РУССКИЕ ЗОДЧИЕ


ЗОДЧИЕ

Архитектор — это инженер. Замыслы архитектора основываются на точном знании законов механики и свойств строительных материалов, на точных математических расчетах, которыми пользуются и творцы машин или механизмов. Но назвать архитектора только деятелем техники было бы ошибочным. Прежде чем взять в руки рейсфедер и логарифмическую линейку, зодчий действует карандашом и кистью. Архитектор соединяет в себе и художника и инженера.

Творческое воображение художника для архитектора столь же необходимо, как и знание законов физики.

В созданиях зодчих, как и в произведениях других искусств, заключено идейно-художественное содержание. В архитектуре, как и в литературе, музыке, живописи, отражается общественное сознание, духовная культура общества; ознакомление с архитектурными памятниками помогает нам всесторонне изучать эпохи, в которые они создавались.

Было бы неверным видеть в каждом из памятников зодчества отражение идеологии одних лишь господствующих классов, их художественных вкусов. Ведь архитектурные сооружения возводил народ. В лучших произведениях мировой архитектуры запечатлелись мысли и чувства народа, его надежды и устремления, память о событиях из его истории.

ские

План собора Софии Киевской.

Наш народ сумел создать глубоко самобытную архитектуру. Творе-русских зодчих вошли в сокровищницу мировой архитектуры. Рус-зодчие внесли свой вклад и в историю строительной техники. Самые древние из сохранившихся до наших дней памятников рус?

ской архитектуры принадлежат Киевской Руси. Именно в Киевском государстве появилось широкое развитие монументальной каменной архитектуры.

Памятников гражданского зодчества Киевской Руси, к сожалению, не сохранилось. Они погибли в годины тяжелых схваток с завоевателями. Только раскопки и летописи рассказывают нам об этих детищах юной русской архитектуры.

Уцелела небольшая часть церковных зданий. Церкви того времени — могучие сооружения с толстыми стенами, узкими, как бойницы, окнами — играли роль крепостей, служили надежным прибежищем для женщин и детей во время пожаров и набегов врагов.

Глядя на произведения древних зодчих, нельзя не дивиться и инженерному мастер

ству строителей, умевших возводить величественные стены, арки, купола.

С восхищением писали современники о гигантском киевском Софийском соборе, заложенном в 1037 году в память победы над печенегами. Это один из древнейших памятников русской архитектуры.

Постройка этого здания была новым словом в зодчестве. Взять хотя бы то, что строители сумели возвести на нем 13 глав. Величественные размеры, стройные пропорции, роскошная мозаика и фрески на стенах покоряют своим совершенством.

Зодчие Киева и других городов юга Киевской Руси разработали оригинальную технику кладки. В качестве основного строительного материала использовался особый тонкий кирпич — плинфа. Возводя стены, строители укладывали плинфу так, что на поверхности стены получались чередующиеся полосы выступов и углублений. Углубления затем заполнялись специальным розовым раствором, так называемой це-мянкой. Стена получалась нарядной, испещренной цветными полосами. Во многом сходна с киевской архитектура древнего Чернигова. Но зодчие этого города внесли в строительство и много своего, нового. Монументальное русское зодчество стремительно развивалось и на северо-западе Киевской Руси, например в Полоцке.

Замечательно новгородское зодчество. В нем слились воедино традиции, издавна здесь сложившиеся, с архитектурными мотивами, пришедшими из Киева. Влияние Киева сказалось и на строительной технике новгородцев.

Новгородский архитектурный стиль оказал влияние на все развитие русской архитектуры.

Для него характерна не только монументальность сооружений, но и подчеркнутая строгость, простота архитектурных форм.

Водопровод древнего Новгорода.

Мостовая Новгорода в XI—XII веках (по фотографии раскопок 1952 года).

Превосходный образец этого стиля — Новгородская София, построенная в 1045—1050 годах. В ее величаво-спокойном, строгом облике, в белой глади стен, в лепных украшениях как бы запечатлелась героическая суровость новгородцев.

Замечательными сооружениями украсили свой город зодчие. Но гитлеровские варвары нанесли Новгороду — этой сокровищнице древнерусского искусства — жесточайшие раны. Фашистские изуверы не пощадили жемчужину мирового искусства, любоваться которой со всех концов земли съезжались искусствоведы и мастера зодчества. Любители искусства изучали логически ясную, исполненную мужественной красоты архитектуру, чудеснейшие фрески, сплошным ковром выстилавшие стены изнутри. Сейчас многие памятники восстановлены.

