ПРЕДИСЛОВИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ.

Марксистской педагогики, как законченной системы воспитания, пока еще нет и вряд ли скоро она будет написана. Между тем широкие учительские массы настойчиво требуют таких книг, которые’ в более или менее связном изложении освещали бы освоввые вопросы советской системы воспитания.

В последние годы в педагогической литературе накопилось очень много материала, который с разных сторон подходит к этому делу. В этой литературе есть вещи почти классические, которые целиком могут войти в педагогику переходного периода. И нам казалось возможным, отбирая по определенной системе этот материал, создать из него сборник или хрестоматию, дающую в основном представление о нашей производственно трудовой школе.

Наша трудовая школа (включая в это понятие все ее разновидности) является центром советской системы воспитания. Ограничивая поэтому сборник вопросами, по преимуществу освещающими нашу школьную систему, нам казалось, мы давали наиболее существенное из того, чем определяется советская педагогика.

• План нашего сборника составился следующим образом. Прежде всего мы даем социально-экономические обоснования тем принципам трудовой школы, которые легли в основу нашей системы, в том виде, в каком они были даны основоположниками марксизма и деятелями нашей революции. В этом отделе мы показываем, как при капиталистическом способе производства возникают образовательные институты, при которых обучение связывается с трудом, и как затем, диалектически развиваясь, в нашем рабоче-крестьянском государстве этот принцип связи обучения с производительным трудом становится основным формирующим началом советской системы воспитания.

Далее мы выделяем целый отдел, посвященный целям школы, и показываем, как эти цели полностью определяются классовыми

4

целями вообще: у отдельных идеологов—их классовой принадлежностью, в государственных системах—классовым характером государства. Таким образом мы подходим к определению целей и задач трудовой школы в нашей системе и в различных формулировках их с различных сторон освещаем вопрос о задачах нашей школы.

Если на целях школы отражаются классовые устремления вообще, то организационные формы ее (типы) зависят в каждый данный момент от имеющихся налицо в стране социально-экономических условий. С этой точки зрения мы и рассматриваем нашу систему народного образования, и этим же об‘ясняем некоторые различия, имеющиеся, например, в системах РСФСР и Украины. Ясно, что организационные формы нашей школы, зависящие от социально-экономических условий, не могут быть постоянными и будут изменяться вместе с изменением последних. Это в достаточной степени отражено в государственной системе образования РСФСР, что позволяет ей быть чрезвычайно гибкой и приспособляемой к соответствующим условиям; в третьем отделе книги и рассматриваются организационные формы нашей образовательной системы.

Четвертый отдел хрестоматии занимается вопросами, связанными с определением содержания главнейших типов нашей школы и методами работы в них. Здесь удается показать с особенной ясностью, как на содержании нашей школы отражается ее целевая установка и как это содержание целиком связывается с насущными задачами советского государства. Но нашу школьную систему отличает не только то, что она прорабатывает, но и как она работает, т. е. какие приемы и методы она применяет в практической постановке педагогического процесса. В этом случае она стремится использовать все наиболее прогрессивное* дающее наибольший воспитывающий эффект из того, что известно в современной педагогической практике. Описание этих методов и занимает вторую половину данного отдела.

Последний, пятый, отдел мы посвящаем теории и практике детского движения, так как считаем его в перспективе частью советской школьной системы. Если в начале возникновения детского д.-ижения было особенно много сторонников того мнения, которое признавало за детдвижением право самостоятельного и независимого от школы и от управляющих ею органов развития, то теперь все больше и больше раздаются

голоса за спайку школы и детдвижения в единую систему коммунистического воспитания. Коммунистическая школа рано или поздно должна включить в себя и коммунистическое детское движение, как одну из главнейших форм своей работы *). Поэтому вопросы детдвижения имеют сейчас особенно актуальное значение в едином плане советской школьной системы.

Таков план настоящей книги; по техническим условиям нам пришлось разбить ее на два выпуска. В первый выпуск мы включили первые три отдела; социально-экономические обоснования, цели и организационные формы советской трудовой школы; во второй вошли четвертый и пятый отделы; содержание и методы работы школы и школа и детдвижение.

План настоящей книги в основном дали работы семинария, руководимого редактором настоящей хрестоматии на московских высших научно-педагогических курсах, слушатели которых и являются ее составителями.

Такая точка зрения не разделяется одним из составителей книги, и в этом отделе дана статья, освещающая другой взгляд на взаимоотношения школы, педагога и детдвижения.

Советская производственно-трудовая школа, А.Г.Калашников