Русская народная резьба по дереву часть 13 (Глава VII)


Что касается распределения различных изображений на стенах храма, то западная обычно отводится изображению ада и мучений грешников, а восточная представляет рай, олицетворением которого, по учению восточной церкви, и является алтарь храма. По древней легенде рай был обнесен стеною, простиравшейся от земли до неба. Этой-то райской стене и должна была соответствовать стена иконостаса. В миниатюрах русских рукописей имеются многочисленные отображения этой легенды . В синодике для поминовения усопших села Баранова 1692 года рай изображен обнесенным высокой стеною со створчатыми дверями и с огненным херувимом над ними. Внутри стены помещены деревья, травы и цветы и порхающие птицы с человечьими головами в коронах. Это древние алконосты— птицы радости, по объяснению синодика—души праведников, населяющие рай, подобно райским птицам. Давая в иконостасе символизацию рая, на горизонтальных и вертикальных перегородках между иконами поместили растительный орнамент, который в стилизованном виде встречается чаще других мотивов. Кроме условных растительных форм, приобретших уже характер орнамента, появляются непосредственно заимствованные у природы кедр, пальма, а чаще всего виноградная лоза, покрытая пышной листвой с гроздьями спелых ягод. Последняя тема получает широкое развитие со второй половины XVII века, когда фигурная резьба делается особенно пышной и богатой и отличается сильным рельефом. До

Н. И. Троицкий. Иконостас и его символика. Труды VIII археологического съезда в Москве, М. 1897; его же, О древнем понимании алтаря, иэд. Общества любителей древней письменности, Спб. 1881.

16 Икснсстас XVI века церкви Петра и Павла в Новгороде

этой поры все порезки иконостасов, как бы замысловаты и фанта* стичны они ни были, никогда не имели ни сильных выступов ни выдающихся архитектурных деталей. Главное место отводилось иконам, и резьба, даже самая богатая, делалась так, чтобы, не выходя на первый план, только оттенять красоту сочетания тонов иконного письма. Самые сложные иконостасы первой половины XVII века с массой колонок, фигурных кокошников, фантастических трав, с помещенными между ними птицами и резными херувимами, создавали богатые рамы вокруг икон, не имевшие, однако, самодовлеющего характера. Одним из наиболее интересных образцов подобной резьбы был величественный пятиярусный иконостас в ярославской церкви великомученицы Варвары (см. рис. 87), когда-то перенесенный в эту церковь, очевидно, из другого, большего по размерам храма *. Так как места для икон, оставленные между его резьбой, не соответствуют масштабам Варваринской церкви, верхний—пятый—ярус иконостаса поставлен наклонно—низкие своды помешали его правильной постановке. Иконы же второго яруса оказались значительно меньше тех арочек, которые были им предоставлены (см. рис. 88), а в среднем—«апостольском»— поясе резьба фигурных кокошников закрыла часть нимбов и коснулась голов изображенных на иконах святых. В этом же иконостасе резные обрамления царских врат и киотов на средних столбах относятся к более позднему времени и являются характерными образцами резьбы второй половины того же столетия, когда на смену плоской и фряжской резьбе пришла фигурная с сильным рельефом и выступающими архитектурными частями.

С нововведениями в резьбе явился и совершенно новый подход к разрешению задачи многоярусного иконостаса, в котором главное место перешло к солидной деревянной конструкции. Иконы в таком иконостасе очутились в глубине впадин, и самые формы их изменились; со второй половины XVII века уже можно встретить иконы и восьмиугольные, и овальные, и круглые. Откосы глубоких иконных впадин украшаются резьбой или профилированными шаблонами. Поля и плоскости, свободные от резьбы, окрашиваются разными тонами. На поверхность этих окрашенных то в темнозеленую, то в синюю краску фонов накладывают сквозную золоченую фигурную резьбу. Из отдельных деталей ее особенным успехом пользуются сквозные витые или гладкие колонны, заплетенные сверху до низу виноградными гроздьями с многочисленной листвой, как на боковых киотах у Варвары в Ярославле (см. рис. 87). Всевозможные «гзымзы», «заслупы» и «каркаштыны» входят с этого времени в элементы резьбы, характеризуя изменившийся стиль, который был совершенно незнаком русским до появления зарубежных мастеров.

* После разборки храма в 1931 году и уничтожения этого иконостаса некоторые сохранившиеся фрагменты резьбы были перенесены в музей села Коломенского под Москвой.

