СОЗДАТЕЛИ РУССКОГО ВОЕННОГО ФЛОТА


В 860 году, после того как Византия нарушила договоры о дружбе с Русью, на Царьград — ныне Константинополь — двинулось через Черное море 200 ладей под руководством киевских князей Аскольда и Дира.

Целью похода было восстановить попранные интересы страны. Русские войска склонили Византию к миру в 867 году после следующего похода.

В морском походе князя Олега на Византию в 907 году участвовало уже 2 тысячи ладей — огромнейший по тому времени военный флот.

Летописи передают легенду об исключительно интересном военном маневре, который применили войска Олега в этом походе. Когда парусные ладьи подошли к византийской столице, осажденные греки, чтобы не подпустить врага к городу, перекрыли вход в порт. Русские не растерялись: они повернули свои суда и пристали к берегу в стороне от Царь-града. Ночью воины вытащили ладьи на берег...

А ранним утром, когда свежий морской ветер начал трепать флаги над царьградскими стенами, греки увидели необычайное зрелище, вселившее панику в их ряды: прямо к городу по земле, раздув паруса и распустив боевые знамена, переваливаясь на ухабах, как на волнах, в полной боевой готовности шли корабли.

Воины Олега за одну ночь поставили ладьи на колеса. Потрясенные греческие войска прекратили сопротивление. Русский щит был укреплен на вратах Царьграда.

При следующих шести походах на Византию, как сообщают летописи, не раз «русские корабли без числа покрывали собой море». Немудрено, что после этого во многих старинных рукописях и хрониках Черное море так и именовалось «Русским морем».

Древний русский флот плавал не только по Черному морю. Русские мореходы бывали и на Средиземном море.

В 914 году русские войска на 500 судах спустились по Волге в Каспийское море.

В те же годы новгородцы плавали по Белому морю и Ледовитому океану.

Старинная гравюра, изображающая русские суда, двигающиеся по суше..

Древний рисунок русского челна.

Каким же был в то время русский флот? Для долгого речного плавания служили в Киевской Руси струги, чаще всего плоскодонные; для морского — ладьи или набойные лодки, сделанные из досок.

Благодаря исключительной смелости и мужеству мореходов этот флот с успехом совершал далекие плавания.

Во многих странах признавалось могущество древнего русского флота.

Английский морской писатель Джейн в книге, вышедшей в конце XIX века, «Русский флот в прошлом, настоящем и в будущем» писал: «Русский флот, который

считают сравнительно поздним учреждением, основанным Петром Ве-Первый русский военный корабль «Орел»Ликим, имеет в дейсхвительности

большие права на древность, чем флот британский. За столетие до того, как Альфред построил британские корабли, русские суда сражались в отчаянных морских боях. Тысячу лет назад первейшими моряками своего времени были они — русские». Так представитель страны, всегда считавшейся великой морской державой, на основании исторических фактов дал высокую оценку русскому флоту.

Монгольское иго отрезало Русь от южных морей. Выхода в Балтийское море Россия также не имела. На столетия было задержано развитие русского кораблестроения. Только после свержения ига постепенно стало

возрождаться русское караблестрое-ние. В 1667 году был построен первый мощный военный корабль «Орел».

Флагманский корабль «Предесцина-ция».

Необходимость для страны иметь флот очень хорошо понимал Петр I. «Который едино войско имеет, едину руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет», — говорил он в своем «Морском регламенте».

Много времени и энергии было уделено в те времена созданию военного флота — этой второй, крайне необходимой России «руки».

Русские мастера строили корабли в Петербурге, Архангельске, Охотске, под Москвой, в Воронеже.

В Воронеже в 1696 году началась постройка галерной флотилии для военного похода на Азов, занятый в то время турками.

Тысячи плотников были собраны со всего государства на воронежские верфи Всю зиму стучали топоры, звенели пилы, дымились костры под Воронежем. Круглые сутки кипела работа.

Весной на Азов двинулся морской караван с войсками, состоявший из 30 многовесельных галер.

В битве под Азовом турки были разгромлены.

