Русская народная резьба по дереву часть 15 (Глава VII)


Божницы. Кроме иконостасов в церквах и часовнях, таковые же устраивались в старину в молельнях у частных лиц. В XVI и XVII веках для молитвы в доме отводились специальные помещения—«моленные» или «крестовые палаты и чуланы». В описи имущества князя В. В. Голицына, составленной после его падения, значится: «В князь Васильевом спальном деревянном чюлане образ пресвятые богородицы Казанские в иконостасе резном позолоченном. В иконостасе ж золоченом образ пресвятые богородицы и иных святых лиц резные. Образ же резной на малой цке, а в нем четыре лица, а прочесть невозможно, потому что резьба мелкая». Там же, в «крестовой палате», расположенной перед палатой князей Василия и Алексея, «в иконостасе резном золоченом образ распятия господня да пресвятые богородицы, да Иоанна богослова резные. На Спасителеве образе венец деревянной с лучами золочен сусальным золотом...» и т. д. Всего в голицынских палатах было описано «двенадцать мест резных золоченые...». Такие большие молельни, для которых отводилась отдельная комната, удержались у наших старообрядцев. Большие же божницы, представляющие треугольный шкаф, до самого последнего времени были повсеместно. Они ставились обыкновенно в переднем углу и назывались «угольниками». Верх такого угольника закрывался стеклянной, а низ глухой дверцей. До последнего времени в глухих помещичьих усадьбах и в старинных купеческих домах, кроме резных отдельных киотов, в углу каждой комнаты и в спальной хозяина дома устраивали обширные божницы красного или орехового дерева, покрытые богатой, часто вызолоченной резьбой; в них устанавливали родовые иконы в драгоценных окладах. В домах крестьян для икон в переднем углу поме-

98. Дерееенская божница XIX века. Москва. Гос. Исторический музей

щения делалась полка, которая занимала или только угол, или же тянулась и по обеим стенам. В некоторых местах к полке, занимающей только угол, приделывали наличник в виде рамы, покрытой мелкой резьбой, составленной из орнаментаций различного характера, перебитых точеными балясинками и колонками (см. рис. 98). В нижней части такого наличника под полкой с образами устраивался небольшой выдвижной ящик для хранения свечей, ладана и пр. Отверстие наличника иногда закрывалось занавесочкой из пестрой набойки, которая протягивалась на шнуре между колон-

нами. Кроме таких специальных наличников, на божницы устраивали еще наличники, более похожие на оконные, с фронтончиком и колонками по бокам, нередко встречавшиеся в крестьянских избах Владимирского края.

Царские двери. При детальном изучении наших иконостасов часто бросается в глаза то обстоятельство, что царские двери по характеру своему совершенно не соответствуют общей композиции всего иконостаса, ядро которого они составляют. Причина этому следующая. Являясь самой главной частью православного иконостаса, его центром, царские двери всегда наиболее тщательно отделываются и потому сплошь и рядом при переделке иконостаса сохраняются нетронутыми как самостоятельное художественное произведение; при замене же их новыми они переносятся в другую церковь в совершенно чуждую по характеру обстановку. Таковы великолепные двери в церкви села «Сельцо», бывшей вотчине суздальского Спасо-Ефимьевского монастыря, резко отличающиеся по богатству своих украшений от остального иконостаса. Они попали в этот скромный деревенский храм из главного монастырского собора при постановке в нем нового иконостаса. Таким же образом очутились изумительные по своей работе царские двери XVI века в небольшой деревянной церкви Иоанна Богослова, что на реке Ишне, близ Ростова Великого. Богословская церковь до 1764 года, находясь на монастырской земле, входила в число вотчин Богоявленского Авраамиева монастыря, основанного в Ростове еще в XI столетии. Исполненные для одного из монастырских приделов, двери эти с течением времени были переданы в скромную деревенскую церковь, в которой и хранились до последнего времени, представляя один из лучших образцов русской резьбы периода ее процветания при Грозном (см. рис. 99). Являясь произведением резца одного из иноков Авраамиева монастыря старца Исаии, они снабжены надписью следующего содержания: «Лета 7070 (1562) месяца августа в 29-й день на память усекновения честные главы Иоанна предтечи совершены двери сия в дом богоявления Христа бога и чудотворца Авраамия в Ростове при благоверном царе и великом князе Иоанне Васильевиче всея Руси, при архиепископе ростовском Никаноре, при архимандрите богоявленском Ионе. Инок Исаия» *. В деревенских церквах, ранее бывших монастырскими вотчинами, помимо царских дверей в ризницах попадаются предметы церковной утвари и одежды, оказавшиеся лишними в самом монастыре и переданные сюда. Кроме этих случаев, появление в провинциальных приходских и монастырских храмах великолепных образчиков русской резьбы обязано вкладам русских царей, часто жертвовавших отдельно царские врата. Таковы врата XVII века в Успенском девичьем монастыре