87. Иконостас XVII века церкви св. Варвары в Ярославле

SS. Деталь иконостаса XVII века церкви св. Варвары в Ярославле

Достаточно взять любой современный документ, чтобы найти подробное перечисление всех названий резных частей, бывших в обиходе со второй половины XVII века. Здесь, помимо уже упоминавшихся, встретятся и «исподние тумбы», и «крынки», и «столбы витые с точеными базами и резными каптелями», и «фрамуги», и кронштейны, отделяющие образа друг от друга,—«каркаштыны», да не простые, а фигурные, с точеными шишками—«ганками». Вся эта терминология указывает, что иностранные названия ахитек-турных деталей введенные резчиками-белоруссами в композицию

вновь сооружаемых иконостасов, получили настолько широкое распространение, что были знакомы и понятны не только работавшим над их изготовлением мастерам, но и работодателям-заказчикам

В элементы новой резьбы входят и фигуры аллегорического характера, как изображение пророка Давида с произрастающим из чресл его древом. Эта обычная для лицевых рукописей композиция переходит в резьбу, и небольшая деталь царских врат XVII века, хранящаяся в Ростовском музее Белой палаты (см. рис. 89), дает полное впечатление того, как перерабатывались нашими резчиками мотивы рукописей. В этой детали фигура имеет еще вполне иконописный характер, выражающийся в условной позе со скованными формами тела. Резьба же пышного растения, заимствованного из восточной флоры, трактована гораздо свободнее. Помимо сюжетов, взятых с икон и рукописей, наши резчики пользуются теми печатными образцами, о которых уже говорилось и которые дают новую пищу фантазии. Аллегорические изображения в резьбе иконостасов этой эпохи иногда так замысловаты и непонятны, что нужно большое знакомство с тонкостями священного писания, чтобы понять некоторые памятники резьбы .

‘ В условии постройки иконостаса, заключенном с подрядчиком в 1689 году, сказано: «197 года апреля 20... велено в Новодевиче монастыре у соборныя церкви в Архангельском приделе зделать иконостас столярский по сему нижеписаи-ному чертежу и святые иконы написать вновь... Исподние тумбы кругом и по крынкам во все стороны обложить дорожники флсмованными, столбы витые, базы точеные, каптели резные, по киотам и по заслупам обложить флсмованными ж дорожники, на киотах кзымз и у царских, и у северных, и у южных дверей фрамуги и сени обложить в четыре дорожника флемованные ж, как водитца; около клейма, где быть Тайной Вечери, обложитьфлемованными ж дорожники; царские двери полотенца зделать против того, как зделано в Новодевичьем ж монастыре в приделах Прохора и мученицы Софии; меж праздников зделать столбики точеные по размеру, кзымз над праздниками зделать против нижнего пояса, и заслупные и по киотам обложить флемованными ук дорожники; на деисусных киотах зделать фрамуги с флемованными ж дорожники против того ж как велено зделать фрамуги над царскими дверми; меже деисусов какштыны зделать резные, по краям кругом обложить флемованными дорожники; на какштынах зделать ганки точеные резные, на ганки кресты столярские с сиянием, под Распятием и под бсгородицыным образом, Иоанна Богослова зделать какштыны с флемованными ж дорожники; на северные двери и во весь иконостас и на распятия, и на образ пресвятая богородицы и Иоанна Богослова зделать цки все. А тот иконостас и иконные цки делать им самым добрым мастерством в своих всяких припасех и в сухом лесу, и совсем в отделку под золото тот иконостас зделать им июня к 1 числу нынешнего 197 году; а денег уговорились за тот иконостас взять двадцать рублен, а наперед, на покупку всяких припасов дать десять рублев, а другую половину десять рублев дать как тот иконостас отделают совсем в отделку; а у дела того иконостаса с ним подрядчиком Ивашком будут в деле того иконостаса и в деньгах друг по друге порукою станочники ж Ивашко Сайдашной, Алешка Ермолаев, Мартынко Савельев, Ивашко Никитин, Петрушка Осипов, Ивашка Захаров, Савка Васильев, Лукашка Васильев» (Материалы Архива б. Оружейной палаты № 93, извлеченные И. Е. Забелиным).

Примером таких замысловатых аллегорических резных изображений может служить резьба на иконостасах двух храмов села Чиркина, Коломенского уезда б. Московской губ., появившихся там, согласно преданию, благодари

Интересно проследить по архивным данным, в каких условиях в конце XVII века происходило сооружение грандиозных иконостасов, подобных сохранившимся до нашего времени иконостасам главного собора б. Новодевичьего и б. Донского монастырей в Москве. Для резных и столярных работ в самом Кремле, как уже говорилось, имелись палата резных и столярских дел и мастерские в новопостроенном Троицком подворье. Для таких монастырей, как Новодевичий, отстоявших довольно далеко от Кремля, условия работы несколько изменялись. Заготовка материала, сборка готовых частей, их лев-кашенье и золоченье—все это требовало много лишнего места, которого в Кремле, занятом постройками, не было. Работа иконостаса для Новодевичьего монастыря была начата в 1б83го-ду. В течение года дворцовыми резчиками был вырезан нижний ярус для «местных» икон с 14 большими столбами, второй ярус, .с «праздничными», — из 16 столбов; кроме того, были заготовлены капители, несколько Kilo-

