ПРЕДКИ АВТОМОБИЛЯ И ТРАКТОРА 2


Мы не знаем, как удалось Маклакову реализовать свое изобретение, но не о нем ли писал в те годы «Города Саратова справочный листок» в заметке «Локомотив без рельсов»: «29 июня 1864 года у станции Варшавской железной дороги сделана была проба движения локомотива без рельсов, подобно прошедшему уже месяца два назад из Николаева в Херсон. Проба увенчалась полным успехом, который обещал многое в будущем».

В 1876 году штабс-капитану Стефану Маевскому выдается привилегия на «способ передвижения поездов помощью локомотива, по обыкновенным дорогам».

Сущность изобретения Маевского заключалась в следующем. Несколько шарнирно соединенных между собою платформ было уста

Федор Абрамович Блинов.

городка

новлено на одну общую гусеницу, которая охватывала все колеса этих платформ. Сзади или в середине гусеничного поезда должна была находиться движущая установка с паровой машиной. Усилие паровой машины через специальную зубчатую коробку скоростей передается на гусеницу. Таким образом, весь поезд опирается на одну широкую гусеницу, как бы непрерывно расстилающую ровный путь под колесами платформ.

Проект Маевского был тщательно разработан, за исключением способа поворота одногусеничного поезда. Этот вопрос был окончательно разрешен талантливым изобретателем Федором Абрамовичем Блиновым при создании им гусеничного трактора.

В конце 1880 года жители маленького приволжского Вольска были поражены необычайным зрелищем.

Запряженная парой лошадей, по городской площади двигалась необычайная телега. Словно гигантская гусеница, медленно ползла она за лошадьми, подминая под себя цепеобразные бесконечные рельсы, которые соединяли ее задние и передние колеса. Обыкновенная телега легко обогнала странную повозку Блинова. Но вот гусеничный возок свернул с дороги, выехал на целину, пересек как ни в чем не бывало небольшое болотце и двинулся по свежевырубленному кустарнику. Далеко позади осталась обогнавшая было его сначала телега.

Необычная повозка, изобретенная Блиновым и названная им «вагоном с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам», имела гусеничный механизм современного типа.

Вес вагона передавался на гусеницу через грузовые колеса. Два специальных «спицевых блока», установленные по краям вагона, не несли на себе груза и служили для направления движения гусеницы, — этот принцип применим ныне во всех гусеничных двигателях.

Блинову была выдана привилегия. Но не создание повозки на гусеницах было конечной целью талантливого изобретателя-самородка.

Он родился и вырос на Волге, работал на волжских пароходах, перестраивал и ремонтировал их. В голове Блинова зрела упрямая

Паровой трактор Федора Блинова.

Рассказы

с

1з>

ш

1

Г

Чертеж трактора Блинова и детали гусеничного хода.

мысль — построить самоходную машину для нужд сельского хозяйства. Она должна была приводиться в действие паровым двигателем и передвигаться по любым дорогам на гусеницах-вездеходах.

И такая машина, родной брат современного трактора, была построена в России руками мастерового человека.

Блинов решил вопрос поворотливости трактора, сделав независимый привод на каждую гусеницу. Машина, которую, казалось, и по-вернуть-то нет никакой возможности, теперь свободно поворачивалась вокруг одной точки, чего невозможно достигнуть ни на одном из колесных экипажей.

На пятиметровой раме блиновского «самохода» были установлены две паровые машины, каждая для вращения одной гусеницы. Такая конструкция необычайно просто разрешила сложную проблему независимого привода гусениц машины.

Возле парового котла машины Блинова сидел машинист. В будке стоял капитан самохода.

— Оба цилиндра вперед! — раздавалась команда. Механик включал паровые машины, и, грохоча гусеницами, трактор двигался вперед.

— Включить правый цилиндр! — командовал капитан. И машина, увлекаемая левой гусеницей, поворачивала вправо.

Самоход Блинова успешно прошел испытания. Как теперь подсчитано, самоход создавал тяговое усилие больше одной тонны, свободно таская за собой тяжело груженные повозки.

В 1889 году Блинов показал свой трактор на Саратовской губернской выставке. Всю глубину сделанного Блиновым изобретения купцы и

помещики не оценили.

В приволжское село Балаково, где находились в то время мастерские Блинова, прослышав о замечательном изобретении, приехал из Германии фабрикант Гильден-брандт. Он хотел воспользоваться чрезвычайно стесненным положением изобретателя и купить изобретение. Узнав о том, что его машина будет выпускаться под иностранной маркой, Блинов наотрез отказался. Изобретатель упорно продолжал совершенствовать самоход в надежде ‘самостоятельно пробить дорогу своему детищу.

Чертеж трактора Блинова с двигателем внутреннего сгорания.

В 1896 году на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде на барже прибыл из Балакова блиновский самоход, теперь уже значительно усовершенствованный.

Замечательное изобретение безызвестного механика — самоход отлично действовал, таская за собой по выставке груженые платформы и сельскохозяйственные орудия, и привлекал к себе всеобщее внимание. Выставочная комиссия не могла не отметить выдающейся машины. Изобретателю крестьянину Федору Блинову был выдан похвальный отзыв «за паровоз для проселочных дорог с бесконечными рельсами и за трудолюбие по его изготовлению».