> Надпись эта опубликована в книге Ю. Шамурина. Ростов Великий.

города Александрова Владимирской губ., работы мастеров Оружейной палаты. Сделанные в Москве, они были вызолочены и расписаны по фонам красками и совершенно отделанные отправлены с нарочным на место. В документах Архива Оружейной палаты имеются любопытные сведения о количестве материала, потраченного на их отделку. «.. .На тысячу на двести листов золота ценою за сто по двадцать по три алтына по две денги, итого восемь рублей 13 алтын 2 денги. На 500 листов серебра ценою за сто по 13 алтын по 2 денги, итого два рубли. На полфунта яри вини-цейской ценою по 6 денги за золотник, итого рубль 14 алтын 4 денги. На фунт скипидару 4 алтына, на фунт нефти 8 алтын 2 денги, на 20 золотников мастики 10 алтын, на фунт без чети терпен-тины виницейскон по цене рубль 16 алтын 4 денги. На 2 фунта гульфарбы 4 рубля.

На 6 фунтов олифы 20 да. Царские врата 1562 года из церкви Иоанна алтын, па фунт клея Богослова на Ишне близ Ростова

рыбья 3 алтына 2 денги. На клей мездринный 2 алтына. Всего 18 рублей 25 алтын 4 денги... Тем золотом и серебром и красками починивал он [Безмен Иван.—И. С.] царские двери из Оружейной полаты посланы госу-

КО. Царские врата церкви села Олюшенского Моро-зовской вол. Вельского уезда Вологодской губ.

дарева жалования в Олексакдрову слободу [ныне город Александров.—Н. С.] с стремянным конюхом с Леонтием Редриковым» Древнейшие царские врата не имели никаких резных украшений. Единственными следами резца на них являются углубления для икон, называемые «ковчеги», вырезанные в плоскости половинок дверей. Между верхним и средним рядами изображений, откуда начиналось округление верхней части двери, в старинных царских

> Архив Оружейной палаты, Опись Викторова, 958, л. 341 об.

дверях помещались резные спиралевидные завитки, как на царских вратах села Олюшенского, Морозовской волости Вельского уезда Вологодской губ. (см. рис. 100). Плоские борта углубленных ковчегов первоначально оставались лишенными каких-либо украшений, даже надписи делались на полях икон. Позднее их перенесли на плоскость бортов и, исполненные вязью, они дали характер орнаментации, помещенной между священными изображениями. Все увеличивающийся масштаб хитро заплетенной вязи, давая красивый узор на гладкой доске, впоследствии был заменен расписным настоящим орнаментом, на смену которому пришел резец. Пространство, остававшееся обычно свободным от икон, оказалось недостаточным для резЕшх украшений, которыми начали увлекаться, желая придать дверям характер узорочной завесы. Это увлечение повело к расширению плоскости узора и уменьшению размеров самых икон. К концу XV века богатая фряжская орнаментация, заняв все поле царских врат, оставила для образков маленькие клейма, заключив их в особые рамки, возвышавшиеся над поверхностью узора. Самый же узор своими искусно переплетающимися мелкими ремневидными полосами напоминал плетушки заставок русских рукописей XIV и XV столетий, как на обломках старинных царских врат из новгородского Софийского собора, ныне хранящихся в Русском музее в Ленинграде, или на обломках же царских врат начала XV столетия из Ростовского уезда Ярославской губернии (см. рис. 101), или же резные узоры арабо-персидского искусства, каковы царские врата приделов Федора Стратилата и преподобного Сергия в Кирилло-Белозерском монастыре, а также церкви Исидора Блаженного в Ростове Великом (см. рис. 102). Этот последний мотив был наиболее излюбленным и представлял ряды завивающихся стеблей, наружный контур которых как бы очерчен по циркулю, а стебли каждого нового завитка выходят один из другого, начинаясь не с наружной, а из внутренней стороны завитка. Отходящие завитки орнамента оканчиваются кружками и имеют снизу расширения в виде листьев, которые служат фоном проходящим над ними встречным стеблям. Почти все царские двери этой эпохи имеют вызолоченные выпуклые украшения и фоны, окрашенные красной или синей краской, иконы же, заключенные в рамки, бывают нередко резными из дерева или кости, как на уже упоминавшихся царских дверях из ростовской церкви Исидора или из Кирилло-Белозерского монастыря.

