Газета Социндустрия 13 мая, 1980 год, страница 2

Социалистическая ИНДУСТРИЯ 13 мая 1930 г.

ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране были созданы необходимые предпосылки для решения одной из важнейших социальных проблем — удовлетворения потребности трудящихся в жилье.

Претворяя в жизнь ленинские идеи построения коммунистического общества и осуществляя курс на повышение материального и культурного уровня жизни народа. Советское государство последовательно реализует разработанную Коммунистической партией программу жилищного строительства.

Высокие темпы развития государственного и общественного жилищного фонда на основе государственных планов, меры, принимаемые государством по содействию кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, создают надежную материально-техническую базу для обеспечения гарантируемого Конституцией СССР права граждан на жилище.

Важной государственной задачей является обеспечение сохранности жилищного фонда, увеличение срока его службы, повышение уровня благоустройства жилых домов. В решении этой задачи активное участие принимают общественные организации и граждане.

Конституция СССР обязывает граждан бережно относиться к предоставленному им жилищу.

Советское жилищное законодательство призвано содействовать обеспечению права граждан на жилище, эффективному использованию и охране жилищного фонда.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан СССР на жилище.

В соответствии с Конституцией СССР граждане СССР имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному – жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги.

Статья 2. Задачи советского жилищного законодательства.

Задачами советского жилищного законодательства являются регулирование жилищных отношений в целях обеспечения гарантируемого Конституцией СССР права граждан СССР на жилище, надлежащего использования и сохранности жилищного фонда, а также укрепление законности в области жилищных отношений.

Статьи 3. Жилищное законодательство Союза ССР и союзных республик.

Жилищные отношения в СССР регулируются настоящими Основами и издаваемыми в соответствии с ними другими актами жилищного законодательства Союза ССР, жилищными кодексами и иными актами жилищного законодательства союзных республик.

Отношения, связанные со строительством жилых домов, регулируются соответствующим законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 4. Жилищный фонд.

Находящиеся на территории СССР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.

Жилищный фонд состоит из:
жилых домов и жилых помещений в других строениях, принадлежащих государству (государственный жилищный фонд):
жилых домов и жилых помещений в других строениях, принадлежащих колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);
жилых домов, принадлежащих жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов):
жилых домов, находящихся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

Государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Дома -ведомственного жилищного фонда в городах и поселках городского типа подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик.

Отдельные нежилые строения, находящиеся на балансе жилищно-эксплуатационных организаций, и нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера, не входят в жилищный фонд. Затраты, связанные с эксплуатацией и ремонтом указанных строений и помещений, а также материально-техническое обеспечение их эксплуатации и ремонта учитываются при планировании хозяйственной деятельности жилищно-эксплуатационных организаций.

Статья 5. Назначение жилых домов и жилых помещений.

Жилые дома и жилые помещения предназначаются для проживания граждан.

Служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, а также порядок пользования этими помещениями устанавливаются законодательством Союза ССР и союзных республик. В случаях,

•             определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые ; помещения могут предоставляться отдельным категориям

•             военнослужащих.

Для проживания в период работы или учебы рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан могут использоваться общежития, то есть специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством союзных республик.

•             Перевод жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда в нежилые может осуществляться в исключительных случаях Советом Миниметров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного Совета народных депутатов, исполнительным комитетом Совета народных депутатов автономной области и автономного округа, города (городов республиканского подчинения), а в союзной республике, не имеющей областного деления, — исполнительным комитетом районного, городского (городов республиканского подчинения) Совета народных депутатов. Изменение назначения жилых домов и -жилых помещений ведомственного и общественного жилищного фонда осуществляется по предложениям соответствующих предприятий, учреждений, организаций.

Предоставление помещений в жилых Домах для нужд промышленного характера запрещается.
Жилые дома и жилые помещения не могут использоваться гражданами в целях личной наживы, извлечения нетрудовых доходов и в других корыстных целях, а также в ущерб интересам общества.
Статья 6. Исключение из жилищного фонда жилых домов и жилых помещений, непригодных для дальнейшего использования по прямому назначению.
Периодически, в сроки, устанавливаемые Советами Министров союзных республик, производится техническое обследование жилых домов и жилых помещений с целью выявления непригодных для дальнейшего использования по прямому назначению. Непригодные для проживания дома и жилые помещения ликвидируются либо переоборудуются для использования в других целях по решению органов, указанных в части четвертой статьи 5 настоящих Основ.

Статья 7. Компетенция Союза ССР в области регулирования жилищных отношений.

•             Ведению Союза ССР в области регулирования жилищных отношений подлежат:

  1. обеспечение единства законодательного регулирования жилищных отношений в стране;

 

       2)  установление общих начал организации и деятельности органов государственного управления жилищным хозяйством;

3)            руководство жилищным хозяйством союзного подчинения, общее руководство жилищным хозяйством союзно-республиканского подчинения;

4) установление плановых заданий по капитальному ремонту жилищного фонда по союзным республикам, министерствам, государственным комитетам и ведомствам СССР;

5)            проведение единой технической политики в области ремонта жилищного фонда;

6)            установление нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда по союзным республикам, министерствам, государственным комитетам и ведомствам СССР;

7)            установление единого порядка государственного учета Жилищного фонда;
8)            установление основных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений и пользования ими;

9)            установление единой для всех союзных республик минимальной нормы жилой площади и норм дополнительной жилой площади;

10)         установление размера квартирной платы и льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг;

11)         установление основных правил организации и деятельности жилищно-строительных кооперативов;

12)         государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда и установление порядка его осуществления;

13)         решение других вопросов общесоюзного значения в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда в соответствии с Конституцией СССР и настоящими Основами.

