НАУКА О СОЗНАНИИ 2


Павлов доказал, что, помимо этих безусловных, то есть врожденных рефлексов, могут быть рефлексы условные, то есть приобретаемые в процессе жизни. Таким рефлексом является, например, выделение слюны при световом или звуковом сигналах, которым до этого сопутствовало кормление животного.

Если в течение некоторого времени совмещать с едой действие света, звука или других раздражителей, то они в конце концов даже без пищи будут вызывать слюноотделение. Это появился условный рефлекс.

Условные рефлексы разнообразны и возникают в процессе взаимоотношения организма и среды. К ним относятся простые рефлексы, связанные с приемом пищи; они свойственны и животным и человеку. Сюда же относятся и сложные рефлексы — речь, письмо; эти рефлексы имеются только у человека.

Обогатив науку учением о новых видах рефлексов, Павлов открыл тем самым величайшие просторы для развития физиологии. Учение об условных рефлексах, созданное Павловым, дало возможность проникнуть во внутренний мир животных и по-научному объяснить их поведение. Это, в свою очередь, помогло перейти к изучению высшей нервной деятельности человека.

Собаки прибегают на зов хозяина не потому, что они рассуждают, а потому, что со знакомым звуком зова много раз совпадали ласка, лакомство, в результате чего в мозгу собаки зафиксировалась связь между голосом хозяина и кормлением, и теперь собака бежит на зов. У нее выработался условный рефлекс.

Условные рефлексы оставляют в мозгу временные изменения — временные связи, а безусловные — постоянные связи.

Врожденными безусловными рефлексами обладают и высшие и простейшие животные. Способность же вырабатывать условные рефлексы развита только у высших животных.

Наличие безусловных рефлексов объясняется тем, что в головном мозгу животного или человека образовался постоянно один и тот же ответ на данную реакцию.

Условные рефлексы — это приспособительные ответы. Они, как показал Павлов, временны, но в высшей степени вероятно, заключает Павлов, что условные рефлексы при одних и тех же условиях жизни через ряд поколений переходят в безусловные.

Безусловных рефлексов немного. Количество же условных рефлексов практически неисчислимо. На них зиждется способность организма приспосабливаться к вечно меняющимся условиям внешней среды.

До Павлова неизвестно было, какой орган регулирует приспособление организма к меняющимся условиям окружающей среды.

Ответить на этот вопрос означало объяснить причины, вызывающие изменения в живых существах в процессе их исторического развития.

И вот Павлов на основании своих опытов с животными разъясняет: нервная система высших животных, несмотря на свою сложную работу, централизована. Управляет ею кора больших полушарий головного мозга. Эта кора ведает всеми явлениями, протекающими в организме, и она же рефлексами регулирует взаимосвязь организма со средой. Жизнь организма зависит от приспособления к непрерывным изменениям внешней среды, а такое приспособление ведет к специализации и совершенствованию органов чувств. Условные рефлексы играют в этом решающую роль.

Условный рефлекс Павлов рассматривал как явление одновременно и физиологическое и психическое. Это открытие позволяет изучать психические процессы при помощи условных рефлексов.

* * *

Развивая свое учение об условных рефлексах, И. П. Павлов сумел научно объяснить, как возникает в организме заболевание.

Кора больших полушарий головного мозга, указывает он, — это страж здоровья организма, она все время охраняет организм от возникновения болезни. И лишь в том случае, когда деятельность ее нарушается, появляются условия для развития болезни.

С устранением и ослаблением деятельности больших полушарий появляются «хаотические реакции». Эти реакции закрепляются корой в виде болезненных рефлексов, расстраивающих потом нормальную рефлекторную деятельность организма. Так формируется невроз.

В лаборатории Павлова впервые в истории науки началось изучение неврозов. Проводившая эту работу ученица Павлова М, К. Петрова

установила, что определенными раздражениями можно вызвать у животного неврозы, которые обычно сопровождаются болезненными расстройствами дыхания, язвенными процессами, экземами и тому подобными болезнями.

Опыты М. К. Петровой были только первым шагом в изучении процесса нервного расстройства и вызываемых вследствие этого заболеваний. И. П. Павлов писал: «Наша власть знания над нервной системой должна выявиться в еще большей степени, если мы будем не только портить нервную систему, но потом и поправлять по желанию».