И снова увез свою машину Блинов в родное Балаково, не получив, по существу, настоящей поддержки.

Шестидесятидевятилетний старик не теряет веры в будущее своего изобретения и продолжает совершенствовать машину, охваченный горячим желанием создать надежного механического помощника в крестьянском труде.

Новые и новые проекты рождаются в голове изобретателя. Тяжелый паровой котел и паровую машину Блинов замыслил заменить керосиновым двигателем внутреннего сгорания. Он совершенствует ходовую часть трактора, создает сперва муфту, отсоединяющую каждую гусеницу от вала двигателя, а затем конструирует фрикционы, применяемые ныне на всех тракторах.

В 1899 году оборвалась плодотворная жизнь этого замечательного человека.

...Перед самой смертью Федор Абрамович Блинов говорил о том, что начатое дело не пропадет, ему предстоит большая будущность. Оставшиеся после смерти изобретателя чертежи показывают, насколько близко подошел он к конструкции современного гусеничного трактора.

Изобретение Блинова надолго опередило свое время.

Почему же это величайшее изобретение, созданное в крупнейшей сельскохозяйственной стране мира, не было подхвачено и доведено до полного завершения? Землевладельцы-помещики и появившаяся прослойка кулачества при очень дешевой рабочей силе разорившихся крестьян не нуждались в мощной машине. Им не нужен был трактор-самоход Блинова. Социальные условия царской России никак не способствовали промышленному выпуску тракторов.

За рубежом известны также проекты гусеничных тракторов. В частности, в Соединенных Штатах Америки известен проект изобретателя Эпльхарта.

В 1886 году он обнародовал данные о паровой установке на гусеницах, с особыми рулевыми колесами для поворота. Проект этот не мог быть осуществлен из-за своего несовершенства. Известен также гусеничный трактор американской фирмы «Холт», перекупившей патент на гусеничный ход у Робертса и Горнсби и выпустившей свой первый трактор в 1912 году.

Работу над созданием самоходной машины после смерти Блинова продолжал ученик изобретателя Яков Мамин.

Он сконструировал самоходную тележку с необычайным в то время двигателем —■ «нефтянкой».

Об этой стороне работы Мамина мы уже рассказали в главе «Создатели двигателей»; поэтому здесь мы остановимся на деятельности изобре-

Самоходная тележка Мамина с двигателем внутреннего сгорания.

Яков Мамин изобрел тракторную тележку с нефтяным двигателем.

Первые аэросани.

Советский дизельный трактор.

тателя как создателя колесных тракторов с нефтяными двигателями — тракторов, которые и в наши дни занимают большое место в сельском хозяйстве.

В заброшенной сторожке на окраине Балакова в 1893 году Яковом Маминым вместе с братьями была построена самоходная тележка с нефтяным двигателем внутреннего сгорания собственной, маминской, конструкции.

Самоходная тележка, оборудованная одноцилиндровым мотором, представляла собой нечто среднее между трактором и локомобилем. Она передвигалась сама, служила тягачом и, как локомотив, могла приводить в действие различные сельскохозяйственные машины.

За несколько сезонов тележка «обегала» все окрестности города. Скорость ее была незначительной — всего несколько верст в час. Однако это был бесспорный успех изобретателей.

Мамин открыл небольшие мастерские. Впоследствии они превратились в специальный завод нефтяных двигателей «Русский дизель» и нефтяных тракторов «Русский трактор».

В своем письме министру земледелия с просьбой о помощи в организации тракторной фабрики Мамин сообщал: «Мною созданы первые отечественные конструкции тракторов, которым несомненно принадлежит будущее в обработке бескрайных российских просторов... Машины повысят урожайность земледелия, избавят многие тысячи безлошадных крестьян от нищеты и разорения, помогут освоить пустующие, никем не возделываемые земли в малонаселенных районах страны».

И хотя Мамин не получил поддержки государства, на своем маленьком балаковском заводике он сумел наладить выпуск тракторов. Первые русские колесные тракторы значительно превосходили по своим качествам тракторы иностранных фирм.

Мамин установил целесообразность выпуска машин трех типов: 20 лошадиных сил имел легкий трактор «Универсал»; более крупный трактор — «Посредник», — в 30 лошадиных сил, мог работать с четырехлемешным плугом; наконец 60-сильный мощный трактор был рассчитан на 12-лемешный плуг.

С 1910 года появились тракторы Мамина с двигателями его конструкции, работавшими на нефти. И хотя эти тракторы отличались значительными преимуществами перед привозными образцами, царская Россия не могла создать отечественной автомобильной и тракторной промышленности.

Владимир Ильич Ленин в первые же годы советской власти поставил задачу создания отечественной тракторной промышленности, видя в ней техническую основу будущего коллективного сельского хозяйства.

Ленин дал указание о постройке тракторного завода в городе Маркс Саратовской области. Завод «Возрождение» выпускал в день пять тракторов «Карлик» и такое же количество двигателей «Русский дизель».