Образцы архитектурного творчества, очень близкие по духу архитектуре Новгорода, создавал младший брат Великого Новгорода — Псков.

Техника строительства и благоустройства городов Киевской Руси стояла на высоком уровне. Недаром Киевское государство в других странах называли Гардарикой — страной городов.

На очень высоком уровне стояло в древней Руси и строительство оборонительных укреплений — кремлей, крепостей. Об этом рассказывается в главе «Для защиты Родины».

Период Владимиро-Суздальской Руси XII—XIII веков ознаменовался новым подъемом русского зодчества.

Здесь среди яркой зелени лугов, на берегах зеркальных, спокойных равнинных рек родилась архитектура необычайно поэтическая.

Владимиро-суздальские зодчие умели достигать гармонии создава-

Золотые ворота во Владимире.

емых ими сооружений с окружающей природой.

Они строили из белого камня. Этот местный материал зодчие использовали с поистине виртуозным мастерством. Белоснежные гладкие стены украшались резьбой. Так, не вводя в сооружение никаких материалов, кроме известняка, зодчие умели сделать здание праздничным, необыкновенно нарядным.

Знаменитый Успенский собор во Владимире долгие годы служил образцом, который изучали русские и иностранные зодчие. Характерные черты владимирского стиля видны в здании церкви Покрова.

Это стройное здание высится на берегу светлой реки Нерли. Глыбы белого камня пригнаны мастерами так, что кладки не видно. Здание кажется выточенным из единого куска, точно огромная статуя. Стены отделаны резьбой, скромной и тонкой. Формы здания просты:

вытянутый кверху пятигранник завершается маленьким куполом на небольшой башенке. Это изящное сооружение гармонирует с окружающей его яркой зеленью деревьев и светлой Нерлью, легко и естественно входит в пейзаж. Оно заслуженно считается одним из шедевров мировой архитектуры.

❖ * н*

Нахлынувшие в 1237 году татаро-монгольские орды принесли Руси неисчислимые бедствия. Развитие культуры, и в том числе зодчества, на долгие годы было задержано.

Но по мере того как под ударами русского народа звено за звеном распадалась цепь татарского ига (окончательно оно было сброшено в 1480 году), вместе со всей культурой стало неуклонно возрождаться и русское зодчество.

Москва становилась центром Руси. Начался новый блистательный период русского зодчества.

Еще задолго до падения Золотой Орды строители Москвы окружили свой город тесным кольцом монастырей-крепостей. В 1367 году, при Димитрии Донском, Кремль был обнесен каменными стенами.

Героическая Куликовская битва, показавшая единство и силу русского народа, окрылила его, пробудила его творческие силы. Умело восприняв лучшие традиции новгородского и владимиро-суздальского зодчества, московские мастера создают формы, выражающие новое содержание, создают новый архитектурный стиль.

Рождению нового стиля помог рост техники. Московским строителям было под силу создавать уже значительно более сложные архитектурные композиции и конструкции, чем их предшественникам.

Была разработана сложная форма купола, так называемый кокошник. Возводя ряды кокошника, ярусами поднимающиеся вверх, московские зодчие придавали своим зданиям устремленность ввысь.

При строительстве больших зданий зодчие нередко применяли механизацию для подъема материалов.

Во многих старинных документах можно найти упоминание о «веко-шах подъемных, простых», «веко-шах кирпичного подъему с колесом железным», «колесах водолейных» и других механизмах, использовавшихся строителями.

В конце XV и начале XVI века в Москве воздвигаются сооружения, определившие собою весь облик Кремля, одного из красивейших в мире архитектурных ансамблей.

На холме вырастают Успенский и Архангельский соборы, Княжеский дворец с его прославленной Грановитой палатой. В 1489 году псковские мастера возводят Благовещенский собор. Была начата постройка 82-метровой колокольни Ивана Великого, так удачно дополнившей кремлевский ансамбль, который в главных чертах сохранился до наших дней.

Бурно развернулось и строительство оборонительных сооружений. Могучие стены кремлей вырастают в Москве, Туле, Коломне, Зарайске, Можайске, Серпухове.

Расцвела культура русского народа, объединившегося в единое государство. Блестящего расцвета в XVI веке достигло русское строительное искусство.

