Что на борту?

Красная звезда: №189 20 августа 1991

Коммерческие рейсы военной авиации требуют строгого правового регулирования
Постановлением Совета Министров СССР Л» 237 от 13 апреля 1989 года у военно-транспортной авиации добавилась еще одна функция — перевозка народнохозяйственных грузов.
21 июня 1991 года этот документ дополнило и уточнило Распоряжение № 651Р Кабинета Министров СССР. Зв первые шесть месяцев этого года самолетами ВТА сделано 406 рейсов в интересах народного хозяйства страны. Перевезено 11 766 тонн грузов.
Впору бы порадоваться этим цифрам, говорящим о помощи военных авиаторов нашей расшатанной экономики. Но есть у этого явления и оборотная сторона.
После перелета из Гроссенхайна в Германии до Петропавловска-Камчатского экипаж майора В. Ильченко получил распоряжение оперативного дежурного отдела перевозок ВТА А. Самуся: обратным рейсом доставить двадцать тони красной рыбы в бочкотаре от местного кооператива «Ягуар» малому предприятию «Немига» в Минске. Были названы и фамилии; получатель — Н. Сыроегин, отправители — А. Юрасов, А. Стародуб.
При встрече с экипажем кооператоры предложили им сделку: вместе с рыбой перебросить не заявленные в документах две «Тойоты». А уж они в долгу не останутся...
Знаком лично со многими военными летчиками и знаю: слово «честь» для них не пустой звук. Поднимаясь высоко над землей, они как бы приподнимаются и над суетой будней. Такова сила их профессии. Но признаемся: в эру повального дефицита, ожесточенности и подкравшегося неверия ни во что святое всякий ли удержится от соблазна.
Рассуждения мои отчасти гипотетические, но и небеспочвенные. Начальник местного авиа гарнизона полковник В. Розит назвал такую цифру — до пятисот транспортных рейсов различных ведомств в год проходят через него.
Кооператоры правдами и неправдами проникая на аэродром, ловят едва ли не каждый самолет. В последнее время задержаны более двадцати машин иномарок. Значит, нашлись люди, готовые прихватить пару «Тойот» за мзду, без оформления документов. Это данные представителя особого отдела майора Б. Волкова.
Вместе с полковником Розитом и начальником финансовой службы отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения Борис Алексеевич входит в состав досмотровой комиссии. При необходимости привлекают работника ОБХСС.
Что вскрывается? Попытки вывезти груз без разрешения. Пересортица. Добавка к основному грузу, главным образом машин.
— Пока у нас, — сокрушается майор Волков, — нет надлежащих прав; кроме одного — вернуть задержанное владельцу.
Командир корабля майор Ильченко везти машины отказался наотрез.
— Как ни крутитесь, а «японок» возьмете,— показали оскал «ягуары». — Вас заставят...
Летчики — народ не из пугливых. Но как повести себя перед лицом рэкета морального? Председатель уже названного камчатского кооператива «Ягуар», например, с чувством наставлял штурмана корабля капитана Н. Буряка:
— Я купил этот самолет и что скажу, то и повезешь.
Тут его подвела самоуверенность. Не все еще, оказывается, по зубам Мамоне. Никак не мог взять в толк председатель, почему эти «темные» военные даже плывущие в руки даровые банкноты ухватить хотят.
В ситуация, в какой оказался майор Ильченко, летчики попадают под пресс. Во-первых, жмут наниматели, обуреваемые страстью заколотить большую деньгу. Во-вторых, порою вступает в силу своеобразный лоббизм. Во Владивостоке, например, экипаж столкнулся с таким фактом: одни из работников регионального центра управления воздушным движением, бывший военный — член кооператива. Поэтому не приходится удивляться ультиматуму некоторых управленцев на местах, а порой и командования, от которых зависят прохождение заявки на вылет, заправка: если загрузите машины, будете сидеть «до скончания века». Причину всегда можно найти.
Экипажи нередко оказываются в ловушке. Лететь не могут, потому что рыба не загружена. Рыбу не грузят, потому что летчики не берут личные Тойоты. И так почти везде — Владивосток, Камчатка. Южно-Сахалинск, Завитинск. Транспортно-торговая лихорадка. Автоклондайк. И всюду нахрапистость, вседозволенность, всесильность.
— ВТА делает большое дело, — говорит Валерий Николаевич Розит, — теперь летчикам иногда приходится обслуживать и людей, не заслуживающих нашего уважения. Что дала торгово-закупочная кооперация? Утюг за сто рублей, телевизор по пятикратной цене. Кто их купит? Один кооператор у другого.
Речь о механизме предпринимательства, дающего казне копейки, но обогащающего людей, нередко сомнительных.
— Действительно, есть и так, — говорит командующий ВТА генерал-полковник авиации В. Ефанов. — Первые коммерческие рейсы принесли нам иногда и убытки. Самолеты организациям поставляли под гарантийные письма: трудно отказать, когда у них над головой лозунг с обещанием накормить народ. Но нередко, перевезя груз и реализовав его, кооперативное предприятие распадалось. Приходилось взыскивать деньги через арбитраж, что удавалось с трудом. Сейчас выделяем транспорты лишь после поступления денег на соответствующий счет и имеем прямые связи только с государственными предприятиями.
Сегодня коммерческие перевозки в ВТА составляют 12? процентов от общего объема. Это, понятно, приносит определенные, отнюдь не лишние для военных авиаторов выгоды. Важно лишь не забывать о настрое экипажей, душевном состоянии людей. А это зависит от организации дела.
И генерал-полковник авиации В. Ефанов, и его первый заместитель генерал-лейтенант авиации В.Дырдин за то, чтобы оградить летчиков от непосредственных контактов с нанимателями. Оба они высказались за создание в регионах, отмеченных коммерческой активностью, небольших специализированных комендатур для заключения договоров, осуществления погрузочных работ, обеспечения перелетающих экипажей всем необходимым: питанием, ночлегом, заправкой самолета. Подобные подразделения существовали в 50-е—60-е годы, снимая много проблемы транспортников, но были ликвидированы в связи с тогдашним сокращением армии. ГВФ, например, уже запланировал создание подобной агентской сети.
Нужен координационный центр с банком данных — легче вычленять первоочередные перевозки, планировать и распределять рейсы. Нужна единая сеть транспортных перевозок. Нередко рейсы назначаются спонтанно, по звонкам из различных заинтересованных инстанций. Неизбежно расточительное дублирование.
Командующий ВТА принимает в день 3—4 делегации со всех концов страны. Просьба у всех одна: дайте «борт»! Решать же координационные вопросы необходимо на уровне Кабинета Министров, так как постановлением правительства № 413 прошлого года коммерческими перевозками разрешено заниматься авиатранспортным подразделениям всех видов Вооруженных Сил, а также КГБ и МВД. Но и по сей день, что бы ни случилось, кивают на ВТА.
Требует усовершенствования и механизм коммерческой деятельности. Пока структуры местной власти входят в число учредителей торгово-закупочных кооперативов, к вывозу будет разрешаться всё возможное и невозможное. Много нестыковок в системе оплаты за перевозки. Например, военным вменено рассчитываться по расценкам МГА, а там уже перешли на договорные цены.
Привлечение армии и к решению некоторых народнохозяйственных задач — реальность сегодняшнего дня, продиктованная жизнью. Этому процессу нужна четкая правовая основа.

Подполковник Н. ПОРОСКОВ,

корр. «Красной звезды».