СУХОПУТНЫЕ КРЕЙСЕРЫ


Танки были созданы и применены во время первой мировой войны.

Мощная огневая сила, подвижность и защищенность броней не только от ружейно-пулеметного огня, но и от малокалиберной артиллерии сделали танки одним из самых действенных видов оружия.

После того как был создан мощный двигатель внутреннего сгорания и изобретены гусеничные движители, идея первого танка буквально носилась в воздухе. Поэтому попытки создать танк были сделаны почти одновременно во многих государствах.

Исключительная косность царского правительства, недооценка им нового вида оружия привели к тому, что почин русских изобретателей танка, выдвинувших конструкцию такой машины, не был в достаточной мере поддержан.

* * *

Каковы предшественники подвижной боевой машины в России?

В XVI веке сибирские казаки широко применяли так называемые подвижные острожки, представлявшие собой защищенные от вражеских стрел и копий повозки на колесах. Внутри повозок, скрытые за бор

тами из толстых дубовых досок, находились вооруженные воины. Они катили свой боевой острожек по направлению к врагу до полного с ним сближения, не неся при этом потерь. В этой неуязвимой казацкой боевой машине сочетались воедино подвижность и ударная сила. Ощетинившиеся стрелами и пиками, острожки сибиряков были своеобразными деревянными танками.

Во времена Ивана Грозного, при знаменитом штурме Казани в 1552 году, применялись уже подвижные осадные башни, вооруженные пушками и пищалями. Эти башни, названные благодаря своей подвижности гуляй-городом, представляли собой многоэтажную самоходную крепость. Обычно гуляй-город в разобранном виде следовал за войсками в обозе.

При осаде крепостей подвижная установка составлялась из деревянных щитов, скрепляемых железными скобами в хорошо защищенную многоэтажную башню-сарай, оскалившуюся на врага орудиями сквозь узкие щели — бойницы.

Боевая команда гуляй-города состояла из нескольких десятков человек. Руководил командой осадной башни гуляйный воевода.

В пушечном дыму и пищальном огне медленно ползли на вражеские укрепления тяжелые и неповоротливые, обмазанные глиной для защиты от огня гуляй-города — сухопутные крейсеры далекого прошлого.

Бурное развитие артиллерии в последующие годы и увеличение ее пробивной силы заставило отказаться от подобных деревянных установок. Прошли долгие столетия до того, как военная техника смогла вернуться к идее создания боевой машины.

Основные качества современного танка: его вездеходность — машина свободно передвигается по полному бездорожью; его полное бронирование— машина неуязвима для пуль и снарядов малых орудий; наконец хорошая вооруженность.

Вездеходность современного танка достигнута благодаря изобретению гусеницы: вес машины стал распределяться на большую поверхность опоры.

Несмотря на грузность, машина легко проходит даже по зыбкому, болотистому грунту.

В главе «Новаторы транспорта», рассказывая о создании трактора в России, мы уже вели речь об отечественных изобретателях гусеничного хода — Загряжском, Блинове и других.

Мощный двигатель, потребный для танка, тоже существовал. О создателях моторов говорилось в главе «Создатели двигателей».

Мы знаем также о замечательных работах металлургов, освоивших производство брони. Мы знаем и о достижениях отечественных оружейников.

Для создания танка необходимо было творчески объединить все эти достижения техники.

Острожек сибирских казаков.

Сначала изобретатели занимались конструированием бронеавтомобилей. Эта боевая машина была построена в России Артиллерийским комитетом Главного артиллерийского управления и испытывалась в 1899 году. В качестве двигателя она имела еще паровую машину.

В 1900 году уже известный нам изобретатель Б. Г. Луцкой создал проект и разработал чертежи бронеавтомобиля с бензиновым двигателем.

С 1908 года бронеавтомобили стал выпускать Русско-Балтийский завод. Эти боевые машины не разрешили, важную проблему вездеходно-сти. Тогда появилась идея создания вездеходной боевой машины — тяжелого танка.

Незадолго до первой мировой войны, в 1911 году, в военное министерство поступило предложение о создании необычной боевой машины на гусеничном ходу.

Автором предложения был сын знаменитого русского химика В. Д. Менделеев (1886—1929). Это был талантливый проект сверхтяжелого танка, конструкция которого на десятилетие опередила развитие танковой техники.

Танк Менделеева, весивший 170 тонн и обслуживаемый командой из восьми человек, представлял собой огромную бронированную коробку, внутри которой были скрыты гусеницы для передвижения, двигатель и боекомплект для 120-миллиметровой морской пушки. Кроме пушки, танк был вооружен пулеметом, установленным в специальной выдвижной бронебашне, допускавшей круговой обстрел.

Для передвижения бронированный корпус с помощью сжатого воздуха приподнимался над землёй, а гусеницы обеспечивали танку скорость до 24 километров в час.

Размещение бензобаков в кормовой части корпуса, в особом отсеке под днищем, уменьшало опасность возникновения пожара. Четыре поста управления обеспечивали живучесть танку даже в случае гибели части его команды.

Проект Менделеева отличался множеством смелых конструктивных решений, которые нашли применение в танковой технике гораздо позже. Так, опускание корпуса танка на грунт при стрельбе было применено в немецких самоходных артиллерийских установках в 1942 году. Применение сжатого воздуха для поднятия корпуса было использовано Легкий танк, создан- в первые годы второй мировой войны английскими конструкторами ный в России. на авиадесантных танках. Менделеев предусмотрел также возможность

передвижения своего танка по железной дороге; для этого он мог быть поставлен на железные скаты. Технический комитет Главного военно-технического управления погубил талантливый проект Менделеева в бумажной волоките.

