Путеводитель Москва, 1997

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЖИВОПИСЬ

храма и литургии св. Симеон архиепископ Солунский (XV в ), иконы Спасителя, Божьей Матери, Иоанна Крестителя, ангелов и других святых, помещенные на алтарной преграде, означают “пребывание Христа на небе со своими святыми, и присутствие Его здесь среди нас“.

Но постепенно потребности культа изменились и возник высокий иконостас, который можно назвать одним из наиболее цельных и удивительных творений русской богословской мысли. В иконостасе воплотилась вся полнота исторических, богословских и эстетических воззрений русского человека.

СТРУКТУРА ИКОНОСТАСА

Первоначально в высоком иконостасе было три ряда, но уже в XVI в. прочно входит в художественную практику еще один ряд — четвертый, пророческий, в XVII в.— пятый, праотеческий. В конце XVII в. в некоторых храмах иконостасы разрастаются до 6-7 рядов и более — в них появляются ряды икон со страстями Христа, апостольские страсти (иконостас собора московского Донского монастыря или церкви Покрова Богородицы в Филях). Венчается иконостас крестом.

В центре нижнего, так называемого местного ряда иконостаса располагаются ведущие в алтарь Царские врата, на которых изображается в навершии "Благовещение", ниже на створах — четыре евангелиста (более древняя традиция — образы творцов литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого). "Благовещение" как символ догмата воплощения отмечало вход в алтарь. Царские врата понимаются как образ входа в Царствие Небесное. В православной литургии перед царскими вратами “верные" причащаются тела и крови Господня.

По сторонам от Царских врат помещались: справа икона Спасителя, рядом, правее, образ местного праздника, то есть того события или святого, которому посвящен храм, слева от врат икона Богоматери с младенцем в различных иконографиях, но чаще всего “Смоленская", "Тихвинская", “Владимирская“. Остальные иконы местного ряда — зто образы особо чтимых святых и праздников, порой именно в данном городе или епархии. Помимо центральных врат, в местном ряду иконостаса есть двери в жертвенник и дьяконник, которые ведут в соответствующие боковые части алтаря. На этих дверях помещались разные святые, а иногда и сложные многоярусные композиции. Чаще всего на боковых дверях можно увидеть изображения архидиаконов, архангелов, как сослужителей при совершении Божественной литургии.

Для того чтобы яснее понять семантику классического иконостаса, его лучше рассматривать сверху. Верхний ряд (чин) — праотеческий, в нем представлены ветхозаветные праотцы — праведники — Авраам, Исаак, Иаков, Ной, Авель и другие. Они олицетворяют собой ветхозаветную историю до Закона, который был дан избранному народу Богом через пророка Моисея. В центре пророческого чина помещались иконы “Отечества”, “Господа Саваофа", "Новозаветной Троицы".

Ниже располагается пророческий ряд с иконами ветхозаветных пророков, через которых Бог давал избранному народу откровения о будущем спасении и явлении Мессии. Ветхозаветные цари Давид и Соломон, пророки Моисей и Исайя, Даниил и Иезеекииль часто изображаются со свистками, на которых начертаны слова из их пророчества о будущем рождении Спасителя. В центре этого чина обычно помещается икона 'Богоматерь Знамение”, или "Воплощение", в которой Мария представлена с воздетыми руками, а на лоне ее изображен Младенец Христос, что наглядно иллюстрирует тайну Боговопло- щения, чудесного зачатия Сына Божия, о котором возвещали пророки.

-МОСКВА РЕЛИГИОЗНАЯ — ДРЕВНЕРУССКАЯ ЖИВОПИСЬ -9 119

В следующем ряду иконостаса, праздничном, показано воплощение пророчеств — рождение Христа и его спасительный для человечества земной путь, завершаемый крестной жертвой. Все события, представленные в этом чине, отмечаются церковью как праздники, отсюда его название — праздничный. Это "Рождество Богоматери", "Благовещение”, “Рождество Христово", “Богоявление", "Преображение”, “Вход в Иерусалим", "Воскрешение Лазаря”, “Распятие", "Воскресение — Сошествие во ад”, “Вознесение" и некоторые другие. Их расположение в праздничном ряду соответствует календарному порядку или евангельской истории.

И наконец, деисусный чин (греч. моление), в котором святые предстоят Спасителю в молении за род людской. Это образ второго пришествия Мессии, уже как Судии, как Спасителя мира и как Царя Царствующих. В центре этого ряда помещается икона "Спаса в силах", на которой Христос представлен на престоле, окруженным херувимами, серафимами и другими небесными силами. Фигура Христа изображена в иконе такого типа на фоне голубой овальной "славы" и двух киноварных четырехугольников. Эта иконография Христа — Судии Второго пришествия — восходит к ветхозаветным пророчествам и Апокалипсису. С обеих сторон к Христу обращаются с молитвой святые, возглавляемые Богоматерью (Ее икона слева от Спаса) и Иоанном Предтечей (его икона справа от Него). Далее — архангелы, апостолы и евангелисты, отцы церкви, за ними в русских храмах нередко помещались иконы московских митрополитов Петра и Алексея), святые других чинов святости — мученики, преподобные, столпники. Деисусный чин, смысловое средоточие иконостаса, воплощает образ церкви в ее эсхатологическом аспекте и завершает тему Домостроительства Божия, которая раскрывается в иконостасе.

Итак, человеческая история представлена в иконостасе с первого дня творения, от Адама, до последнего дня, до Страшного Суда. Каждый из чинов иконостаса являет определенный период Священной истории, соответствующий становлению церкви во времени. Здесь же открываются пути божественного откровения и спасения человеческого рода.

Из древнейшего высокого иконостаса происходит деисус конца XIV в., находящийся в настоящее время в Благовещенском соборе Кремля, принадлежащий, видимо, кисти знаменитого Феофана Грека, византийца, приехавшего на Русь в конце XIV в.

Праздничный чин этого же иконостаса многие годы считался произведением другого гениального иконописца, уже московского мастера, Андрея Рублева, работавшего в конце Х1У-первой трети XV в. Отдельные ряды полнофигурных и полуфигурных иконостасов конца XIV — первой половины XVI в. можно увидеть в Третьяковской галерее. Сохранившиеся наиболее ранние иконостасы в московских церквах относятся, главным образом, уже к XVII в. Во второй половине XVII в. в иконостасах появляются апостольские деисусные чины, которые вводятся по образцу греческих во время реформ патриарха Никона (пример этого можно видеть в иконостасе 1653 г.Успенского собора Кремля).

ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ

У стен и столпов русских храмов размещается множество икон, причем, как правило, обращает на себя внимание обилие разнообразных икон Богоматери. Образы Богородицы занимают особое место в русском быту и религиозном искусстве. На бескрайних просторах России в каждой церкви и часовне, в любом жилье, в присутственных местах и учебных заведениях непременно были иконы Богоматери