Обычный жилой деревянный дом сооружался в Москве за один день. Секрет быстроты постройки заключался в том, что дома делались

разборными и в таком виде продавались.

строился по приказу Ивана Грозного как форпост для похода на Казань.

Сооружения для будущего города изготовлялись в лесах у верховий реки Свияги. Каждую деталь нумеровали, затем сооружение разбиралось, и его части сплавлялись вниз по реке к месту, выбранному для постройки. Другие артели строителей встречали эти детали и собирали их. За один год было построено множество домов и три километра кремлевских стен, высота которых в некоторых местах доходила до восьми метров.

В деревянных сооружениях русские достигали виртуозного мастерства. Древние деревянные храмы были подчас гигантских размеров, высотой до 70 метров.

Используя архитектурные мотивы деревянных шатровых церквей, русские зодчие создали в 1532 году шедевр мирового искусства и инженерного мастерства — церковь в селе Коломенском близ Москвы. Формы, присущие деревянному строительству, они сумели запечатлеть в камне.

С Москвы-реки на пути к Коломенскому еще издалека виднеется белый каменный шатер. Легко вздымается восьмигранное сооружение, Этот памятник архитектуры вызывает удивление у человека, взглянувшего на него глазами инженера. На 60 метров ввысь возносится шпиль! Сооружение в Коломенском можно сравнить с самыми большими зданиями Западной Европы: собор в Амьене имел высоту 47 метров, а в Бове — 47,5 метра. Коломенское здание лишь чуть ниже собора Нотр-Дам в Париже.

Изумительно, что громадный каменный шатер церкви держится без всяких колонн и подпорок внутри. Опираясь своим основанием на стены, он висит на головокружительной высоте. Без излишнего утолщения стен строители сумели привести в равновесие всю систему возникающих в сооружении сил. Они решали задачи, которые, как признают современные инженеры, представляют большие трудности даже теперь.

История не сохранила нам имени строителя Коломенской церкви, о которой современники-летописцы говорили: «Зело чудна высотой и красотой и светлостью, таковы не бывали прежде сего на Руси». И действительно, не было тогда подобного строения не только на Руси, но и во всей Европе.

Всемирной славой пользуется собор Василия Блаженного — гордость русской архитектуры, создание гениальных зодчих Ивана Посника и Бармы. Собор был воздвигнут в 1556— 1560 годах в память взятия Казани. Торжественный, играющий всеми цветами радуги, с его девятью затейливыми главами, составляющими гармоническую композицию, он как бы олицетворяет радость победы.

Зодчие показали себя не только замечательными художниками, но и гениальными инженерами. Сделав железный каркас, объединив хорошо сопротивляющейся сжатию кирпич с железом, зодчие придали всем конструктивным элементам сооружения необыкновенную прочность. Это помогло им разрешить труднейшие инженерные задачи. Владея секретом упрочения каменной кладки, Барма и Посник сумели придать своему строению изумительную легкость.

Много оригинального в конструкции этого здания, например устройство плоского перекрытия.

Смешанная металло-кирпичная конструкция вошла необходимым звеном в строительную технику последующих веков.

Исследования показывают, что древние зодчие не пользовались еще рабочими чертежами, точным изображением здания с указанием размеров всех его частей. Строительные чертежи появились лишь в конце XVII века. Тем удивительнее, что строители могли создавать такие сложные конструкции.

н* * *

По мере того как совершенствовалось строительное мастерство, зодчие получали возможность воплощать все более смелые замыслы.

В XVII веке вырастают здания, которые состоят как бы из многих отдельных строений, соединенных переходами, галереями, крылечками в единый законченный ансамбль. Архитекторы украшают здания нарядными, филигранно отделанными деталями. Раскрашенные наличники, балясины, разноцветные глазированные изразцы — все это щедро используется зодчими. На розоватый кирпич кружевом ложится белокаменная резьба; крыши блестят яркой черепицей.

Из сочетания своеобразной композиции с декоративным убранством рождается архитектура могучей жизнеутверждающей силы — стиль, получивший название русского барокко. Один из замечательных памятников XVII века — дворец в селе Коломенском, построенный крепостным Семеном Петровым и стрельцом Иваном Михайловым.

Коломенский дворец.

Создав из дерева этот огромный дворец с его бесконечно разнообразными архитектурными формами, зодчие показали себя людьми, виртуозно владеющими строительной техникой. Во дворце было 270 комнат! Три тысячи окон было в его стенах!

