Характер и задачи воспитания


Б. Характер и задачи воспитания.

I. Наши воспитательные задачи.

Мы знаем, что коммунистического общества нельзя построить, если не возродить промышленности и земледелия: при чем надо возродить их не по старому. Надо возродить их на современной, но последнему слову науки достроенной, основе. Вы знаете, что этой основой является электричество, что только когда произойдет электрификация всей страны, всех отраслей промышленности и земледелия, когда вы эту задачу усвоите, только тогда вы для себя сможете построить то коммунистическое общество, которого ие сможет построить старое поколение.

Перед вамп стоит задача хозяйственного возрождения всей страны, реорганизация, восстановление и земледелия и промышленности на современной технической основе, которая покоится на современной науке, технике, на электричестве.

Вы прекрасно понимаете, что к электрификации неграмотные люди не подойдут, и мало тут одной простой грамотности. Здесь недостаточно понимать, что такое электричество; надо

- 62} -

знать, как технически приложить его и к промышленности, и к земледелию, и к отдельным отраслям промышленности и земледелия. Надо научиться этому самим, надо научить этому все подрастающее трудящееся поколение;

Вот задача, которая стоит перед всяким сознательным коммунистом, перед всяким молодым человеком, который считает себя коммунистом и ясно отдает себе отчет, что он, вступив В Коммунистический Союз Молодежи, взял на себя задачу помочь партии строить коммунизм и помочь всему молодому ■околению создать коммунистическое общество. Он должен «гонять, что только на основе современного образования он может это создать, и если он не будете обладать этим образованием, коммунизм останется только пожеланием.

У предыдущего поколения задача сводилась к свержению буржуазии. Тогда главной задачей была критика буржуазии, развитие в массах ненависти к ней, развитие классового сознания, уменья сплотить свои силы.

Перед новым поколением стоит задача более сложная. Мало того, что вы должны об'единить все свои силы, чтобы поддержать рабоче-крестьянскую власть против нашествия капиталистов. Это вы должны сделать. Это вы прекрасно поняли, это отчетливо представляет себе коммунист. Но этого недостаточно.

Вы должны построить коммунистическое общество. Первая

(половина работы во многих отношениях сделана. Старое разрушено, как его и следовало разрушить, оно представляет из себя груду развалин, как и следовало его превратить в груду развалин. Расчищена почва, и на .этой почве молодое коммунистическое поколение должно строить коммунистическое общество.

Перед вами задача строительства, и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то жп^ое, что об'единяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы. >

Вот задача ваша, которой вы должны руководствоваться в деле образования, воспитания, поц'ема всего молодого поколения. Вы должны быть первыми строителями коммунистического общества среди миллионов строителей, которыми должны быть всякий молодой человек, всякая молодая девушка (Из речи на III с/езде РКСМ в 1920 г.).

Н. Ленин.

                                                                                                                                                                                                                                                                                        

2. Воспитательные задачи нашего времени.

/г Иной раз говорят, что задачей коммунистического просвещения является воспитание тцов о го человека. Это немного обще, черезчур патетично... Нет никакого сомнения в том, что человек будущего, гражданин коммуны, будет очень интересным

и привлекательным существом... Но сегодняшней задачей нашей еще не является—к сожалению, если хотите—воспитание этого человека будущего. Утопическая, гуманитарно-психологическая точка зрения считает, что надо раньше воспитать нового, человека, а он уже затем создаст новые условия. Мы этому не верим. Мы знаем, что человек есть продукт общественных условий и выскочить из них он не может. Но мы знаем и кое-что другое, а именно: что существует сложное, активно-действенное взаимоотношение между условиями и человеком: сам человек есть орудие исторического действия и не последнее по счету. Так вот в этом сложном историческом переплете среды и активнодействующего человека мы то сейчас создаем не отвлеченного,// гармонического и совершенного гражданина коммуны, .— о, нет/ мьы формируем конкретного человека нашей эпохи, который должен еще только бороться за создание условий, из которых вырастает гармонический гражданин коммуны. А это не одно и то же... Уже по одному тому, что если сказать откровенно, то ведь наш правнук, гражданин коммуны, будет не революционером. На первый взгляд это кажется неверным, почти обидным, но это так... Как бы невольное чувство обиды за потомков, лишенных революционного звания, до не забудем, что революционер есть продукт определенных исторических условий; продукт классового общества. Революционер — не психологическая абстракция. Сама революция—не отвлеченный принцип, а материальный исторический факт, выросший из классовых антагонизмов, из насильственного преодоления класса классом. Б соот, ветствии с этим революционер есть конкретно-исторический следовательно, временный тип. Мы с вами по справедливости гордимся принадлежностью к этому типу, но нашей работой мы подготовляем условия для такого общества, где не будет классового антагонизма, не будет революций, а, стало быть, не будет и революционеров...

Мы еще не завершили нашей конкретной, исторической политически-революционной задачи, которая состоит в том, чтобы ниспровергнуть классовое общество. Следовательно, воспитательная задача наша отнюдь еще не состоит в том, чтобы лабораторным путем в архи-негармоническом переходном обществе,... чтобы в этих условиях лабораторным путем создавать гармонического гражданина коммуны. Такая задача была бы жалкой ребяческой утопией. Мы должны создавать борцов-революцио-неров, которые явились бы восприемниками и продолжателями еще исторически незавершенной революционной традиции.

...У нас дело идет о с т ро и те л ь ётЪ ё р а б о че го класса, который впервые строит для себя и по своему плану. Этот исторический план, хотя бы еще крайне несовершенный и сбивчивый, должен об'единить все части и частицы работы, все углы и закоулки ее единством большого творческого замысла... Все наши отдельные и малые задачи — вплоть до советской торговли в розницу —

й

Г>4

входят, как части, в план господствующего рабочего класса, направленный им на преодоление всей хозяйственной и культурной слабости. В конце-концов и самый героический баррикадный бой распадается на детали: доставка бревен, опрокидывание' телег, установка заграждений и пр., и пр. Но все это связывается высшим революционным напряжением борцов во имя большой исторической цели. Единство большой цели и вырывает человека из мещанского крохоборчества, из обывательской тины, подымая его над уровнем одних только мелких повседневных забот, окрыляет его жизнь даже при самом скромном деле его участия в общей работе. Социалистическое строительство есть плановое строительство величайших масштабов, и через все приливы и отливы, ошибки и повороты, через все иввилины нэпа партия преследует свой большой план, в духе зтого плана воспитывает молодежь, учит каждого связывать свою частную функцию с общей задачей, которая требует сегодня тщательно пришивать советскую пуговицу, а завтра бесстрашно умирать под знаменем коммунизма.

Советская техника поднимается на уровень революционной политики. Слесарь, ткач, мастер, инженер—сознательные участники общего хозяйственного плана, должны стать таковыми. Техническое обучение молодежи—не'только специализация, но и подготовка к участию в плановом строительстве, в революционном зодчестве.

Л. Троцкий



Советская производственно-трудовая школа, А.Г.Калашников