ВОКРУГ СВЕТА


Даже в наши дни, когда к услугам путешественника разработанные маршруты пароходных линий, когда каждая подробность встречаемых мест известна из обстоятельных путеводителей, кругосветное плавание обладает необыкновенно притягательной силой.

Кругосветное плавание! Чье сердце не волновали эти слова! Кто не зачитывался описанием героического подвига первого кругосветного мореплавателя Магеллана!

Имена Магеллана, Дрейка, Кука, Лаперуза, совершивших первые плавания вокруг земного шара, навсегда занесены в летопись изучения нашей планеты.

Первый проект посылки русской кругосветной экспедиции относится еще к XVIII веку. Но он не был осуществлен. Только в начале XIX века царское правительство дало разрешение на такое плавание.

Руководителем смелого предприятия был назначен Иван Федорович Крузенштерн. Помощником Крузенштерн выбрал своего друга — Юрия Федоровича Лисянского.

За плечами этих опытных и высокообразованных моряков было много славных плаваний. Оба они участвовали и в боевых операциях русского флота.

Крузенштерн уже давно горячо ратовал за осуществление русским флотом кругосветного плавания. Выдвинутый им проект поддержала Российско-американская компания, заинтересованная в налаживании морского сообщения между Петербургом и русскими владениями в Америке.

Кораблям, уходившим в далекий поход, компания дала множество поручений. Особым пунктом была оговорена обязанность производить научные наблюдения.

7 августа 1803 года корабли «Надежда» и «Нева» после тщательной подготовки к плаванию подняли паруса и вышли в открытое море. На капитанском мостике «Надежды» стоял Крузенштерн. «Невой» командовал Лисянский.

На бортах судов находилось много людей, впоследствии составивших гордость русского флота. Вместе с Крузенштерном и Лисянским отправились замечательные моряки — Беллинсгаузен, Коцебу, Ратманов, Головачев, Берх...

Руководители экспедиции подобрали умелых, смелых, надежных матросов.

В Северном море на суда экспедиции обрушился первый шторм. Жестокое испытание вынесли моряки, борясь со стихией.

В Англии корабли задержались недолго, и 5 октября они уже бороздили воды Атлантики. Экспедиция подробно обследовала встретившийся ей на пути остров Тенериф.

26 ноября экипажи кораблей пушечным залпом торжественно отметили пересечение экватора.

В расписание повседневных дел экспедиции входили регулярные научные наблюдения. Данные о морских течениях, добытые Крузенштер

ном и Лисянским, многим обогатили науку о море.

Вспоминая о перипетиях экспедиции Крузенштерна и Лисянского, вызванных плохим качеством купленных в Англии судов, знаменитый мореплаватель капитан В. М. Головнин отмечал, что «русские военные шлюпы «Диана» и «Камчатка», строенные в Петербурге из всего русского, совершили подобное (кругосветное) путешествие и до конца не текли и не было в них ни одного гнилого дерева».

Трудным было плавание в Тихом океане. На пути кораблей встали туманы, дожди, ветры. «Надежда» и «Нева» потеряли друг друга из виду, и только 10 мая они встретились у острова Нукагива, входящего в состав Маркизских островов. Затем суда приплыли к Гавайским островам. Отсюда «Надежда» направилась на Камчатку, а «Нева» — к русским колониям на Аляске.

Переход «Надежды» был совершен за 35 дней: 15 июля 1804 года корабль подошел к Петропавловску-на-Камчатке.

Корабль, ведомый Лисянским, за 23 дня дошел до острова Кадьяк у побережья Аляски, к которому впервые когда-то пристал Беринг.

Вновь суда экспедиции встретились только в декабре 1804 года в китайском порту Макао. «Надежда», испытав за эти месяцы жесточайшие тайфуны, побывала в Японии. Крузенштерн обследовал и нанес на карту большую часть побережья Японии, Сахалина, Курильских островов.

Так же как и Крузенштерн, Лисянский уделил большое внимание географическим работам. Описание острова Кадьяк заняло видное место в тогдашней географической науке.

В результате работ экспедиции было развеяно немало фантастических представлений относительно плохо известной тогда южной части Тихого океана.

Ценные сведения привезли русские исследователи и о встреченных ими племенах, народностях — о их быте и нравах... Два открытых экспедицией острова Лисянский назвал именами русских адмиралов Чичагова и Крузе. На пути к Китаю был открыт еще один неизвестный необитаемый остров, лежащий к западу от Гавайских островов. Он был назван именем Лисянского. В. М. Головнин описывает, при каких обстоятельствах было дано имя этому острову:

«Экипаж также воспользовался сим случаем для изъявления своей любви и преданности к достойному своему начальнику, которого имя он увековечил, нарекши оным вновь открытый остров. Какая награда для доброго начальника может сравниться с той, которая происходит от сердец подчиненных? Офицеры и служители корабля «Нева»

просят, требуют, настаивают, чтобы капитан пожертвовал на сей раз усердию и желанию их свойственной ему скромностью и возложил имя свое на остров, им случайно найденный. Что может быть приятнее, лестнее и почтительнее для мореходца, служащего единственно в пользу и славу своего отечества и чуждого всякой корысти и личных выгод!»

Открытие этого острова имело большое практическое значение для мореплавания, так как, затерянный между кораллами и рифами, он был опасен для кораблей.

Близ острова Тайвань «Неве» пришлось выдержать новую схватку со стихией. Свирепый тайфун грозил погубить судно. Отвага экипажа спасла корабль.

Пробыв два с половиной месяца в Китае и собрав много ценных сведений об этой великой стране, русская экспедиция направилась на родину. На этот раз маршрут пролегал через Индийский океан, вокруг Африки.