Видевший это здание современник говорил, что дворец, словно сделанная искуснейшим мастером драгоценная игрушка, только что вынутая из ларца — яркая, изящная. Дворец не сохранился. Но уцелевшая модель его свидетельствует — прав был автор этих слов.

Начало XVIII века ознаменовано наступлением новой эры в русском зодчестве.

Крупнейшим событием для русской страны было основание Петербурга. Новая столица России строилась по единому плану. Целые улицы проектировались и возводились как архитектурные ансамбли. Творческими усилиями целой плеяды талантливых архитекторов был создан красивейший город мира.

Одно за другим на улицах Петербурга возникают прекрасные сооружения, многие из которых вошли в сокровищницу русской и мировой архитектуры.

Грандиозные архитектурные ансамбли вырастали вокруг города: Петергоф (Петродворец), Царское Село (Пушкино), Ораниенбаум...

В создании дворцово-парковых ансамблей с покоряющей мощью проявилось умение русских зодчих добиваться необычайной гармонии архитектурных сооружений с природой, окружающей их.

Тенистые аллеи, зеленые лужайки с яркими клумбами и газонами, зеркальные пруды, веселые ручейки и прекрасные дворцы, нарядные беседки, мостики, фонтаны, статуи образуют единый великолепный ансамбль.

Петровский дворец, созданный М. Ф. Казаковым.

Для строительства Петербурга Петр I выписывал иностранных мастеров и посылал своих людей учиться за границу. Знания, приобретавшиеся на Западе, переплавлялись в горниле русского творчества с его глубокими сложившимися национальными традициями.

Многие иностранцы, обосновавшиеся в России, нашедшие в ней новую родину, могут с полным правом считаться выразителями идей русской архитектуры.

Таков, например, Бартоломео Растрелли, работавший в конце XVII века. В России он провел всю свою творческую жизнь, только в этой стране он и строил.

Глубоко постигнув дух русского зодчества, сочетая его идеи с элементами западноевропейского барокко, Растрелли создал ряд блестящих произведений: Зимний, Царскосельский и Аничков дворцы, собор Смольного монастыря.

В России нашлось много талантливых продолжателей дела Растрелли. Среди них выдающийся московский зодчий Д. В. Ухтомский — строитель великолепной колокольни Троице-Сергиевской лавры, воспитатель поколения русских зодчих.

Новый период развития русской архитектуры достигает своего апогея во второй половине XVIII века, когда началось творчество гениальных зодчих В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, И. С. Старова, А. Ф. Коко-ринова.

Рождается новый стиль в архитектуре. Освоив и творчески осмыслив лучшее из созданного античной Грецией и древним Римом, наполнив архитектурные формы национальным содержанием, русские зодчие творят произведения, полные гармонии всех частей, спокойной величавости, благородной простоты и ясности. Этот стиль, получивший название русского классицизма, нашел повсюду многочисленных подражателей.

Архитектор И. С. Старов стяжал себе бессмертную славу сооружением Таврического дворца, выстроенного в честь присоединения Крыма.

Героические победы русских воинов, ведомых Суворовым п Румянцевым, вдохновляли зодчего. Таврический дворец как бы увековечил собой русскую славу. И в России и в Западной Европе появились подражания Таврическому дворцу с его колоннадами и широко развернутыми крыльями, с фонтанами, бьющими в огромных высоких залах.

Над украшением северной столицы и окружающих ее дворцовопарковых ансамблей трудились два виднейших представителя русского классицизма — выходец из Шотландии Камерон* и итальянец Кваренги. Все дарование и вдохновение они отдали своей новой родине — России.

Камерон создал непревзойденные по тонкости и лиричности ан

Василий Иванович Баженов.

самбли Пушкина (Царского Села), Павловска и Гатчины.

Кваренги возвел громадное количество сооружений в Петербурге: Смольный институт, здание Академии наук, Конно-Гвардейский манеж, Эрмитажный театр и множество других. В окрестностях Петербурга им создан Александровский дворец в Пушкине и Английский дворец в Петродворце (Петергофе).

Москве посвятили свое творчество два величайших русских архитектора — Василий Иванович Баженов (1727—1799) и Матвей Федорович Казаков (1738—1812).

Друг известного просветителя Новикова, Баженов был передовым деятелем своего века.

