. Вседержителя), царящего над всей вселенной, Бога творящего и спасающего. Вокруг Спасителя — славящих его архангелов, серафимов и херувимов — силы небесные. В барабане купола писали образы пророков, ветхозаветных избранников. На парусах, треугольных формах, которые осуществляют переход от купола к четверику храма, а зрительно как бы поддерживают купол, изображали евангелистов, пишущих Евангелия, благодаря которым христианство распространилось на четыре стороны света. На сводах и в верхних регистрах росписей чаще всего помещались сцены земной жизни Спасителя, евангельские притчи, ниже, на стенах, богородичные циклы, события, связанные с тем святым, которому посвящен храм. Очень важной частью декорации храма являлись фрески алтаря — образа святая святых, рая. В этой части храма господствовало изображение Богоматери, соединяющей небо и землю и олицетворяющей собой земную церковь. На алтарной преграде помещали образы преподобных (фрески Дионисия 1481 г. в Успенском соборе Московского Кремля).

На столпах, арках писали святых мучеников, воинов, которых называют "столпами" церкви. Во многих московских храмах в нижних регистрах росписей на столпах в XVI—ХУН вв. изображали великих и удельных русских князей, причисленных к лику святых, тем самым авторы программ росписей подчеркивали преемственность власти московских государей (Ризоположенский собор Кремля), Новодевичий Смоленский собор и др.). В Архангельском соборе Кремля можно увидеть уникальную галерею условных портретов русских великих и удельных князей. Все они представлены с нимбами, как святые, хотя только часть из них была канонизирована. На западной стене обычно можно было увидеть Страшный Суд (Успенский собор Кремля), редко — Апокалипсис (Благовещенский собор Кремля) или "Символ веры" (Архангельский собор Кремля). Иногда фрески частично покрывали и наружные стены соборов. Храм через фресковую декорацию нес молящемуся богатую информацию о божественном устроении мира, роли спасительной жертвы Христа в мировой истории и в каждой конкретной человеческой судьбе. Вместе с тем очень многое в храме менялось в зависимости от богословской программы, в которой находил отражение и заказ, и посвящение храма, и конкретная историческая и политическая ситуация.

В домонгольское время икон в русских храмах было, вероятно, не очень много, как и в греческих. Но постепенно их становится все больше, а со временем характерной чертой русских храмов становится обилие иконописных образов.

ИКОНОСТАС В РУССКОМ ХРАМЕ

С конца XIV — начала XV в. особо важную роль в интерьере храма начинает играть иконостас — своего рода стена икон, которая постепенно вырастает и в XVI в. практически полностью закрывает алтарь от молящихся. Развивается высокий иконостас из низкой алтарной преграды, на которую в древности ставили иконы. Невысокие алтарные преграды с небольшим числом установленных на них икон пришли на Русь из Византии. Как писал один из древнейших толкователей символики храма и литургии св. Симеон архиепископ Солунский (XV в ), иконы Спасите-