Эти тракторы были в то время самыми легкими, самыми простыми по конструкции. Они состояли всего лишь из 300 деталей, в отличие от машин' иностранных образцов, имевших свыше тысячи деталей. В последующие годы тракторы начали выпускаться еще на нескольких заводах. В годы первой пятилетки Советский Союз имел уже крупную тракторную промышленность.

Главу о вкладе русских инженеров в транспортную технику следует пополнить рассказом еще об одном изобретении.

В России, с ее бескрайными просторами, глубокими снегами и продолжительной зимой, могла родиться сказка о чудесных санях, что сами бегают по зимним дорогам и снежной целине, сокращая время и расстояние. Эта сказка нашла свое воплощение в действительности—был создан совершенно новый, оригинальнейший вид транспорта — аэросани.

Движущей силой аэросаней служит воздушный винт, вращаемый мотором. Скользят сани на лыжах-полозьях по снегу. Управляются они подобно автомобилю. Таким образом, это изобретение — своеобразное сочетание саней, автомобиля и самолета.

Еще в давние времена пытались на Руси создать подобные самокаты. Мы уже рассказывали о талантливом изобретателе и строителе самобег-лой коляски — Леонтии Шамшуренкове. Двести лет назад он задумывал и предлагал «для апробации сделать сани, которые будут ездить без лошадей зимою, а для пробы могут ходить и летом с нуждою». Как собирался Шамшуренков разрешить эту задачу, нам, к сожалению, неизвестно.

История сохранила нам рассказ об одной из конструкций саней под парусами. Вот как в одном документе начала прошлого века описываются такие сани, построенные москвичом Иваном Кулагиным: «Яузской бумажной мельницы работничек Ивашко Кулагин выдумал сани с парусом, а у тех саней два крыла и ездить они без лошади могут. Катался на них в пустырях ночью». В соответствии с уровнем развития техники той поры Кулагин смог использовать для самокатных саней только силу ветра.

Этой же силой пользовались для передвижения по льду жители северных районов страны — поморы. Их легкие сани свободно ходили по льду рек и морей под парусами. В настоящее время сани под парусом мы называем буерами, они широко распространены в спорте.

На смену ветру пришел двигатель.

Аэросани с воздушным винтом были построены в России группой инженеров в 1910 году. Сани эти состояли из пары лыж, прикрепленных к легкой раме. На раме был установлен одноцилиндровый двигатель, связанный ременной передачей с воздушным винтом. Легкие сани, рассчитанные на одного человека, развивали скорость 10—15 километров в час.

Уже через год, 6 февраля 19И года,

Российским автомобильным обществом впервые были проведены испытания и состязания

Авиационный мотор был применен в качестве двигателя для аэросаней.

аэросаней нескольких конструкторов. В этот период в Москве аэросани строили Желтухов, Меллер, в Петрограде — Лебедев, в Уфе— Веденеев, в Киеве — группа студентов университета.

Чем тяжелее сани, тем большую силу трения должны они преодолевать при движении. Поэтому основа хорошего хода аэросаней — это их легкость и наличие мощного двигателя.

Учтя это обстоятельство, инженер Кузин построил в 1912 году легкие аэросани с чрезвычайно легким, но мощным авиационным мотором с винтом. Аэросани перевозили до пяти пассажиров и развивали уже большую скорость. Успехи были настолько очевидны, что в первую мировую войну аэросани этой конструкции применялись в русской армии в качестве средств связи.

После Великой Октябрьской социалистической революции конструированием и строительством аэросаней занялись крупнейшие в Советском Союзе научные институты ЦАГИ и НАМИ. Конструкция аэросаней была доведена до совершенства. Сани испытывались в неоднократных пробегах, работали на постоянно действующих аэросанных линиях в суровых условиях Арктики.

Современные аэросани, оборудованные двигателями, развивают скорость до 70 комфортабельные, утепленные кабины.

Во время Великой Отечественной войны

Двадцатипятитонный самосвал Минского автомобильного завода.

мощными авиационными километров в час, имеют

в

вали специальные аэросанные подразделения.

наших частях существо-обслуживавшие фронт.

* * *

Выполнение пятилетних планов изменило техническую вооруженность нашей страны. Построены могучие тракторные заводы. Мы создали мощную отечественную автомобильную промышленность, вырастили огромную армию строителей автомашин, разработали замечательные конструкции грузовых и легковых автомобилей.

Всемирно известны такие автомобильные заводы, как Горьковский, Московский, Минский, Ярославский и тракторные заводы в Сталинграде,

Советские легковые автомобили «Москвич» и «Волга».

Харькове, Челябинске. Наряду с ними существует сейчас много новых заводов, изготовляющих разные типы автомобилей и тракторов для промышленности и сельского хозяйства.

Наша промышленность выпускает первоклассные легковые и грузовые автомобили нескольких марок. Строятся автомобили-гиганты и автомобили специального назначения. На полях нашей страны работают мощные гусеничные и колесные тракторы.



Истории, рассказы о русской науке и технике, Болховитинов В. 1957