5 августа 1806 года в Кронштадтский порт вошла «Нева», а через несколько дней — «Надежда». Замечательное плавание было окончено. Корабли пронесли флаг нашей родины вокруг света.

Русские мореплаватели сделали огромный вклад в познание Мирового океана. Их исследования положили начало новой науке — океанографии (об этой стороне деятельности путешественников рассказано в следующей главе).

Крузенштерном был составлен атлас Тихого океана.

Славная экспедиция, показавшая всему миру замечательные качества русских исследователей и моряков, вызвала восхищение у передовых людей того времени. Крузенштерн был избран почетным членом Академии наук и членом многих отечественных и иностранных научных обществ.

Но царское правительство не сумело по достоинству оценить заслуги моряков.. В Петербурге свободолюбивые и независимые Крузенштерн и Лисянский пришлись не ко двору. Лисянский, например, вынужден был издавать труды экспедиции на свой счет. Вскоре он ушел в преждевременную отставку.

В ближайшие годы после возвращения «Надежды» и «Невы» состоялись другие кругосветные экспедиции.

25 июля 1807 года вышел из Кронштадта в кругосветное плавание корабль «Диана», ведомый отважным русским моряком, большим и талантливым ученым, Василием Михайловичем Головниным (1776—1831).

Почти семь лет продолжалось это плавание, полное борьбы с многочисленными трудностями.

Свыше года длилось пленение «Дианы» англичанами, задержавшими судно в бухте Симонстаун в Капской колонии.

«Диана» вырвалась из плена в результате побега, смело осуществленного ее экипажем.

Три года протомились Головнин и многие из его товарищей в темницах, куда они были брошены японскими властями.

Но никакие невзгоды не сломили духа русских моряков. Вернувшись в 1814 году в Петербург, Головнин через три года снова вышел в кругосветное плавание на шлюпе «Камчатка».

Головниным была составлена опись Курильских островов, определены точные координаты Командорских и нескольких Алеутских островов. Мореплаватель составил карту Чионитского залива у острова Кадьяк. Подробно описал он и Ситхинский залив на Аляске.

Головнин оставил превосходные описания своих путешествий, географии мест, посещенных им, и населяющих их народов.

С гневом обрушивался Головнин на тех пришельцев из Европы, которые грабили и закабаляли туземцев.

«Взять лишнее за проданные вещи или мало дать за купленное — уже более никто не называет обманами, а коммерческими расчетами», — так оценивал деятельность колонизаторов русский путешественник.

В другом месте Головнин говорит: «...Известно, что жителц островов Тихого океана считают европейцев голодными бродягами, которые скитаются по морям для снискания себе пищи...»

Прямым обвинением тогдашних колонизаторов звучат слова Головнина: «Обширный ум и необыкновенные дарования достаются в удел всем смертным, где бы они ни родились, и если бы возможно было несколько сот детей из разных частей земного шара собрать вместе и воспитывать по нашим правилам, то, может быть, из числа их с курчавыми волосами и черными лицами более вышло бы великих людей, нежели из родившихся от европейцев. Между островитянами, без сомнения, есть люди, одаренные проницательным умом и необыкновенной твердостью духа... Между ними есть даже мудрецы, твердостью характера не уступающие древним философам, которых имена сохранила история».

Некоторые путешественники из других стран Европы относились к обитателям далеких стран как к низшим существам, вызывая этим к себе закономерную ненависть жителей.

Русские моряки приходили к ним как друзья,

В 1813 году из Кронштадтского порта отправился в кругосветное путешествие корабль «Суворов». Вел его лейтенант Михаил Петрович Лазарев (1788—1851).

Важным результатом плавания Лазарева было открытие коралловых островов в южной части Тихого океана. Этим островам было дано имя ко-Кругосветные плавания рабля экспедиции.

Ю. Ф. Л™янсюгоРНай В 1815 году началась еще одна русская кру-

В. М. Головнина. госветнэя научная экспедиция на корабле «Рю

рик». Ее возглавил лейтенант О. Е. Коцебу, в молодости принимавший участие в плавании Крузенштерна.

Экспедиция должна была исследовать острова Тихого океана и отыскать морской проход из Тихого в Атлантический океан.

Много открытий было совершено во время плавания «Рюрика». В океане были найдены новые острова, принадлежащие архипелагу Паумоту и Маршалловым островам. На карте появились острова Румянцева, Свиридова, Кутузова, Суворова, цепь коралловых островов Рюрика, группа Крузенштерна. В Беринговом море был исследован и описан остров Диомида.

Пройдя Берингов пролив, Коцебу повернул на запад и положил на карту остров, получивший имя Сарычева, и бухту, названную бухтой Шишмарева. Открытый экспедицией на американском побережье залив по настоянию команды был назван именем Коцебу.

Во время посещения Аляски Коцебу сделал интереснейшее открытие: он обнаружил в почве полуострова ископаемый лед.

Путь в Атлантический океан был закрыт сплошными льдами, и корабль вынужден был повернуть обратно.

Естествоиспытатели, бывшие на борту «Рюрика», собрали замечательные материалы о населении и о растительном и животном мире островов и берегов, посещенных кораблем.

Под руководством Коцебу было совершено еще одно кругосветное плавание — в 1824 — 1826 годах на военном шлюпе «Предприятие». В Тихом океане Коцебу открыл острова: Беллинсгаузена, Римского-Корсакова и Эшшольца. Эта экспедиция прославилась своими океанографическими работами.

Русские кругосветные плавания первой половины XIX века составили целую эпоху в изучении земли.

Еще более важны достижения русского флота в научном исследовании морей и океанов. Более пятидесяти крупнейших открытий было совершено нашими мореплавателями в этот период.



Истории, рассказы о русской науке и технике, Болховитинов В. 1957