Нервная система при сильном перенапряжении ее служит причиной возникновения болезней. Эта же нервная система, приведенная в норму, является организующим началом при выздоровлении организма.

Роль нервной системы в течении заболеваний блестяще развил на базе павловского учения замечательный деятель медицины А. Д. Сперанский.

Нервная система, как указывает Сперанский, выступает посредником между всевозможными раздражителями внешней и внутренней среды и тканями организма. Но когда эти раздражители вызовут перегрузку нервной системы, в организме начнется болезненный процесс, который может развиваться и без участия вызвавшей его первопричины: микроба, вируса, яда и прочих раздражителей. И вмешательство врача в таком случае, разъясняет Сперанский, должно быть направлено на весь организм больного, на его нервную систему и на нервные механизмы, определяющие болезненный процесс.

* * *

До Павлова ни сон, ни гипноз не имели подлинного научного объяснения. Павлов нашел, что в мозгу непрерывно взаимодействуют два нервных процесса — возбуждение и торможение.

Когда процесс возбуждения преобладает, человек бодрствует, но как только перевес появляется на стороне торможения, наступает сон.

Сон — это отдых мозгового аппарата, и гипноз есть неполный, настороженный сон.

До Павлова было непонятно, например, как можно вызвать у загипнотизированного человека ощущение ожога на коже одним только словом: «жжет», «горячо». Павлов объяснил, что с детства у человека эти слова многократно совпадали с реальным ожогом и в мозгу образовались временные связи (условные рефлексы). Когда мозговые центры загипнотизированного человека находятся в состоянии настороженного сна, достаточно произнести слово «жжет», и от одного этого звука появляется ощущение ожога.

Дав научное объяснение гипнозу, Павлов открыл тем самым путь к использованию этого частичного сна для лечения болезней.

Советские врачи излечивают теперь гипнозом некоторые недуги, вызванные нервными болезнями.

На основе учения Павлова его ученики А. Г. Иванов-Смоленский, Э, А. Асратян, Ф. А. Андреев и другие разработали новые методы лечения болезней — лечение сном.

Продолжительный сон оказался прекрасным исцелителем многих недугов. Сном излечиваются нервные заболевания. С помощью сна быстрее заживают раны.

л—щ.,» IV Ц.

ЛЕКЦ1И

работ* главныхъ

ПИШЕВАРИТЕЛЬНЫХЪ ЖЕЛЕЗЪ

С. ПЕТЕРБУРГ* «8«*

Титульный лист книги И. 17. Павлова.

Советские врачи с позиций павловского учения об условных рефлексах открыли способ усыпления больных без помощи снотворных средств.

Для этого используются однообразные раздражители: искусственный дождик, монотонный шум которого имитируется шумом падающего зерна, приятно согревающее тело тепло и другие,

* * *

Ученики Павлова вскрыли взаимоотношения головного мозга не только с внешней средой, но и со средой внутренних органов, таких, как печень, сердце, кровеносные сосуды, дыхательный аппарат и т. д.

У всех этих органов найдены особые чувствительные «приборы», которые воспринимают изменения давления крови, химического состава соков и другие, сигнализируя об этом головному мозгу.

Оказалось, что на деятельность любого органа возможно выработать условный рефлекс.

В желудок собаки через фистулу вливался спирт определенной крепости и определенной температуры. Наступало опьянение. После нескольких опытов опьянения в желудок вливали воду той же температуры, что и спирт, и собака была пьяна от воды, как от спирта. Вода другой температуры опьянения не давала. У собаки выработался новый условный рефлекс.

Что же произойдет, если раздражители одного типа поступят одновременно и из внешней и из внутренней среды? Которого из них будет слушаться организм?

Это проверили на опыте с животными. У собаки выработали два пищевых условных рефлекса — -внешний и внутренний. На внешние раздражители следовала моментальная информация мозга, измеряемая сотой долей секунды, а на внутренние — более медленная. Когда пускали в ход одновременно оба раздражителя, собака к пище не притрагивалась.

Если вслед за внешним «раздражителем на еду» включали внутренний, то готовность к еде увеличивалась. Но стоило только переставить местами раздражители, то есть за внутренним включить внешний, наступало торможение — собака переставала есть.