На смену этой правильной, несколько крупной фряжской резьбе в XVI веке приходит более мелкая с отходящими от каждого переплетающегося ремня завитками или лапками, с закруглениями на концах. Бороздка, шедшая посредине каждого ремня в орнаментации предшествующей эпохи, превратилась в глубокую треугольную выемку, занявшую всю ширину ремня, кроме оставленных по краям дорожек. Произведений резьбы, исполненных в этом духе, осталось очень много, но наилучшими считаются «халдейская пещь»

101. Часть царских врат начала XV века из Ростовского уезда Ярославской губ.

1533 года из ризницы новгородского Софийского собора и уже упоминавшиеся царские двери из церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова (см. рис. 103). Наружный вид обоих этих памятников русской резьбы представляет как бы столярный каркас, сделанный из толстых полуваликов, покрытых резьбой, пространство между которыми забрано фоном с мелким узором. Вся резьба плоских частей сделана на небольших липовых дощечках толщиною 0,1 дюйма, плотно пригнанных одна к другой, с повторяющимся на них беспре-

fc*t' Ш<$*. шщКI

тШВ&Ж

102. Царские врата XV века из церкви Исидора Блаженного в Ростове Великом

103. Деггииъ царских врат 1562 года из церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова

рывным запутанным орнаментом, покрытым позолотой на расписном красном фоне (см. рис. на стр. 153).

Для изображения евангелистов и благовещения на царских вратах в XVI столетии устраивают особые киотцы, сильно выступающие вперед. Они состоят из двух точеных баляс по сторонам иконы, связанных внизу опушкой и накрытых сверху красиво изогнутой кровлей с козырьком. На кровле помещаются главки, числом до пяти, луковичной формы.

Так как подобные украшения введены в наше искусство, по преданию, из Великого Новгорода, имевшего оживленные сношения с Западной Европой, то возможно, что русские резчики для создания подобных украшений воспользовались столь обычным в романском и готическом искусстве приемом помещения рельефных фигур святых на кронштейнах под особыми навесами, исполненными из дерева или камня. Но если в первых киотцах имелось хотя бы отдаленное сходство с первоисточником, то последующие наши резчики переделали по-своему, сильно русифицировав их; и этот мотив быстро начал распространяться по всей северо-восточной России, теряя следы первоисточника и приобретая все более характер декоративного прилепа, при разработке которого обращалось главное внимание на его живописные стороны. Постепенно этот декоративный прилеп приобретает вид какого-то сказочного сооружения, с кровлями в виде бочек и шатров, которые рассматривались выше, и его отдельные элементы отчасти напоминают «палатное письмо» на фонах икон, создавая в фантазии резчиков впечатление «небесного чертога», в котором и помещалось изображение святого (см. рис. 104). В то же время, благодаря мелкому резному узору, покрывшему все выступы царских врат, резные иконы уступили место живописным, которые своими красочными

104. Киотец с царских врат XVII века. Ростов. Музей Белой палаты

105. Деталь шпренгеля над царскими вратами из придела Гурия и Варсонофия Толчковской церкви в Ярославле

сочетаниями давали отдых глазу, выделяясь красивыми пятнами на золоченом фоне мелкой запутанной резьбы.