Но бюрократам из военного министерства не удалось похоронить другой проект русского танка.

Тяжелый танк, спроектированный В. Д. Менделеевым.

Один из конструкторов этого танка рассказывает, как он пришел к идее «бронированного вездехода».

«На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если посылать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами.

...Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент, или гусеничных ходов, тракторного типа. Возник еще вопрос: как поворачиваться на лентах? Родилась идея: поворот производить на месте боковым соскальзыванием путем торможения одной из лент».

В августе 1914 года на машиностроительном заводе в Риге было завершено конструирование этого танка. Танк был испытан в 1915 году.

Для своего времени это была высокосовершенная боевая машина.

Приводимый в движение двигателем внутреннего сгорания, этот танк развивал скорость до 25 километров в час. Он мог двигаться на колесах по дорогам и на гусеницах по бездорожью; свободно проходил через канавы шириною в 3 метра.

Машина имела бортовые фрикционы, которые и сейчас применяются для поворота танка. Это устройство, явившееся развитием идеи Блинова, позволяло осуществлять независимое вращение правой и левой гусениц. Наконец танк имел водонепроницаемый кузов: он мог двигаться и по воде — был танком-амфибией.

В том же году, когда делали танк в Риге, в Москве группой военных изобретателей, возглавляемой капитаном Н. Н. Лебеденко, был создан танк, конструкция которого была основана на других принципах. В создании этой машины принимали участие «отец русской авиации» Н. Е. Жуковский и группа молодых талантливых инженеров.

Вот как один из них описывает историю строительства танка Лебеденко:

«Однажды меня пригласил к себе Лебеденко, запер двери в кабинет и на ухо сказал:

— Мне рекомендовал вас профессор Николай Егорович Жуковский как способного конструктора. Согласны ли вы разработать чертеж изобретенного мною танка? При помощи таких танков в одну ночь будет совершен прорыв всего германского

Один из первых советских танков, построенных на Сормовском заводе.

фронта...

Предложение было заманчиво, и я согласился.

— Так вот, — сказал Лебеденко, — мы будем строить танк вроде трехколесного велосипеда, с двумя большими 10-метровыми колесами впереди. При сравнении с экипажем окажется, что если можно переехать через яму в 20 сантиметров, то колесо, имеющее диаметр в 10 метров, может перекатить через любой окоп...»

Вездеходность машины Лебеденко была основана на давно изве-

стном -принципе: чем больше колеса, тем легче они проходят по бездорожью и через канавы. Лебеденко решил установить броневую башню своей бежевой мдшины на гигантских стальных колесах.

Лебеденко сделал деревянную модель своего танка и демонстрировал ее в кабинете царя. Танк-игрушка легко взбирался на огромные тома «Свода законов», разбросанные по столу.

Изобретение было «высочайше» одобрено. Сорок конструкторов приступили к детальной разработке проекта невиданной машины. Уже в мае 1915 года все рабочие чертежи были сделаны и с целью соблюдения тайны направлены на несколько разных заводов, работники которых не знали, куда пойдут изготовленные ими части.

В дремучем лесу под Дмитровом была выбрана поляна с высокой березой посредине. Вокруг нее выкорчевали 150 гектаров леса и создали площадку для сборки и испытания танка.

В августе танк собрали. Железный гигант произвел на окружающих огромное впечатление. Громадные передние колеса танка поднимались до половины высоты березы. Между колесами находилась броневая башня, от которой спускалась к земле стальная ферма — хвост с рулевым колесом-катком.

Интересно была выполнена передача усилия от мотора на колеса-гиганты. Два автомобильных колеса, взятых с мощного грузовика, зажимали обод с обеих сторон. Усилие передавалось за счет силы трения автомобильных шин о металлический обод.

На гигантском вездеходе, весившем около 40 тонн, были установлены два бензиновых мотора, в 240 лошадиных сил каждый.

Строители приступили к испытанию своего детища. Завели мотор. Стальная громада сдвинулась с места и уверенно пошла по целине. Вот она опрокинула и подмяла под себя огромную березу. Подкатив к краю испытательной площадки, машина остановилась. Болотистая почва засосала тяжелый задний каток.

Это был первый и последний путь машины Лебеденко.

Пока конструкторы занимались переделкой катка, увеличением мощности двигателей, военное министерство приказало прекратить работы над танком.

Гигантский бронированный вездеход Лебеденко так и остался стоять в глухом лесу под Дмитровом.

Следует отметить, что по такому же принципу конструировал свои вездеходные машины известный итальянский изобретатель Павези. В основу конструкции им был положен тот же принцип больших колес. Тракторы с огромными колесами использовались итальянскими войсками во второй мировой войне в качестве артиллерийских тягачей.

Царское правительство не поняло значения танка и не поддержало начинаний русских танкостроителей даже в годы первой мировой войны.

В советское время в нашей стране была создана мощная танкостроительная промышленность.

Уже в 1920 году был изготовлен первый советский танк, а затем целая серия подобных машин. Эти танки успешно использовались на фронтах в борьбе с интервентами.

Дальнейший путь советского танкостроения был путем побед отечественной техники.



Истории, рассказы о русской науке и технике, Болховитинов В. 1957