Цели и задачи производственно-трудовой советской школы


Цели и задачи производственно-трудовой советской школы. Классовая сущность нашей школы.

1. Наша школа должна быть классовой?

„Сейчас все земли, фабрики и заводы переданы рабочим и крестьянам. Рабочие ныне призваны не только стоять у станка и ходить за сохой, а и управлять имениями и орудиями производства—фабриками и заводами. И весьма естественно теперь стремление к науке, проснувшееся среди рабочих. Рабочие тянутся к науке и школе, и наша задача теперь—дать им эту науку и школу.

Иные нас упрекают в том, что школу мы делаем классовой. Но школа л была таковой во все время своего существования. Если сейчас мы видим саботаж со стороны учителей высшей школьной ступени, так это показывает, что эти учителя хотят монополизировать нашу школу, сделать ее орудием классовой борьбы, сделать ее оружием, направленным против рабочих и крестьян. Да чем же собственно и вызвана хотя бы эта продолжающаяся уже пятый год бойня, как не тем, что школа была использована врагами трудового народа в своих целях? В школах старого типа ребенку неминуемо внушаются национальные предрассудки; разжигается ненависть к другим народам, к рабочим другой национальности; юная мысль затемняется глупыми предрассудками. Школы в буржуазных странах насыщены ложью и клеветой в угоду буржуазии. Чувство ненависти к отдельным национальностям буржуазия как нельзя лучше использует в своих целях именно во время войны, которая дает им колоссальные барыши.

Взять хотя бы наше время. Сейчас у нас тысячи миллионеров, которые во время войны выросли, как грибы после хорошего дождя. Ям нужна война, чтобы обогащаться, а потому и

школу они, не задумываясь, использовали бы в своих чистоимпериалистических целях. Но мы не должны допустить до этого. Мы говорим, что и наша школа будет классовой, но преследующей интересы исключительно трудовых слоев населения.

Необходимо приложить все силы, энергию и знания, чтобы возможно скорее возвести здание нашей будущей трудовой школы, которая лишь одна сумеет оградить нас в будущем 01 всяких мировых столкновений и боен, подобной той, что продолжается уже пятый год* (Ленин. Т. XV, стр. 417).

„Самое главное—это вопрос отношения просвещения к нашей политике. Мы на всей линии просветительной работы не моягем стоять на старой точке зрения об аполитичности просвещения, не можем ставить просветительную работу вне связи с политикой.

Такая мысль господствовала и господствует в буржуазном обществе. Название „аполитичность* или „неполитично-ть" просвещения—это есть лицемерие буржуазии, это есть не что иное, как обман масс. Буржуазия, господствуя во всех теперь еще буржуазных странах, занимается именно этим обманом масс.

Во всех буржуазных государствах связь политического аппарата с просвещением является чрезвычайно крупной, хотя признать это прямо буржуазное общество не может. Между тем это общество обрабатывает массы через церковь, через весь институт частной собственности.

Наша основная задача состоит в том между прочим, чтобы в противовес буржуазной правде противопоставить свою правду и заставить ее признать* (Ленин. Т. XVIII, ч. II. стр. 178—179).

Н. Ленин.



Советская производственно-трудовая школа, А.Г.Калашников