С конца XVI века мелкий и однообразный орнамент, покрывавший все поле царских врат, начинает оживляться более крупными декоративными пятнами растительного характера. Зачатки веточек, имевшие ранее вид небольших закруглений, увеличиваются и распускаются в своеобразную растительность с пышными фантастическими цветами (см. рис. 105), между которыми иногда помещаются птицы, перелетающие с ветки на ветку и оживляющие общий характер узора. Одними из наиболее выдающихся по технике царских дверей этого времени являются двери церкви Иоанна предтечи, что в Толчкове в Ярославле, в приделе Гурия и Варсонофия. Врата эти—изумительное произведение резного дела—не имеют ничего общего с остальным иконостасом и представляют эффектное пятно, на котором сосредоточивается все внимание и за которым забывается вся окружающая обстановка. Господствующую роль здесь играет портал с узорной аркой и находящийся над ним щит, который оканчивается нависшим шпренгелем, по своей величине равным */„ всей композиции. Этот шпрек гель, изогнутый по линии гуська, поддерживается двумя резными колонками с изображением рук на концах (см. рис. 106). Своеобразный мотив, человеческой рукой завершающий резную колонку, в XVII веке был довольно обычным декоративным приемом и в церковной и в гражданской резьбе.

Такие же резные руки имеются в Костроме: у царских врат церкви Варсонофия и в иконостасе церкви Воскресения на Дебрях, построенной в 1652 году, где весь второй ярус имеет колонки в виде резных рук, стоящих в промежутках между икон (см. рис. 107). В гражданском быту подобные украшения делались у окон для поддержания верхнего шпренгеля. Для Коломенского дворца

106. Царские врата XVII века из придела Гурия и Варсонофич Толчковской церкви в Ярославле

«в июле 1668 года Клим Михайлов сделал в столовую к окнам вновь десять рук деревянных точеных против образца, которые потом были раскрашены живописным письмом» . Но так как Коломенский дворец до нас не дошел, а иконостас дебринской церкви был мало кому известен за отсутствием снимков , то своеобразное украшение царских врат Т олчковской церкви, имевшее такой оригинальный вид, послужило к возникновению легенды, что врата эти были привезены из Казани какими-то богатыми жертвователями - купцами, что, впрочем, никакими документами не подтверждается.

Притолоки царских врат, к XVII столетию развившиеся в такие

богатые порталы, раньше имели совершенно иную форму. В первоначальном своем виде они представляли простые четырехугольные столбики, доходившие до начала скругления двери, и обделывались в верхней своей части в виде посаженного на перехвате многогранника или круглого яблока. Кроме иконописных изображений на этих столбиках ничего не было. Но распространявшиеся резные украшения, захватив все поле царских врат, перекинулись и на притолоки, и последние из простых столбиков, суровых по форме,

107. Деталь иконостаса 1652 года церкви Воскресения на Дебрях в Костроме

И. Е. Забелин. Домашний быт русских царей, стр. 447. Кроме рук, поддерживающих карниз, в XVII веке резные руки применяются и в виде кронштейнов для висячих подсвечников и лампаа (см. ниже стр. 272). Такой своеобразный декоративный прием можно проследить и на Западе. В замке Шантильн, недалеко от Парижа (построенном в XVI вене), столовая нижнего этажа освещается рядами ламп в виде факелов, которые держат выходящие из стены руки.

* Снимки с него впервые были обнародованы в издании Дунаева: «Кострома»,

108. Деталь портала правой стороны у царских врат из придела Гурия и Варсонофия Толчковской церкви в Ярославле

109. Деталь царских врат XVII веха. Москва. Гос. Исторический музей

развились в широкие порталы с выступами и откосами, с приставными тонкими изящными колонками. Лишенные необходимости поддерживать что-либо, они имеют исключительно декоративный характер и представляют собою тонкий стержень с насаженными на него яблоками, украшенными резными деталями. Далеко отставленные от портала, они в Толчковской церкви представляют богатую декорацию боковых украшений царских врат (см. рис. 108).



Русская народная резьба по дереву, Соболев Н.Н., 1984



Курьер онлайн
Небеса обетованные онлайн
Суета сует онлайн