Всего для Азовского флота при Петре I было построено 67 линейных кораблей и фрегатов, столько же галер, брандеров и тысячи бригантин.

Талантливые корабельные мастера Феодосий Скляев и Лукьян Верещагин умело руководили постройкой Воронежского флота и, в частности, 58-пушечного флагманского корабля «Предесцинация». Это было наиболее совершенное судно своего времени. Для устойчивости русские мастера оборудовали его особым выдвижным килем.

Созданный при Петре I мощный флот помог овладеть Балтикой. В трех знаменитых сражениях, навсегда вошедших в историю морских битв, — у полуострова Гангут, в Гренгамском заливе и между островами Эзель и Готланд, — русский флот одержал полную победу над шведским. Европа вынуждена была признать Россию великой морской

державой. Боевые корабли русского флота.

V V V

Новая пора в истории флота наступила с появлением кораблей из металла.

Многих выдающихся строителей военного флота дала Россия. Навсегда вошли в историю техники имена таких кораблестроителей, как Петр Акиндинович Титов, Иван Григорьевич Бубнов, адмирал Степан Осипович Макаров и академик Алексей Николаевич Крылов — крупнейший специалист корабельного дела, основатель теории непотопляемости судна. Их вклад в историю отечественного кораблестроения оказал огромное влияние и на развитие кораблестроения за рубежом.

Петр Титов (1843—1894), сын крестьянина, не получивший систематического образования, благодаря исключительным способностям стал ведущим судостроителем своего времени, крупнейшим авторитетом для судостроителей не только России, но и Западной Европы.

В восьмидесятые годы прошлого столетия, когда развернулось творчество Титова, Россия начала

•строить корабли уже не из железа, а из стали. Дело это было совершенно новое. Сколько умения, изобретательности, истинного технического новаторства было вложено Петром Акиндиновичем Титовым в создание стальных кораблей, таких, как «Витязь» и «Рында»!

Сложнейшие вопросы постройки огромного боевого корабля решались так оригинально, просто и смело, что это поражало самых опытных строителей.

Даже такие широко распространенные работы, как клепка листов, чеканка швов, сверление и зенковка отверстий, производились, по указанию Титова, новаторскими прие-

Иван Григорьевич Бубнов. мами.

Известный французский инженер академик де-Бюсси, посетив в 1891 году руководимое Титовым строительство крейсера «Наварин», сказал:

«Я сорок восемь лет строил суда французского флота, я бывал на верфях всего мира, но нигде я столь многому не научился, как на этой постройке».

Интересен творческий путь Петра Титова. Он сооружал первые подводные лодки, первые броненосцы, руководил работами по реконструкции и восстановлению судов и везде вносил свое, новое.

На закрытом конкурсе по составлению проекта броненосцев Титов в 1892 году опередил всех дипломированных инженеров.

Из десятков проектов, поступивших на конкурс, первые две премии получили проекты кораблей под девизом «Непобедимый» и «Кремль». Когда члены технической комиссии вскрыли конверты, чтобы узнать, кто конструктор этих замечательных судов, они были поражены: под обоими проектами стояло имя Петра Акиндиновича Титова.

Крупнейшие нововведения в строительство судов внес И. Г. Бубнов (1872—1919).

Еще в 1898 году профессор Иван Григорьевич Бубнов, автор общеизвестного курса по строительной механике корабля, разработал продольную систему постройки судов. Эта система значительно ускорила строительство кораблей.

Позднее Бубнов предложил устанавливать на кораблях переборки с гофрированной обшивкой: они давали значительную экономию в весе корабля, не уменьшая при этом его прочности.

В 1908 году были объявлены итоги конкурса на разработку мощных военных кораблей — дредноутов. Этот конкурс проводился русским правительством. Царские чиновники привлекли к конкурсу, помимо русских

заводов, 6 английских, 4 германских, 4 французских, 4 американских и 2 итальянских кораблестроительных завода. Из 51 варианта проектов новых линейных кораблей был выбран один — типа «Севастополь». Он принадлежал И. Г. Бубнову.

Не только новые конструкции создавались нашими кораблестроителями. Они внедряли новые методы производства, новые материалы в кораблестроении.