Он создал проекты величайших сооружений. Смел и грандиозен ба-женовский проект Большого Кремлевского дворца, — по замыслу зодчего, он должен был с трех сторон обнять весь кремлевский холм. Таким образом, все уже существующие в Кремле сооружения Баженов предполагал включить в новый ансамбль, а его дворец должен был стать огромной оправой этих драгоценныхпамятников прошлого. Сокровища древнерусского зодчества были для Баженова неиссякаемым источником вдохновения. Страстная любовь к культуре родного народа помогла зодчему добиться в облике дворца необычайной гармонии со всем Кремлем.

Дворец начали строить. Но внезапно из Петербурга пришел приказ прекратить строительство. Столь же печально сложилась судьба другого знаменитого проекта Баженова — дворцово-паркового ансамбля в Царицыне, под Москвой. Строительство его не довели до конца.

К произведениям Баженова относится одно из прекраснейших зданий нашей столицы — дом Пашкова, ныне Библиотека имени В. И. Ленина. Над зеленым холмом высятся легкие нарядные стены совершенного по своим пропорциям и формам здания.

Сохранились построенные Баженовым изумительная колокольня на Большой Ордынке в Москве и прославленный Инженерный замок б Ленинграде, построенный по замыслу Баженова архитектором Бренна,

Планировка центра Твери, осуществленная М. Ф. Казаковым.

Здание

Адмиралтейства, построенное А. Д. Захаровым.

Несмотря на то, что самодержавие мешало осуществлению замыслов Баженова, его творчество — созданный им архитектурный стиль, разработанные им новые .приемы техники строительства — оказало огромное влияние на все развитие русской архитектуры.

Творческая жизнь Михаила Федоровича Казакова сложилась удачнее, чем у Баженова.

Свой могучий талант Казаков смог воплотить в многочисленных шедеврах. Уже одно ив первых крупных творений молодого Казакова — дворец в Твери — показало, что в русской архитектуре появился новый гений.

Этот дворец был одним из многочисленных зданий, которыми застраивалась сгоревшая в 1763 году Тверь.

Специальная «архитектурная команда», в которую вошел и двадцатипятилетний Казаков, должна была решить грандиозную по тем временам задачу — спроектировать целый город.

Проектировщиками был широко использован опыт строительства Петербурга, их вдохновляли образы прекрасной северной столицы.

Работа в «архитектурной команде» была великолепной Ф школой для Казакова.

$ Окончательно же расцвел гений русского архитектора

в Москве.

В разных местах великого города можно встретить здания, построенные по его проектам.

В Кремле стоит величественное здание Верховного Совета СССР. Строитель этого здания — Казаков.

Всему миру известно другое построенное Казаковым здание — нынешний Дом союзов в Москве с его беломраморным Колонным залом. В прославленном зале воедино слились высокая техника с высоким искусством художника.

Казаков создал великолепный Петровский дворец — ныне здание Военно-воздушной академии имени Жуковского. От этого дворца с его красными кирпичными стенами, украшенными белокаменными деталями, с его раскинутыми крыльями и затейливыми башенками на зрителя словно веет сказкой, старой русской былиной.

Каждое творение Казакова было новым шагом в архитектуре. Под влиянием его творчества родилось целое течение в русской архитектуре.

Именно тогда в Подмосковье выросли усадебные ансамбли — Останкино (ныне Пушкино), Кусково, Марфино, Архангельское. Геци-

Проект одноарочного моста Кулибина через Неву.

ем Баженова, Казакова и их сподвижников была намного продвинута вперед строительная техника.

Начало XIX века русские зодчие ознаменовали новыми творениями. Крупнейшими зодчими этого периода были Андрей Никифорович Воронихин (1760—1814) и Андреяи Дмитриевич Захаров (1761—1811).

Свое творчество эти великие мастера посвятили Петербургу. Они решали здесь высшие задачи зодчества — создавали строительные ансамбли. Оба они были и замечательными инженерами, в совершенстве владевшими строительной техникой.

Созданный Воронихиным Казанский собор с могуче развернутой гигантской колоннадой украсил Невский проспект.

Постройкой же здания Горного института Воронихин решил другую задачу: Горный институт завершает вид набережных со стороны центра города.

Творение Захарова — всемирно известное гигантское Адмиралтейство. Зодчий связал этим зданием три площади — Дзорцовую, Адмиралтейскую и Сенатскую.