Статья 8. Компетенция союзных республик в области регулирования жилищных отношений.

Ведению союзной республики в области регулирования жилищных отношений вне пределов компетенции Союза ССР подлежат:
1)            законодательное регулирование жилищных отношений в республике;
2)            руководство жилищным хозяйством союзно-республиканского и республиканского подчинения, установление порядка организации и деятельности органов государственного управления этим хозяйством;
3)            установление плановых заданий по капитальному ремонту жилищного фонда в республике;
4)            осуществление государственного учета жилищного фонда на территории республики;
5)            установление нормы жилой площади;
6)            установление порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений и пользования ими;
7)            установление порядка и сроков внесения квартирной платы и платы за коммунальные услуги;
8)            установление правил и норм технической эксплуатации жилых домов и правил использования придомовых территорий;
9) установление порядка организации и деятельности жилищно-строительных кооперативов, прав и обязанностей их членов;
10)         осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда;
11)         решение других вопросов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.

Раздел II. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ

Статья 9. Государственное управление в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда.

Государственное управление в области Использования и обеспечения сохранности жилищного фонда осуществляется Советом Министров СССР. Советами Министров союзных республик, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, министерствами, государственными комитетами и ведомствами, имеющими в своем ведении жилищный фонд, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 10. Управление государственным и общественным жилищным фондом и фондом жилищно-строительных кооперативов.

Управлений жилищным фондом местных Советов народных депутатов осуществляется их исполнительными комитетами и образуемыми ими органами управления.

Управление ведомственным жилищным фондом осуществляется министерствами, государственными комитетами и ведомствами, в ведении которых находится этот фонд.

Управление общественным жилищным фондом осуществляется органами управления колхозов и других кооперативных организаций, их объединений, органами профсоюзных и иных общественных организаций в соответствии с их уставами (положениями).

Распоряжение и пользование жилыми домами и жилыми помещениями, являющимися имуществом государственно-колхозных и других государственно-кооперативных объединений, предприятий, организаций, финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт этих домов и помещений осуществляются порядке, предусмотренном настоящими Основами для общественного жилищного фонда.

Управление фондом жилищно-строительных кооперативов осуществляется органами управления жилищно-строительных кооперативов в соответствии с их уставами.

Статья 11. Участие общественных организаций и граждан в управлении государственным и общественным жилищным фондом и в обеспечении его сохранности.

Профессиональные союзы и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами, а также граждане участвуют в управлении государственным й общественным жилищным фондом и в обеспечении его сохранности.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установление очередности на получение жилой площади, а также ее распределение в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляются под общественным контролем и с соблюдением гласности.

Государственные органы обязаны всемерно учитывать предложения общественных организаций и граждан при осуществлении мероприятий по улучшению использования и сохранности жилищного фонда.

Статья 12. Жилищно-эксплуатационные организации.

Для эксплуатации государственного и общественного жилищного фонда создаются жилищно-эксплуатационные организации, деятельность которых осуществляется на основе хозяйственного расчета.

Жилищно-эксплуатационные организации обеспечивают сохранность жилищного фонда и надлежащее его использование, высокий уровень обслуживания граждан, а также контролируют соблюдение гражданами правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории.

Жилой дом может эксплуатироваться только одной жилищно-эксплуатационной организацией. Если для эксплуатации домов ведомственного жилищного фонда не может быть создана жилищно-эксплуатационная организация, эксплуатация осуществляется предприятием, учреждением и организацией, в ведении которых находятся эти дома.

Типовое положение о жилищно-эксплуатационной организации утверждается в порядке, устанавливаемом Советами Министров союзных республик или министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР.

Статья 13. Распоряжение жилыми помещениями.

Распоряжение жилыми помещениями осуществляется в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Распоряжение жилыми помещениями в домах государственного жилищного фонда осуществляется исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, предприятием, учреждением, организацией в зависимости от принадлежности жилого дома.

Распоряжение жилыми помещениями в домах общественного жилищного фонда осуществляется теми предприятиями, учреждениями, организациями, которым принадлежит дом.

Распоряжение жилыми помещениями в домах жилищно-строительных кооперативов и в домах, находящихся в личной собственности граждан, осуществляется этими жилищно-строительными кооперативами и гражданами.
Статья 14. Передача застройщиками исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов и другим организациям для заселения части жилой площади во вновь построенных домах.
Совет Министров СССР вправе определять основания и размеры передачи застройщиками исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов и другим организациям для заселения части жилой площади во вновь построенных за счет государственных капитальных вложений домах.
Статья 15. Распределение жилой площади в домах, построенных за счет средств, переданных в порядке долевого участия.

Жилая площадь в домах, построенных с привлечением в порядке долевого участия средств предприятий, учреждений и организаций, распределяется для заселения между участниками строительства пропорционально переданным ими средствам