Провели и другой опыт. У собаки было выработано два условных рефлекса: внутренний — двигательный, внешний — пищевой. Когда пускали в ход «раздражитель на движение», собака поднимала лапу. Дальше, не снимая этот раздражитель, включали «раздражитель на еду»; при этом двигательная реакция обрывалась, и появлялось слюноотделение. Слюна льется, лапа неподвижна, но собака еду не берет.

Такими наблюдениями выявили, что в мозгу происходит как бы «отсортировка» сигналов из внутренней и внешней среды и распределение их по «важности». Ответ следует только на один рефлекс. Резуль-татОхМ является общее поведение животного.

Так в коре головного мозга формируются процессы, которые мы называем высшей нервной деятельностью.

Павлов, изучая высшую нервную деятельность у животных, всегда предупреждал, что нельзя механически переносить на человека результаты, полученные в опытах над животными.

«Для животного, — пишет он, — действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и еледами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма».

Эту деятельность организма под непосредственным воздействием меняющихся условий среды на органы чувств Павлов назвал первой сигнальной системой действительности. Она присуща животным.

Вторая сигнальная система действительности характерна для человека, Здесь, пишет Павлов, произошла чрезвычайно важная прибавка к механизмам нервной деятельности. Появились, развились и усовершенствовались сигналы второй степени — в виде слов, произносимых, слышимых и видимых. Эти сигналы «представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет,., специально человеческое высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом».

Исследованиями Павлова и его учеников доказано, что в коре головного мозга существует два специальных нервных центра, имеющих прямое и материальное отношение к развитию речи: чувствительный центр в так называемой слуховой области коры и центр двигательный в лобной части. Все известные нам способности человека имеют свою материальную базу.

^ * $

Учение Павлова доказывает, что перспектива развития мозга человека любой расы, любой национальности в процессе развития общества бесконечна. Это учение наносит уничтожающий удар теориям о «полноценных» и «неполноценных расах» в некоторых капиталистических странах.

Против проповедников «расовых теорий» выступал еще И. М. Сеченов.. Нет высших и низших рас, писал он.

«Умного негра, лапландца, башкира европейское воспитание в европейском обществе делает человеком, чрезвычайно мало отличающимся со стороны психического содержания от образованного европейца», — эти слова замечательного русского ученого направлены против тех, кто развивал и развивает всяческие «расовые теории».

Гениальное учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности ознаменовало собой новую эпоху в развитии творческого естествознания.

Человеческий мозг, который создал и создает естествознание — науку, раскрывающую существующие в природе закономерности, сам стал объектом естествознания.

Учение Павлова имеет в разных странах многочисленных последователей и учеников. Специальные, так называемые павловские, лаборатории были созданы в Англии, Америке, Франции и в ряде других стран. «Он наш общий учитель», — говорил о нем французский ученый Лапик.

Английский ученый Резерфорд писал о русском физиологе следующее: «Академик Павлов был исключительно выдающимся физиологом, который сделал очень многое для развития науки. Его работы по изучению условных рефлексов вызвали восхищение во всем мире».

Учение великого физиолога лежит в основе физиологии, медицины и психологии.

Последователи и ученики Павлова успешно развивают его . идеи в клинической медицине. Идеи Павлова положены в основу работ советских фармакологов — специалистов, занимающихся приготовлением лекарств. Учение Павлова используют врачи-гигиенисты, а также инженеры при проектировании новых городов, заводских цехов, школ, больниц, жилищ, санаториев и других общественных зданий.

Наши врачи-курортологи при установлении режима санаторно-курортного лечения тоже основываются на учении Павлова.

Гений Павлова во всем величии развернулся в революционную эпоху. Ученый был горячим патриотом, гордившимся своей Родиной, своим народом, своей наукой.

«Волнующее чувство испытываю я, — признавался Иван Петрович, — когда приходится выступать перед иностранцами. Невероятно остро понимаешь тогда, что русский ты человек, и каждая капля твоего дела приносит Родине пользу или вред. Это чувство всегда было остро во мне... Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышающего чувства Родины».



Истории, рассказы о русской науке и технике, Болховитинов В. 1957