Гениальное творение Захарова стало одним из символов великого города. Пушкин, Жуковский и другие поэты посвятили Адмиралтейству немало восторженных строк.

Победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года принесла с собой национальный подъем, всколыхнула творческие силы народа. Новый период начался и в зодчестве. Стремясь воплотить в своих творениях чувство, охватившее народ-победитель, зодчие создают величественные ансамбли.

Новые кварталы возникают в Петербурге. Там трудится Карл Иванович Росси (1775—1849).

На Дворцовой площади, напротив Зимнего дворца, Росси воздвигает грандиозное здание Главного штаба. В Ленинграде есть улица, названная именем Росси. Ансамбль ее домов построен этим замечательным архитектором.

Москву украсили своими зданиями А. С. Григорьев и Д. И. Жилярди, использовавшие мотивы древнерусского зодчества. Большой заслугой'Жи-лярди явилось также восстановление здания Московского университета.

Ученик Казакова О. И. Бове в те годы стал творцом одного из центральных ансамблей Москвы — Театральной площади, ныне площади Свердлова.

14 Рассказы

В 1817 году в Москве было построено здание манежа. Всякого, кто входит в манеж, поражает то, что огромный потолок, длиной в 168 метров и шириной в 45 метров, висит, опираясь только на стены, не поддерживаемый никакими колоннами. Была создана оригинальная конструкция из стропил, способная удержать на весу огромный тяжелый потолок. Нигде в Европе не было тогда зданий с таким огромным перекрытием, как в московском манеже. Строительством манежа непосредственно руководил инженер Кашперов.

* * *

Смелостью технической мысли отмечено творчество русских мостостроителей.

О высоком уровне мостостроения на Руси можно судить хотя бы по имеющемуся в документах свидетельству, что в 1678 году на пути от Москвы до Смоленска путешественник встречал 533 постоянных моста.

В XVII веке московские строители воздвигли первый Каменный мост через Москву-реку, соединявший центральную часть города с Замоскворечьем. 140 метров в длину и 22 в ширину имел этот мост.

В XVIII веке строительство мостов развернулось еще шире.

Выдающийся вклад в мостостроение внес гениальный русский изобретатель Иван Петрович Кулибин, о котором мы уже не'раз говорили.

В 1771 году Кулибин начал работать над поразительным проектом моста через Неву. Всего лишь одну арку, один пролет, решил конструктор перекинуть через трехсотметровую ширь реки.

Построив тридцатиметровую модель своего моста, русский механик убедительно доказал реальность проекта. Модель блестяще выдержала строгие и придирчивые испытания, которым подвергла ее специальная комиссия, состоявшая из академиков. На мост положили сотни железных полос, общим весом более 52 тонн, противостоять которому модель должна была по расчетам. Сверх этого Кулибин распорядился положить дополнительный груз. Железных полос не хватило, и на модель начали класть

находившийся поблизости кирпич. Нагрузка возросла почти на 10 тонн. Модель не дрогнула. Наконец на этот маленький, но такой прочный мост взошли все члены комиссии. Друзья Кулибина торжествовали.

Эйлер пожал изобретателю руку, сердечно поздравляя его с победой.

Начавшееся в XIX веке строительство железных дорог поставило ряд больших и сложных задач перед техникой возведения мостов.

Нужны были мосты, способные выдерживать большие нагрузки. В решении новых конструкторских задач блистательно проявил себя инженер Дмит

Решетчатая мостовая ферма.

рий Иванович Журавский (1821—1891), создатель оригинальных методов расчета сложных ферм, ученый, заложивший основы теории сопротивления материалов и конструкций. О теоретических исследованиях Журавского, которые дали ему возможность создавать прочные и надежные мосты, мы расскажем ниже.

Журавский спроектировал и построил большинство мостов железной дороги между Петербургом и Москвой, прокладка которой началась в 1843 году.

После того как, применив свой метод раскосных ферм, Журавский в 1855 году построил Веребьинский мост, длиной более чем в полкилометра, имя русского инженера получило известность во всем мире.

Строительство железнодорожных мостов было делом еще малоизученным.

В те времена не раз происходили случаи обвалов железнодорожных мостов. Например, в 1879 году во время прохода поезда обрушился Тейский мост через один из заливов в Шотландии.

Но никогда ни одной катастрофы не случилось с мостами, построенными Журавским, хотя ему приходилось строить их из дерева.