В. Б. Шереметеву, который, по возвращении на родину из крымского плена, продолжавшегося слишком двадцать лет, занялся изучением священного писания, результатом чего в Покровской церкви этого села над царскими вратами помещено изображение «неясыти», или пеликана, раздирающего клювом грудь, чтобы накормить своих птенцов, а в Васильевской церкви, также над царскими вратами, появилась резная митра древней формы в виде небольшой шапочки с меховым кольцеобразным околышем, и под четвертым ярусом образов—большой равноконечный крест с изображением на нем богородицы, держащей на коленях тело снятого с креста сына. Над этой группой сильно выступает вперед большая оленья голова с ветвистыми рогами и помещенным между ними потиром. Неясыть Покровской церкви иллюстрирует 115-й стих 2-й статьи следованной псалтыри: «якоже неясыть уязвен в ребра твоя, слове, отроки твоя умершие оживил еси». А аллегория Васильевской церкви—начало 41 псалма: «имже образом желает елень на источники водные, сине желает душа моя к тебе, боже». Эти сюжеты, по словам Н. В. Султанова, должны изображать жажду ветхого завета, утоляемую новым (жури. «Зодчий» 1883 г., стр. 50—53, «Памятники древнего зодчества п Коломенском и Бронницком уездах Московской губ.»).

89. Деталь резьбы XVII века. Ростов. Музей Белой палаты

тов, отдельные обрамления для некоторых икон; словом, в Кремле накопилось достаточное количество начатых резных работ, для хранения которых, равно как и для склада леса, требовалось значительных размеров помещение, какового в Кремле не оказалось. Тогда заведующему Оружейной палатой П. В. Шереметеву было приказано мастеров, выделенных для этой работы, из состава Оружейной палаты перевести в монастырский приказ, а заведующему этим последним Д. М. Башмакову, приняв мастеров, отвести им для работы близ монастырских стен особый двор . Сюда же были доставлены и все заказанные резчиками лесные материалы. «192 года июня в 9-й день в резных и столярских палатах резного и столярного дела мастеры Клим Михайлов с товарыщи сказали, надобно к Девическому иконостасу на апостольские и праотеческие киоты к прежнему в прибавку 200 досок сосновых красных подволочных, три ста досок липовых полуторных да к столбам сто липин облых, да на флемованные дорожники двести досок дубовых полуторных, клею рыбья три пуда, да для рисованья две стопы бумаги книжные, карандашу красного фунт, мелу пуд, железных гвоздей двоетесных, однотесных, скаловых по три тысячи. Иван Безмин.—А на покупку тех вышеписанных лесных запасов по торговой цене надобно денег 73 рубли 4 алтына, а в резных палатах в приходе денег никаких нет» . Поэтому дано было распоряжение взять деньги из Печатного приказа. Почти целый месяц длилась междуведомственная переписка, и требование было исполнено только 2 июля: «...куплено к строению вышеписанного Девического иконостаса ко апостольским и к пророческим, и к праотеческим киотам лесного Покровского ряду у торгового человека Алексеевские слободы у тяглеца у Гаврила Давыдова сына Бухонова лесных запасов двести досок сосновых красных подволочных, триста досок липовых полуторных, сто липин облых, двести досок дубовых полуторных, а по договору довелось ему за те лесные запасы дать денег за двести досок сосновых подволочных по семи рублей за сто, итого четырнатцать рублев, за триста досок липовых полуторных по три рубля с полтиною за сто, итого десять рублев шестнадцать алтын 4 денги, за сто липин облых 4 рубли, за двести досок дубовых полуторных по четырнадцать рублев за сто. Итого двадцать восемь рублев. Всего пятьдесят шесть рублев 16 алтын 4 денги» 1 * 3. К этим материалам через три дня было куплено для рисования деталей и шаблонов в натуральную величину «столбов и циротов и покардьементов и иной всякой рези... две стопы книжные бумаги добрые... карандашу красного фунт...» . Тогда же из Кремля была отправлена в Новодевичий монастырь и всякая столярная снасть и готовые детали иконостаса: «...наняты извощики

Архив Оружейной палаты, стб. № 22344, л. 1.

* Там же, стб. № 22404, лл. 1 и 2.

* Там же, стб. Ns 22540, л. 30.

То же, л. 32.



Русская народная резьба по дереву, Соболев Н.Н., 1984



Курьер онлайн
Небеса обетованные онлайн
Суета сует онлайн