Применение электросварки при изготовлении судов впервые в мире было предложено профессором В. П. Вологдиным. Ныне сварка в судостроении получила чрезвычайно широкое распространение.

Применение в 1895 году для постройки миноносца «Сокол» никелевой стали, значительно облегчившее всю конструкцию корабля, открыло дорогу использованию в судостроении специальных качественных сталей.

Имя Алексея Николаевича Крылова (1863—1945) знакомо судостроителям всего мира. Будучи на двадцать лет моложе Титова, Крылов начал свой путь кораблестроителя его учеником. Глубокое проникновение в теорию сочеталось у Крылова с исключительной способностью применять теоретические исследования для решения насущных задач.

Трудно рассказать о многосторонней деятельности этого замечательного человека. К чему бы ни прикладывал свою руку «адмирал корабельной науки», все это немедленно оживало, развивалось и получало необходимое техническое разрешение.

Впервые Крылов полно исследовал качку корабля. Работы великого ученого объяснили, почему корабль хорошо или плохо держится на волнах, как он должен быть рассчитан.

За свое исследование Крылов получил в 1898 году золотую медаль Общества корабельных инженеров. Во всех судостроительных школах мира был введен курс качки корабля, в основе которого лежат труды русского ученого.

Сделав практические выводы из своего теоретического исследования, Крылов разработал проект специального успокоителя парохода при качке — особый жироскопический прибор, использующий свойство волчка сохранять свое положение. Такую же систему жироскопа в свое время предложил американец Сперри.

Крылов исследовал явления вибрации судна от работающих на нем двигателей и первый указал на ее причину — известное теперь явление резонанса. Дело в том, что металлический остов корабля можно уподобить огромному камертону со своим периодом колебаний. Когда периоды колебаний судна и его двигателя совпадают, вибрация колоссально увеличивается, пребывание на корабле становится невыносимым. Такие колебания разрушающе действуют на судно.

Найдя причину вибрации, Крылов указал и способы ее уничтожения. Вибрация судов — наука, обязанная своим возникновением А. Н. Крылову.

Самым крупным и смелым исследованием русского ученого явилось изучение остойчивости и непотопляемости корабля, проведенное совместно с адмиралом С. О. Макаровым. Это учение принято ныне кораблестроителями всех стран как необходимейшее теоретическое ору-

Алексей Николаевич Крылов.

«тсехи затопленные • результате попадания горпеды

Искусственно затопленные противоположные отсеки Отсеки, затопленные в результате попадания торпеды

Искусственно затопленные отсеки

жие; оно помогло сохранить многие тысячи человеческих жизней.

Раньше, до введения в жизнь предложения русских кораблестроителей, поврежденный корабль сначала накренялся в сторону пробоины, а затем под действием даже слабой качки и вовсе переворачивался килем вверх, так как остойчивость его на воде резко нарушалась.

Именно так погиб в 1912 году океанский пароход «Титаник», наскочивший ночью на ледяную глыбу. Около полутора тысяч человек утонуло в ту трагическую ночь.

Теперь, следуя указаниям Крылова и Макарова, кораблестроители разбивают корпуса военных, пассажирских и грузовых кораблей на несколько водонепроницаемых отделений, так называемых отсеков. В случае повреждения судна вода, вливаясь сквозь пробоину, заполняет не весь трюм парохода, а только один или несколько его отсеков. Крылов предложил крайне смелое, но в то же время и крайне простое нововведение: искусственно затоплять отдельные отсеки поврежденного судна. Внешне это выглядит неправдоподобно. Зачем дополнительно затоплять корабль, в который и без топ> сквозь пробоину ворвалась вода? Однако смелая идея, впервые выдвинутая Крыловым, имела под собой реальное основание.

Затопляя посредством системы труб и клапанов отсеки, противоположные тем, которые получили пробоину, можно выровнять судно, и хотя оно несколько глубже будет сидеть в воде, но зато вновь приобретет остойчивость. Корабли всего мира пользуются сейчас крыловскими «Таблицами непотопляемости», благодаря которым команда судна, получившего пробоину, может быстро произвести «спрямление» и дойти до ближайшего порта.