Своими трудами ученый завоевал право именоваться основоположником русской школы мостостроения.

Дело Журавского нашло достойных продолжателей в лице многих и многих строителей. Применяя методы Журавского, русский инженер С. В. Кербедз (1810—1899) построил в 1857 году ажурный, легкий и необыкновенно прочный металлический мост через реку Лугу.

Николай Аполлонович Белелюбский (1845—1922) вошел в историю

Сызранский мост Белелюбского.

Шаболовская радиобашня, построенная Шуховым.

4 Л Л }АП\Щ

.гжшищ

’ШШу&'иЩ'ё удпМлтШ

/!’иттт

ййвпа

!*‘»1»млТ1Пшич'4*.-\

Шшижтщ

ШжтШШШ

ИйНАЬИЛТ»ШМ1й»л11

техники как создатель большого числа замечательных мостов, пришедших на смену деревянным мостам.

Более пятидесяти сооружений спроектировал Белелюбский. Сыз-ранский мост через Волгу, построенный им в 1875—1881 годах, долгое время не имел равных в Европе по величине и оригинальности конструкций. Этот мост, состоящий из 13 пролетов, каждый из которых имеет длину 111 метров, похож на решетчатый коридор. Теперь мосты такой конструкции можно встретить во всех странах мира. Огромен и мост через Днепр из 15 пролетов по 71,3 метра, созданный русским инженером в 1881 году.

Белелюбский — создатель конструкций металлических ферм, составленных из балок. Он один из пионеров внедрения в технику металлоконструкций, столь широко применяемых ныне; теперь эти конструкции используются не только при сооружении мостов. Металлический костяк имеют высотные дома, водонапорные башни, любые, рассчитанные на большие нагрузки сооружения.

Труды Журавского и Белелюбского, их соратников и последователей обеспечили русскому мостостроению ведущее место.

Русские инженеры разработали главные виды конструкций мостов: Г. П. Передерий создал тип железобетонных мостов трубчатой конструкции, А. В. Семиколенов и Б. А. Проскуряков прославились как творцы консольных конструкций, ныне тоже широко применяемых в технике.

❖ * ❖

Много интересного дал технике сооружения металлоконструкций русский инженер Владимир Григорьевич Шухов (1853—1939), творчество которого в значительной степени относится уже к нашим дням.

Десятками исчисляются изобретения Шухова. В замечательнейших сооружениях нашего времени запечатлелось его многостороннее творчество. С неменьшей силой проявилось дарование Шухова и в науке. В молодости он поразил великого Чебышева исключительно глубоким знанием математики и механики, силой своего мышления. Чебышев советовал молодому механику посвятить себя целиком теоретической деятельности, работать в академии. Но Шухов остался инженером — он горячо любил технику. Прекрасно владея искусством теоретического анализа, Шухов неизменно добивался успеха в решении труднейших инженерных задач.

В 1896 году посетители) Нижегородской выставки любовались чудесными «висячими» крышами, покрывавшими обширную площадь. Основой

этого легкого сооружения были созданные Шуховым сетчатые перекрытия. Своим изобретением русский инженер опередил тогдашнюю технику.

На этой же выставке демонстрировалось и другое изобретение Шухова — водонапорная сетчатая башня, родоначальница большой семьи знаменитых шуховских гиперболоидов. Ажурные, но весьма прочные сооружения, имеющие очертания известной в математике кривой — гиперболы, построены на самом деле из прямолинейных балок. Свыше ста пятидесяти разных гиперболоидных башен сооружено в нашей стране; одна из них — известная всем стошестидесятиметровая Шаболовская радиобашня в Москве.

Творческий гений Шухова обогатил промышленную химию (об этом говорится в главе «Русские химики») и множество отраслей техники. Русский механик создавал замечательные домны и кауперы, нефтепроводы, танкеры и нефтехранилища.

Шухов строил железнодорожные мосты, водонапорные башни, огромные перекрытия вокзалов, подобные нижегородским «висячим» крышам. Для химиков он создавал газгольдеры, для артиллеристов — платформы тяжелых орудий, для судостроителей — плавучие ворота доков. В каждом из этих творений русского инженера сверкает талант новатора. Многие его формулы и расчетные методы стали рабочим инструментом для инженеров всего мира.



Истории, рассказы о русской науке и технике, Болховиттинов В. 1957