Алексей Николаевич Крылов на протяжении нескольких лет перед первой мировой войной возглавлял кораблестроение в России. Он был

инспектором кораблестроения и председателем Морского технического комитета. Именно в те годы по своим военно-морским и техническим качествам наш военный флот занял одно из ведущих мест в мире.

Прямолинейный, неподкупный нрав великого кораблестроителя был —у чужд порядкам, царившим в мор-^ ском министерстве. Было сделано выравненный крем все, чтобы Крылов ушел с руководя

щего поста.

Так по методу Крылова осуществляется выравнивание осадки поврежденного судна.

\1__

Выравненный дифереш

Выравненный крен

Не выравненный дифервн!

Степан Осипович Макаров.

Однако даже за немногие годы руководства строительством русского флота Крылов поднял его на большую высоту.

В своих воспоминаниях Крылов говорит: «Прошло 25 лет с тех пор, как эти линейные корабли вступили в строй. Все иностранные сверстники наших кораблей давно обращены в лом, наши же гордо плавают по водам Балтийского и Черного морей».

Советские линейные корабли «Октябрьская революция» и «Севастополь» построены под руководством академика Крылова; они были затем модернизированы и участвовали в Великой Отечественной войне.

А. Н. Крылов прожил долгую и плодотворную жизнь, но именно в советское время его многолетний труд был высоко оценен. «За выдающиеся достижения в области математических наук, теории и практики отечественного кораблестроения, многолетнюю плодотворную работу по проектированию и строительству современных военно-морских кораблей, а также крупнейшие заслуги в деле подготовки высококвалифицированных специалистов Военно-Морского Флота» академику Крылову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Прекрасные военные корабли созданы нашими советскими кораблестроителями. Стальной грудью рассекают морские гиганты волны морей и океанов. В их мощи, в их быстроходности, в их совершенстве заложен труд «адмирала корабельной науки» А. Н. Крылова.

Вместе с А. Н. Крыловым плодотворно работал над теорией непотопляемости корабля знаменитый русский ученый, флотоводец и изобретатель адмирал Степан Осипович Макаров.

Тридцатилетний опыт великого флотоводца лег в основу теории непотопляемости.

Совершенные способы заделки пробоин, организация водоотливных средств на корабле, автоматизация перекрытия внутренних сообщений при появлении в судне пробоины — все эти предложения С. О. Макарова применяются сейчас в том или ином виде на морских судах. Заслуги Макарова общеизвестны.

Военный корабль.

Советский народ высоко ценит* научную и исследовательскую деятельность выдающегося флотоводца Степана Осиповича Макарова, послужившую развитию отечественного кораблестроения.

Давно мечтали люди освоить подводное пространство. В разные годы в разных странах создавались проекты подводных судов, делались попытки построить их. Свыше двух веков назад в России был сделан проект подводной лодки.

В 1718 году крестьянин подмосковного села Покровское Ефим Никонов предложил построить «потаенное судно», которое может идти в воде «потаенно и подойти под военный корабль под самое дно».

Никонов подал челобитную Петру I и был после этого вызван в Петербург. Ему предложили изготовить опытную модель и испытать ее. Осенью 1720 года состоялось испытание модели подводной лодки. Она прекрасно держалась на воде, погружалась на желаемую глубину и легко двигалась под водой. Решено было строить «потаенное огненное судно» нормального размера.

Два года строилось оно под руководством талантливого самоучки. Из дерева, обшитого кожей, был изготовлен на Галерном дворе в Петербурге корпус первой подводной лодки. В 1724 году в присутствии Петра I «потаенное судно» начали спускать в воду, однако во время спуска его повредили. Испытание пришлось отложить.

После смерти Петра изобретению Никонова перестали уделять внимание, и настойчивость Никонова только навлекла на него опалу. Его разжаловали из корабельных мастеров в простые адмиралтейские работники и сослали на астраханскую верфь. «Потаенное судно» так и не было испытано в море.

Однако идея Никонова продолжала жить.

Несколько лет назад в Центральном военно-историческом архиве в Москве был найден исключительно интересный документ, относящийся к 1829 году. Это «Дело по просьбе содержавшегося в Санкт-Петербургской крепости минского дворянина Черновского об испытании изобретенного им подводного судна». Из документов, находящихся в этом деле, можно установить, что проект Черновского был составлен весьма подробно.

Изобретатель еще в те далекие годы разработал ряд принципиальных положений, которые приняты на современных подводных лодках. Так, Черновским была предложена рациональная форма подводного корабля, испытывающая при движении наименьшее сопротивление воды, — цилиндр с усеченными конусами по концам. Изобретатель выдвинул также принцип маскировочной окраски судна.

Подводная лодка Шильдера

Почти через сто лет после Никонова, в 1834 году, по проекту генерала русской армии Александра Андреевича Шильдера была построена и опробована подводная лодка новой конструкции водоизмещением в тысячу пудов. Матросы гребли специальными веслами, устроенными наподобие гусиных лап, и лодка двигалась. Лодка имела две башни с люками. Первый перископ с отражательными стеклами, специальная труба для забора свежего воздуха с поверхности, гири для всплытия и погружения лодки указывают на детальную ее разработку.

Подходя к днищу вражеского судна, лодка должна была вонзать в него гарпун с миной. Взрыв осуществлялся электрическим способом после того, как лодка отходила от неприятельского корабля на длину электровзрывающих проводов.

Постепенно подводные лодки принимали все более современный облик.

Изобретатель Иван Федорович Александровский двадцать пять лет работал над проектом оригинального подводного судна, приводимого в движение сжатым воздухом, запасенным в особых резервуарах. По его проекту была построена лодка значительного водоизмещения, на которую назначили специальную военную команду из 23 человек под руководством капитана Рогуля. Это была подлодка, действовавшая с помощью сжатого воздуха. Ныне в подводном флоте всех стран используется сжатый воздух для всплытия корабля.

Еще через несколько лет, в 1887 году, в России была построена по проекту инженера С. К. Джевецкого подводная лодка с электрическим двигателем. Электромотор мощностью в одну лошадиную силу питался от огромной аккумуляторной батареи. Заряда ее хватало на два часа, — за это время лодка могла пройти под водой около 14 километров.

Значительный интерес представляет проект «водобронного миноносца»— подводного корабля водоизмещением 150 тонн. Для надводного хода предусматривалась установка паровой машины, для движения под водой — электрические аккумуляторы и электромоторы. Это был проект подводной лодки с двумя двигателями — надводным и подводным.

«Водобронный миноносец» демонстрировался в 1892 году на Всемирной выставке в Париже.

Через несколько лет проект «водобронного миноносца» был усовершенствован русскими конструкторами; паровую машину предложено было заменить двигателем внутреннего сгорания.

В 1889 году молодой инженер Апостолов предложил строить подводные корабли с водонепроницаемыми переборками. Ныне все подводные лодки мира применяют отсеки, значительно повышающие живучесть подводных судов.

В 1903 году русские подводники открыли целую эпоху в строитель

Плавучая база для подводной лодки Шильдера.

стве мирового подводного флота: на подводной лодке «Дельфин», заложенной в 1902 году по проекту известного кораблестроителя И. Г. Бубнова, а затем на всех подводных судах типа «Касатка» был установлен двигатель внутреннего сгорания. Теперь во всех странах подводные лодки приводятся в движение двигателями внутреннего -сгорания на поверхности воды и электромоторами, питающимися от аккумуляторных батарей, под водой. Сжатый воздух применяется для всплытия подводной лодки и для движения торпед. Водонепроницаемые переборки увеличивают живучесть подлодки.

* ❖ ❖

В Советском государстве в результате индустриализации страны создана мощная судостроительная промышленность.

Могучий советский флот с честью сражался в Отечественной войне.

На Балтийском, Черном и Баренцевом морях, на Волге, Дунае и Днепре советские моряки за годы войны вписали новые страницы в книгу русской морской славы.



Истории, рассказы о русской науке и технике, Болховитинов В. 1957